Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
История развития европейской социологической мысли
Различают несколько этапов из истории социологии: Классика, модерн и постмодерн
Основатель социологии – О. Конт. Ввел термин. Под социологией понимал совокупность знаний об обществе. Социология должна взять из естествознания методы: наблюдение, эксперимент, сравнительный анализ. Делил социологию на социологию статики и динамики.
В античности 2 традиции:
В средние века человек – гражданин мира. Человечество в нем едино. Доминирование идеи регресса. Утопические идеи – Бэкон Компенело. Макавелли знаменует переход от социологии утопизма к реализму. Создал теорию разделения государственного и гражданского общества.
Новое время – Гобс. Понятие общественного договора. Локк. Государство – желаение сохранить свободу и естественность.
Спенсор – 1 социолог. Основоположник эволюционизма. Слабость идей организицизма. Сформулировал теорию эволюции. Соц эволюция – часть всеобщего 2 фактора в ней: борьба за существование, естественный отбор 2 формы эвол: интеграция, дифференциация 3 фазы: неорганическая, органическая, надоорганическая
Соц эволюция – часть надорганич, которая отличает уровни сложности, изменения и важности следствия.
19-20 вв психология в социологии выступает общей тенденцией. Психологи стали учитывать социологический фактор. Лебон – основатель соц психологии. Анализирует проблемы психики. Отмечал ее особенности как преимущественно соц характер, заражен общей идеей, утрата относительности, догматизм, внушение. Критиковал идеи сознализма. Полагал, что в силу волевой неразвитости и низкого интеллекта больших масс людей, ими правят инстинкты, особенно в толпе. Происходит снижение уровня интеллекта, исчезают личность как таковая. Лидеры – люди с чертами психического отклонения.
Социология развивалась в основном в Западной Европе, но свой вклад в социологическую науку внесли и русские мыслители:
Особенности социологии в США – ориентация на практическую работу. Главная проблема – отсутствие теоретической и методологической базы. В развитии американской социологии можно выделить три основных этапа. Первый из них, охватывающий период с начала ХХ в. до 1950-х гг., характеризуется отсутствием единой социологической теории, которая выступала бы в качестве общепризнанной парадигмы. Второй этап (50–60-е гг.) связан с преобладанием структурного функционализма, претендовавшего на роль такой парадигмы. Третий этап (с конца 60-х гг.) отличают распад «ортодоксального консенсуса», опиравшегося на теорию Парсонса, и выдвижение нескольких конкурирующих теоретических подходов. Вместе с тем с середины 80-х гг. наметилась все более усиливающаяся тенденция к теоретическому синтезу, которая получила выражение, в частности, в формировании социологической теории неофункционализма. Развитие американской социологии права как раздела общей социологии также прошло через указанные этапы.
В развитии социологической мысли в России исследователи выделяют три основных этапа. Первый этап — с середины XIX века до 1918 года XX века, второй — с начала 20-х годов до конца 50-х годов, третий — с начала 60-х до наших дней Первый этап развития социологической мысли в России — с середины XIX века до 1918 года XX века Этот этап, прежде всего связан с творчеством таких крупных социальных мыслителей, как П. Л. Лавров (1829 - 1900) и Н. К. Михайловский (1822 -1904). Развиваемое ими направление социальной мысли получило название субъективной социологии. Основополагающие идеи этого направления были впервые сформулированы в знаменитых “Исторических письмах” П. Л. Лаврова (1870). Как и у других классиков теоретической социологии — О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, в центре внимания субъективной социологии стояли разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей и направленности его развития. Второй этап — с начала 20-х годов до конца 50-х годов Второй период развития социологической имели в России характеризуется нарастанием процесса институционализации, приобретением социологической наукой статуса социального институт Третий этап развития социологии - с начала 60-х до наших дней Возрождение социологии как науки начинается на третьем, рассматриваемом нами этапе. Первые признаки “подъема” обнаруживаются в конце 50-х — начале 60-х годов, на волне “хрущевской оттепели”. В этот период были ведены масштабные социологические исследования по изучению научно-технического прогресса на социальную и профессиональную структуру работников, их отношение к труду. Большое распространение получило “социальное планирование”, составление планов социального и экономического развития промышленных предприятий, колхозов и совхозов и даже некоторых городов
Ф. Теннис является родоначальником формально-аналитической школы в социологии. Ее представители (Г. Зиммель, Л. фон Визе) видели главную задачу в конструировании абстрактно-теоретических схем, предназначенных для анализа любых явлений прошлого и настоящего.
Основу теоретической социологии образуют два ключевых понятия «община» и «общество», которые строятся как парные дихотомические термины, обладающие противоположным содержанием.
В основу дихотомии двух типологических общественных устройств он положил характер господствующих в них общественных (межличностных отношений).
Отношениям типа «община» присущи такие черты как интимность и доверительность между людьми, привязанность, взаимная симпатия и т.д.
Межличностные отношения типа «общество» характеризуется противоположными свойствами - формально-рациональными отношениями между людьми, расчетливостью, ориентацией на получение выгоды и коммерческого успеха.
Источником двух противоположных типов социальных связей выступает воля человека. В «общине» господствует «естественная» воля, в «обществе» - рациональная. Такого рода понятийные конструкции в последствии были названы идеальными типами и их эвристические возможности были убедительно раскрыты Э. Дюркгеймом, М. Вебером, Р. Редфилдом, Г. Беккером, Т. Парсонсом.
Ученые по-разному объясняли причины объединения индивидов в общество: для удовлетворения своих потребностей люди нуждаются друг в друге, говорил Платон; человек обладает " социальным инстинктом", а само общество - это " творение природы", возражал ему Аристотель; под давлением обстоятельств люди вынуждены (по общественному договору) отдать обществу контроль над своими действиями, что создает " моральное и коллективное единство", утверждал Руссо.
Общество – совокупность идей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимодействия и взаимосвязи в целях удовлетворения своих потребностей, характеризующиеся самовоспроизведением, саморазвитием, самодостаточностью.
Огюст Конт считал общество результатом всеобщего закона усложнения и гармонизации любых систем, а общество - это сложное, организованное целое, элементами которого являются не индивиды, а общественные (социальные) образования - семьи, партии, государства и т.д. Конту можно возразить, что любое общественное образование " распадается" на индивидов, его составляющих. Индивид - неделимый атом общества. А оно - объединение индивидов. Но какое? Добровольное или принудительное? Организованное или стихийное? Кажется, однако, что человека об этом не спрашивают: он попадает в общество, едва родившись, еще не обладая волей и тем более ее свободой, чтобы решать вопрос о принудительности или добровольности приобщения к обществу. Вовлечение индивида в социум, его социализация - это объективный процесс, не зависящий от воли и сознания индивида. Общество опутывает его незримой паутиной отношений, взаимных интересов, стимулов и принуждений. Но по мере взросления и приобретения знаний растет способность индивида к автономии, возрастает степень его свободы воли и, следовательно, опасность того, что его поведение будет не таким, " как у всех", будет отклоняться от общепринятых норм и здравого смысла общества. Между обществом и индивидом нарастает внутреннее напряжение, грозящее перерасти в конфликт, в котором сталкиваются стремление индивида строить жизнь по своей индивидуальной мерке и стремление общества стандартизовать эту мерку, подчинить ее общественному благу. Этот конфликт сам по себе является постоянным и полезным, потому что выход из него всегда ведет к негативным последствиям: победа индивидуализма ведет к анархии, победа общества над индивидом - к тоталитаризму, к разрушению личности. Подобную ситуацию изобразил английский писатель Олдос Хаксли в романе-антиутопии " О дивный новый мир" (другое название - " Лучший из миров" ), опубликованном в 1932 году. Автор описывает технократическое общество, где за каждым индивидом закреплена определенная функция в зависимости от его биологических способностей. Любого индивида можно заменить другим, наделенным такими же способностями. В советской идеологии существовало твердое убеждение, что человек - это " винтик" общественной машины, что " незаменимых людей нет". На самом деле каждый человек незаменим, и общество нуждается в каждом именно со стороны его незаменимых качеств. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы