Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Стратификация и институционализация



Понятие «институт» (от лат. institutum - установление, учреждение) - одно из центральных в социологии, поэтому изучение институциональных связей служит одной из основных научных задач, стоящих перед социологами.

Процесс образования институтов - институционализация - подразумевает замену спонтанного и экспериментального поведения на поведение регулированное, ожидаемое, предсказуемое. Это процесс, этапами которого выступают:

  • возникновение потребностей, удовлетворение которых требует совместных организованных действий;
  • появление в ходе стихийного социального взаимодействия социальных норм и правил, а также принятие, применение этих норм и установленных санкций для их поддержания;
  • создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института;
  • создание формальных и неформальных организаций, регулирующих и упорядочивающих функционирование социального института.

Конкретными примерами институционализации могут являться: превращение народных собраний в парламент; изречений, творческого наследия мыслителя — в философскую или религиозную школу; увлечения каким-либо жанром популярной музыки — в субкультурную организацию

.

Социология нации

На́ ция (от лат. natioплемя, народ) — исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе: общности происхождения, языка, территории, общности (единства и целостности) сферы общественного самоуправления, психического склада, проявляющегося в общности культуры.

 

Изучение этнических структур необходимо для понимания специфики современного общественного развития. Национальная проблематика находит свое место и в экономике, демографии, политологии, этнографии и других гуманитарных науках.
Социология наций, национальных отношений изучает социально-экономические, социально-политические, культурные, образовательные процессы, вопросы ассимиляции, консолидации и интеграции наций и народностей.

 

  • В западной социологии для характеристики межнациональных процессов используются следующие подходы:
    • ассимиляция - добровольная или насильственная. В США она шла на основе англоконформизма, в России - славяноконформизма. Хотя это всегда взаимный процесс обогащения культуры. Пельмени - татарское блюдо, а татары занимаются огородничеством, плотницким ремеслом, которое переняли у русских и т.п.
    • плюрализм - самостоятельное сосуществование этнических групп. Самый яркий пример - Швейцария, где три четверти населения - немцы, но итальянцы и французы не утратили ни языка, ни своего образа жизни. Для России это тоже типичная картина. Правовая защита этнических меньшинств, например малых народов Севера в Канаде, США и России.

В последнее время в России стали все отчетливее проявляться тенденции " реассимиляции", то есть растущего стремления определенной части нерусского населения, до некоторых пор причислявшего себя к русским, вернуть свою прежнюю этническую принадлежность.


Национальные конфликты

Одна из фундаментальных потребностей человека -- потребность принадлежности к какой-либо общности -- семейной, родовой, профессиональной и т.п. Важнейшее место в этом ряду принадлежит общности этнической. Самоидентификация «я -- русский» или «я -- украинец» -- это не просто фиксация некоей прикрепленности индивида к сетке социальных координат, но и выражение глубинной потребности человека быть частью одной из наиболее устойчивых социальных общностей -- этноса. Какое-либо ущемление этой потребности неминуемо ведет к появлению конфликтов.Несмотря на уже довольно долгую историю науки этнологии общепризнанного понятия «этнос» так и не выработано. Разные этнологические школы выдвигают на первый план то объективные факторы формирования этносов (связь с природной средой, общность территории, языка), то субъективные (самоназвание, общность духа, религии, чувство солидарности), то природные, то исторические. В. А. Тишков предлагает следующее определение: «Этничность утверждает себя вполне определенно как устойчивая совокупность поведенческих норм или социально-нормативной культуры, которая поддерживается определенными кругами внутриэтнической информационной структуры (языковые, родственные или другие контакты)». Этническая идентичность задается, прежде всего, внутригрупповыми нормами поведения, особенности которых фиксируются языковыми, психологическими, нравственными, эстетическими, религиозными и прочими средствами культуры. Дополнительные прочность и единство этносу придают общность истории и сплоченность вокруг общих символов.

Наряду с понятием «этноса» для характеристики отношений между народами используется понятие «нация». В мировой практике оно означает союз граждан одного государства. В этом смысле данное слово используется, например, в названии -- Организация Объединенных Наций. Это организация не каких-то экономических или культурных сообществ, а именно суверенных государств, которые принято называть национальными потому, что, как правило, государства Нового времени формировались на базе одного или нескольких крупных этносов. Поэтому, определяя соотношение понятий «этнос» и «нация», можно было бы сказать, что нация -- это этнос, обретший свою государственность.

Только при этом надо обязательно подчеркнуть, что границы между государствами никогда точно не совпадали с границами локального проживания представителей конкретных этносов. Многие этносы вообще часто оказывались разделенными границами государств (поляки, армяне). А логика становления крупных государств диктовала необходимость объединения множества этносов под одну государственную «крышу». Например, американцы (граждане США) -- это одна нация. Хотя этносов в ней перемешано множество.

В сегодняшнем мире насчитывается около 200 суверенных государств. «На подходе» -- еще примерно столько же (имеются в виду этносы, официально заявившие о своих притязаниях на самостоятельную государственность). А всего этносов, по некоторым оценкам, более 5000. В одной только России их около тысячи.

И естественно между этническими общностями существовали и существуют конфликты и столкновения интересов. Существуют самые разные точки зрения на суть, происхождение, структуру, типологию конфликтов. Одни исследователи считают конфликт логическим концом, предельным случаем обострения противоречий, другие называют его особым видом социального взаимодействия, третьи - социальной болезнью, четвёртые - нормальным состоянием динамического общества Платонов Ю.В. Социальные конфликты на производстве // Социс.- 1991.- № 11.- С. 20.. В принципе, любое из этих пониманий конфликта содержит в себе рациональное зерно, и не следует отбрасывать его с ходу. Однако необходимо помнить, что хотя чаще всего национальный конфликт рассматривается лишь как частный случай социального конфликта, он всё же обладает рядом специфических черт.

Нередко один конфликт представляет собой совокупность различных конфликтов. Например, один из самых старых конфликтов - армяно-азербайджанский - представляет собой сплетение самых разных проблем: социально-экономическая отсталость карабахского региона, стремление армянского населения к воссоединению с исторической родиной, религиозные противоречия, больная историческая память, межгосударственные противоречия двух суверенных республик, попытки отвлечь военным конфликтом население от внутренних проблем обоих государств и т.д.

Таким образом, современные проблемы, противоречия и конфликты в сфере национальных отношений являются сложной и специфической частью социальной реальности. Недооценка их чревата серьёзными последствиями для общественного развития, а это требует раскрытие причин, порождающих проблемы, противоречия и национальные конфликты, механизма протекания, поиски вариантов решения и возможностей управления ситуациями и их возможными социальными последствиями. Но наиболее эффективный способ разрешения любого конфликта, в том числе и национального, это его предотвращение. И здесь очень важную роль играет грамотная национальная политика государства.

18. Социология семьи - одна из старейших социальных дисциплин. Проблема брака и семьи всегда представляла массовый и устойчивый интерес. Институт семьи всегда находился в центре внимания социологии.

Семья имеет двойственный характер: с одной стороны - социальный институт, с другой - малая группа, которая развивается и функционирует по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных, религиозных и иных отношений.

Семья - социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг от друга.

Семья подразумевает реализацию ряда социальных функций (например, воспитание детей), включает совокупность общих ценностей, являющихся переплетением статусов и ролей.

Социология семьи является одной из старейших социальных дисциплин. И это понятно. Ведь ее объект изучения - социальный институт семьи - в истории человечества играет ведущую роль. Соответственно, научные труды, так или иначе описывающие и объясняющие формы общественной жизни, не могли не зафиксировать непреходящее значение семейно-родовой организации бытия.

Семья как бы вплетена в коренные основы жизнедеятельности и образует базовые предусловия функционирования социума путем физического и социокультурного замещения поколений благодаря рождению детей и поддержанию существования всех членов семьи. Без этого воспроизводства населения и социализации потомства невозможно восполнение всех социальных образований, обеспечение социальной жизни.

Вместе с тем, реализация основных функций семьи не есть следствие каких - либо биологических регуляторов или механизмов, а представляет собой результат специфических социальных процессов, происходящих в широком социальном контексте. Семья включает в себя разнородные компоненты, связанные с физиологическими процессами, с психологической динамикой взаимоотношений, с нормами и ценностями культуры, с экономическими условиями рынка и производства, с демографическими изменениями, с институтами армии, церкви, здравоохранения, правительственного управления и с историческими трансформациями в целом.

В связи с этим можно напомнить знаменитое отступление от марксизма одного из его основоположников Ф. Энгельса, который считал, что определяющим моментом в истории является " ступень развития" труда, с одной стороны, и с другой - семьи.

Разрушение крестьянского семейного хозяйства, семейная дезорганизация и крах родительского влияния на детей в городах сыграли, думается, не последнюю роль в кризисе нашего общества. Втягивание в сферу наемного труда на государственные предприятия поголовно всех женщин и мужчин трудоспособного возраста, ликвидация всех форм частного семейного производства и превращение семьи в ячейку бытового самообслуживания обескровило экономику страны, разрушило преемственность семейных поколений и низвело социализацию детей до элементарных контактов по поводу физиологического цикла жизни.

Семейные конфликты

Семья -это основаннное на браке или кровном родстве объедининие людей, связанных общностью быта, взаимной моральной отвественнностью и взаимопомощью.Ни одна сфера жизни человека не свободна от конфликтов. Исключением не является и семья. Конфликт — это столкновения, серьезные разногласия, во время которых человека обуревают неприятные чувства или переживания.

При спорах и раздорах любая семья и взаимоотношения в ней могут сохраниться, дать трещину или распасться. Но люди хотят помогать друг другу и поддерживать взаимоотношения. Это желание сохраняется даже тогда, когда появившиеся разногласия вызывают конфликт.
Самое главное, чтобы противоположные стороны видели смысл сохранения отношений. Если же они не видят смысла сохранить их, то они не заинтересованы в его улаживании. Итак, для улаживания конфликта необходимо, чтобы все участники признали, что каждый из них ценен сам по себе как личность, что в позициях оппонента могут быть свои достоинства, что каждого волнуют свои (иногда одинаковые) проблемы и что у каждого из них где-то глубоко внутри скрыто одно желание: уладить конфликт и сохранить взаимоотношения.
Женатые люди сегодня сталкиваются с большими проблемами, чем они ожидали, собираясь вступать в брак.
Брак соединяет двух людей с разными пристрастиями, разным семейным окружением, разным уровнем зрелости, - разные темпераменты под одной, иногда крошечной крышей. Финансовые проблемы становятся еще одним бременем в супружеских трудностях. Когда на сцене появляются дети, вырастают конфликты по разным воспитательным подходам.
Сопоставьте эти проблемы со знанием о том, что часто брак не получается, потому что один или оба партнера вступают в брак, не понимая, что они делают. Иногда они слишком молоды, чтобы понять, что же такое брак, или они, возможно, слишком эгоцентричны, чтобы отдавать так же много, как они получают.

К тому же, бытом многих семей правят сейчас три докультуры: психологическая неграмотность – незнание женской и мужской психологии, азов эмоционального общения в семье; половое невежество – незнание законов человеческой сексуальности, разладов мужской и женской половой природы и способов их смягчения; воспитательная неграмотность – незнание коренных отличий детской психологии от взрослой, неумение воспитывать детей в ключе их психологии и в духе нынешнего образа жизни.

Эти три невежества чрезвычайно усложняют жизнь большинства семей, особенно молодых, тогда как знания могут очень помочь им. Впрочем, одних знаний здесь явно не хватает. Семья попала сейчас в острый кризис: взрыв разводов и одиночества, увеличение количества абортов, падение рождаемости.

Данная работа посвящена изучению основных причин семейных конфликтов, т. к. только зная причины конфликта, можно управлять его ходом и, что не менее значимо, предотвращать его.

Предмет работы – причины семейного конфликта, а объектом изучения является сам конфликт.

Можно предположить, что одной из основных причин семейных конфликтов является недостаточная осведомлённость супругов друг о друге. Следствием является и личностное непонимание, и различные взгляды на воспитание ребёнка, и нетерпимость к проступкам другого, и, наконец, неудовлетворённость семейной жизнью.

Цель и гипотеза ставят перед нами следующие задачи:

1. Исследование основных причин конфликтов в семье.

2. Изучение способов разрешения конфликтных ситуаций у исследуемых пар.

3. Выявление уровня терпимости каждого из супругов.

20. Природа малых групп. Как реальная совокупность индивидов, связанных социальными отношениями, малая группа стала рассматриваться социологами сравнительно недавно. Так, еще в 1954 г. Ф.Олпорт трактовал малую группу как «совокупность идеалов, представлений и привычек, повторяющихся в каждом индивидуальном сознании и существующих только в этом сознании»Реально же, по его мнению, существуют лишь отдельные индивиды. Только в 60-х годах возник и стал развиваться взгляд на малые группы как на реальные элементарные частицы общественной структуры
Малой группой называют объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми.
Пример: спортивная команда, школьный класс, нукле-арная семья, молодежная тусовка, производственная бригада.
Известны следующие определения малой группы:
Дж. Хоманс: малая группа представляет некоторое число лиц, взаимодействующих между собой в течение определенного времени и достаточно малочисленных, чтобы иметь возможность контактировать друг с другом без посредников.
Р. Мертон: малой группой называется совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к ней и считаются членами данной группы с точки зрения других.
Р. Бейлз: малая группа — это некоторое число людей, активно взаимодействующих между собой в течение более чем одной встречи лицом к лицу, так что каждый получает определенное представление обо всех остальных, достаточное, чтобы различать каждого персонально, реа*гировать на него либо во время встречи, либо позже, вспомнив его.
Количество определений малой группы в литературе приближается к ста. При знакомстве с ними обращает внимание их составной характер: как правило, в каждом из них соединяется несколько признаков изучаемого явления.
Теперь необходимо расшифровать количественные характеристики малой группы.. В литературе довольно давно идет дискуссия о нижнем и верхнем пределах малой группы. В большинстве исследований число членов малой группы колеблется между 2 и 7 Это совпадает с представлением, имеющим широкое распространение, о том, что наименьшей малой группой является группа из двух человек — так называемая «диада».
С этим представлением соперничает другая точка зрения относительно нижнего предела малой группы, полагающая, что наименьшее число членов малой группы не два, а три человека. И тогда, следовательно, в основе всех разновидностей малых групп лежат так называемые триады. Есть попытки привести аргументы в пользу триады как наименьшей единицы малой группы (Социально-психологические проблемы руководства и управления коллективами, 1974). Опираясь на экспериментальный опыт исследования малых групп как субъектов и объектов управления, авторы приходят к следующим выводам. В диаде фиксируется лишь самая простейшая, генетически первичная форма общения — чисто эмоциональный контакт. Однако диаду весьма трудно рассмотреть как подлинный субъект деятельности, поскольку в ней практически невозможно вычленить тот тип общения, который опосредован совместной деятельностью: в диаде в принципе неразрешим конфликт, возникший по поводу деятельности, так как он неизбежно приобретает характер чисто межличностного конфликта. Присутствие в группе третьего лица создает новую позицию — наблюдателя, что добавляет существенно новый момент к возникающей системе взаимоотношений: этот «третий» может добавить нечто к одной из позиций в конфликте, сам будучи не включен в него и потому представляя именно не межличностное, а деятельное начало. Этим создается основа для разрешения конфликта и снимается его личностная природа, будучи заменена включением в конфликт деятельностных оснований.


  1. Разновидности групп и отличительные признаки малой группы от других степеней общности

1. Социально-демографические (аскриптивные) - группы, формирующиеся по принципу: территориальному, родства, возраста, пола, расы, этноса.
2. Статусные группы - профессиональные, классовые (по сословиям, кастам).
3. Целевые группы и/или организации - коллективы, специально созданные для обслуживания социальных институтов, социально-демократических и статусных групп).
4. По численности - большие, средние, малые. Малые группы - устойчивые объединения, характеризующиеся прямыми взаимодействиями и небольшим количеством участников (от 2-3 до 20-25), (диады, триады).
5. Формальные и неформальные группы.
6. Первичные (семья, круг знакомых) и вторичные группы.

 

Отличительные признаки малой группы: пространственное и временное соприсутствие людей. Это соприсутствие людей дает возможность контактов, которые включают интерактивные, информационные, перцептивные аспекты общения и взаимодействия. Перцептивные аспекты позволяют человеку воспринимать индивидуальность всех других людей в группе и только в этом случае можно говорить о малой группе.
  1. Групповые эффекты поведения

Самыми разными гранями своей психики люди реагируют на окружающих. Поэтому наиболее популярным является определение социальной психологии как науки, которая пытается понять и объяснить, какое влияние оказывает на мысли, чувства и поведение индивидов действительное, воображаемое или предполагаемое присутствие других. Реакция человека на присутствие других проявляется в виде веера самых разнообразных эффектов.

Групповые эффекты — это механизмы функционирования группы, посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния. Они являются средствами, обеспечивающими интеграцию индивидуальных действий в совместной групповой деятельности и общении. Здесь мы рассмотрим 15 основных групповых эффектов:

  1. Эффект социальной фасилитации (ингибации).
  2. Эффект «принадлежность к группе».
  3. Эффект Рингельмана.
  4. Эффект «синергии».
  5. Эффект «группомыслия».
  6. Эффект «конформизма».
  7. Эффект «моды» (подражания).
  8. Эффект «ореола».
  9. Эффект «группового фаворитизма».
  10. Эффект «группового эгоизма».
  11. Эффект «маятника».
  12. Эффект «волны».
  13. Эффект «пульсара».
  14. Эффект «бумеранга».
  15. Эффект «мы — они».

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.035 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь