Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Культура как система ценностей, норм и образцов поведения.



В современном обществе под культурой понимаются все духовные и материальные ценности, созданные человеческим сообществом. Культура бывает духовная и материальная.

В социологии под культурой подразумевается то в социальной жизни, что не определяется биологической составляющей человека, т.е. инстинкты. Это искусственное образование, созданное совместными действиями многими поколениями людей и воссоздаваемое, поддерживаемое каждым поколением. Под культурой, таким образом, в социологии понимают созданную людьми искусственную предметную и идеальную среду, определяющую социальную жизнь людей. Культура включает в себя:

1. Вещи – материальная культура.

2. Символические объекты, т.е. ценности и нормы. Под ценностями понимаются идеальные представления и материальные объекты определенных людей и социальных групп, имеющих для них важно и определяющие их социальное поведение. Под нормами понимают определенные правила и положения, осуществляющие руководящую функцию по отношению в определенных социальных группах.

3. Образцы человеческих отношений, социальных связей. Т.е. относительно устойчивый способ восприятия, мышления и поведения людей.

Культурные универсалии – совмещенные, слитые в единое целое ценности, нормы и образцы поведения. Именно на основании этих культурных универсалий, каждое общество определенным образом способствует удовлетворению физиологических, психологических и социальных потребностей человека. Они вместе с другими элементами общества образуют его культурную структуру. На основании универсалий можно сравнивать различные общества, лучше понимать обычаи других культур.

В культуре существует такое понятие как этноцентризм – это непонимание других культур, оценка их с позиции превосходства (национализм).

Функции культуры:

1. Социальная интеграция – т.е. формирование общества, поддержание его единства и идентичности.

2. Социализация – воспроизводство социального порядка современным поколением и передача его следующему поколению.

3. Социальный контроль – обусловленность поведения людей определенными нормами и образцами, свойственными данной культуре.

4. Культурный отбор – отсеивание ненужных социальных норм и развитие таких, которые удовлетворяют господствующие в данном обществе ценности.

 

Социальные группы и общности. Их роль в развитии общества

Социальные группы – объединение людей, связанных системой социальных ценностей, норм и образцов поведения, все члены которого участвуют в деятельности.

1) По способу организации социальные группы подразделяются:

a. формальные – группы, цель и структура которых заранее четко определена (воинские подразделения).

b. неформальные – образуются стихийно, социальные связи и отношения в них формируются под воздействием данной социокультурной среды в процессе их деятельности по достижению поставленной цели. Причем цель в неформальной группе зачастую четко не осознается всеми ее членами. (наркоманы, бомжи).

2) По степени частоты социальных контактов:

c. первичные – как правило, небольшие, очень тесно сплоченные, а все ее члены хорошо знают друг друга (семья, друзья).

d. вторичные – более многочисленные и могут состоять из нескольких первичных групп. Они менее сплоченные и степень влияние на каждого его члена меньше (курс в вузе, школьный коллектив).

3) По принадлежности к социальным группам определенных индивидов, социологи выделяют:

a) ингруппы – группы, в которые индивид воспринимает как «мои», «наши» и к которым он ощущает свою принадлежность (моя семья, наш класс).

b) аутгруппы – группы, к которым члены ингруппы относятся как к чужим, зачастую враждебно. У каждого индивида ингруппы существует своя оценка аутгруппы: от нейтральной до агрессивно-враждебной.

 

 

Кроме понятия «группа», в социологии существует также понятие как квазигруппа – малоустойчивая неформальная совокупность людей, объединенная, как правило, одним или несколькими взаимодействиями, имеющая неопределенную структуру и систему ценностей имен.

Виды квазигрупп:

4) Аудитория – объединение людей во главе с коммуникатором (концертные или радио-аудитории). Здесь имеет место такой тип социальных связей как передача и прием информации непосредственно или с помощью технических средств.

5) Фан-группа – объединение людей на основе фанатичной приверженности к спортивной команде, рок-группе или религиозному культу.

6) Толпа – временное собрание людей, объединенных каким-либо интересом или идеей.

 

Свойства квазигрупп:

1. Анонимность – индивид чувствует себя неуязвимым и неузнаваемым в толпе, не ощущает социального контроля и ответственности.

2. Внушаемость – члены квазигруппы более внушаемы, чем люди, находящиеся за ее пределами.

3. Социальная заражаемость квазигруппы – заключается в быстрой передаче эмоций и их перемене.

4. Бессознательность квазигруппы – индивиды как бы растворяются в толпе и поддаются коллективным бессознательным инстинктам. Их действия в этой группе вытекают скорее из подсознания и носят непредсказуемый характер.

 

Наиболее крупными социальными группами являются социальные общности. Концепция социальной общности была предложена немецким социологом Ф. Теннисом. Современные социологи под социальными общностями понимают реально существующие большие объединения социальных групп, имеющую относительную целостность и обладающие системными свойствами, не сводимыми к свойствам отдельных групп.

Объединяющими отдельны социальные группы факторами могут служить совместная территория, необходимость ее охраны, развитие общей государственности и т.д. (колхоз).

Социальные общности могут возникать также на основе общей деятельности или демографических характеристик. В этом случае они называются номинальными (общность российских врачей, российской молодежи).

 

Общество как система.

Наиболее важными элементами общества являются:

I. Природная среда

II. Люди

III. Культура

 

Социальные связи возникают в обществе, на основе, так называемого, социального взаимодействия индивидов и групп. Социальные взаимодействия – это такое поведение индивида или группы, которое имеет своей целью удовлетворение определенной социальной потребности и направлено на другого индивида или группу и имеет для него определенное значение. Социальные взаимодействия и связи дифференцируются по сферам общества: экономические, политические, культурные; при этом не теряют своей социальной (общественной направленности).

Кроме этого, социальные связи подразделяются по уровням взаимодействия.

Первый уровень образуют личные связи, затем следуют групповые, далее организационные, институционные и социетальные, т.е. связи на уровне одного общества или государства и цивилизационные.

Когда социологи говорят о социальной структуре общества, они имеют в виду следующую систему: организация – социальный институт – общество.

Социальная организация – определенным образом организованные группы людей, объединенные общей целью и имеющие определенную систему.

Социальный институт – определенным образом организованная группа (институт образования, религии, власти) так и совокупность ценностей и образцов поведения.

Общество существует одновременно на микроуровне (взаимодействие индивидов и малых групп) и на макроуровне. Большие организации, институты, слои, классы. Общество – это динамичная система. Для развивающегося общества характерны постоянные изменения и усложнения его структуры, т.е. дифференциация (разделение, расслоение).

Дифференциация определяется следующими процессами:

1. Разделение общественного труда – развитие производства и его усложнение требует разделения труда и специализации. Возникают все новые социальные группы, дифференцирующие людей по социальному направлению.

2. Удовлетворение новых потребностей людей.

3. Расширение представления людей об окружающей среде и обществе.

4. Появление новых ценностей и норм.

 

Наряду с дифференциацией, которая ведет к появлению новых социальных связей и вместе с тем к ослаблению его единства и сплоченности, происходит и обратный процесс – интеграция (восстановление целого, объединение частей). Таким образом, интеграция – это социальный процесс объединения общества, выявления социальных связей, солидарности между членами общества, а также взаимного приспособления социальных частей его социальной структуре.

Интеграция общества способствует:

1) Единая культура общества, как система материальных и идеальных объектов.

2) Единая система социализации, позволяющая молодому поколению воспроизводить единую культуру.

3) Система социального контроля, определяющая культуру подавляющего большинства членов общества.

 

При несоблюдении этих условий в обществе развиваются дезинтеграционные процессы.

Общество, как единое целое, состоящее в то же время из частей, связанных социальными отношениями, приобретают новые собственные свойства, не сводимые к свойствам составляющих его элементам. Таким образом, у человеческого общества есть все признаки системы: наличие отдельных частей, связей между этими частями, наличие свойств, не сводимых к свойствам частей и взаимодействия с окружающей средой.

Один из основоположников современной теории систем, впервые применивший законы термодинамики и физической химии к исследованию живых организмов, был биолог Людвиг фон Берталанфи. Его выводы и подходы в своих исследованиях человеческого общества применил Парсонс. Рассматривая общество как открытую систему, взаимодействующую с окружающей средой, он определил его структуру и функции. По Парсонсу: если общество — это открытая система, то оно должно выжить, т.е, приспособиться к окружающей среде (адаптивная функция). Этой функции в обществе должна соответствовать структура (подсистема экономики), которая поставляет и распределяет необходимые материальные продукты. Приспосабливаясь к окружающей среде, общество достигает поставленной цели — целенаправленная функция, которой соответствует подсистема политики, создающая законы и побуждающая людей работать и достигать не личных, а общественных целей. Эти две функции являются внешними, направленными на преобразование.

Третья и четвертая функции направлены во внутрь общества — интегративная и латентная функция. Интегративной соответствует подсистема контроля, которая поддерживает общую культуру общества. Латентная (скрытая) обеспечивает сохранение и воспроизводство существующего порядка. Ей соответствует подсистема социализации, которая обеспечивает образование и воспитание молодого поколения. Данная система получила название AGIL.

Общество — в широком смысле это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. В узком смысле — это конкретный тип социальной системы или определенная форма социальных отношений.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 418; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь