Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Единство чувственного и рационального познания



Чувственное и рациональное взаимосвязаны друг с дру­гом, с этим согласны многие философы. Без рациональ-

ного чувственное предстанет многообразием, в котором нет единства. Рациональное без чувственного становит­ся чем-то блеклым, лишенным жизни. Познание име­ет чувственно-рациональный характер.

Допустим, нас интересует психический образ «это­го яблока», желтого, круглого, сладкого. Налицо три понятия: понятие цвета, понятие геометрической фор­мы и понятие вкуса. Понятие цвета охватывает различ­ные цвета, из которых в данном случае имеется лишь желтый. Соответственно понятие вкуса представлено в дан­ном случае чувством «сладкий». Психический образ яб­лока выступает как пересечение многочисленных по­нятий и их чувственных показателей.

Если понятия изобразить линиями, а чувственные формы точками, то психический образ любого объек­та выступает как некий центр пересечения линий и то­чек.

Память и Воображение

Память — это способность человека сохранять и воспроизводить освоенные им чувственные и рацио­нальные формы. Различают кратковременную и долго­временную память. Слова и звуки обычно запоминают­ся на более короткие промежутки времени, чем ранее усвоенные понятия. Блоки данных ЭВМ служат заме­чательным подспорьем памяти человека, владелец ком­пьютера всегда может свериться с той информацией, которая содержится в его базе данных. А если еще под­ключиться к сети Интернет, то открываются вообще уди­вительные возможности. Владельцы компьютеров, однако, должны иметь в виду два неприятных обсто-

ятельства: во-первых, компьютер не всегда под рукой, во-вторых, и это самое главное, понимание компьютер­ных данных зависит от уровня чувственного и рациональ­ного развития самого человека. Существуют особые приемы развития памяти, базирующиеся, в частности, на повторении информации и ее обобщении.

Воображение — это способность психики человека вызывать к жизни чувства и мысли, которые либо бы­ли ему известны ранее, либо являются новыми. Вооб­ражение, как правило, всегда содержит элемент новиз­ны. Если этой новизны достаточно много, то говорят о творческом воображении. Фантазия и мечта — это также формы воображения.

Интуиция

Интуиция — это непосредственное неосознанно полученное знание. Интуитивное знание может быть как чувственным, так и рациональным.

Есть философские школы, которые причисляются к интуитивизму. По Лосскому, между человеком и миром всегда есть координация, это и есть интуиция. Бергсон возражал против отказа воспринимать явления как целое; разбиение его на части убивает «душу» це­лого. В наши дни интуицию чаще всего понимают как нерасчлененный акт познания и не видят ничего недо­стойного в том, чтобы этот акт подвергнуть тщатель­ному анализу; анализ выделяет структуру целого. Ин­туиция поддается тренировке. Она весьма к месту там, где требуется принять быстрое решение,

Творчество. Таланты и Гении

«Творчество, — подчеркивал Н.А. Бердяев, — есть все­гда прирост, прибавление, создание нового, не бывше­го в мире». Каждый человек является существом твор­ческим. Психика как деятельность по выработке нового всегда есть творчество.

Во всяком процессе творчества есть свои стадии. Ча­сто выделяют четыре стадии творчества: подготовку, со­зревание, озарение и проверку. Творческие успехи не падают с неба. Это — упорный труд, различные пробы, неудачные попытки, разочарования, неожиданности, слу­чайности, изнеможение и... о чудо! Человек упорный и трудолюбивый, доверяющий своему воображению, кото­рое «забрасывает» его в новое, почти с железной необхо­димостью оказывается талантливым творцом. Хочешь быть творцом — твори! Не боги горшки обжигают.

Разумеется, не всем удается добиться успехов в творчестве в равной степени. Это дает основание вве­сти шкалу творчества. Гении — это те, кто добивает­ся максимальных результатов. Таланты уступают ге­ниям, но превосходят рядовых граждан. Разумеется, учиться лучше всего у гениев. Если же их нет побли­зости, то у талантов, а если и они отсутствуют, то у спо­собных людей, но никогда у ленивых и бездарей.

Строение психики: Бессознательное, Сознательное, Надсознательное

Животное обладает психикой, в этом оно сходно с че­ловеком, но не обладает сознанием (разве что самыми элементарными его формами). Допустим, у вас есть вер­ный друг — собака, она выполняет ваши команды, и мно-

гие называют ее умной собакой. Но даже умная соба­ка вряд ли рассуждает следующим образом: «Я — со­бака. А они — люди. Собаки должны выполнять коман­ды людей». Собака не осознает себя в качестве собаки, она плохо ориентируется в мире. По наблюдениям психологов маленькие дети только к трем годам начи­нают говорить о себе «я». Двухлетняя Леночка гово­рит: «Дайте Леночке конфету». Лишь позднее она ска­жет: «Дайте мне конфету». Теперь она усвоила, что она самостоятельный человек, имя которого Лена, что взрослые ее любят и вряд ли откажутся при наличии конфеты одарить ею свою любимицу. Сознание — это психика человека, достигшая стадии развития, при ко­торой он отдает себе отчет в происходящих с ним и во­круг него процессах. Если этого нет, то психика не до­стигла стадии сознания, она существует в форме бессознательного (чем так интересуется фрейдизм). Итак, есть сознание и подсознание. К.С. Станиславский ввел представление о сверхсознании (надсознании), под которым он понимал высший этап творческого процесса и в котором наряду с осознанными момента­ми присутствует благородный довесок, связанный с вдохновением.

Часто говорят, что психика (сознание в том числе) является продуктом высокоорганизованной материи (мозга человека). Это утверждение нельзя понимать уп­рощенно. Головной мозг не вырабатывает такое веще­ство, которое можно было бы назвать психикой или со­знанием. Речь о другом. По отношению ко всему существующему нейрофизиологические механизмы мозга оказываются или могут быть его знаком. Чело­веческий мозг, состоящий из множества нервных кле­ток и волокон, обладает уникальнейшими возможно-

стями по знаковому воспроизведению богатства мира, своего собственного в том числе.

Три концепции истины

Истина — одна из центральных философем теории познания. Что такое истина?

В современной философии особенно отчетливо вы­деляются три концепции истины: соответствия, коге­рентности и прагматичности. Рассмотрим их.

Согласно концепции соответствия, истинными являются высказывания (а вслед за ними также чув­ства, мысли, интерпретации), которые соответству­ют действительности. Высказывание «снег бел» истин­но, если снег действительно бел; высказывание «снег бел» ложно, если снег на самом деле не бел. При этом мы должны объяснить, что значит «снег бел». Объяс­нить надо таким образом, чтобы даже дальтоник мог проверить, например приборами, бел снег или нет.

Выходит, что установление истины или заблуж­дения требует интерпретации. Отдельные суждения приобретают смысл лишь в системе суждений. Там, где в ходу многозвенные логические конструкции, прихо­дится учитывать последовательность, системность суж­дений. В этой связи говорят о когерентной концепции истины. Под когерентностью понимают сцепление и непротиворечивость высказываний. Концепция ко­герентности истины не отменяет, а обогащает концеп­цию соответствия.

Концепция, в которой критерием истинности вы­ступает практика, называется прагматической кон­цепцией истины (греческое слово прагма означает де-

 
Абсолютное заблуждение   Относительное заблуждение/относи­тельная истина   Абсолютная истина  

ло, действие). Смысл новой концепции истины очень прост: надо на деле, в действии проверять суждения на истинность и ложность, не ограничивать себя всего лишь теоретическими рассуждениями.

Представляется весьма верным утверждение амери­канского философа Н. Решера, согласно которому три концепции истины не отменяют, а дополняют друг друга. Поэтому надо учитывать все три концепции ис­тины. Но это, естественно, не означает их равнознач­ность во всех случаях жизни. Для математика на пер­вом месте стоит когерентная концепция истины. Ему важно, чтобы его суждения гармонировали друг с дру­гом. Для физика очень важно, чтобы его суждения вме­сте с их математической формулировкой соответство­вали миру физических явлений. Значит, он особенно часто будет обращаться к концепции соответствия. Для техника большое значение имеет практика; надо полагать, что в центре его внимания будет постоянно прагматическая концепция истины.

Шкала Истинности

Все в мире имеет свои количественные градации. Не является исключением и истина. Наши знания, информация как совокупность сведений постоянно воз­растают. По мере развития процесса познания стано-

вится известным ранее неведомое. Введем шкалу истин­ности — от крайне левой точки, соответствующей аб­солютному заблуждению, до крайне правой точки, со­ответствующей абсолютной истине. Рост знания, означает, что человечество перемещается по шкале ис­тинности слева направо (противоположностью истины является заблуждение; ложь — это преднамеренное ис­кажение истины).

Теории сменяют друг друга, именно на их основе мы интерпретируем понятие истины. Значит, приходится при­знать, что в очередной раз абсолютная истина оказалась недостижимой. А ведь в условиях господства прежней теории казалось, что абсолютная истина уже достигнута. Ни в малом, ни в большом дух наш не сталкивает­ся с абсолютной границей, везде он находится в пути.

Обзор: как искали истину

Чтобы раздвинуть горизонты нашего понимания про­блемы истины, рассмотрим различные интерпретации этой проблемы.

• В античности изобрели концепцию соответствия. Истину видели в том, что существующие вещи интер­претировались как проявления идеи (по Платону) или формы (по Аристотелю).

В средневековой христианской философии исти­ну видели в Боге, в его откровении.

• В Новое время в качестве истинного знания рас­сматривали сведения, содержащиеся в чувствах (Бэкон, Локк), а также в ясных идеях (Декарт, Лейбниц).

В XX веке аналитики (неопозитивисты) вначале придерживались концепции соответствия. А именно,

выясняли соответствие суждений и умозаключений действительному положению дел, фактам. Затем ста­ли много говорить о взаимосогласовании суждений (Карнап), т.е. концепция соответствия была дополне­на когерентной концепцией истины. Наконец, часть ана­литиков, сторонников определения значения слова как его употребления (по Витгенштейну) фактически раз­вивают прагматическую концепцию истины. Из со­временных философов именно аналитики занимаются проблемой истины наиболее обстоятельно.

Феноменологи из исходных чувственных впечат­лений конструируют эйдосы и понятия, а затем оцени­вают внешний мир на их основе. Прагматическую кон­цепцию истины они почти не используют.

Герменевтики считают истиной удачный кон­такт вещи с человеком, вещь открывается, и происхо­дит слияние горизонтов вещи и человека. Аналитики приписывают признак истинности суждениям, герме­невтики самим вещам (сравните: истинный друг),

Постмодернисты относятся к проблеме истины без почтения. Любой текст имеет у них много смыслов, а смысл понимается как чувства, значение внешнего ми­ра в качестве критерия истины фактически опроверга­ется.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь