Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философия и наука эпохи Возрождения. Проблема гуманизма.



Возрождение (или Ренессанс) — термин, обозначающий в истории культуры стран Западной и Центральной Европы эпоху, переходную от средневековья к Новому времени. Этапы философии возрождения: 1) 14 - 15 века - гуманистические тенденции (Италия); 2) 16 - нач. 17 века - идеи Возрождения утверждаются в странах Европы.

Особенность эпохи: освобождение философской мысли от власти церкви и обретение светского начала. Возрождение античной философии, культуры.

Представители: Кузанский, Леонардо да Винчи, Бруно, Кампанеллы, Макиавелли, Кеплера.

Факторы, влияющие на развитие философии.

Экономика. Интенсификация экономической деятельности и ее рост, усиление средневековых городов – центры культуры, экономики, торговли, ремесла. Усиливаются торговые отношения (судоходство, мореплавание, великие географические открытия).

Великие Географ Открытия (ВГО). Колумб, Васко да Гама, первое кругосветное путешествие Магеллана (подтвердило шарообразную форму Земли).

гелиоцентрическая система Коперника, ВГО, масса эмпирического материализма (астроно-мия, география, природные условия) – резко расширили круго-зор и требовали новой мировоззренческой установки, учиты-вающей увеличившиеся потребности.

Характерные черты (ФВ):

1.ФВ гуманистическая, и потому антропоцентричной: в центре философии – проблема человека, как самоценного существа и через призму этого – понимание мира. Итальянский антропоцентризм определил то, что в центре учений – этика.

2.ФВ носила выраженный антисхоластический характер. Понимание схоластики в негативном плане

3.Усиливаются мотивы натурализма и материализма.

4.Связь ФВ с искусством: гуманистическая установка пришла в философию из искусства.

5.Усиливается связь философии и научного познания. Для мыслителей возрождения, как и для мыс-лителей античности, характерна многогранность деятельности (философ, естествоиспытатель, ху-дожник...) Определение философской идеи, как результат реальной разносторонней деятельности.

6.Тесная преемственная связь ФВ и античной Ф и их культур, возрождение идей античности.

Натурфилософские системы и новая карта мира.

Натурфилософия(Н.) «философия природы», естествознание. Н. приходит на смену теологии средневековья. Нарастает борьба церкви с наукой. Перед наукой ставятся живые задачи. Родина естествознания - Италия. Использование накопленого в Древних Риме и Греции. Источник Н. - опыт, эксперимент – развитие астрономии, математики и т.д.

Особенности Н. проявились: 1) в отделении предмета науки от предмета религии (способствовало развитию естественнонаучного мировоззрения), 2) в формировании учения пантеизма, сближавшего Бога с природой, 3) в развитии теории познания, соединявшей познание чувственное и рассудочное.

Период Возрождения - это период зарождения нового мировоззрения - натурализм, индивидуализм, рационализм.

НАТУРАЛИЗМ - взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единый и универсальный принцип объяснения всего сущего, исключающий все внеприродное, " сверхъестественное". Свойствен некоторым разновидностям материализма, течениям, наделяющим природу имманентно присущей ей одушевленностью (панпсихизм) и одухотворенностью (пантеизм). Натурализм был одним из ведущих принципов европейской просветительской мысли 17-18 вв. (концепции " естественного человека", естественного общества, естественной морали, естественного права и т. п.).

ИНДИВИДУАЛИЗМ - тип мировоззрения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу. Индивидуализм включает широкий диапазон ориентаций - от принципов свободного развития личности до эгоизма и анархического нигилизма.

РАЦИОНАЛИЗМ - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Противостоит как иррационализму, так и сенсуализму. Выступив против средневековой схоластики и религиозного догматизма, классический рационализм 17-18 вв. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Н. Мальбранш, Г. Лейбниц) исходил из идеи естественного порядка - бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир. Научное (т. е. объективное, всеобщее, необходимое) знание, согласно рационализму, достижимо только посредством разума - одновременно источника знания и критерия его истинности. Рационализм - один из философских источников идеологии Просвещения.

Новые способы понимания мира, которые в философии получили название пантеизм и деизм.

Теизм: Бог сотворил мир, Бог существует до и вне мира, Бог постоянно присутствует мире, направляет и участвует в делах. Пантеизм: Бог сотворил мир, но он не существует вне и до мира. Бог растворен в природе мира, как совершенство, универсальная причинность, сущность этого мира мир совечен Богу. Насколько вечен мир, настолько вечен и Бог. Деизм: Бог сотворил мир, существую до и вне него. Но, сотворив, Бог оставил мир, который дальше развивался по собственным законам. Можно отвлекаясь от божественного тво-рения мира, исследовать сам мир и полагаться на познанные законы, а не на волю Бога – большой шаг к свободной науке. Атеизм: учение, отрицающее божественное творение мира и признание того, что мир вечен, объективен и существует по своим собственным законам. Атеизм возникает позднее, а пантеизм и деизм получают широкое распространение в философии Возрождения.

Социально-политический утопизм и гуманизм.

Интенсивность социально-экономической жизни буржуазного общества подчеркивала активность человека и требовала нового мировоззрения в отношении земной жизни. Суть: характерно понимание человека, как самоценного существа, как деятельной личности, основное внимание в связи с этим обращено на реальную земную жизнь, в которой реализуется деятельность человека, на цели человека, на его стремление к счастью.

Гуманистические идеи возникают в культуре и искусстве в рамках различных вольных кружков. Из искусства эта гуманистическая установка попадает в философские учения, где она углубляется.

Гуманистическая философия: В борьбе со средневековым теократизмом на первый план культуры возрождения выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы. Антропоцентризм- воззрение, согласно кот. человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Гуманизм- отражаемый антропоцентризм, кот.исходит из человеч.сознания и имеет своим объектом ценность человека, презрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей человека, разума, стремлению к земному счастью. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия. Эти рассуждения имеют всегда конкретные исторические и социальные предпосылки, гуманизм по своей сущности всегда выражает определенные социальные, классовые интересы. Гуманизм ренессанса проявлялся в революционных идеях, обращенных на внутреннюю, земную " божественность" человека, в привлечении человека к жизненной активности, в утверждении веры человека в себя. В узком смысле слова гуманизм определяется как идейной движение, содержанием кот. является изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры. Поэтому итальянский гуманизм характеризуется как литературный, филологический.

Утопизм: Огромные соц.-эконом. изменения нашли свое отражение во многих социолог. концепциях, для кот. было характерно понимание общ-ва как суммы изолированных индивидов. В новых трактовках государственной власти – «теория общественного договора» т. е. государство выступает как продукт договора гражданского общества и власти.

Макиавелли - обоснование необходимости светского государства. Движущая сила - человеческий эгоизм, что и надо обуздывать государством. В трактате " Государь" дает советы правителям, предостерегает от лести, при этом все средства хороши в политических целях. При этом утверждение независимости государственных форм общественной жизни от церкви, поиски способов выражения народной воли (еще Бодэн и Можевский). Кроме того, в силу представления о разумной деятельности, родились утопических учений, первые попытки нарисовать картину справедливого общественного устройства (Мюнцер, Мор, Кампанелло).

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 820; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь