Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Предмет философии. Структура философского знания.
Предмет философии. Предмет философии исторически менялся: так предметом у древних философов являлась природа, космос; в средние века в центре внимания философских размышлений стоит бог - тео - теоцентризм. В центре внимания русских философов прошлого столетия стоял человек - антопоцентризм. Мыслители Нового времени: Декарт, Гегель говорили, что философия показывает нам " первоначала бытия и познания", философия - это учение о первопричинах. В целом такое понимание предмета философии сохранялось очень долго и считалось " классическим". С некоторыми преобразованиями это определение предмета философии применялось в программах и учебниках нашей страны. Философия определялась как " наука о всеобщих законах развития природы общества и мышления". Обычно к этому добавляли, что философия не только наука, но и форма общественного сознания, а также " учение об общих принципах бытия и познания, об отношениях человека к миру". Существуют такие древние, идущие от Пифагора (V в. до н. э.) определения философии как " любви к мудрости". Именно так переводится само слово " философия" с древнегреческого на русский язык. Тогда предмет философии - мудрость, и возникает проблема, как определить мудрость? Древние греки определяли мудрость как некий космический " Ум", который правит всей Вселенной; или считали мудростью познание сущности дел божественных и человеческих. В Новое время (XVII- XVIII вв.) большинство мыслителей связывали предмет философии с истинным познанием вещей. В XIX-XX вв. предметом философии называли " мировое целое", " сущность и законы общества", " изучение наиболее общих понятий", науку о ценностях устройства и т.п. Философия изучает не объекты, не эмпирическую реальность, а то, как эта реальность " живет" в общественном сознании; она изучает смыслы реальности для общества и человека. Философия изучает не столько сам мир, сколько знание людей о мире, смысл отношения объектов, процессов мира. Главное в предмете философии - это философская рефлексия. Это значит, что философия рассматривает мир через призму субъект-объектных отношений, т.е. отношений человека к миру, обществу, другим людям. Философия, в отличие от любой другой науки, начинается с человека. С попытки ответить на вопрос - что такое человек? Что есть мир для него, чего может желать и добиться в этом мире человек. Структура философии. Уже античная философия (IV в. до н. э.), становясь самостоятельной системой знаний, имела следующую структуру: философия начиналась с логики (учение о познании); после логики следует физика (учение о природе); после физики - этика (учение о человеке, о путях его к мудрой, осмысленной жизни). Предложенная схема сохранила свое значение и по сегодняшний день, хотя время внесло свои коррективы. В XVII в. углубленную разработку получила теория познания (гносеология). В понимании того времени она была шире логики, так как рассматривала не только абстрактно-теоретический, но и чувственный уровень познания (ощущения, восприятия, представления). Переосмысление структуры философского знания осуществил в Новое время И. Кант. Кант понимал философию как учение о единстве истины, добра и красоты, что значительно расширяет ее трактовку только как теории и методологии научного познания. Гегель строит свою систему в виде " Энциклопедии философских наук", он называет три части философского знания: - логику (которая совпадала у него с диал-кой и теорией познания); - философию природы; - философию духа (к последней относится комплекс фил-ких наук о государстве и праве, о всемирной истории, об искусстве, религии и самой философии). Из сказанного видно, что логика, диалектика, методология познания давно составляют теоретическое ядро философии. Философское знание имеет определенную структуру. Это означает, что внутри философии выделяются отдельные части, различающиеся тематикой. Основными разделами философского знания являются: - философская онтология или учение о бытии рассматривает вопросы о существующем. Главный вопрос онтологии: что существует подлинно, а существование чего является видимостью, иллюзией? Онтология стремится создать определённую картину мира, которая не только позволяла бы составить представление о мире в целом, но и выявила бы его скрытую сущность. Видимый и ощущаемый нами мир непостоянен, подвижен, изменчив. Что же в нем является устойчивым, абсолютным? Древние мыслители пришли к выводу, что подлинно существующей является особая, сверхчувственная реальность. Она доступна уму, но не органам чувств. Так возникла метафизика – учение о сверхчувственной реальности, обладающей гораздо большей степенью устойчивости, чем вечно текущие и рассыпающиеся вещи, непосредственно воспринимаемые нами. Онтология создает философскую картину мира, используя данные науки. Однако философская онтология не совпадает с научной картиной мира. Она стремится заглянуть в подоснову той картины, которую дает наука. - Гносеология, или философское учение о познании, - отвечает на вопросы: познаваем ли мир и, если да, то насколько? Как человек познает его? Каковы ступени познания? Что такое истина? Какова роль практики в познании? - Философская антропология, или философское учение о человеке. - Социальная философия, изучающая наиболее общие характеристики общественной жизни. - Философия истории изучает вопросы, связанные со смыслом и целью общественной истории. Куда идет история и почему она вообще осуществима? – таков главный вопрос философии истории. - Этика – учение о нравственности. Главная тема размышлений теории – добро и зло. Она осмысливает вопросы о природе зла, о свободе воли человека, о добродетелях и о пороках, о счастье, справедливости, об общественном благе. - Эстетика – учение о красоте. Главный предмет размышлений эстетики – прекрасное и безобразное. Значение философии раскрывают её функции. Познавательная – во-первых, окружающий мир порознь изучают сотни наук. Философия органично соединяет полученные ими знания, «рисуя» универсальную обобщенную теоретическую картину мира; во-вторых, философия раскрывает источники, формы и методы научного познания. Культурно-воспитательная – во-первых, сама философия – это явление общественной культуры. Следовательно, изучая её, люди приобщаются к культуре; во-вторых, изучение философии воспитывает такой ключевой элемент человеческой культуры, как разумное мышление. Методологическая – философия разрабатывает универсальные общие методологические и мыслительные инструменты для всех конкретных наук. Метод самой философии – это метод теоретического мышления на основе использования достижений всех наук и культуры в целом, на основе практического опыта всего человечества. Мировоззренческая – изучение философии помогает преобразовать стихийно сложившиеся у человека повседневные житейские взгляды в продуманное и обоснованное мировоззрение. 6 . Космоцентризм древнегреческой философии. Первую стадию в истории греческой философской мысли можно назвать космополитической. Это эпоха милетской натурфилософии, эпоха основной метафизической антитезы древнейшего периода – элеатского неподвижного бытия и гераклитовского всеобщего процесса, и эпоха примирительных попыток Эмпедокла, Анаксагора и атомистов. Общее настроение этого периода - космополитическое. Мифологический мир Гомера и Софокла с его олимпийским порядком обладал определенной структурой, однако, настойчивое стремление греческого видения к системности и ясности начинало искать новые формы. Пробуждающаяся философская мысль видит мироздание во всей его шири и необъятности. Взор первых философов - падает не на частные явления бытия, с их мимолетными и пестрыми началами и концами, но на бытие в целом, за текучестью, изменчивостью и многообразием мира они искали некое рациональное единство и порядок. Их задачей стало обнаружить основополагающий принцип, или начало – arhe, которое и правит природой, и составляет ее суть. «Arhe» - основное начало бытия, мыслимое у Фалеса как вода, у Анаксимена как воздух, у Анаксимандра как бесконечная субстанция, не сводимая ни к одному чувственному элементу – все это яркие типы интуитивного постижения сущности мира. Первые философы мыслят бытие цельным и единым, и никто из них не признает за конкретной, реальной вещью какого-либо самостоятельного и самодовлеющего существования. Мир един. Фалесу прямо приписывают изречение: космос един. Следующий шаг в этом философском перевороте был сделан Парменидом Элейским, который попытался разрешить проблему подлинной реальности при помощи чисто абстрактной рациональной логики. По его словам, благодаря божественному откровению, он нашел путь к дедуктивной логике; и она была беспрецедентна по своей строгости. Ионийцы, стремясь к простоте в объяснениях природы, утверждали, что мир – это единое, ставшее многим. Парменид же, вступая в борьбу с языком и с логикой, показывал, что для вещи «быть» чем-либо уже означает, что она не может стать тем, чем она не является, ибо о том, что он доказывал, что «то, что есть» («сущее»), не может ни появляться, ни исчезать, ибо нечто не может появиться из ничего или в ничто обратиться, раз «ничто» вообще не может существовать. Вещи не могут быть такими, какими они являются чувствам: столь знакомый нам мир – переменчивый, подвижный, множественный, - должно быть, просто «мнение», ибо, следуя логической необходимости, подлинное бытие неизменно и едино. Логика Парменида впервые подтолкнула философию к рассмотрению таких проблем, как различия между действительным и кажущимся, между рациональной истиной и чувственным восприятием, между бытием и становлением. Однако наиболее важным оказалось утверждение о том, что роль верховного судьи относительно действительности принадлежит человеческому разуму. Обе эти тенденции – натуралистическая и рационалистическая – способствовали развитию ряда теорий, со все возрастающей изощренностью объясняющих естественный мир. Наиболее же всеобъемлющей из всех систем, был атомизм. Пытаясь завершить довести до конца поиски элементарной субстанции, составляющей материальный мир, и в то же время побороть аргументы Парменида, Левкипп и Демокрит стремились дать объяснение всех феноменов посредством чисто материалистических понятий. Мир состоит исключительно из несотворенных и неизменяемых материальных атомов – единообразной субстанции, как считал, Демокрит, однако число их бесконечно. Микроскопические неделимые частицы постоянно движутся в безграничной пустоте, а их хаотические столкновения и случайные сочетания порождают все явления видимого мира. Атомы наделены однородными свойствами, различаясь лишь по форме и величине, иными словами, обладают количественными характеристиками. «Качество» же принадлежит области субъективных ощущений человека. Возражая Пармениду, Демокрит утверждал, что то, «чего нет», на самом деле может существовать, например вакуум – пустое – реальное пространство, в котором движутся атомы и собираются в различные сочетания. Движение атомов протекает механически: не под воздействием космического разума, а по причине слепой случайности естественной необходимости (ananke). Среди греков, вставших на путь синтеза религии и разума, был Пифагор, пользующийся репутацией человека, обладающего гением как научным, так и религиозным. Философская школа и религиозное братство, которое он основал, стремилось к нравственному очищению, духовному спасению и интеллектуальному проникновению в природу. Тогда как ионийцев интересовала в явлениях материальная субстанция, пифагорейцысосредоточились на формах, в особенности математических, которые управляли этими явлениями и упорядочивали их. Математические фигуры, музыкальная гармония, движение планет, мистериальные божества – все это для пифагорейцев находилось в тесной связи, смысл которой мог приоткрыться человеку, воспитание которого уподобляло его душу мировой душе и божественному созидающему разуму Вселенной. Красной нитью идея единства и гармонии проходит через Гераклита, с его «скрытой гармонией», которая «сильнее явной», с его учением о Логосе и определенных мерах воспламенения и угасания всемирного Огня. Наряду с прозрением целостности мироздания, без которого немыслим этот период, первые философы мыслят реальный процесс бытия как постепенное созидание и разрушение. Вот миросозерцание этих древнейших философов: отдельные вещи смертны, их происхождение случайно, они уничтожаются при всемирном пожаре; остается вечное и единое бытие, в котором нет наших вещей и предметов, оно – гармония, ибо оно есть все и довлеет себе. Таким образом, философия первых философов носит космоцентрический характер, когда за частными текучими явлениями они ищут рациональное единство и порядок, рисуют мир единым и целостным. Основной задачей первых натурфилософов было обнаружение основополагающего принципа, составляющего суть природы (arhe). Они мыслят мир единым и цельным, потому ни одна реальная вещь не может обладать самостоятельным существованием. Античная философия - совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом сообществе с конца VII века до н.э. и в римском обществе со II века до н.э. по VI век нашей эры. Античная философия - едина и своеобразна, но не изолированна от других философских течений. Она складывалась на основе перенесенных с востока в греческие города зачатков астрономических, математических и других знаний и в результате обработки древнейшей мифологии в искусстве и поэзии. Уже в V веке нашей эры возникли философские и космологические школы, в которых миф играет роль образного выражения мысли, а не основного воззрения. Исходной точкой развития был философский материализм. Фалес, Анаксимандр, Гераклит и Анаксимен - представители философской школы того времени. В Грецию приходит представление о том, что человек является микрокосмом, а мир - макрокосмом. Учения Фалеса и Гераклита. Оба философа, пытаясь ответить на вопрос об общей универсальной основе всего сущего, связывали это общее с чем-то частным, конкретным, особенным: то с " водой", то с " огнем". Они сделали попытку общее свести к частному. Также их философия связана с сохранением и попыткой фантстически объяснить источники появления и движения " воды", " огня" и других элементов. Фалес из Милета (ок.625 - 547 гг до н.э.) - родоначальник европейской науки и философии. Кроме того, математик, астроном и политический деятель, пользовавшийся большим уважением сограждан. Преемник Фалеса Анаксимандр (ок. 610 - 540 гг до н.э.) первым возвысился до оригинальной идеи бесконечности миров. За первооснову сущего он принял апейрон - неопределенную и беспредельную субстанцию: её части изменяются, целое же остается неизменным. Третий представитель Милетской школы - Анаксимен (ок. 585 - 525 гг до н.э.). Он полагал, что первоначалом всего является воздух, мысля его как бесконечное и видя в нем легкость из меняемости и превращаемости вещей. Согласно Анаксимену, все вещи возникли из воздуха и представляют собой его модификации, образующиеся путем его сгущения и разряжения. При всех различиях между ними полагали, каждый полагал, что мир произошел от какого-то одного, причем вещественного, начала. Материализм в античной философии развивали Демокрит, Левкипп, Эмпедокл. В лице Сократа, и особенно Платона, сложилось учение, противопоставляющее себя материализму атомистов - идеализм. Аристотель колебался, оспаривая и то, и другое учение. В эпоху рисмкой империи усиливается стремление к религиозному самозабвению - многие философские течения становятся религиозными. Космоцентризм - центральное понятие античной философии - понятие космос: 1 - космос - это живое, телесное, разумное и прекрасное существо; 2 - человек - это малый космом /микрокосм/, подобный большому космосу /макрокосм/; 3 - в античности нет понятия личности, челвек обязан развивать и тело, и разум; 4 - развитие разума означало огромный интерес к познанию и нравственность; 5 - и мир, и человек прекрасны /поэтому люди обязаны создавать прекрасное/; 6 - в космоседействуют вечные законы, в человеческой жизни они проявляются как судьба, которую нельзя изменить; 7 - все предопределено; 8 - человек должен вести себя как герой, все равно только судьба знает, когда он умрет. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы