Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Мировоззрение: сущность и структура.Фил. это мировоззренческая наука



Мировоззрение: сущность и структура.Фил. это мировоззренческая наука

Мир-зр. Это сис-ма взглядов на мир, место в нем человека, отношение ч-ка к окружающей действительности, основные идеалы.

Структура:

1) Мир-зр. Состоит из обобщения знаний (практических и научных), из сис-мы цен­ностей и программы поведения и действия.

2) Мир-зр. Включает познавательную интел­лектуальную сторону: Миропонимание (обыденное и теоретическое).

3) Мир-зр. - это всегда диалектическое единст­во убеждений и сомнений.

Преобладание убеждений - догматизм. Преобла­дание сомнений - скептицизм.

3 типа: 1) мифология 2) Религия 3) Философия.

2. Специфика мифологического мировоззрения. Мифология - I форма мировоззрения, форма духовной культуры человечества, содержащая в себе зачатки науки, искусства, морали, религии. Мифология - попытка людей осмыслить свое бытие в образной форме. В мифах общее выража­ется через конкретное, в следствии недостатка абстрактных понятий. В мифе закономерности природы выражается в форме цикличности, рит­мичности.

В мифах выражается коллективный опыт людей, выступающий объектом веры, не нуждающийся в проверке. (Миф для древнего ч-ка, как библия для крестьянина). В мифах природа персонируется и главным действующим лицом выступает божест­венный герой. Мифология обнаруживается сего­дня во всех формах ч. к-ры.

3. Особенности религиозного мировоззрения. Религия - форма мировоззрения, в которой освое­ние мира осуществляется через его удвоение на земной и небесный. Особенность религиозного мировоззрения - вера в сверх естественное, как реально существующие.

Причины существования религиозного мировоз­зрения:

1) Социальная - противоречия м/у природой и ч-ком. Внутри соц. Противоречия

2) Гносеологические причины - коренящиеся в противоречиях самого познательного про­цесса.

3) Психологические - страх смерти, несчастья. Религия меняет свои исторические формы в связи с изменяющимися общественными отношениями.

4. Возникновение фил. Особенности фил. мировоззрения Возникновение философии это ответ на потребность об-ва в новом типе мировоззрения, в рациональном объяснении мира с помощью логических приемов.

Возникновение философии это переворот в дух. Развитии об-ва. Переход к пониманию мира таким каким он есть сам по себе не прибегая к сверх естественному. Возникновение философии это возникновение самосознания об-ва, осмысление человечеством своего пути развития.

Основной круг вопросов философии:

1) на протяжении веков философы изучали природу, фил. В начале выступала, как натур. Фил.

2) В сферу ф входят вопросы общественной жизни: идеалы устройства об-ва, основные принципы общ. Жизни.

3) Предметом размышления ф. Выступает человек, его приро­да, ум, чувства, язык, мораль, искусство, религия:

Так называемый основной вопрос фил. и его значение для фил.

Основной вопрос философии сформулировал Энгельс, - есть вопрос об отношении мышления к бытию.

Суть: как соотносятся материальное и идеальное, дух и природа. Выделяют две стороны этого вопроса:

1) Что является первичным

2) Познаваем ли мир.

В зависимости от ответа на первую сторону вопроса философы подразделяются на материалистов и идеалистов.

Материалисты за первичность берут материю, сознание рассмат­ривается ими как отражение материального мира в их понимании.

В практике нельзя абсолютно разграничить материальное и иде­альное.

Идеалисты считают за первичное духовное, идеи. Сегодня многие отрицают основной вопрос философии его значения. Главной проблемой выступает ч-к, но основной вопрос несколько иного рода. Это вопрос мировоззренческой ориентации ч-ка. В зависимо­сти от решения второй стороны вопроса философия разделяется на гносеологический анализ и агностицизм. гносеологический анализ - признание познаваемости мира агностицизм - отрицание познаваемости мира.

Фил. в сис-ме к-ры.

Предметом мировоззренческого осмысления фил. Является куль­тура в целом и отдельные ее сферы.

Категории философии: наука, религия, искусство, техника, мо­раль, природа, история, политики, и др.

Фил не является первичной простейшей формой сознания. Это вторичная форма познания, которая направлена на осмысление уже достигнутого.

Функции:

1) Мировоззренческая. Фил образует основу научной картины мира, выступает теоретическим ядром мировоззрения, спо-

собствует формированию целостных ориентаций.

2) Методологическая ф. Выступает методологией всех наук. Фил - единство метода и теории - сис-ма основных прин­ципов, законов и категорий.Категория - отражение наибо­лее общих связей вещей, основа всякой человеческой ра­зумности. (пример: причины и следствия, случайности и необходимости).

3) Теоретико-познавательная ф-я. В структуре философии содержится разумная теория познания.

4) Логическая ф-я. В фил используются лог. Понятия, кото­рые применяют и другие науки.

Структура фил. знания.

Структура:

1) Ядро фил - диалектика, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

2) Гносеология (теория познания) - наука о том, как ч-к познает мир и самого себя.

3) Онтология - учение о бытии.

4) Общая социология - о закономерностях и движущих силах развития об­ва. От общей соц. Отделились такие науки: этика, политология, рели­гиоведение и др., которые сущ. Сегодня как самостоятельные науки.

5) Историко-филосовский раздел - изучение истории фил учений.

1-5 Ф в полном смысле слова

1-3 фил. в узком смысле слова.

Древне-Индийская фил., ее черты и особенности.

Зарождение индийской фил относится к 10-9 веку д.н.э. В индии формирование фил пролегало через аппозицию брахманизму религия в древней индии в период становления рабовладения. Она сохранила ведический ритуал.

Веды - древнеиндийские памятники религ. Состоят из нескольких книг. Оправдывают сущ. в древней инд. касты: жрецы (брахманы), шатры (высшая аристократия), вайшьи (землевлад, ремесленники, торговцы ), мудры (низшая бесправная каста).

Все фил сис-мы в древней индии разделяют на Ортодоксальные и неортодок­сальные

1-е - Признают авторитет вед (веданта, йога, вайшешика, ньяя, миманса, санкхья)

2-е -не признают авторитет вед (Джайнизм, Буддизм, Чарвака)

Общие черты инд. фил сис-м

1) Фил рассотр, как руководство к жизни

2) Начальной стадией фил учений выступ пессимизм.

3) Во всех сис-мах кроме чарвака господствует вера в вечный нравствен­ный закон в карму (все что происходит с человеком результат его соб-

ственных деяний. Карма влечет за собой сенсору (цель перерождения). Причина зависимости от кармы - незнание, неведение.)

4) Важнейшая задача ч-ка самоконтроль над своим собственным Я.

5) Цель ч-ка нирвана (блаженство, мания, счастье)

Джанизм возникает в 6 в.д.н.э. это этическое учение указывает путь освобожде­ния души, источник мудрости не бог, а святые, достигшие святости своим поведением.

Буддизм возникает в 6-5 в д.н.э Основатель Будда. благородные истины открытые Буддой:

1) жизнь есть страдание;

2) причины страданий - наши желания;

3) чтоб избавиться от страданий надо избавиться от желаний;

Чарвака возникает в середине 1 т. д.н.э. Это материальное учение. Весь мир

состоит из первоэлементов. (воды, земли, воздуха и огня).

Миманса и веданта опираются на тексты вед. Остальные сис-мы строятся на

своей собственной основе, хотя и признают авторитет вед.

Проблема человека и гос-ва в др. Греческой философии.

Тема человека входит в фил вместе с софистами. Софисты - учение мудрости кот учил ораторско­му искусству.

Сущность учения софистов выразил Протагор. Ч-к есть мера всех вещей. Критерием оценки

любого явления выступают чувства ч-ка. Софисты ориентируются на отдельного индивида, объявляя его - со всеми его особенностями субъ­ектом познания.

Философия Аристотеля.

Аристотель: ч-к - общественное животное, наде­ленное разумом. Только в обществе он может развиваться, как нравственное существо, этому должно способствовать и гос-во. Он (А) трактует гос-во, его происхождение антропологически. Гос-во - обобщение родов, селений ради лучшей жизни. А дает типологию души: Растительная, животная, разумная душа. Им (А) завершается класс. Этап в развитии античной философии. После А сущ. рад школ, кот развивали идеи А.

Фил. Декарта.

Декарт известен как естествоиспытатель, создатель алгебры и аналитической геометрии, основоположник физиологии и философии. Единство наук связано с философией. Философия выступает как корень, от которого отходят все науки. Всякое познание начинается с сомнения. В своей философии Декарт выразил в афоризме - < Я мыслю, следовательно я существую>. Декарт выделяет объект и субъект познания. Существование субъекта познания очевидно и несомненно. А совпадает ли представление об объекте с самим объектом. Критерий истины в разуме. Истиной признается то, что не подлежит сомнению. Истиной достовер­ного знания может быть только разум. Достоверные знания чел может получить с помощью индукции и дедукции. Индукция дает знания непосредственно, без всяких логических доказательств, а дедукция выявляет содержательность этого знания, обосновывает его. Дедукция - это рассуждение от общего к частному. Индукция - наоборот.

Познавательное действие состоит из 3 классов идей:

- в результате чувственных контактов с вещами

- возникающих на основе первых идей, обобщений опыта

- врожденные идеи, присущие изначально - условие всеобщего и необходимого знания ( идея бога, числа, фигуры)

Декарт признает существования бога, который сотворил 2 субстанции: матери­альную и духовную. Атрибут духовной субстанции - мышление, материальной

- протяжение.

Фил. Канта.

Родоначальником немецкой классической философии выступил Кант ( 1724-

1804). В его философии выделяют 2 этапа: до критический и критический.

До критический этап - развитие стихийного материализма. Кант занимается вопросами природы. Выдвигает космогоническую гипотезу возникновения

солнечной системы из диффузной пылевой материи. Критический этап начина-

ется с 1770 года. Кант выделяет 2 ствола познания - чувственность и рассудок.

Он преодолевает крайности эмпиризма и рационализма. Сегодня утверждают, что Кант осуществил коперниканский переворот в теории познания. Он

рассмотрел процесс познания, как активный. Субъект активен в познании и в своем мышлении, творит мир. Кант выделяет 2 понятия:

- вещь в себе - мир, существующий независимо от нас;

- вещь для нас - это то, что мы знаем об этом мире. Вещь для нас является стороной вещи в себе.

Материалисты обвинили Канта в агностицизме. Идеалисты критиковали Канта

за допущение вещи в себе. По сути дела Кант показал в своих понятиях этапы и

относительность познания и вопросы практического разума (то что человек

должен делать). Отношение к миру:

1) Что я могу знать?

2) На что я могу надеяться?

3) Что я должен делать?

Человек - единство природного и духовного. Он действует в соответствии со своим разумом, как моральное существо, исходя из категорического морального закона, суть кот. в следующем: поступай так, чтобы максима (изречение) твоей воли могла стать основой всеобщего законодательства ( поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой).

Гос-во должно обеспечивать свободу каждого человека. Такое достижимо только в правовом гос-ве. В гос-ве должно сущ-ть разделение властей. Кант проповедует идею вечного мира между народами и отказ от насилия в решении любых вопросов.

Фил. взгляды Ницше.

Ницше (1844-1900) - нем философ, поэт. Язык его Ф - язык символов. Ницше -

Ф оболганный, табуированный (запрещенный), обремененный на существова­ние между спецхраном и черным рынком. Многие сегодня считают Ницше предшественником фашизма. Томас Манн: < Не фашизм - создание Ницше, а Ницше - создание фаш-ма>. Ницше предвидел создание фаш-ма, наступление тоталитарного общ-ва и критиковал такую демокр-ю, кот может привести к фаш-му. Плохую услугу восприятию Ф Ницше оказала его сестра, кот руково­дила архивом (Н) после его смерти. В 1934 г архив (Н) посещает Гитлер и беседует с его 90-летней сестрой. Это оказало еще большее влияние на отожде­ствление Ф (Н) и фаш-ма. А Гитлер стал восприниматься как < сверхчеловек Ницше>. Основные идеи нацистской идеологии - пангерманизм, антисемитизм и славянофобия. (Н) рассматривал след. аспекты европейской культуры: дионисийский и аполлоновский. Дионис - бог войны и виноделия в Др.Греции. Дионисийское начало сравнивается с опьянением, кот пробуждает душу, когда человек сливается с природой и близок к глубинам истокам жизни. Аполлон - греческий бог света, солнца, гармонии, искусства. Аполлон - эстетическое и этическое божество. Суть аполлоновского начала - познай самого себя и сторонись чрезмерного. Культура должна быть гармоническим сочетанием этих двух начал. (Н) считает, что европейская культура не смогла осуществить этот идеал. Жизнь (Н) понимает, как всякое движение, становление. Всякому живому присуща тяга к самоутверждению, подчинению себе чужой воли. Основа всего сущего - воля к власти. Она утверждает власть сильных над слабыми. (Н) выступает против уравнительности всех. (Н) пытается переоценивать ценности, особенно христианские. Мораль и идеология христианства - мораль рабов. Был 1 только христианин, и он умер на кресте. Ницше раскрывает противоречие между учением Иисуса и христианской церковью. Церковь - это единство тварей и творца. Сверхчеловек (Н) - саморазрушение твари в человеке ради созидания творца. Человек должен постоянно побеждать раба в себе. (Н) считал своим антиподом Сократа. (Н) назвал себя однажды < философом неприятных истин>. Мы должны освободиться от морали, чтобы жить морально.

27. Основные идеи русской философии второй половины 19 и нач. 20-го в. (славянофилы, западники, Соловьев, Толстой, Достоевский, Бердяев)

Для России 19в. и начало 20 - это век классики и в фил. и в литературе. Русская фил. этого времени

- это фил. предупреждения, кот. не услышали. У истоков русской фил. 19 века стоит Чаадаев.

Чаадаев написал серию фил. писем. После публикации 1-ого письма, он был объявлен су­масшедшим, редактор сослан в Сибирь. Это был открытый протест против самодержавия и кре­постничества. Ч. рассматривает каким путем должна идти Россия: путем Запада или своим путем. Идеи Ч. развивали и западники и славянофилы. - Киреевский, Самарин, братья Аксаковы. Они обосновывали самобытный путь развития Росс. В основе прогресса должны лежать православные, которые должны являться основой мировоззрения. Общине, которая гармонизирует личный и общественный интерес и монархия, которая оберегает об-во от революций. Славянофилы видели и вскрывали противоречия м/у властью и об-ам, м/у народом и дворянством. Западники - Герцен, Гроновский, Боткин, Тургенев. Осн. идеи: Росс. С петровских времен необратима привязан к западу и должна идти по капиталистическому пути. Западники высоко оценивают фил. Гегеля, ориентиру­ются на развитие науки, естествознание. В 60-70гг. представителями славянофильской традиции выступили: Аполлон-Григорьев, Достоевский, Страхов. Идеи: почва - глубины народной жизни, из которых выводится самобытный путь Росс. Достоевский - столько же философ, сколько и писатель. Диалектика его идей воплощается в столкновении героев его произведений. Он рассматривает антропологические проблемы и пр-мы оправдания бога. Человек - это противоречие темных и светлых сторон, сознательного и бессознательного. Ч-к иногда не умеет исп дарованную ему свободу и тогда в ч-ке торжествуют темные силы. Часто к истине ч-к приходит ч-з страдания, преступления и наказания. Ч-к не может прожить без бога. Потеря веры в бога иногда превращ-ся в человека-божество. Достоевский большую роль отдавал христианству. Он ценил красоту, но считал, что красоту надо защищать. Достоевский делит ист-ю человечества на 3 части: патриархальность, цивилизация, христианство. Соц-зм Достоевский оценивал лишь как путь внешнего устроения человечества. Главное же - нравственное самоусовершенствование.

Толстой (1828-1910) пережил духовный кризис и пришел к религиозному пониманию жизни. Он отлучен от церкви, т.к. он отвергает церковное истолкование истин Иисуса. Идеи Толстого - панморализм (чистая тирания морали), в личности должно подавляться все, а главенствовать только моральное сознание. Идеи панморализма Толстой проводит в воспитании и в семейной жизни. (Т) противопоставлял добро и красоту. Искусство, особенно музыка, обладает роковой силой, несовместимой с добротой. (Т) раскрывает основную проблему современности, проблему всей культуры.

Фрейдизм и неофрейдизм.

Фрейд (1856-1939) Фрейдизм - метод разработанный Фрейдом для лечения психических заболеваний путем перевода бессозна­тельного в сознательное с помощью гипноза. История объяс­няющая роль бессознательного в жизни ч-ка и об-ва играет ог­ромную роль в жизни человека бессознательное (подсознатель­ное). Бессознательное по Фрейду состоит прежде всего из сексу­альных инстинктов (либидо). Юнг считает, что сущ коллективное бессознательное. Бессознательное может быть источником творче­ских и разрушительных тенденций в об-ве. Подсознательное преобразуется в дух деятельности, в сферах: религии, искусстве, политике и тд. Сущ антагонизм (противоречие) между природным началом ч-ка (сексуальными и агрессивными импульсами) и культурой с ее идеалами, нормами, запретами, кот не дают реали­зовать все желания ч-ка. Фрейд видит основой развития к-ры - бессознательное. Это явное преувеличение.

Эрик Фромм (1900-1980). Для него характерна меньшая биологи­зация сущности ч-ка и социопсихологизм. Он рассматривает проблему отчуждения ч-ка и пытается синтезировать марксизм и фрейдизм.

Фил. экзистенциализма.

Он возникает в начале 20-го в. в Германии, России, Франции. Различают религиозный и атеистический экзистенциализм. Для экзистенциализма характерна ориентация на худ литературу. Одна из центральных проблем - проблема отчуждения. Ч-к одинок в этом мире. Все что он создает противостоит ему (партии, классы, и тд). Фил обязана помочь ч-ку. Ее предметом должно быть под­линное бытие ч-ка. Центральная категория - экзистенция. (Под­линное существование). Существование предшествует сущности. Ч-к сначала существует, а потом определяет себя в мире, приобре­тает свою сущность. Свобода ч-ка - свобода выбора и ответствен­ность за этот выбор. Ч-к проявляет себя в пограничной ситуации в важный момент(смерть, болезнь: ). Именно здесь проявляется его подлинное бытие. Социально-политические позиции у экзистен­циалистов не одинаковы. Экзистенциалисты утверждают что жизнь - бытие к смерти. Ч-к должен достойно умереть, если приходит смерть и борется с ней если есть шанс жить. Ч-к ориен­тируется на жизнь,

проявляет огромную волю к жизни.

Позитивизм и его эволюция.

Позитивисты отрицают все фил. проблемы, которыми занималась философия на протяжении многих лет. По их мнению фил. не­должна выходить за рамки позитивного, положительного знания. т.е. опытных данных наук. А науке не доступна сущность вещей. Она может описывать лишь внешние связи между явлениями. Характерная черта позитивизма - агностицизм. Позитивизм (особенно его первые формы) выступает как субъективный идеа­лизм. Позитивизм трактует опыт, как совокупность ощущений ч­ка. Возникает в конце 19-го века.

1-ая форма позитивизма - позитивизм Конта, Миля и Спенсера. Они считают, что фил. должна обобщать научные знания. 2-ая - эмпириокритицизм. (Макк и Авенариус). Характерный субъективный реализм.

3-я - неопозитивизм. (Шлиг и Карнап). Фил. должна заниматься изучением природы научного знания. Критерий истины - опыт. 4-ая - пост позитивизм. Исследует соц. природу научного знания и эффективность научной теории.

З-н отрицания отрицания.

Всякая конечная сис-ма развивается на основе единства и борьбы противопо­ложностей и проходит ряд внутренне связанных этапов. Предыдущий этап развития отрицается по след. этапам. В тоже время сущ. преемственность развития, связь м/у этапами. Единство преемственности и поступательности составляет содержание и суть з-на отрицания отрицания.

Отрицание - это необходимый момент всякого развития. Отрицаемое явление не может быть абсолютно уничтожено в силу принципа не сотворимости и не уничтожимости материи. Различают три вида отрицания:

1) Формально-логическое

2) Метафизическое. Его источник - внешний источник а не единство и борьба противоположностей.

3) Диалектическое отрицание, кот. разворачивается на основе единства и борьбы противоположностей.

Две разновидности диалектического отрицания:

1) Конструктивная, с преобладанием созидательных моментов.

2) Деструктивная, с преобладанием разрушительного момента.

Структура отрицания:

1) Тезис (исходное положение)

2) Антитезис (самоотрицание исходного положения)

3) Синтез (возврат к исходному положению на новой стадии развития с удержанием положительного)

Развитие спиралевидно. Спиралевидность развития - единство преемственности поступательности и направленности. Развитие не возможно понять либо как сугубо прогрессивное или регрессивное. Развитие - всегда единство прогресса и регресса. Прогресс - развитие от простого к сложному, регресс - наоборот.

Категории диалектики.

Категории - наиболее общие понятия в которых отражаются всеобщие сущест­венные связи, стороны действительности. Категории выполняют методологиче­скую роль в познании. Они формируются в процессе общественно-исторической практики, явл. развивающимися и отражают разные ступени познания. Отдель­ный ч-к находит категории налично-существующими, как результат деятельно­сти прежних поколений людей. Он усваивает их процессе воспитания и обуче­ния. Категории - основа всякой ч-кой разумности. На каждом этапе развития категории задают способ видения и преобразования мира.

49. Категории < всеобщего>, < особенного>, < единичного> и < отдельного>. Единичное - философская категория для выражения индивидуальных уникаль­ных черт признаков предметов.

Общее - философская категория, кот. выражает сходство признаков предметов. Всеобщее - общее присущее всем без исключения классам.

Категории фил. - формы всеобщего.

Диалектика единичного и общего проявляется в их неразрывной связи:

1) Предметы - всегда единство всеобщего, общего, обособленного и единичного.

2) Разграничение на единичное и общее относительно.

3) В процессе развития общее может превратиться в единичное и наобо­рот.

Превращение единичного в общее и обратно хорошо прослеживается в процессе социализации ч-ка.

Противоположность индивидуальному - типовое.

50. Категория < явление> и < сущность>

Сущность - фил. категория для обозначения совокупности внутренних необходимых сторон и связей вещей, законов их функционирования.

Явление - внешне наблюдаемые, более подвижные и изменчивые характеристики предмета.

Явление и сущность - диалектические противоположности. Они не совпадают друг с другом. Иногда внешние черты предмета (явления) искажают сущность (пример: болезнь).

Диалектика явления и сущности:

1) явление не существует без сущности

2) в сущности нет ничего такого, чтобы как-то не проявлялось

3) сущность и явление соотносятся как общее и единичное, внутреннее и внешнее, устойчивое и изменчивое и т.п.

Познание движется от явления к сущности, от сущности I порядка к сущности II и т.д.

Мировоззрение: сущность и структура.Фил. это мировоззренческая наука


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.052 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь