Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ВОСТОКА



В IV тысячелетии до н. э. на берегах Нила, Тигра, Евфрата, Инда возникли первые великие цивилизации. Причины возникновения:

1) переход от меди к железу;

2) товарно-денежные отношения;

3) ослабление родоплеменных связей;

4) первое государство - ускорение хода истории;

5) духовная жизнь.

Над человеком начинают властвовать не природные, а социальные силы - человек подчиняется государству, закону. В большинстве своем рабство, зато у немногих - свобода творчества. От ранних форм религиозного сознания (тотемизма, фетишизма, анимизма, магии, мифа) наметился переход к религиозно-философскому осмыслению бытия.

Особенности восточной философии:

1) синтез мифологического, религиозно-символического и рационального (в учениях Будды и Конфуция, в Ведах, в священной книге персов «Авесте»);

2) целостность видения человека. Соотношение элементов меняется, но сохраняется единство различных подходов. Мифология, религия, философия, наука - и форма, и продукт культурного самоопределения человека, но нет иерархии по степени истинности, а есть переплетение самостоятельных, подчас несоизмеримых идейных структур. Усложнение «архаичных» мировоззрений не вытеснялось метаморфозами бытия;

3) доминирование некоторых форм рационально-духовного освоения мира при сохранении предшествующих. В определенных социокультурных ситуациях «отжившие» способы духовно-практического освоения мира актуализируются, вновь доминируют.

Происхождение и сущность человека мифологичны. Мир уподоблен человеку, характерны ассоциативность, анимизм и антропоморфизм, т.е. оживление, одухотворение и уподобление природных явлений человеку, а человека - миру; они творения богов.

Но в первых письменных источниках Древнего Китая («Книга перемен», III - IVвв. до н.э., учение Конфуция) осмысливается специфичность человека. Конфуций: «Быть человеком равно любить людей». Взаимность и любовь к другим отличают человека от иных существ. Последователь Конфуция Мэй-узы говорил о важности человекознания: «лишь тот, кто познает свою природу, может познать Небо».

Противник конфуцианства Мо-цзы; «Человек отличается от животного умением трудиться». Лао-Цзы (даосизм): «Главное в жизни человека - недеяние, непротивление тому, что предначертано путем дао».

Восточная философская мысль менее категорична, чем западная, неопределеннее; в логике (Индия) нет «закона исключенного третьего», допустимы утверждения: «человек и добр, и зол» или «он ни добр, ни не добр».

Эти особенности мировоззрения и религиозно-философские идеи - архетипические черты Востока и влияют на процессы в мире. Восточная философия вобрала в себя все, существовавшие в культуре, формы освоения человеком мира.

Философия Востока характеризуется как религиозная, мистичная, интуитивная, нацеленная на эстетико-этическую просвещенность, а Философия Запада - как рациональная, научная, натуралистичная, ориентированная на прогресс и активную преобразующую деятельность.

Но обе в единстве призваны сформулировать планетарное философское мышление будущего.

ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ

« Философия » в переводе с греческого - «любовь к мудрости». Это понятие было введено Пифагором.

Философия - поиск и нахождение ответов на фундаментальные вопросы бытия, под действие которых попадает каждый человек. Главные вопросы бытия сформулировал И. Кант:

1. Что я могу знать?

2. Что я должен знать?

3. На что я смею надеяться?

4. Что такое человек?

Философия - составляющая культуры, форма ее максимально полного выражения и осмысления. Проблемы человечества получают в философии завершающее истолкование, это наивысший уровень самоосмысления человечества, самопознания материи.

Философия обладает самостоятельностью, имеет структуру. Три первых вопроса бытия (по И. Канту) рассматриваются философией, ориентированной на:

1) науку, где главная идея - истина;

2) мораль, где идея - добро;

3) религию- веру в Бога;

4) пониманию человека (и общества) как целостно развивающейся самодостаточной ценности.

После И. Канта философия обратилась и к чувственным, эмоциональным, эстетическим потенциям человека, сформировав новые направления. В мировой философии наблюдаются две тенденции: сближение с наукой и сближение с искусством.

Научная ориентация (Г.В.Ф. Гегель, Э. Гуссерль). Наука - систематическое, доказательное и проверяемое знание.

Эти идеалы первоначально выработаны в философии (любовь к мудрости - любовь к науке).

Науки зародились и развивались как части философии. Сейчас философия и науки развиваются параллельно. Современное философское знание обосновывается, доказывается, систематизируется, проверяется и опровергается фактами других наук.

Философия имеет две важнейшие функции - мировоззренческую и методологическую.

Философия - наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления. Это - мировоззрение, оно интерпретируется на основе данных науки, искусства, практики. Методология - учение об эффективных способах достижения целей. В философии речь идет о фундаментальных методах (принципах действия) (например, исторический метод). Философская методология находит продолжение в методологии разных сфер практики.

Чувственно-эстетическая ориентация философии прослеживается в работах С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Ф. Шеллинга, М Хайдеггера, экзистенциалистов, постмодернистов.

В философии интеллектуальное дополняется эстетическим созерцанием и творчеством, стремлением, к возвышенному. В основании философии - мироощущение, но состоит она не из художественных образов, а из философем; это наука, а не искусство. Несмотря на самостоятельность, они дополняют друг друга.

Это выявляет гуманистическую функцию - внимание к человеку. Человек имеет моральные намерения к практическим действиям, из чего вытекает практическая ориентация философии.

Этика и мораль - представления о добре и зле. Практика - процесс достижения целей. Философия - стремление к истине, совершенству (прекрасному), к идеалам добра. Философия выявляет и вырабатывает смысл человеческих поступков, формирует стратегические цели, одновременно являясь практикой.

ЭТАПЫ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

Возникновение, развитие и смену философских фактов изучает история философии. Разрозненные теологические комментарии к сочинениям Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831) впервые были систематизированы в курс лекций по истории философии («Лекции по истории Философии»).

Философия - история самосознания человеческой культуры - мировая история не в эмпирическом, а в сущностном, категориальном выражении.

Типологию учений философии различают:

1) по принципу содержания:

а) материалистические - идеалистические;

б) диалектические - метафизические;

в) сциентистские - антисциентистские;

2) по отношению к науке;

3) по временному принципу и т.д.

Эпоха накладывает отпечаток на личность философа, его понимание роли в обществе, приверженность идеалам и ценностям. У каждой эпохи - свой исторический тип философствования и социально-психологический тип личности философа.

Античность (VI в. до н. э. - III в.) - Тип философствования - созерцательный. Главный философский интерес - космос. Присутствует жесткое разделение физического и умственного труда, единственно достойное занятие для гражданина полиса - умственный (абстрактно-духовный) труд.

Безмятежность, невозмутимость духа, спокойное созерцание вечной истины считались высшими ценностями и идеалом свободного человека. Социальная роль философа - объясняющая.

Средневековье (IV-XIV вв.). Главный тип философствования - умозрительный, философский интерес (Бог). Человек еще связан узами с природными реалиями и родовыми отношениями, но начинает осознавать свою специфичность. Выделена роль субъекта, но еще не относится к отдельной личности.

Источник бытия, блага и красоты - Бог. Распространение христианства. Монотеизм. Ориентация на иррациональные и сверхрациональные источники познания (интуицию, откровение). Развитие религиозной и религиозно-мистической философии.

Переход от Средневековья к Новому времени - Возрождение (XIV-XV вв.): возникновение городов-государств, становление национальных государств, церковные реформы - поиск новых жизненных ориентиров. Возникновение идеи доверия к естественному человеческому разуму. Человек - творец, художник. Антропоцентризм.

Новое время (XV-XIX вв.). Тип философствования - деятельностный, философский интерес - человек и общество. Человечество впервые осознало, что оно обречено жить в пределах одного исторического пространства и времени. Европа с XV в. осуществила всемирную экспансию и поняла, что не одна в мире. Европейские ценности – гуманистические идеи, подпитывали рационализм, умеренность, упорство, предприимчивость. Сменившая у власти монархов буржуазия несла новую идеологию: вопросы о месте человека в мире, о новой системе управления обществом - идею народовластия, республики. В борьбу включилась социалистическая идея. Все это отражалось в философской мысли. Человек - автономно мыслящий субъект, нуждающийся в новом юридическом мировоззрении для обоснования и защиты прав гражданина.

Новейшее время (XX в.). Тип философствования - социально-экологический, философский интерес – язык.

ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДУХЕ

Дух (от лат. spiritus - «дуновение, дыхание, запах»). В широком смысле - идеальное сознание как высшая форма психической деятельности.

Представители различных течений философии выделяют субъективный дух (субъект, личность, индивидуум), абсолютизация которого ведет к субъективному идеализму, и объективный дух (сознание, оторванное от человека и мистифицированное в качестве самостоятельной силы), признание первичности которого ведет к объективному идеализму.

Античные философы рассматривали дух как теоретическую деятельность (например, для Аристотеля высшими формами деятельности духа являются мышление о мышлении, наслаждение теорией). Однако дух понимался и как сверхразумное начало, познаваемое непосредственно, интуитивно (Плотин).

Такая точка зрения внешне близка религиозной идеологии, согласно которой дух - Бог, сверхъестественная сущность, лишь предмет веры.

Немецкая классическая философия подчеркивает активность духа, рассматривая его как деятельность самосознания.

Г.В.Ф. Гегель понимал дух как единство самосознания и сознания, осуществляемое в разуме, как единство практической и теоретической деятельности: бытие духа есть его деяние, хотя это деяние понимается только как познание. Дух, по Гегелю, преодолевает природное, чувственное и поднимается до самого себя в процессе самопознания. Материалистическая философия рассматривает дух как вторичное по отношению к природе. Для античных материалистов дух есть наиболее разумная часть души, разлитая по всему телу.

Материалисты XVII-XVIII вв. (Г. Гоббс, Ж.О. Ламетри) понимали дух лишь как комбинацию ощущений в целом, как разновидность чувственного познания. Диалектический материализм не сводит духовное к простой сумме ощущений и отвергает представление о нем как о чем-то существующем независимо от материи. Духовное - это высокоорганизованная материя, результат общественно-исторической практики людей.

Общественное сознание выступает как отражение общественного бытия. В то же время оно активно воздействует на общественное бытие, на практическую деятельность человечества.

Представления о духе в истории философской мысли связаны со взглядами на природу человека. Философы Античности, особенно натурфилософы, рассматривали человека как образ космоса, микрокосмос.

Начиная с Сократа, они считали человека двойственным существом, состоящим из тела и души. Платон соотносил душу с идеей, Аристотель считал душу формой. В средневековой философии главное размежевание происходит не столько между телом и душой человека, сколько между «плотским человеком» и «духовным человеком». Природа человека понимается как трехчастная: тело - душа - дух. Духовность человека состоит в его совести, причастности к Божественному посредством веры, надежды и любви.

Развитая в средневековой философии позиция находит свое продолжение в православной, католической и протестантской концепциях человека, т.е. в рамках основных вероисповеданий христианства.

МАТЕРИЯ

Материя (от лат. material - «вещество») - философская категория для обозначения некой пространственной телесности, «мертвое вещество», противоположное жизни, душе и духу. В области мировоззрения она оформилась как материализм, а в сфере науки – как естествознание.

Это объективная реальность, которая существует независимо от сознания и отражается в нем. Материя - это бесконечное множество всех существующих явлений, объектов и систем, субстрат всех многообразных свойств, взаимодействий и форм движения.

Материя существует во множестве конкретных форм, каждая из которых обладает многообразием свойств и взаимодействий, сложным строением и является элементом более общей системы. Поэтому было бы неправильно понимать «материю как таковую» как некоторую неизменную первичную субстанцию вне ее конкретных форм.

Сущность материи раскрывается через ее многообразные свойства и взаимодействия, познание которых и означает познание самой материи. Чем более сложной является материя, тем более разнообразны и дифференцированны ее взаимосвязи и свойства.

На высшем уровне сложности в связи с появлением разумных существ некоторые из свойств материи, такие как сознание, кажутся необычными, непохожими на нее и на первый взгляд представляются не связанными с ней. Утверждение безусловности такого представления, неспособность раскрыть связь сознания с материей постоянно приводили к возникновению различных монистических и дуалистических учений.

В диалектическом материализме противопоставление материи и сознания условно, Оно имеет смысл только для постановки и решения основного вопроса философии, а за его пределами утрачивает абсолютное значение, поскольку сознание, общественные идеи и так далее могут выступать в отношении какого-либо материального процесса как нечто определяющее его и в этом смысле первичное.

Активная преобразующая деятельность общества приводит к тому, что в окружающем нас мире определенная группа материальных объектов (средства производства, здания, продукты химического синтеза, предметы потребления и т.п.) по своему происхождению и форме организации в какой-то мере зависит от сознания человека, поскольку в них воплощается человеческий замысел.

По мере развития науки и техники все более будет расширяться множество материальных объектов, свойства, формы организации и даже происхождение которых будут зависеть от преобразующей сознательной деятельности людей.

Философское понимание материи как объективной реальности конкретизируется и дополняется естественно-научными воззрениями на строение и свойства материи. Но было бы неправильно отождествлять материю как философскую категорию с теми или иными воззрениями на строение материи, так как они изменяются в зависимости от новых открытий науки, в то время как философское определение материи остается незыблемым.

Точно так же ошибочно отождествлять материю как философскую категорию с каким-нибудь конкретным ее видом, например с веществом.

СОЗНАНИЕ

Сознание как философский термин - высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности. Сознание - это совокупность психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Оно возникает в процессе трудовой, общественно-производственной деятельности людей и неразрывно связано с языком, таким же древним, как сознание.

Человек с рождения попадает в мир предметов, созданных руками предков, и формируется как таковой лишь в процессе обучения их использованию.

Способ отношения человека к действительности определен не его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми через общение с другими людьми навыками предметных действий. Овладевая исторически выработанными способами предметной деятельности, особенно языком, человек получает объективное знание о свойствах предметов мира.

Человек выделяет и противопоставляет себя объективной действительности благодаря целенаправленным действиям, т.е. его активная жизнедеятельность направляется представлениями или знаниями о реальных свойствах объектов. Именно потому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру и называется сознанием.

Без понимания и знания, которые несет с собой общественно-историческая предметная деятельность и человеческая речь, нет и сознания. Любой чувственный образ предмета, любое ощущение или представление постольку являются частью сознания, поскольку они обладают определенным смыслом в системе приобретенных через общественную деятельность знаний. Знания, сохраняемые в языке, направляют и дифференцируют чувства человека, волю, внимание и другие психические акты, объединяя их в единое сознание. Знания, накопленные историей, политические и правовые идеи, достижения искусства, мораль, религия и общественная психология представляют собой сознание общества в целом.

Однако нельзя отождествлять сознание только с логическим мышлением. Вне чувственно-волевой, активной деятельности всей сферы психического мышления вообще не существует.

Если бы человек только производил одну за другой логические операции, но на практике не ощущал, не чувствовал, не переживал бы постоянного соотнесения значения своих понятий с активными действиями и восприятиями действительности, то он не понимал бы и не осознавал бы ни действительности, ни себя самого, т.е. не обладал бы ни сознанием, ни самосознанием.

Однако нельзя отождествлять понятия «психика» и «сознание», т.е. нельзя считать, что все психические процессы у человека в каждый данный момент включены в сознание.

Ряд психических переживаний может находиться определенное время как бы «за порогом» сознания. Сознание, впитывая в себя исторический опыт, знания и методы мышления, выработанные предшествующей историей, осваивает действительность идеально, ставя при этом новые цели, задачи, создавая проект будущих орудий, направляя всю практическую деятельность человека.

 

ДВИЖЕНИЕ

Движение в широком смысле слова - любое изменение, в узком смысле - изменение положения тела в пространстве, важнейший атрибут, способ существования материи.

Движение включает в себя все происходящие в природе и обществе процессы. В самом общем виде движение - это изменение в обществе, всякое взаимодействие материальных объектов. В мире нет материи без движения, как не может быть и движения без материи. Движение материи абсолютно, тогда как всякий покой относителен и представляет собой один из моментов движения.

Поскольку мир бесконечен, то всякое тело участвует в бесконечном множестве форм движения. Качественная устойчивость тел и стабильность их свойств также представляют собой проявления относительного покоя. Но данная устойчивость обусловлена особым типом взаимодействия микрочастиц в теле. Тем самым она выступает как результат движения микрочастиц.

Таким образом, движение определяет свойства, структурную организацию и характер существования материи. Движение материи многообразно по своим проявлениям и существует в различных формах.

В процессе развития материи появляются качественно новые и более сложные формы движения. Но даже механическое перемещение не является абсолютно простым.

В процессе перемещения тело непрерывно взаимодействует с другими телами через электромагнитное и гравитационное поля и изменяется при этом.

Так, теория относительности А. Эйнштейна указывает, что с увеличением скорости движения происходит возрастание массы тел. Всякое движение включает в себя взаимодействие различных форм движения и их взаимные превращения. Оно так же неисчерпаемо, как и сама материя. Движение материи представляет собой процесс взаимодействия противоположностей.

Так, механическое движение выступает как единство прерывности и непрерывности пространства и времени; электромагнитный, ядерный и гравитационный виды движения основаны на единстве противоположных процессов поглощения и излучения микрочастицами квантов электромагнитного, ядерного и гравитационного полей; химическое движение включает в себя ассоциацию и диссоциацию атомов и т.д.

Бесконечное самодвижение материи в космосе также выступает как результат единства противоположных процессов рассеяния материи и энергии (в ходе эволюции звезд) и их обратной концентрации, ведущей в итоге к возникновению звезд, галактик и других форм материи.

Если движение материальной системы подчиняется некоторому единому закону и включает в себя целостное изменение системы, то оно выступает как процесс развития системы. При восходящем развитии происходит усложнение связей, структуры и форм движения материальных объектов, т.е. прогрессивное преобразование от низшего к высшему. Нисходящее развитие выражает деградацию и распад системы, упрощение форм ее движения. Движение является более общим понятием, чем развитие, поскольку оно включает в себя всякое изменение, в том числе нынешнее и случайное, не соответствующее внутреннему закону развитии системы.

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ

Время и пространство - основные формы существования материи. Философию прежде всего интересует вопрос, реальны ли время и пространство или это чистые абстракции, существующие только в сознании человека. Философы-идеалисты игнорируют объективный характер времени и пространства; ставят их в зависимость от индивидуального сознания (Д. Беркли, Д. Юм, Э. Мах), рассматривают их как априорные формы чувственного созерцания (И. Кант) или как категории абсолютного духа (Г.В.Ф. Гегель). Материализм подчеркивает объективный характер времени и пространства, отрицает вневременную и внепространственную реальность. Время и пространство неотделимы от материи. В этом проявляются их универсальность и всеобщность.

Пространство трехмерно, время имеет только одно измерение; пространство выражает порядок расположения одновременно сосуществующих объектов, время - последовательность существования сменяющих друг друга явлений.

Время необратимо, т.е. всякий материальный процесс развивается в одном направлении - от прошлого к будущему. Развитие естествознания показало несостоятельность метафизической концепции, согласно которой время и пространство существуют независимо от материальных процессов и отдельно друг от друга, т.е. как самостоятельные сущности.

Диалектический материализм признает не только внешнюю связь времени и пространства с движущейся материей, а считает, что движение является сущностью времени и пространства, следовательно, материя, движение, время и пространство неотделимы.

Естествознание XVII-XVIII вв., говоря об объективности времени и пространства, рассматривало их вслед за И. Ньютоном в отрыве друг от друга и как нечто самостоятельное, существующее независимо от материи и движения. В соответствии с атомистическими взглядами древних натурфилософов (Демокрита, Эпикура) естествоиспытатели вплоть до XX в. отождествляли пространство с пустотой, считали его абсолютным, всегда и повсюду одинаковым и неподвижным, а время - протекающим равномерно.

В теории относительности А. Эйнштейна как раз установлено то, что время и пространство не существуют сами по себе, в отрыве от материи, они находятся в универсальной взаимосвязи, где теряют самостоятельность и выступают как относительные стороны единого и неделимого времени-пространства. Наукой доказано, что течение времени и протяженность тел зависят от скорости движения этих тел, что структура или геометрические свойства четырехмерного континуума (пространство - время) изменяются в зависимости от скопления масс вещества и порождаемого ими поля тяготения.

В создании современной теории времени и пространства большую роль сыграли идеи Н.И. Лобачевского, Б. Римана, К.Ф. Гаусса, Я. Бойай.

Исследования А.М. Бутлерова и его последователей обнаружили зависимость пространственных свойств от физической природы материальных тел, обусловленность физико-химических свойств материи пространственным расположением атомов. Факт изменчивости наших представлений о времени и пространстве используется философским и «физическим» идеализмом для отрицания их объективной реальности.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1055; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.04 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь