Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПРОБЛЕМЫ ЦЕННОСТНОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ Г. РИККЕРТА И М. ВЕБЕРА



Философское учение о ценностях и их признаках называется аксиологией. В период ее выделения в самостоятельную область философских исследований сформировались несколько теорий ценностей.

Рассмотрим две из них.

Аксиологический трансцендентализм (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) раскрывает ценности не как объективную реальность, а как идеальное бытие. Они независимы от человеческих желаний. Это такие ценности, как добро, истина, красота, они имеют самодостаточное значение.

Цели сами по себе не могут служить средством для иных целей. Таким образом, ценность - это не реальность, а идеал, носитель ее - «сознание вообще», т.е. трансцендентальный (потусторонний, запредельный) субъект. Ценности в этой концепции рассматриваются как нормы и образуют базу конкретных ценностей и культуры.

Основателем социологической концепции ценностей является М. Вебер. Он ввел проблему ценностей в социологию. С его точки зрения, ценность – это норма, которая имеет определенную значимость для социального субъекта. Также он особо подчеркивал роль этических и религиозных ценностей в развитии общества.

В литературе существуют разные точки зрения по вопросу о природе ценностей и их понятии. Ценность рассматривалась как предмет, приносящий пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека.

Это реальная сторона ценностей. Их надо рассматривать как общую концепцию ценностей.

В широком смысле слова ценность - это понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение (значимость) явлений и фактов действительности.

Все многообразие мира может выступать в качестве «предметных ценностей» и оцениваться с точки зрения добра и зла, истины и лжи, прекрасного и безобразного, справедливого и несправедливого и т.д. Это предметы материальной и духовной деятельности людей, общественные отношения и природные явления.

Ценностное отношение человека к миру – это центр проблемы, сторонами которой и являются «предметные ценности» и «субъектные ценности». Неокантианцами отрицался закономерный характер развития общества и его культуры. Проблема опережения социальной значимости тех или иных исторических явлений, их роли в развитии человеческой культуры решается неокантианцами путем обращения к проблеме ценностей.

Ни в коем случае не законы, но всегда лишь ценности, утверждал Г. Риккерт, должны применяться в качестве руководящего принципа объяснения общественных явлений. Ценности истолковывались как своего рода идеалы и тем самым ориентиры социально-культурного развития общества.

По мнению В. Виндельбанда, Г. Риккерта ценности носят надысторический характер и образуют в общем идеальный и трансцендентный (потусторонний) мир. Из этого мира исходят идеи. По мере осознания ценностей люди вырабатывают установки, которыми руководствуются в жизни, поведении.

М. Вебер предложил свое решение проблемы ценностей. Он трактует ценность как «установку той или иной исторической эпохи», как «свойственное эпохе направление интереса», т.е. он подчеркивает земную, социально-историческую природу ценностей. Это имеет важное значение для реалистического поведения и деятельности.

 

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (ОТ НАТУРАЛИЗМА ДО ПЛАТОНА)

Философия как феномен культуры создана гением древних греков в городах-государствах, где были достигнуты политические свободы.

Периоды развития философии.

1. Натуралистический, VI-V вв. до н. э. Представители: ионийцы, милетцы, пифагорейцы, элеаты, плюралисты, физики-эклектики.

2. Гуманистический: софисты, Сократ.

3. Классический. Платон и Аристотель.

4. Эллинистические школы: киники, эпикурейцы, стоики, скептики.

5. Религиозный. Неоплатонисты: от языческих до представления о едином благе.

6. Период христианской, мысли. Филон Александрийский, догмы зарождающейся религии.

Характерные черты.

Синкретичность - нерасчлененность важнейших проблем.

Космоцентричность - охват всего Космоса и мира человека.

Пантеистичность - Космос – чувственное и умопостигаемое абсолютное божество. Достижения на уровне понятий: идеи Платона; эйдос (форма) Аристотеля, лектон (смысл слова) стоиков.

Логика общих имен (не законов), этика добродетелей (не долга и ценностей), функциональность - отвечала на вопросы бытия, помогая жить.

Милетская школа VII-V вв. до н. э. - Фалес, Анаксимен, Анаксимандр. Демифологизация античного мировоззрения.

Переход от родовых реалий к явлениям и событиям. Все находит начало в первичной субстанции. Она то, что для объяснения не нуждается в чем-то другом: вода (Фалес), воздух (Анаксимен). Апейрон - вечное и беспредельное начало (Анаксимандр).

Пифагореизм, VI-V вв. до н. э. Пифагор: все есть число, в числах - основа сущего, числовые соотношения - источник гармонии Космоса, приближение к законам науки.

Элейская (элеаты), VI-V вв. до н. э. - Парменид, Зенон, Мелисс Самосский. Единое бытие - непрерывное неизменное присутствующее во веет, исключая множественность вещей и их движение. Глазная роль в познании принадлежит мышлению, не чувству; Гераклит Эфеса. Первоначало сущего, душа и рьзум-логос - мировой огонь. Все течет. Борьба противоположностей. В Космосе - скрытая гармония. Просвещенная монархия.

Атомизм, Vв. до н. э. Демокрит, Левкипп. Все - из сочетаний атомов, неделимых однородных частиц.

Все - согласно необходимости. Случайностей нет. Философия V-IV вв. до н..э. Сократ (470- 399 гг. до ц. э.), Платон, Ксенофонт. Диалектика - метод поиска истины через наводящие вопросы; здесь философия представляется как самопознание, путь к постижению истинного блага; добродетель - знание, мудрость. Софисты (мудрецы) - Протагор, Георгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий. От поисков абсолютной истины - к прагматическим рецептам поведения человека в обществе.

Платонизм, 428-348 гг. до н. э. Философия объективного идеализма. Идеи (высшая из них - благо) - вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего изменчивого бытия; вещи - подобие и отражение идей.

Познание (анамнесис) - воспоминание души об идеях, которые она созерцала до соединения с телом. Любовь к идее (эрос) - побуждение к духовному восхождению. Структура мира: Божественный разум (демиург - мастер), мировые душа и тело.

Идеальное государство - иерархия трех сословий: правители-мудрецы; воины и чиновники; крестьяне и ремесленники (как три части души: разумная, аффективная и вожделеющая).

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (ОТ АРИСТОТЕЛЯ ДО НЕОПЛАТОНИЗМА)

Аристотель (основатель Ликея - перипатетической школы) 384-322 гг. до н. э.

Платон - учитель, А. Македонский - ученик. Основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор используется в лексиконе философии и в стиле научного мышления.

Метафизика содержит основные принципы бытия: мир - совокупность субстанций, сочетание материи и формы, эйдоса; вещь имеет четыре причины: сущность (форму), материю (субстрат), действие (начало движения) и цель. Энтелехия - возможность и осуществление, форма и материя, действующая причина и цель.

Внутренне движущие силы вещей - идеи (формы, эйдосы). Источник движения и изменчивого бытия – вечный и неподвижный «ум» (нус) - перводвигатель.

Ступени природы: неорганический мир - растение - животное - человек. Ум выделяет человека. Этика: главное - умеренность (метриопатия), разумное поведение. Человек - существо общественное. Идеальные формы государства - монархия, аристократия, умеренная демократия (политика). Наихудшие - тирания, олигархия, охлократия. Суть искусства – подражание (мимесис); цель трагедии - очищение духа (катарсис).

Ранний эллинизм.

Кинизм (сократическая школа). Представители: Антисфен, Диоген Синопский, Кратет. Идеал - безграничная духовная свобода индивида. Демонстративно-пренебрежительное отношение к социальным институтам, обычаям и установлениям культуры. Эти идеи повлияли на стоицизм.

Стоицизм, III в. до н. э. - III в. н. э. Представители: Зенон из Китиона, Клеанф, Хрисипп, Плутарх, Цицерон, Сенека. Возрождение учения Гераклита об огне-логосе: мир - живой организм, пронизанный творческим первоогнем, пневмой, создающей симпатию всех вещей; все сущее телесно и различается степенью грубости или тонкости материи.

1. Космос - огненный организм.

2. Человек существует по космическим законам.

3. Понимание мира неизбежно ведет к атараксии, бесстрастности.

4. Пантеизм: человек и все люди едины с Космосом, и бог, и государство, и все люди равны.

Эпикуреизм, V-IV вв. до н. э. Представители: Эпикур (341-270 гг. до н. э.), Лукреций Кар. Природа (физика) и человек состоят из атомов (по Демокриту). Безразличные боги блаженствуют в пространствах между мирами, не вмешиваясь в жизнь Космоса и людей. Цель жизни – отсутствие страданий, здоровье тела (апония) и безмятежность духа, атараксия. Познание природы освобождает от страха смерти и суеверий.

Скептицизм, V- IV вв. н. э. Представители: Пиррон, Секст.

1. Мир текуч, без смысла и определенности.

2. Философия - молчание: всякое «да» - одновременно и «нет».

3. Следуйте миру явлений, сохраняйте внутренний покой.

Скептицизм показал, что нельзя справиться с трудностями жизни без ее логико-идейного осмысления. Молчание - и конец философскому поиску, и указание, на необходимость новых усилий.

Неоплатонизм (школы: римская пергамская афинская), III-VI вв. Представители: Плотин, Прокл, Порфирий, Юлиан. Иерархия бытия представляется как единое благо: Ум - Душа - Материя. Мировой Ум - прообраз всех вещей, мировая Душа, производящая все живое, которое образует Космос. Материя - восприемница возможных форм и смысла. Задача человека - продумать, прочувствовать свое место в иерархии.

 

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

Средневековая философия принадлежит эпохе феодализма (V-XV вв.) и христианству. Проблемы философии определяются принципами «откровения» и «единобожия», монотеизма и теоцентризма, т.е. религией.

Большинство ученых из духовенства; очаги культуры, науки и образования - монастыри.

Основные проблемы средневековой философии:

1. Мир сотворен Богом или существует от века.

2. Постижимы ли воля Бога и сотворенный им мир.

3. Каковы место человека в мире и его роль в истории сквозь призму спасения души.

4. Как сочетаются свобода воли человека и Божественная необходимость.

5. Что есть общее, единоличное и отдельное в учении о триединстве.

6. Если Бог - истина, добро и красота, откуда зло и почему Бог его терпит.

7. Соотношение истин Откровения в Библии и истин человеческого разума.

Специфика средневекового философствования.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 734; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь