Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
XII. Аксиологическая функция философии ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
1. Философия как ценностное знание. Аксиологическая проблематика как пространство нравственно-духовного формирования личности. Этика, эстетика как философские дисциплины. 2. Человек между идеалом и реальностью, должным и сущим. Жизненный путь человека и его ценностно-ориентирующие детерминанты: теоцентристский, социоцентристский, натуралистический и персоналистский подходы. 3. Этика долга и счастья как два противоположных подхода к решению смысложизненных проблем. Многообразие этических учений. 4. Нравственные, эстетические, религиозные, правовые ценности и их роль в человеческой жизни. «Вечные» жизнеориентирующие категории: добро и зло, смерть и бессмертие, любовь и ненависть, честь и бесчестие, прекрасное и безобразное, низменное и возвышенное, трагическое и комическое, одиночество, страх, страдание, скука, удовольствие, счастье и т.д. 5. Свобода и ответственность. Внешняя и внутренняя свобода. Ценность гражданского общества и философский смысл «естественных» прав человека. 6. 6.Любовь, сострадание, жалость, стыд, совесть, милосердие как проявление духовно-душевных качеств личности. Единство нравственного и правового сознания личности. Философия ненасилия как парадигма 21века.
Темы докладов - В рамках данной темы можно раскрыть любой из вопросов на материале конкретного первоисточника. Например: Проблема свободы и ответственности в работе Э. Фромма «Бегство от свободы»; Идея любви и ненасилия в философии XIX-XX вв. (Толстой, Соловьев, Шарп, Ганди, Семлен, Фромм); Проблема счастья в «Афоризмах житейской мудрости» А. Шопенгауэра или «О счастье и совершенстве человека» В. Татаркевича; - Возможно сравнение двух источников. Например: Достоевский и Бердяев о свободе; Лосский и Шопенгауэр о воле. Первоисточники 1. Бердяев Н.А. О назначении человека. – М., 1993. 2. Бердяев Н.А. Философия свободы. – М., 1989. 3. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. – М., 1994. 4. Ганди М.К. Моя вера в ненасилие; Кинг М.Л. Любите врагов ваших // Вопросы философии. – 1992. – № 3. 5. Достоевский Ф.Н. Бесы; или Братья Карамазовы (любое издание). 6. Ильин И.А. Путь к очевидности (О сопротивлении злу силой). –М., 1993 или // Новый мир. – 1991. – № 10; или // Вопросы философии. – 1992. – № 4. 7. Камю А. Бунтующий человек. – М., 1993; или Камю А. Творчество и свобода. – М., 1993. 8. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // в кн. Сумерки Богов, – М., 1990; или любое другое издание А.Камю. 9. Левинас Э. Философия, справедливость, любовь // Философские науки. – 1991. – № 6. 10. Лосский Н.О. Свобода воли // Лосский Н.О. Избранное. – М., – 1991. – С.484-597. 11. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. – М., 1991 (гл. 10. Любовь. – С. 180-197). 12. Льюис К. Любовь. Страдание. Надежда. – М., 1992. 13. Моруа А. Письмо молодому человеку о науке жить // Если хочешь быть свободным. – М., 1992. 14. Мунье Э. Персонализм // Мунье Э. Манифест персонализма. – М., 1999. – С.459-524. 15. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. – М., 1995. 16. Ницше Ф. Шопенгауэр как воспитатель // Ф. Ницше Странник и его тень. – М., 1994; или любое другое издание. 17. Ортега-и-Гассет Х. Человек и люди // Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства. – М., 1991. – С.229-478. 18. Розанов В.В. Семья как религия // Розанов В.В. Уединенное. – М., 1990. – С. 442-454. 19. Сартр Ж.-П. Размышление о еврейском вопросе // Нева. – 1991. – № 7, 8. 20. Сартр Ж.-П. Размышление о еврейском вопросе // Нева. – 1991. – № 7, 8. 21. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки Богов. – М., 1989. 22. Семлен Ж. Выход из насилия; Левинас Э. Философское определение культуры // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990. – С. 76-98. 23. Соловьев В. Оправдание добра. Нравственная философия. – М., 1996. 24. Соловьев В. Смысл любви: Избранные произведения. – М., 1991; или любое другое издание. 25. Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. – М., 1981. 26. Толстой Л.Н. Крейцерова соната (любое издание). 27. Толстой Л.Н. Религия и нравственность. Закон насилия и закон любви // Избранные философские произведения. – М., 1981. 28. Франк С.Л. Ницше и этика любви к дальнему. – М., 1990. 29. Франкл В. Человек в поисках смысла // Духовность, свобода и ответственность. – М., 1990. – С.93-130. 30. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1989. 31. Фромм Э. Искусство любить // Фромм Э. Душа человека. – М., 1992; или любое другое издание. 32. Фромм Э. Пути из больного общества // Проблема человека в западной философии. – М., 1988. 33. Честерфильд. Письмо к сыну // Если хочешь быть свободным. – М., 1992. 34. Шарп Дж. Роль силы в ненасильственной борьбе // Вопросы философии. – 1992. – № 8. 35. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. – М., 1992; или в кн. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990. – С.328-351. 36. Шелер М. Положение человека в Космосе // В кн.: Проблема человека в западной философии. – М., 1988. 37. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости // Избранные произведения. – М., 1993; или любые другие издания. 38. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. – М., 1992; или “Понятие воли” в любом издании. 39. Ясперс К. Ницше и христианство. – М., 1994.
Дополнительная литература 1. Бибихин В. Слово о Розанове // Знание-Сила. – 1991. – №1 1. 2. Бондаренко А.Б. Насилие и права человека сегодня (Можно ли защищать права человека посредством насилия? ) // Вестник МГУ. – Серия «Философия». – 2002. – № 6. 3. Гжегорчик Н. Духовная коммуникация в свете идеала ненасилия; Гусейнов Н.А. Этика ненасилия // Вопросы философии. – 1992. – № 3. 4. Евлампиев И.И. Достоевский и Ницше: на пути к новой метафизике человека // Вопросы философии. – 2002. – № 2. 5. Евлампиев И.И. Кириллов и Христос. Самоубийцы Достоевского и проблема бессмертия // Вопросы философии. – 1998. – №3. 6. Ермичев Н.А. Три свободы Николая Бердяева. – М., 1990. 7. Зинченко В.П. Размышления о душе и ее воспитании // Вопросы философии. – 2002. – № 2. 8. Кандалинцева Л.Е. Проблема свободы и выбора во французском экзистенциализме // Философия и общество. – 2001. – № 2. 9. Кантор В.К. Достоевский, Ницше и кризис христианства в Европе конца 19 – 20 века // Вопросы философии. – 2002. – № 9. 10. Кантор В.К. Фрейд versus Достоевский // Вопросы философии. – 2000. – № 10. 11. Киссель М.А. Дороги свободы Ж.-П. Сартра // Вопросы философии. – 1994. – № 11. – С.171-188. 12. Ксенофонтов В.И. Духовность как экзистенциальная проблема // Философские науки. – 1991. – № 12. 13. Левин Г.Д. Свобода и покинутость, методологический анализ // Вопросы философии. – 1997. – № 1. 14. Левин Г.Д. Свобода воли. Современный взгляд // Вопросы философии. – 2000. – № 6. 15. Лисица Ю.Т. Ильин как правовед и государствовед // Вопросы философии. – 1991. – № 5. 16. Ненасильственные движения и философия ненасилия: состояние, трудности, перспективы // Вопросы философии. – 1992. – № 8. 17. Хазанов Б Черное солнце философии: Шопенгауэр // Вопросы философии. – 2002. – № 3. 18. Черная А.А. Новейшая философская антропология Макса Шелера // Вопросы философии. – 1999. – № 7. 19. Штайнер Р. Философия свободы: основные черты одного современного мировоззрения. – Ереван, 1993. XIII. Общество и его история как объект философского осмысления. Человек в исторической перспективе 1. Особенности общества и человека, его коммуникаций и духовной жизни как объектов познания: многообразие, неповторяемость, уникальность, случайность, изменчивость. Субъект социально-исторического познания, его особенности. 2. Общество как система деятельности, отношений, и институтов. Традиционное общество. Индустриальное общество. Гражданское общество. Тоталитаризм как историческое явление. 3. Общество как саморазвивающаяся система: формационный, цивилизационный, синергетический подходы. Цивилизация как категория социальной философии и философии истории. 4. Проблема закономерного хода истории и ее смысла. Историческая необходимость и свобода. Идея общественного прогресса (Гердер, Кондорсе, Гегель, Маркс) и ее критики (Шпенглер, Данилевский, Бердяев, Тойнби, Ясперс). Современные футурологические концепции. Идея «конца истории» Ф.Фукуямы. 5. Культура как универсальная характеристика жизнедеятельности человека и общества. Культура и природа. Основные исторические этапы взаимодействия общества и природы. Глобальные проблемы современности и перспективы человечества. 6. Природные основы многообразия цивилизаций. Цивилизация и варварство. Единство мировой цивилизации. Пути и средства перехода от техногенной к ноогенной цивилизации. 7. Культура и цивилизация. Единство и многообразие культур и цивилизаций. Культура Запада, Востока, России как исторически сложившиеся типы культур. Диалог культур как форма их взаимодействия, как парадигма выживания человечества.
Темы докладов - Античные философы о государстве (Аристотель, Платон, Цицерон). - Государство, естественное право и гражданское общество в философии Нового времени (Гоббс, Локк, Монтескье, Гольбах, Руссо, Гегель). - Философы эпохи Возрождения о государстве и обществе (Макиавелли, Мор, Кампанелла). - Марксистское понимание общества (Маркс, Энгельс). - Иррационалистическая философия об обществе и истории (Ницше, Шопенгауэр). - Философское осмысление логики истории в ХХ веке (Ортега-и-Гассет, Вильчек, Сорокин, Белл, соловьев, Фукуяма).
Первоисточники 1. Аристотель. Политика // В кн.: Аристотель. Соч. в 4 т. – М., 1984. – Т.4; или Аристотель. Политика. – М., 2002. 2. Белл Д. Возобновление истории в новом столетии // Вопросы философии. – 2002. – № 5. 3. Бердяев Н.А. Смысл истории. – М., 1990. 4. Булгаков С.Н. Основные проблемы теории прогресса; К.Маркс как религиозный тип // Булгаков С.Н. Философия хозяйства. – М., 1990. – С.261-310, 310-342. 5. Вильчек В. Алгоритмы истории // Нева. – 1990. – № 7. 6. Гегель Г.В.Ф. Философия права. – М., 1990. 7. Гоббс Т. Левиафан // Гоббс Т. Сочинения: в 2 т. – М., 1989. – Т.1. 8. Гольбах П.А. Естественная политика или беседы об истинных принципах управления. Основы всеобщей морали // Гольбах П.А. Избранные произв. В 2 т. – М., 1963. 9. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991. 10. Замятин Е., Хаксли О., Оруэлл Д. Антиутопии ХХ века. – М., 1989; или любое издание этих авторов. 11. Кампанелла Т. Город солнца. – М., 1954. 12. Локк Д. Два трактата о правлении // Локк Д. Собр. Соч. в 3 т. – М., 1988. – Т. 3. 13. Макиавелли Н. Государь // Избранные сочинения. – М., 1982. 14. Маркс К. К критике гегелевской философии права // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т.1; а также Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Там же. – Т.13; 15. Монтескье Ш. О духе законов // Монтескье Ш. Избранные произведения. – М., 1955. 16. Мор Т. Утопия. – М., 1978. 17. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни. К генеалогии морали // Ницше Ф. Сочинения. – Т. 1-2. – М., 1990. 18. Ортега-и-Гассет Х. История как система // Вопросы философии. – 1996. – № 6. 19. Платон. Тимей. О государстве. О законах // В кн.: Платон. Соч. в 3-х тт. – М., 1968-71. 20. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре или принципы политического права. О политической экономии // Руссо Ж.Ж. Трактаты. –М., 1969, или Рассуждения о происхождении неравенства // Философия и общество. – 2001. – №2, 3. 21. Соловьев В. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории // Соловьев В. Сочинения в 2 т. – М., 1988. – Т. 2 (или любое другое издание) 22. Соловьев В. Три силы истории // Соловьев В. Сочинения в 2 т. – М., 1988. 23. Сорокин П.А. Историческая необходимость // Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992. – С.513-520. а также Сорокин П.А. Кризис нашего времени // там же. – С. 427-505. 24. Тойнби Дж. Постижение истории. – М., 1991. 25. Тоффлер Э. Шок будущего. – М., 2002; или он же: Третья волна. – М., 2002. 26. Фукуяма Ф. Великий разрыв. – М., АСТ, 2003. 27. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. – 1990. – №3, а также Дилигенский Г.Г. Конец истории или смена цивилизаций? // Вопросы философии. – 1991. – №3. 28. Цицерон. О государстве; О законе // Цицерон. Избранные. сочинения. – М., 1975. 29. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т.1. Гештальт и действительность. – М., Мысль, 1993. 30. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Там же, Т. 21; Энгельс Ф. Письма об историческом материализме // Там же. – Т. 37-38. 31. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1994 (Истоки истории и ее цель).
Дополнительная литература 32. Бурлацкий Ф. Загадки и уроки Н. Макиавелли. – М., 1977. 33. Гобозов И.А., Халаева Л.А. Гражданское общество: сущностные характеристики // Философия и общество. – 2001. – № 2. 34. Зайченко Г.А. Джон Локк. – М., 1998. 35. Иноземцев В.Л. Социология Даниела Белла и контуры современной постиндустриальной цивилизации // Вопросы философии. – 2002. – № 5. 36. Кантор В.К. Антихрист, или ожидавшийся конец европейской истории // Вопросы философии. – 2002. – № 2; а также Франс Н.П. Апокалиптические идеи у Ф.Ницше и В.Соловьева // Там же. 37. Неретина С.С. Бердяев и Флоренский о смысле исторического // Вопросы философии. – 1991. – №3. 38. Патрушев А.И. Миры и мифы Освальда Шпенглера // Новая и новейшая история. – 1996. – № 3. 39. Петруччани. Вымысел и поучение // Утопия и утопическое мышление. – М., 1991. – С. 98-112. 40. Риклин А. Макиавелли: Искусство властвовать. – С-Пб., 2002. 41. Свастьян К.А. Освальд Шпенглер и его реквием по Западу // В кн.: Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. – М., 1993. 42. Соловьев Э.Ю. Личность и право // Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. – М, 1991. – С.403-430. или Вопросы философии, 1989, № 8. 43. Трансформации в современной цивилизации: постиндустриальное и постэкономическое общество (Материалы круглого стола) // Вопросы философии. – 2000. – № 1. 44. Федорова М. Классическая политическая философия. – М., 2001. 45. Фейхтвангер Л. Мудрость чудака, или Смерть и преображение. Руссо Ж.Ж. // Собр.соч.: В 12 т. – М., 1968. – Т.10. 46. Хейде Л. «Сова Минервы» об актуальности «Философии права» Гегеля // Вопросы философии. – 1996. – № 9.
Вопросы на понимание курса: 1. В чем состоит роль философии в культуре? 2. Почему нельзя понять философию без знакомства с ее историей? 3. Имеется ли у философии свой язык? Чем он отличается от обычного языка и от языка науки? 4. Прокомментируйте суждение Аристотеля: «Удивление побуждает людей философствовать». 5. «Философский камень» – что за словосочетание? Что означает выражение «поиски философского камня»? 6. «Знание есть только путь к силе» (Т.Гоббс) В чем сила философского знания? 7. Какова польза философских знаний? При ответе используйте известные Вам учения философов. 8. «Философия прирождена человеку» (И.Г.Фихте). Согласны ли Вы с этим? Что такое природа человека и включает ли она философию? 9. Прокомментируйте высказывание А.Шопенгауэра: «Истинное философское воззрение на мир, т.е. то, которое учит нас познавать его внутреннюю сущность и, таким образом, выводит нас за пределы явления, не спрашивает, откуда и куда, и зачем, а всегда и всюду интересует его только чтомира…» 10. Прокомментируйте высказывание М.Хайдеггера: «Метафизика есть вопрошание, в котором мы пытаемся охватить своими вопросами совокупное целое сущего и спрашиваем о нем так, что сами, спрашивающие, оказываемся поставлены под вопрос». 11. Сравните употребление понятия «диалектика» в античной и современной философии. 12. Сравните представление о Боге с точки зрения античной и средневековой философии. 13. Почему в любом философском учении возникает вопрос о бытии? 14. Какое свойство мира отмечали мыслители всех эпох при формировании понятия «бытие»? 15. В чем состоит специфика различных типов бытия? Можно ли утверждать существование бытия духовного? 16. Обладают ли свойством бытия фантастические образы и галлюцинации? 17. Существует ли развитие и как его понимать? 18. Как вы понимаете высказывание Гераклита: «В ту же реку вступаем и не вступаем. Существуем и не существуем? » 19. Как вы понимаете высказывание Сократа: «Я знаю то, что ничего не знаю»? 20. Чьим детищем является атомарная гипотеза – философов или физиков? Чем отличается древний атомизм от современного? 21. По мнению К. Поппера, философия Платона вредна для демократического общества. Справедливо ли это мнение? 22. Как понимать суждение Аристотеля: «Счастье есть благосостояние, соединенное с добродетелью». 23. Античные стоицизм, эпикуреизм, скептицизм – какое учение Вам более симпатично? 24. Каковы философские истоки теоцентризма? 25. Действительно ли в средние века философия была служанкой богословия? 26. Какие черты средневековой философии сохранили свою актуальность сегодня? 27. В чем состоит философский смысл заповедей Христа? 28. Пробуйте опровергнуть Фому Аквинского: «Все, что движется, имеет причиной своего движения нечто иное…Следовательно, необходимо дойти до некоторого перводвигателя – «Бога». 29. Что имел ввиду Августин, утверждая: «Лучше быть смиренным гражданином, чем гордым праведником»? 30. Как понимать вопрос, поставленный в Евангелии от Луки: «Что пользы человеку, если он приобретет весь мир, а душу свою потеряет? » 31. На каких христианских идеях основано поучение Л.Н.Толстого: «С грехом ссорься, с грешником мирись. Ненавидь дурное в человеке, а человека люби»? 32. Почему доминирующим аспектом философии Возрождения является эстетический? 33. Действительно ли главным принципом философии Возрождения является антропоцентризм? 34. Каковы истоки ренессансного гуманизма? 35. Как научная революция конца 16-начала 17вв. повлияла на предмет философии? 36. Что объединяет и противопоставляет философские рассуждения Ф.Бэкона и Р. Декарта? 37. Каково философское значение открытий Галилея и Ньютона? 38. Каковы философские основания юридического мировоззрения Нового времени? 39. Что означает высказывание Вольтера «Природа разумна, разум естественен»? 40. Объясните понимание свободы Вольтером: «Когда я могу делать то, что хочу, это значит – я свободен, но то, что я хочу, я хочу в силу необходимости»? 41. Как соотносятся знание и вера в философии И. Канта? 42. Можно ли руководствоваться принципами этики Канта сегодня? 43. В чем состоит «коперниканский переворот» Канта в философии? 44. В чем Вы видите основные достоинства и недостатки идеализма Гегеля? 45. «Все действительное разумно и все разумное действительно» (Гегель). Так ли это? 46. В чем Вы видите основные достоинства и недостатки философии Маркса? 47. В чем отличие классического марксизма и его ленинского варианта? 48. Какие идеи Маркс получило развитие в философии 20 века? 49. Каковы достоинства философии жизни? 50. Прокомментируйте высказывание Ф.Ницше: «Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком – канат над пропастью. В человеке ценно то, что он мост, а не цель». 51. Прокомментируйте слова Ф.Ницше: «Ты называешь себя свободным. Свободным от чего или для чего? » 52. Какое отношение имеет психоанализ к философии? 53. В чем особенность подхода к проблеме бытия в экзистенциализме? 54. Как соотносятся сущность и существование в философии экзистенциализма? 55. Как Вы понимаете высказывание Ж.-П.Сартра: «Человек осужден быть свободным. Осужден потому, что не сам себя создал, и все-таки свободен, потому что однажды брошенный в мир, отвечает за все, что делает»? 56. Как соотносятся понятия «свобода выбора» и «свободный выбор»? Проанализируйте взаимосвязь понятий «свобода» и « ответственность». 57. Какой философский смысл заключен в призыве М.Хайдеггера: «Пойми самого себя! Сбудься! Свершись! Посвяти себя собственной судьбе, а не (трансцендентному) возвышающемуся над тобой и не соизмеримому с тобой историческому процессу? » 58. Чем отличается русская философия от философии западноевропейской? 59. Каковы общие черты философии западников и славянофилов? 60. Сохранила ли свою актуальность философия всеединства? 61. Прокомментируйте высказывание Л.Н.Толстого: «Если добро имеет побудительную причину, оно уже не добро; если оно имеет своим последствием награду, оно тоже не добро. Добро вне цели, причин и следствий». 62. Прокомментируйте высказывание В.Соловьева: «Человек должен быть нравственным свободно, это значит, что ему должна быть предоставлена и некоторая свобода быть безнравственным». 63. Как, на ваш взгляд, соотносятся современная научная, философская и религиозная картины мира? 64. Каковы основные ценности и идеалы науки? 65. Стоит ли наука вне этики? 66. Какие проблемы рассматривает философия науки? 67. С чем связано возникновение дилеммы «сциентизм – антисциентизм»? 68. Существует ли истина в гуманитарных науках? В каких философских направлениях разрабатываются гносеологические проблемы гуманитарных наук? 69. Что изучает философия техники? 70. Каково соотношение науки и техники? 71. Как проводится оценка техники? 72. Каковы основные принципы инженерного отношения к миру? 73. Каковы философские истоки экологических бед человечества? 74. Почему противоречие между природой и обществом приобрело в 20 веке глобальный характер? 75. Существует ли смысл и цель в истории? 76. В чем проявляется единство и многообразие исторического процесса? 77. Существует ли прогресс в истории? 78. Можно ли говорить о прогрессе в духовной жизни человека? Если да, то каковы критерии этого прогресса? 79. Можно ли говорить о прогрессе нравственности? 80. Что имел виду О.Шпенглер, утверждая: «Культура и цивилизация – это живое тело душевности и ее мумия? 81. Прокомментируйте высказывание: «Цивилизация как завершение культуры, как оцепенение после развития, как смерть после жизни, как ставшее после становления»? 82. В чем проявляется кризис современной цивилизации? 83. Какой мировоззренческий смысл имеют высшие ценности? 84. Способно ли человечество создать новую систему ценностей? Какова здесь роль философии? 85. Каковы гуманистические ориентиры современной философии? |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 632; Нарушение авторского права страницы