Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Мировоззрение уровни мировоззренияСтр 1 из 2Следующая ⇒
Мировоззрение уровни мировоззрения 2. Мировоззрение– это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. В нем присутствуют различные компоненты: знания, убеждения, верования, настроения, стремления, ценности, нормы, идеалы и т.д. Мировоззрение–взгляд на мир–наиболее общее представление человека об окружающем мире и месте в нем человека. По характеру мировоззрения выделяют 2 уровня(пласта) мировоззрения: жизненно-практический и теоретический. - Жизненно-практический уровень складывается стихийно, базируется на здравом смысле, повседневном опыте. На формирование этого уровня влияют национальные, религиозные традиции, уровень образования, культура, профессия и т.д. Он включает в себя обычаи, традиции и навыки, а также опыт каждого человека. Жизненно-практическое мировоззрение помогает ориентироваться в жизни, но не отмечается систематичностью, обоснованностью. Характерно присутствие предрассудков.
- Теоретический - Более высокий уровень мировоззрения, он обоснован научно, т.е. предполагает научную основу знаний о действительности норм и ценностей, определяющих поведение людей. К этому уровню решения мировоззренческих проблем наряду с наукой принадлежит и философия. Дофилософские мировоззрения Формируясь на основе материально-преобразующей деятельности человеческого общества, мировоззрение реализует потребности и цели этой деятельности духовно, выступая как способ " практического духовного освоения мира", означая создание образов не только мира, чуждого человеку, но и мира свободной реализации его жизненных целей, надежд и чаяний, а также способов достижения этого " состояния" мира. " Практически духовное" освоение мира как бы продолжает, а иногда компенсирует, дополняет его " практически-материальное" освоение.Существует два способа духовного освоения мира: практический и теоретический (См. Маркс К. Энгельс Ф. Соч. Т.12. - С. 727-728). Первый представлен в истории человеческой культуры мифологией и религией, второй - философией и наукой Выделение названных типов мировоззрения отражает лишь главные этапы или вехи его развития в истории общества. Оно не учитывает множества разнообразных, в том числе переходных исторических форм, в которых реально функционировали мифология, религия и философия, а также того, что это развитие, как и развитие общества, имело не только поступательный, но и противоречивый, зигзагообразный характер. Мифологическое мировоззрение представляет собой исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих представлений и возникает на этапе становления человеческого общества. Это мировоззрение свойственно первобытнообщинному строю и раннеклассовому обществу. За этот период, длившийся десятки тысячелетий, мифология прошла в своем развитии ряд ступеней, породила множество форм, выражающих различные этапы становления и развития доклассового общества. Важнейшей особенностью мифологического мировоззрения является отсутствие грани между чувственным образом действительности и самой реальностью, между божеством (как духовным началом и сущностью) и тем явлением природы, с которым оно ассоциировалось. Следующей важнейшей особенностью мифологии является генетизм, суть которого состояла в выяснении природы мира, происхождения рода, различных природных и социальных явлений. Любая человеческая общность объясняется не иначе как через происхождение от общего предка, а понимание природы вещей сводится к представлениям об их генетическом начале. 3.Философское мировоззрение и его ключевые проблемы: мир и человек, бытие и сознание. Философия - это теоретически разработанное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, на место человека в нем, уяснения различных форм его отношения к миру. Две главные черты характеризуют философское мировоззрение - его системность, во-первых, и, во-вторых, теоретический, логически обоснованный характер системы философских взглядов. К этому следует добавить, что в центре философии стоит человек, что, с одной стороны, обусловливает формирование картины мира и исследование его воздействия на человека, а с другой - рассмотрение человека в его отношении к миру, определение его места, его предназначения в мире и обществе. 4)Философия - это теоретически разработанное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, на место человека в нем, уяснения различных форм его отношения к миру. Две главные черты характеризуют философское мировоззрение - его системность, во-первых, и, во-вторых, теоретический, логически обоснованный характер системы философских взглядов.Функции: 1) мировоззренческая - с помощью философии у человека формируется мировоззрение. 2)Теоретико-познавательная - философия познает мир, вырабатывает новые знания. 3) Ценностно-ориентационная - философия анализирует ценности и ориентирует человека на них. 4) Интегративная - философия соединяет все знания и опыт, накопленные человеком в единую картину мира. 5) Критическая - критически анализирует происходящие явления в чем-то (полит, эконом. мире, личности и тд) 6)Прогностическая - философия анализирует соц. происш. и предсказывает всякую 7) аксиологическая – соц., нравственные, эстетические ценности. 8)методологическая – применение определенных методов, позволяющих получить определенные знания. Специфика философии: • Взгляды философов не подвергаются экспериментальной проверке( из-за этических соображений) • В философии нет прогресса • В философии существуют вечные вопросы пока существует мыслящий человек, а наука не возвращается к старому я; Любой философ отражает свое мировоззрение; • Философия плюорестична (Плюрализм— философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания либо форм бытия (онтологический плюрализм). •Одного языка, понятного всем философам, нет.
5)Материализм - философское направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания. Идеализм - философское направление, утверждающее обратное материализму. Дуализм философское направление, утверждающее, что материя и сознание развиваются независимо друг от друга и идут параллельно.Разновидности идеализма: 1. Объективный – провозглашает независимость идеи, бога, духа, вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Фома Аквинский, Гегель) 2. Субъективный идеализм (Беркли). Утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека. Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм, согласно которому с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного «Я» и моих ощущений. Среди разновидностей идеализма выделяют рационализм и иррационализм. Согласно идеалистическому рационализму, основу всего сущего и его познания составляет разум. Одним из важнейших его направлений является панлогизм, по которому все действительное есть воплощение разума, а законы бытия определяются законами логики (Гегель). Точка зрения иррационализма состоит в отрицании возможности разумного и логического познания действительности. Основным видом познания признается инстинкт, вера, откровение и т.д., а само бытие рассматривается как иррациональное.
6)Термин «джайнизм» происходит от санскритского слова «джина», означающего «победитель». Применительно к данному философскому учению «джина» - победитель круга перерождения, а само учение – учение о победе человека над законом кармы. В современной Индии джайнистов всех разновидностей – 0, 5 %. Основателями философии джайнизма считаются 24 праведника, нам известны имена лишь двух последних: Паршава и Махавира. Паршава создал общину, в которую принимались представители трех высших каст (кроме шудр) обоих полов. Для общинников были введены обеты: 1)ахимса (санскр. невреждение, непричинение вреда). По суждению Джайнистов: если человек причиняет вред какому-то живому объекту, то он причиняет вред части единой души, которые присутствуют в каждом живом объекте. А следовательно, и всей единой душе, то есть всему живому в целом. правдивость избегание воровства непривязанность, отрешенность. Махавира принимал в общину не только аскетов, но и мирян. Поэтому помимо 4х обетов, он вел обет целомудрия, требовавший от аскетов и отшельников полного воздержания от секса, а от мирян - соблюдения супружеской верности и ограничения себя в наслаждениях. Онтология джайнизма Учение о бытие джайнистов носит дуалистический характер. Все сущее джайнисты делили на дживу (санскр. - живое). К живому относится: огонь вода земля воздух растения Эти перечисленные составляющие обладают только чувством осязания, тогда как Животные и человек обладают всеми 5ю чувствами. Кроме того, джайнисты считали, что существует вечная (единая) душа («джива»), которая, распавшись на многие части, присутствует во всем живом. Монахи-отшельники, как правило, ходили, разметая перед собой дорожки, чтобы не навредить живому; на рту у них была повязка, чтобы не проглотить живое существо – комара или муху; ночью же они не выходили. адживу (неживое). Учение носит атомистический характер. Неживое включает в себя: «пудгала» (материя, состоящая из чувствительно неощущаемых мельчайших частиц – «ану», что примерно соответствует атомам) пространство время среду, стимулирующую движение (дхарма) или покой (адхарма). Вопрос №11 Фил. Платона Платон проводит параллели между частями души и типами людей в государстве и называет справедливостью в государстве, когда каждый человек находится на своем месте и делает то, к чему более всего способен. Основная часть философии Платона, давшая название целому направлению философии — это учение об идеях (эйдосах), о существовании двух миров: мира идей (эйдосов) и мира вещей, или форм. Мир идей (эйдосов) существует вне времени и пространства. В этом мире есть определенная иерархия, на вершине которой стоит идея Блага, из которой проистекают все остальные. Благо тождественно абсолютной Красоте, но в то же время это Начало всех начал и Творец Вселенной. В мифе о пещере Благо изображается как Солнце, идеи символизируются теми существами и предметами, которые проходят перед пещерой, а сама пещера — образ материального мира с его иллюзиями. Душа человека представляется у Платона в образе колесницы с всадником и двумя лошадьми, белой и черной. Возница символизирует разумное начало в человеке, а кони: белый — благородные, высшие качества души, черный — страсти, желания и инстинктивное начало. важность учения Платона о Красоте, о необходимости искать ее в природе, людях, искусстве или прекрасно устроенных законах, потому что, когда душа постепенно восходит от созерцания красоты физической к красоте наук и искусств, далее — к красоте нравов и обычаев, — это наилучший способ для души подняться по «золотой лестнице» к миру идей. Второй силой, не менее преобразующей человека и способной поднять его до мира богов, является Любовь. И философия, и любовь дают возможность рождения чего-то прекрасного: от создания прекрасных вещей до прекрасных законов и справедливых идей. Вопрос №12 Фил. Аристотеля Аристотель разделяет науки на теоретические, цель которых — знание ради знания, практические и «поэтические» (творческие). К теоретическим наукам относятся физика, математика и «первая философия» (она же — теологическая философия, она же позднее была названа метафизикой). К практическим наукам — этика и политика (она же — наука о государстве. Одним из центральных Вопрос №13 Становление Античной диалектики. Диалектика – это философская концепция развития. В истории философии она представлена и в качестве теории, и в качестве метода познания бытия. Диалектика понималась и как сам процесс бесконечного развития и изменения бытия. Создателем именно такой формы диалектики считается Гераклит. Гераклит рассматривал огонь как образ и воплощение текучести, изменчивости, а не как первоначало в строгом смысле этого понятия. Отсюда и " темнота". " Все течет" – главный принцип философии Гераклита. Суть философии Гераклита состоит в том, что это основополагающее диалектическое учение. Согласно ему, ничто не остается в покое, но все подобно реке, пребывающей в вечном движении. Этот принцип и вошел в историю философии как " панта рей".
учений «первой философии» Аристотеля является учение о четырёх причинах, или первоначалах. Учение о четырёх причинах. В «Метафизике» Аристотель развивает учение о причинах и первоначалах всего сущего. Причины эти таковы: Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция). Форма— «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы. Действующая, или производящая причина— «то, откуда». Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл. Цель, или конечная причина— «то, ради чего». У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо. 14 Переход к феодальному общественному строю был ознаменован упадком самостоятельного значения философии. Он сопровождался вытеснением многобожия единобожием. Господствующей формой религии в Европе стало христианство, согласно которому мир создан единым богом. Торжество христианства объяснялось тем, что оно наиболее полно соответствовало социальным, политическим и культурным запросам феодального общества. Для средневековой философии характерен новый подход к пониманию природы и человека. Согласно христианскому догмату, бог сотворил мир из ничего, сотворил актом своей воли, благодаря своему всемогуществу. Божественное всемогущество продолжает сохранять, поддерживать бытие мира. Такое мировоззрение носит название креационизма (от лат. слова сreаtio, что значит " сотворение" ).В основе средневекового человекознания лежали религиозные (теоцентристские) о своей сути установки о том, что Бог - начало всего сущего. 15 Основные проблемы философии средних веков *1 Защита и обоснование религиозной догматики. * 2Проблема бытия Бога. *3 Соотношение разума и веры. * 4Отношения между Богом и миром. * 5Проблема теодицеи. * 6Природа универсалий. *7Свобода человеческой воли и предопределение 16 В ранней схоластике (IX–XII вв.) разрабатывается схоластический метод; разгорается спор об универсалиях, т. е. о том, существует ли общее, т. е. роды и виды, реально, независимо от человеческого мышления и отдельных вещей (схоластический реализм), или же они существуют только в качестве абстракций в уме и названий, имен отдельных вещей (номинализм). Оправдание веры разумом – основополагающая идея схоластики. В контексте этого убеждения и было дано знаменитое онтологическое доказательство бытия Бога (онтологический аргумент), которое должно убедить даже тех, кто в Бога не верит, но имеет разум. Ансельм – последователь Августина, представитель схоластического реализма. До того, как Бог создал мир, полагал он, последний был в Боге как его идея. Прообразы мира – это “внутренняя речь” Бога, а возникающий мир – отображение его Слова. Отдельные вещи существуют лишь в качестве подчиненных форм, видоизменений общей сущности.Для схоластического номинализма, напротив, реальны лишь отдельные вещи (индивиды), а универсалии существуют лишь в человеческом уме. Их можно понимать либо как абстрагированные от вещей понятия, либо даже как просто имена. Так, для Иоганна Росцелина универсалии – это только слова (universale est vox). Нет такой реальной сущности как человек вообще
Философия-19
Наибольшую роль в философии эпохи Возрождения сыграли натурфилософские концепции (Бруно, Кордано, Парацельс), свидетельствовавшие о крушении схоластических методов осмысления природы. Наиболее важными результатами этого естественно научного направления в философии были: методы экспериментально-математического исследования природы; детерминисткое истолкование действительности, противоположное теологическому истолкованию; формулировка научных, свободных от элементов антропоморфизма (наделение субъектов, с которыми человек соприкасается в своей жизни, человеческими качествами) законов природы (Галилей в механике). Определяющими чертами натурфилософского направления в философии были: метафизическое понимание последних (неделимых) элементов природы как абсолютно бескачественных, неживых; отсутствие исторического взгляда на природу и в связи с этим деистическая непоследовательность (деизм предполагает наличие бога, как безличной причины бытия, не участвующей в дальнейшем развитии мира), сохраняющая обособленное положение бога в бесконечном мире. Философия итальянского Возрождения представляет собой не нечто неизменное и застывшее, а постоянно ищущее духовное образование. Различают следующие периоды в развитии ее идей: 1) раннее Возрождение; 2) период расцвета, или Высокое Возрождение; 3) позднее, или модифицированное Воз рождение.
1. Основные идеи раннего итальянского Возрожденuя.
Философия раннего итальянского Возрождения развива лась параллельно со средневековой схоластикой. Поле мизируя с ее представителями, итальянские гуманисты стремились возродить идеи и дух античной культуры, сохраняя основные положения христианского вероучения.
В творчестве вдохновителя гуманистического движения в Ита лии великого поэта, автора «Божественной комедии» Данте Али гьери (1265 -1321) впервые появляются элементы, отличные от средневекового мировоззрения. Не отрицая схоластическую дог матику, Данте пытается по-новому переосмыслить характер от ношений Бога и человека. Он полагает, что божественное и че ловеческое существуют в единстве. Бога нельзя противопоста вить творческим возможностям человека. Существование челове ка обусловлено, с одной стороны, Богом, с другой – природой.
2. Философия Высокого Возрождения. Николай Кузанский.
К середине ХV в. философия итальянского Возрождения достигает своего расцвета и приобретает новые своеобраз ные черты. Она расширяет круг античных источников, ис пользует наследие Аристотеля, очищенное от схоластической ин терпретации. Философия этого периода обращается к идеям арабской философии, богатой материалистическими традициями и знаниями в области естественных наук, а также к средневеко вой ереси и мистике.
3. Натурфилософия позднего возрождения Непосредственными философскими источниками учения Джордано Бруно были работы Н.Кузанского и Б.Телезио. В ес тественнонаучной области большое влияние оказали на него аст рономические открытия Н.Коперника. Подобно многим мысли телям позднего Возрождения Бруно сконцентрировал теоретические интересы на решении натурфилософских проблем, считая, что цель философии заключается в познании природы. Красной нитью через всю философию Бруно проходит мысль о диалек тическом единстве божественного и природного, материаль ного и идеального, телесного и духовного, космического и зем ного, рационального и чувственного
Русская философия(Ф) 20в. Ф20в можно назвать постклассической, т. к. она отличается от «классического» этапа своего развития. Опыт 20 века показал, что сами по себе знания не делают человека счастливым, более того, могут быть использованы в антигуманных целях. В Ф, литературе, искусстве этого времени утверждается мысль о бесполезности всех упований человека на то, что объективное движение мирового процесса гарантирует осуществлении собственно человечески целей, что познание его закономерности может дать человеку надежную ориентацию в реальном мире. Поэтому современная Ф, часто называемая не классической обратилась к проблеме пределов разума, иррациональных(неразумных, бессознательных) факторов человеческой жизни. Для этой философии характерен поиск новой рациональности и утверждения возможности существования не одной, а нескольких вполне равноправных и конкурирующих рациональностей. Направления и школы Ф. Ф жизни сложилась в Герм и Франц.основатели-Ницше, Дильтей, Зиммель, Бергсон, Шпенглер-сконцентрировали внимание на проблеме чел. сущ., заново решая вопросы о времени, свободе, смысле жизни, выборе, о способах жизненной ориентаии. Подлинный основания бытия открываются человек через «переживания жизни» Неопозитивизм (логический позитивизм) Постпозитивизм научное знание принципиально может быть опровергнуто с помощью данных опыта. Любое научное знание носит лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам. Психоанализ Фрейд. Бессознательное должно стать предметом научного познания, у бессозн. процессов есть свой смысл. Феноменология дисциплина, описывающая сущностные характеристики сознания. Экзистенциализм единственной подлинной действительностью можно признать только бытие человеческой личности. Пон6имание всеобщего бытия определяется тем, как человек переживает мир через свое индивидуальн6ое бытие. Религиозная Ф сопрягает все проблемы в учении о Боге как совершенном бытии . 39. Философия и общественно – политическая мысль Беларуси эпохи Возрождения и реформации (Ф. Скорина, С. Будный). В эпоху Возрождения и Реформации основная проблематика относится к общественному устройству, взаимоотношениям гражданина и гос, устройства власти. Скорина утверждает в качестве основополагающей ценности общества и жизни каждого отдельного человека идею общего блага, которому человек призван служить на основе собственного разума и понимания требований христианской нравственности. Христианство, божественное начало, религиозная истина в это время выступает в качестве основных источников истинности самых разнообразных явлений: гос власть оправдывается божественной волей, свобода человека- его богоподобие, познание опирается на веру, а соц отношения на христианское чувство. Большинство авторов считают лучшей формой правления монархию, однако правитель любого уровня, от мелкого феодала до монарха, обязан заботиться о свободе и благополучии поданных. Гусовский, Тяпинский, Будный подробно рассматривают нравственный смысл гос управления, формулируют верховные цели и необходимые качества монарха, так же обосновывают ограничения власти монарха идеями морали и соц справедливости. А.Волан создает первую в истории бел мысли концепцию соц и полит свободы, связывая свободу со счастьем человека. Отношения сословий, соц структура общества, по мнению бел мыслителей, должны основываться на гармонии, выполнении каждым своей роли в обществе. Формируется представление о системе прав человека, признании естественных полит прав, а также конструируются механизмы и структуры защиты прав граждан, возникает концепция правового государства(Сапега).
Философия мировоззрение уровни мировоззрения 2. Мировоззрение– это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. В нем присутствуют различные компоненты: знания, убеждения, верования, настроения, стремления, ценности, нормы, идеалы и т.д. Мировоззрение–взгляд на мир–наиболее общее представление человека об окружающем мире и месте в нем человека. По характеру мировоззрения выделяют 2 уровня(пласта) мировоззрения: жизненно-практический и теоретический. - Жизненно-практический уровень складывается стихийно, базируется на здравом смысле, повседневном опыте. На формирование этого уровня влияют национальные, религиозные традиции, уровень образования, культура, профессия и т.д. Он включает в себя обычаи, традиции и навыки, а также опыт каждого человека. Жизненно-практическое мировоззрение помогает ориентироваться в жизни, но не отмечается систематичностью, обоснованностью. Характерно присутствие предрассудков.
- Теоретический - Более высокий уровень мировоззрения, он обоснован научно, т.е. предполагает научную основу знаний о действительности норм и ценностей, определяющих поведение людей. К этому уровню решения мировоззренческих проблем наряду с наукой принадлежит и философия. Дофилософские мировоззрения Формируясь на основе материально-преобразующей деятельности человеческого общества, мировоззрение реализует потребности и цели этой деятельности духовно, выступая как способ " практического духовного освоения мира", означая создание образов не только мира, чуждого человеку, но и мира свободной реализации его жизненных целей, надежд и чаяний, а также способов достижения этого " состояния" мира. " Практически духовное" освоение мира как бы продолжает, а иногда компенсирует, дополняет его " практически-материальное" освоение.Существует два способа духовного освоения мира: практический и теоретический (См. Маркс К. Энгельс Ф. Соч. Т.12. - С. 727-728). Первый представлен в истории человеческой культуры мифологией и религией, второй - философией и наукой Выделение названных типов мировоззрения отражает лишь главные этапы или вехи его развития в истории общества. Оно не учитывает множества разнообразных, в том числе переходных исторических форм, в которых реально функционировали мифология, религия и философия, а также того, что это развитие, как и развитие общества, имело не только поступательный, но и противоречивый, зигзагообразный характер. Мифологическое мировоззрение представляет собой исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих представлений и возникает на этапе становления человеческого общества. Это мировоззрение свойственно первобытнообщинному строю и раннеклассовому обществу. За этот период, длившийся десятки тысячелетий, мифология прошла в своем развитии ряд ступеней, породила множество форм, выражающих различные этапы становления и развития доклассового общества. Важнейшей особенностью мифологического мировоззрения является отсутствие грани между чувственным образом действительности и самой реальностью, между божеством (как духовным началом и сущностью) и тем явлением природы, с которым оно ассоциировалось. Следующей важнейшей особенностью мифологии является генетизм, суть которого состояла в выяснении природы мира, происхождения рода, различных природных и социальных явлений. Любая человеческая общность объясняется не иначе как через происхождение от общего предка, а понимание природы вещей сводится к представлениям об их генетическом начале. 3.Философское мировоззрение и его ключевые проблемы: мир и человек, бытие и сознание. Философия - это теоретически разработанное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, на место человека в нем, уяснения различных форм его отношения к миру. Две главные черты характеризуют философское мировоззрение - его системность, во-первых, и, во-вторых, теоретический, логически обоснованный характер системы философских взглядов. К этому следует добавить, что в центре философии стоит человек, что, с одной стороны, обусловливает формирование картины мира и исследование его воздействия на человека, а с другой - рассмотрение человека в его отношении к миру, определение его места, его предназначения в мире и обществе. 4)Философия - это теоретически разработанное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, на место человека в нем, уяснения различных форм его отношения к миру. Две главные черты характеризуют философское мировоззрение - его системность, во-первых, и, во-вторых, теоретический, логически обоснованный характер системы философских взглядов.Функции: 1) мировоззренческая - с помощью философии у человека формируется мировоззрение. 2)Теоретико-познавательная - философия познает мир, вырабатывает новые знания. 3) Ценностно-ориентационная - философия анализирует ценности и ориентирует человека на них. 4) Интегративная - философия соединяет все знания и опыт, накопленные человеком в единую картину мира. 5) Критическая - критически анализирует происходящие явления в чем-то (полит, эконом. мире, личности и тд) 6)Прогностическая - философия анализирует соц. происш. и предсказывает всякую 7) аксиологическая – соц., нравственные, эстетические ценности. 8)методологическая – применение определенных методов, позволяющих получить определенные знания. Специфика философии: • Взгляды философов не подвергаются экспериментальной проверке( из-за этических соображений) • В философии нет прогресса • В философии существуют вечные вопросы пока существует мыслящий человек, а наука не возвращается к старому я; Любой философ отражает свое мировоззрение; • Философия плюорестична (Плюрализм— философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания либо форм бытия (онтологический плюрализм). •Одного языка, понятного всем философам, нет.
5)Материализм - философское направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания. Идеализм - философское направление, утверждающее обратное материализму. Дуализм философское направление, утверждающее, что материя и сознание развиваются независимо друг от друга и идут параллельно.Разновидности идеализма: 1. Объективный – провозглашает независимость идеи, бога, духа, вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Фома Аквинский, Гегель) 2. Субъективный идеализм (Беркли). Утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека. Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм, согласно которому с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного «Я» и моих ощущений. Среди разновидностей идеализма выделяют рационализм и иррационализм. Согласно идеалистическому рационализму, основу всего сущего и его познания составляет разум. Одним из важнейших его направлений является панлогизм, по которому все действительное есть воплощение разума, а законы бытия определяются законами логики (Гегель). Точка зрения иррационализма состоит в отрицании возможности разумного и логического познания действительности. Основным видом познания признается инстинкт, вера, откровение и т.д., а само бытие рассматривается как иррациональное.
6)Термин «джайнизм» происходит от санскритского слова «джина», означающего «победитель». Применительно к данному философскому учению «джина» - победитель круга перерождения, а само учение – учение о победе человека над законом кармы. В современной Индии джайнистов всех разновидностей – 0, 5 %. Основателями философии джайнизма считаются 24 праведника, нам известны имена лишь двух последних: Паршава и Махавира. Паршава создал общину, в которую принимались представители трех высших каст (кроме шудр) обоих полов. Для общинников были введены обеты: 1)ахимса (санскр. невреждение, непричинение вреда). По суждению Джайнистов: если человек причиняет вред какому-то живому объекту, то он причиняет вред части единой души, которые присутствуют в каждом живом объекте. А следовательно, и всей единой душе, то есть всему живому в целом. правдивость избегание воровства непривязанность, отрешенность. Махавира принимал в общину не только аскетов, но и мирян. Поэтому помимо 4х обетов, он вел обет целомудрия, требовавший от аскетов и отшельников полного воздержания от секса, а от мирян - соблюдения супружеской верности и ограничения себя в наслаждениях. Онтология джайнизма Учение о бытие джайнистов носит дуалистический характер. Все сущее джайнисты делили на дживу (санскр. - живое). К живому относится: огонь вода земля воздух растения Эти перечисленные составляющие обладают только чувством осязания, тогда как Животные и человек обладают всеми 5ю чувствами. Кроме того, джайнисты считали, что существует вечная (единая) душа («джива»), которая, распавшись на многие части, присутствует во всем живом. Монахи-отшельники, как правило, ходили, разметая перед собой дорожки, чтобы не навредить живому; на рту у них была повязка, чтобы не проглотить живое существо – комара или муху; ночью же они не выходили. адживу (неживое). Учение носит атомистический характер. Неживое включает в себя: «пудгала» (материя, состоящая из чувствительно неощущаемых мельчайших частиц – «ану», что примерно соответствует атомам) пространство время среду, стимулирующую движение (дхарма) или покой (адхарма). Вопрос №11 Фил. Платона Платон проводит параллели между частями души и типами людей в государстве и называет справедливостью в государстве, когда каждый человек находится на своем месте и делает то, к чему более всего способен. Основная часть философии Платона, давшая название целому направлению философии — это учение об идеях (эйдосах), о существовании двух миров: мира идей (эйдосов) и мира вещей, или форм. Мир идей (эйдосов) существует вне времени и пространства. В этом мире есть определенная иерархия, на вершине которой стоит идея Блага, из которой проистекают все остальные. Благо тождественно абсолютной Красоте, но в то же время это Начало всех начал и Творец Вселенной. В мифе о пещере Благо изображается как Солнце, идеи символизируются теми существами и предметами, которые проходят перед пещерой, а сама пещера — образ материального мира с его иллюзиями. Душа человека представляется у Платона в образе колесницы с всадником и двумя лошадьми, белой и черной. Возница символизирует разумное начало в человеке, а кони: белый — благородные, высшие качества души, черный — страсти, желания и инстинктивное начало. важность учения Платона о Красоте, о необходимости искать ее в природе, людях, искусстве или прекрасно устроенных законах, потому что, когда душа постепенно восходит от созерцания красоты физической к красоте наук и искусств, далее — к красоте нравов и обычаев, — это наилучший способ для души подняться по «золотой лестнице» к миру идей. Второй силой, не менее преобразующей человека и способной поднять его до мира богов, является Любовь. И философия, и любовь дают возможность рождения чего-то прекрасного: от создания прекрасных вещей до прекрасных законов и справедливых идей. Вопрос №12 Фил. Аристотеля |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 3010; Нарушение авторского права страницы