Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии 


Философия французкого Просвещения




1. Французскую философию XVIII в. принято называть философией Просвещения.

Такое название французская философия XVIII в.

получила в связи с тем, что ее представители

разрушали устоявшиеся представления о Боге,

окружающем мире и человеке, проявляли новаторство в

своих философских исследованиях, открыто пропагандировали идеи

нарождающейся буржуазии и, в конечном итоге, идеологически подготовили

Великую французскую революцию 1789 — 1794 гг.

В философии французского Просвещения можно выделить три основных

направления:

• деистическое;

• атеистическо-материалистическое; • утопическо-социалистическое (коммунистическое).

2. Деизм (не путать с дуализмом Декарта — взаимосвязанностью и

равноправием материализма и идеализма) — направление в философии,

сторонники которого:

• отвергали идею личного Бога;

• не соглашались с отождествлением Бога и Природы (пантеизмом);

• видели в Боге первоначало, причину всего сущего (но не более);

• отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и

дела людей, Его какое-либо влияние на ход истории, окружающий мир после

его сотворения.

К деистическому направлению принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо,

Кондильяк.

3. Другим возможным направлением философии французского Просвещения

было атеистическо-материалистическое.

Атеисты отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли

происхождение мира и человека с материалистических и естественно-научных

позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму.

Представителями атеистическо-материалистической философии были Мелье,

Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.

 

4. Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направление в философии

французского Просвещения начало формироваться еще в середине XVIII в.,

но особое распространение получило во время Великой французской революции

1789 — 1794 гг. и после ее завершения

 

 

философия -26 В философской системе Гегеля действительность представлена как цепь диалектических переходов. Весь процесс самодвижения понятия осуществляется диалектическим путем. Заключенная в каждом понятии «отрицательность», которая как раз и составляет его ограниченность, односторонность, оказывается пружиной саморазвития этого понятия. Пока понятие не достигнет высшего пункта - абсолютной идеи, до тех пор каждая из ступеней его развития дает только относительную, но не окончательную, не полную истину.

 

Диалектический метод Гегеля, ориентированный на бесконечное развитие, вступает, таким образом, в противоречие с требованием системы, которая обязательно должна быть завершена, а это значит, что абсолютная истина должна быть в конце концов достигнута. Гегель рассматривал свою систему как философию, венчающую собой развитие всего человечества, поскольку в ней обретена абсолютная истина; тем самым и история как бы приобретала свое завершение и достигнутое ею состояние, то есть состояние современной Гегелю Германии, объявлялось высшей точкой исторического движения человечества.

Материалистическое понимание истории

ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

или материалистическое понимание истории — марксистская философия истории и социология. В 20 в. И.м. превратился в идеологическую доктрину. Сам термин «И.м.» впервые использован Ф. Энгельсом в письмах 1890-х гг. Основные идеи разрабатывались К. Марксом и Энгельсом в работе «Немецкая идеология», Марксом в работах «К критике политической экономии», «Нищета философии» и др.

В социальную науку своего времени Маркс ввел новый метод исследования и новые понятия, связанные с процессами развития и упадка конкретных форм общества. Эти понятия оказали значительное воздействие на историческую и политическую науку, социологию и философию истории. Маркс использовал два подхода к обществознанию. Первый — подход к человеческим обществам как к целостным системам, в которых социальные группы и ин-ты, верования и доктрины должны изучаться не изолированно, но в их взаимосвязи. Второй — рассмотрение общественных систем как внутренне противоречивых образований: их развитие происходит за счет внутренних конфликтов. Происходящие при этом изменения демонстрируют достаточную степень регулярности, что дает возможность сформулировать общее утверждение относительно причин и следствий таковых. Маркс связал характеристики экономических систем с отношениями между общественными группами, предопределяющими структуры общества. Этот комплекс идей и был обозначен не слишком точным термином «И.м.» и послужил исходным пунктом для поиска точного и реалистического метода исследования причин социальных изменений (Ф. Теннис, М. Вебер, В. Зомбарт, Б. Кроче, В. Парето и др.).

составная часть марксистско-ленинской философии и одновременно общая социологическая теория, наука об общих и специфич. законах функционирования и развития обществ.-экономич. формаций. Как филос. концепция историч. процесса, И. м. представляет собой распространение принципов диалектич. материализма на область обществ. явлений. Такое достраивание материализма «доверху» означало создание принципиально новой формы материализма и знаменовало появление науч. социологии. «Сознание непоследовательности, незавершенности, односторонности старого материализма привело Маркса к убеждению в необходимости „согласовать науку об обществе с материалистическим основанием и перестроить ее соответственно этому основанию"» (Ленин В. И., ПСС, т. 26, с. 55).

Осн. гносеологич. принцип марксистской философии о первичности материи и вторичности сознания конкретизируется в И. м. как признание первичности обществ. бытия и вторичности обществ. сознания. Обществ. бытие выступает как совокупность материальных обществ. процессов, существующих независимо от воли и сознания индивида или общества в целом, а обществ. сознание является отражением обществ. бытия. Из сложной совокупности обществ. явлений И. м. выделяет материальные отношения, крые определяют идео-логич. обществ. отношения. В основе такого выделения лежит тот простой и естеств. факт, что люди, прежде чем заниматься наукой, политикой, философией, религией и т. п., должны есть, пить, одеваться, иметь жилище и т. д., что в процессе производства материальных благ они вступают в определённые, от их воли не зависящие производственные отношения, которые составляют материальную основу, реальный базис общества, на котором возвышается идеологич. и политич. надстройка общества (см. Базис и надстройка). «Хаос и произвол, царившие до сих нор во взглядах на историю и политику, сменились поразительно цельной и стройной научной теорией...» (там же).

 

Русская философия(Ф) 20в.

Ф20в можно назвать постклассической, т. к. она отличается от «классического» этапа своего развития. Опыт 20 века показал, что сами по себе знания не делают человека счастливым, более того, могут быть использованы в антигуманных целях. В Ф, литературе, искусстве этого времени утверждается мысль о бесполезности всех упований человека на то, что объективное движение мирового процесса гарантирует осуществлении собственно человечески целей, что познание его закономерности может дать человеку надежную ориентацию в реальном мире. Поэтому современная Ф, часто называемая не классической обратилась к проблеме пределов разума, иррациональных(неразумных,бессознательных) факторов человеческой жизни. Для этой философии характерен поиск новой рациональности и утверждения возможности существования не одной, а нескольких вполне равноправных и конкурирующих рациональностей.

Направления и школы Ф.

Ф жизни сложилась в Герм и Франц.основатели-Ницше,Дильтей,Зиммель,Бергсон,Шпенглер-сконцентрировали внимание на проблеме чел. сущ.,заново решая вопросы о времени, свободе,смысле жизни,выборе, о способах жизненной ориентаии. Подлинный основания бытия открываются человек через «переживания жизни»

Неопозитивизм (логический позитивизм)

Постпозитивизм научное знание принципиально может быть опровергнуто с помощью данных опыта. Любое научное знание носит лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам.

Психоанализ Фрейд. Бессознательное должно стать предметом научного познания, у бессозн. процессов есть свой смысл.

Феноменология дисциплина, описывающая сущностные характеристики сознания.

Экзистенциализм единственной подлинной действительностью можно признать только бытие человеческой личности. Пон6имание всеобщего бытия определяется тем, как человек переживает мир через свое индивидуальн6ое бытие.

Религиозная Ф сопрягает все проблемы в учении о Боге как совершенном бытии

. 39. Философия и общественно – политическая мысль Беларуси эпохи Возрождения и реформации (Ф. Скорина, С. Будный).

В эпоху Возрождения и Реформации основная проблематика относится к общественному устройству, взаимоотношениям гражданина и гос, устройства власти. Скорина утверждает в качестве основополагающей ценности общества и жизни каждого отдельного человека идею общего блага, которому человек призван служить на основе собственного разума и понимания требований христианской нравственности . Христианство, божественное начало, религиозная истина в это время выступает в качестве основных источников истинности самых разнообразных явлений: гос власть оправдывается божественной волей, свобода человека- его богоподобие, познание опирается на веру, а соц отношения на христианское чувство. Большинство авторов считают лучшей формой правления монархию, однако правитель любого уровня, от мелкого феодала до монарха, обязан заботиться о свободе и благополучии поданных. Гусовский, Тяпинский, Будный подробно рассматривают нравственный смысл гос управления, формулируют верховные цели и необходимые качества монарха, так же обосновывают ограничения власти монарха идеями морали и соц справедливости. А.Волан создает первую в истории бел мысли концепцию соц и полит свободы, связывая свободу со счастьем человека. Отношения сословий, соц структура общества, по мнению бел мыслителей, должны основываться на гармонии, выполнении каждым своей роли в обществе. Формируется представление о системе прав человека, признании естественных полит прав, а также конструируются механизмы и структуры защиты прав граждан, возникает концепция правового государства(Сапега).

 

 

Философия





Рекомендуемые страницы:


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2019 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.) Главная | Обратная связь