Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Билет 1. Философия. Ее роль в жизни общества.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Билет 1. Философия. Ее роль в жизни общества. Философия – это сфера общественного сознания (ЭТО НЕ НАУКА), которая занимается изучением наиболее общих законов развития, природы, общества, мышления. Здесь важно: философия – это не наука, это особая часть. У нее нет определённой сферы изучения, только общие законы 3емных сфер. Философия как дисциплина подразделяется на: (сферы фил.знания) 1) Онтология – учение о бытие. 2) Гносеология – учение о познании. 3) Социальная философия. 4) Аксиология – аксис – ценность. Изучает и анализирует ценности. 5) Этика. Учение о морали и нравственности. 6) Эстетика – эстет – учение о чувственном познании. Но с 18в, означает учение о прекрасном как в природе, так и в искусстве. 7) Особая сфера: история философии. Тут фиксируется важное отличие философии от науки. Чтобы заниматься БХ можно и не знать историю БХ. А с философией нет. Философия как появилась 2000 лет назад, так и не сдвинулось с места, посему историю сильно изучают.
Функции философии: 1) Мировоззренческая - Философия дает некую мировоззренческую ориентацию в мире. 2) Познавательная(гносеологическая) – изучая наиболее общие законы мы их познаем. 3) Методологическая - Философия претендует на то, чтоб давать методы другим наукам. 4) Прогностическая - она пытается дать прогноз на будущее, ибо изучаем законы всех 3емных сфер, по ним моно спрогнозировать дальнейшее развитие.
В философии существует основной вопрос философии. Он имеет 2 стороны. 1) Онтологическая. Он звучит так, с этой стороны: Что первично? Материальное начало или духовное? По ответу на него философы делятся на: а) материалистов - материя первична, материя имеет историко-философскую традицию, первого обычно называют демокрит. Там еще Маркс, франузы всякие. б) идеалисты - первично духовное начало, бог или какая нибудь абсолютная идея (гегель) и пр. первый Платон считается. Он главный и первый. Он объективный идеалист. Идеалисты делятся на: 1) Объективных идеализм. Т.е. не зависит от воли и сознания людей 2) Субъективный. Джордж Беркли, он говорил – быть – значит быть воспринимаемым. И эта позиция субъективно-идеалистическая.
Тут еще моно еще рассказать основные исторические этапы развития философии и назвать их основные проблемы, это будет в последующих вопросах подробно
2) Гносеологическая сторона вопроса: тут он звучит так: познаваем ли мир? Тут по ответу делятся на 3 группы философы. В вопросе 14 – проблема познаваемости мира, его по этому учить: 1) Гносеологические оптимисты. Ими могут быть как и материалисты(Маркс), так и идеалисты (Гегель), но они тут отличались: Гегель считал вообще, что он достиг абсолютное знание, а Маркс говорил что к абсолютному знанию будем приближаться по асимптоте, изучать и изучать, но не встречать препятствий к познаваемости. 2) Агностики (А- отрицание, гнозиз – знание). Они считают, что в мире есть нечто, что принципиально не познаваемо (Кант). Он считал, что мир как он есть сам по себе (и вне нашего восприятия) является принципиально не познаваемым. Существование мира вещей самих по себе. И как бы развивалась наука мы никогда не узнаем как вещи сами по себе, ибо они даны в нашем восприятии и мы из него не выпрыгнем 3) Скептики (Девид Юм - 18в, Англия) они говорят, что мы что то знаем о мире, но мы не знаем насколько это знание истинно, у нас нет критериев истинности. Мы не знаем существуют ли причинно-следственные связи, или нет.
Билет 4. Философия нового времени. Новое время переориентирует философию на гносеологию теорией познания. Важные философы: Френсис Бэкон, Ране Декарт.
Бэкон: конец 16 в. Основные произведения: новый органом, новая Атлантида. Он представитель Эмпиризма. Сие очень важно. Сие учение по которому подлинное знание мы получаем из опыта. Именно опыт – источник подлинного знания. Бэкон считал, что все ученые делятся на 3 типа: 1)муравьи. Те кто просто собирает факты и знания без всякой систематизации. Как муравьи все тащат. 2)пауки. Под ними имел виду схоластов. Те кто занимался всякими умственностями, без обращения к опыту жизни. 3)пчелы, себя к ним относил. Они не тока собирали, но и обрабатывали и превращали в знания.
Опыты он делил на 2 типа: 1)светоносные: что то типа фундаментальной науки, выгоды прямой не приносит, но выводит законы, чтоб потом получить открыть множество новых знаний 2)плодоносные. Прикладное использование, чтобы получить результат сразу, основываясь на светоносных.
Методы получения подлинного знания: Теория его идолов, идолы- мешают постичь истину. 1)идол рода. – заблуждение присущие человечеству вообще, как родовому существу, мол чел видит в природе больше порядка чем есть на самом деле, может быть порядок мы сами придумываем. 2)идол пещеры. – индивидуального человека. У каждого свой вкус, воспитание, и сие формирует ту пещеру, из которой мы смотрим на мир. 3)идол рынка. Сие проблемы связанные с неправильным образованием и использованием научных понятий. 4) идол театра. Тут как то прозрачно. Приходим в театр, если пьеса хорошая – мы верим, забываем что тут 4 стены и не так все. Вот и человек верит авторитетам прошлого, слепо, а ученый должен создавать что-то новое, а не повторять все старое.
Эти идолы нельзя устранить, но нужно о них помнить, ибо они искажают факты.
Главный метод для Бэкона – метод индукции – от честного к общему. Но всегда есть проблема с ним – слишком поспешное обобщение. Например, есть деревня, вы переписчик населения. Зашел в дом – там Джон, во втором тоже живет Джон и т.д. А где-то есть дом в ебенях, хуй дойдешь, и ты думаешь, что там тоже живет Джон, а это на самом деле не так.
Мы изучаем, но что то постичь не можем и обобщаем, но можем ошибаться, и вот чтобы избежать этого, он приводит таблицы открытия: (Бэкон подвергает индуктивному изучению не объекты, а качества! На пример золото разделяется на определенную ковкость, плавкость и пр.) и как пример он приводит теплоту. Изучаем это простое качество. Первая колонка: колонка присутствия. Туда мы собираем все случаи, где присутствует теплота. Например пришли домой – зажгли очаг, выпили вино пряное – тепло. Шубу надели – тепло и пр. Вторая колонка – отсутствие – тут множество ПОДОБНЫХ случаев, где теплота отсутствует. Например солнце зимой так же светит на подоконник, но подоконник не нагревается. А не все случаи когда тепла нет, их не перечислить. И третья – степень этого.
Потом сравниваем и приходим к выводу, что есть условия для присутствия, отсутствия, изменения.
Декарт. Франция. Основное произведение – рассуждение о методе. умер – история о королеве и философии.
Важный аспект – учение о субстанции. Декарт был дуалист. Он верил в существование 2ух независимых друг от друга субстанций (субстанция – то что существует только на своих основаниях, что не имеет причины в другом). 2 субстанции: 1)материальная, основной атрибут – протяженность. 2)духовная, основной атрибут – мышление. Раз они не зависимы друг от друга, значит нет общих границ. Но возникает проблема, есть существо в мире, у которого они соединены – человек (Душа и тело). И раз они не зависят друг от друга, как же они воздействуют друг на друга? Вот я захотел взял мел – духовное, я взял – материальное. Сие сложная проблема, он вводит понятие животных духов, которые являются посредниками между ними. Помимо дуализма: Спиноза – монист(одновременно бог и природа), Лейбниц – плюралист(монады) Декарт – рационалист еще, Бэкон (эмпирик – интуитивизм), Подлинное знание – не опыт, а знание, мол чувственный опыт может давать не правильные сведения, морочить нас может. И тут Декарт делает еще радикальный ход – картезианское сомнение. Он тоже не верит в традицию, не верит античным хреням. Давай сомневается, могу ли я сомневаться в чувствах? Да! Палочку в стакан, и она кажется преломленной светом и будет казаться переломленной, но на самом деле это не так. Могу сомневаться, что стою и пишу лекцию? Да! Друг это мое безумие/сон и пр. А можно сомневаться что 2на2 = 4? Тут он тоже говорит да, мол вдруг есть демон который наводит на меня это. Типа сомневаться можно во всем, кроме того, что нельзя сомневаться в том, что я сомневаюсь, ибо это акт мышления, мол мыслю, значит существую.
Билет 6. Марксизм. Учение Маркса и Энгельса. Тут надо начать с исторический и пр. предпосылок к марксизму: 1)исторические предпосылки: восстание лионских ткачей. Если шире – возникновение пролетариата как класса. Для Маркса пролетариат – это тот класс, который должен уничтожить классовую систему как таковую. (когда жил Маркс пролетариат – как животные, самый низ социальной структуры, он отождествляет себя с тем, что предельно ему далеко) 2)естественно-научные предпосылки: закон сохранения энергии, открытие клеточной теории, теория Дарвина. Эти 3 открытия повлияли на развития марксизма, дали основу. 3)теоритические. Тут они очень легко разбиваются по национальным категориям: а)немецкая классическая философия: Гегель(диалектика), Фейербах(материализм, он ученик Гегеля, но перешел в материализм и критиковал еще диалектику, а Маркс говорил делать этого нельзя. По сути это синтез их) б)полит экономика: английская полит-экономика(прежде всего Адамс Смит, Рекордон еще.) – произведение Капитал(Маркс) в)французский утопический социализм.: Сен-Симон, Фурье.
(По сути он объединил все, нового не придумывал.)
Марксизм обычно делят на: 1)диалектический материализм – учение о природе, познании и т.д, общая философия 2)учение об обществе истории и т.д.
Ранний Маркс в ранних работах анализирует понятие отчуждение. Отчуждение он понимает в 3ех смыслах: 1)отчуждение людей от результатов их труда. Рабочие работают, делают, а плодом их труда пользуются другие. 2) человек отчуждается и от самого труда: труд перестает быть радостью и творчеством, а становится отвратительной необходимостью ради выживания. В общем радости от работы мало. 3)люди отчуждаются друг от друга, ибо они рассматривают друг друга как конкуренты, а не как товарищей, со работников.
Он анализирует их, и говорит что все это приводит к тому, что человек отчуждается от своей сущности, все это как бы разрушает нас самих.
Но потом он говорит, что родовая сущность – это тоже абстракт. Он говорит – сущность человека – совокупность всех общественных отношений. А значит наша сущность такова, как сущность общества, в котором живем. В поздних работах он анализирует элементы общества в которых мы живем. Он вводит понятия общественно-экономическую формацию, еще чет и пр. Он говорит, что история – переход от одной формации к другой, 1 из 5: 1)первобытно общинная 2) 3)феодальная 4) 5)коммунистическое
Движение происходит так: производственные силы развивается, а общество отстает, возникает и нарастает конфликт, происходит революция и переход от одной общ.эк. формации к другой. И вот в итоге это должно привести к коммунистической формации. Но фишка: капитализм: в нем нарастание ведет к прогрессу капитализма самого, а не к коммунизму. А в коммунизме преодолено отчуждение, где нет частной собственности и пр.
Билет 7. Русская философия. На выбор либо Соловьев либо Бердяев. Основные этапы: 1)принятие христианства(988). При князе Владимире, и это совпадает с обретением письменности. Поэтому все наши памятники – христианские. Поэтому все язычество ток по христианским памятникам моно восстановить. Идет развитие письменности, усвоение христианского наследия из Византии(а она наследница Рима и Греции) к нам идет и античные знания(минимальные).
Но в этот период появляются и самостоятельные мыслители. 1)«слово о законе и благодати» - митрополит Илларион 2)татаромонгольское нашествие. Русь под золотой ордой. Там не до философии. 3) московский период. Там Иван Колита объединяет земли под Москвой. Как таковой философии не было, но: доктрина «Москва – третий Рим» (первый Рим – пал. Второй Рим – Константинополь – пал от Турков. Мол отошли от подлинного православия – наказал бог. И вот Москва – последняя.) Проникновение исихазма на Русь. Исихия – уединенная молитва. Сие православно-мистическое учение из Византии(святой Григорий Палома разработал. Учение об неких божественных энергиях, с которыми Христианин молитвами может соединится с божественными концами) Спор меж нестяжатилями и иосифлянами. Иосифляне – считали, что церковь должна быть богатой, чтоб помогать. А другие – что церковь должна не вмешиваться, а только молится. Победили иосифляне. 4)Петербургский период. Век русского просвещения. Тут и ломоносов, и Татищев, Радищев, Новиков и пр. Идет усвоение и накопление западных образцов. 5)В 19в моно уже говорить о философии в норм смысле. Тут важно: спор меж славянофилами и западниками. (внесла ли что-то Россия в мировую историю? И ответил – ничего не внесла. Мол все самое важное в европе случилось.). и эта спровоцировала этот спор. Славянофилы – хомяков и пр, мол у нас своя судьба, ресурсов дохера и пр. Западники: мол путь развития один, и запад просто ушел вперед. Наша задача – догнать, а никакого самобытного пути нет. Сюда – Белинский, Грамовсвкий и пр. Этот спор идет вплоть до сегодня. След. Важный этап – Добролюбов, Писарев. Учение о Русском освободительного движении. След: 70ы годы – народники След: становление русского марксизма: Ленин и пр. Потом революция и становления советской власти. Но в начале еще движение – по возврату к религии, мистики и пр. Оно было всего лет 40. – русское философское возрождение.
Ключевая фигура – Соловьев. Основные произведения: оправдание добра», «3 разговора», «Россия и будущность теократии» Ключевое понятие – понятие всеединства. Говоря о истине он дает определение: истина – это сущее, всеединое. Сие означает: вот мы смотрим на мир, видим кучу вещей, процессов разнообразных. Мир в многообразии. Но мир одновременно и нечто, значит все это многообразие дано нам одновременно в неком единстве. Т.е. тут сразу и многообразие, и единство в многообразии. Символом всеединства – святая София(премудрость божья). Одновременно соловьев пытался реализовать теорию всеединства в религии. Мол как так Иисус то 1, а почему есть всякие католики и пр. Он говорил что все эти односторонности должны соединены. Но не прокатило. Его из-за этого недолюбливали и те и другие. К концу жизни «три разговора» -он жутко разочаровался в будущем и разработал теорию Панмонголизма. Мол европейская раса будет уничтожена расой жёлтой(а тут как раз в Китае боксерское восстание случилось.) и он решил что вот оно! И умер с осознанием этой мысли.
Бердяев: основные произведения: «судьба России», истоки и смысл русского коммунизма, философия неравенств. Он начинал как марксист, но затем заинтересовался религиозной философией, и стал даже не православным философом. В основе было понятие мионической философии(? ) меон – по гр. нечто. Мол чел – одновременно дитя божье, но учувствовал в создании не тока бог, но и меон. Мол еще до бога существовала некая меоническая свобода, это нечто. А значит в челе есть нечто до божественной реальности, посему чел воспринимает и ведет себя иногда как соперник бога. Тут на него повлияли немцы: Майстер Экхард и Якоб Бюэ, они тоже учили что до бога существовала некая безосновная бедна. Вообще Бердяев прославился размышлениями о религиозной основе комунизма, пусть они там атеисты все равно она оттуда. Ну и положительно о коммунизме отзывался, мол энергия от религии.
Билет 1. Философия. Ее роль в жизни общества. Философия – это сфера общественного сознания (ЭТО НЕ НАУКА), которая занимается изучением наиболее общих законов развития, природы, общества, мышления. Здесь важно: философия – это не наука, это особая часть. У нее нет определённой сферы изучения, только общие законы 3емных сфер. Философия как дисциплина подразделяется на: (сферы фил.знания) 1) Онтология – учение о бытие. 2) Гносеология – учение о познании. 3) Социальная философия. 4) Аксиология – аксис – ценность. Изучает и анализирует ценности. 5) Этика. Учение о морали и нравственности. 6) Эстетика – эстет – учение о чувственном познании. Но с 18в, означает учение о прекрасном как в природе, так и в искусстве. 7) Особая сфера: история философии. Тут фиксируется важное отличие философии от науки. Чтобы заниматься БХ можно и не знать историю БХ. А с философией нет. Философия как появилась 2000 лет назад, так и не сдвинулось с места, посему историю сильно изучают.
Функции философии: 1) Мировоззренческая - Философия дает некую мировоззренческую ориентацию в мире. 2) Познавательная(гносеологическая) – изучая наиболее общие законы мы их познаем. 3) Методологическая - Философия претендует на то, чтоб давать методы другим наукам. 4) Прогностическая - она пытается дать прогноз на будущее, ибо изучаем законы всех 3емных сфер, по ним моно спрогнозировать дальнейшее развитие.
В философии существует основной вопрос философии. Он имеет 2 стороны. 1) Онтологическая. Он звучит так, с этой стороны: Что первично? Материальное начало или духовное? По ответу на него философы делятся на: а) материалистов - материя первична, материя имеет историко-философскую традицию, первого обычно называют демокрит. Там еще Маркс, франузы всякие. б) идеалисты - первично духовное начало, бог или какая нибудь абсолютная идея (гегель) и пр. первый Платон считается. Он главный и первый. Он объективный идеалист. Идеалисты делятся на: 1) Объективных идеализм. Т.е. не зависит от воли и сознания людей 2) Субъективный. Джордж Беркли, он говорил – быть – значит быть воспринимаемым. И эта позиция субъективно-идеалистическая.
Тут еще моно еще рассказать основные исторические этапы развития философии и назвать их основные проблемы, это будет в последующих вопросах подробно
2) Гносеологическая сторона вопроса: тут он звучит так: познаваем ли мир? Тут по ответу делятся на 3 группы философы. В вопросе 14 – проблема познаваемости мира, его по этому учить: 1) Гносеологические оптимисты. Ими могут быть как и материалисты(Маркс), так и идеалисты (Гегель), но они тут отличались: Гегель считал вообще, что он достиг абсолютное знание, а Маркс говорил что к абсолютному знанию будем приближаться по асимптоте, изучать и изучать, но не встречать препятствий к познаваемости. 2) Агностики (А- отрицание, гнозиз – знание). Они считают, что в мире есть нечто, что принципиально не познаваемо (Кант). Он считал, что мир как он есть сам по себе (и вне нашего восприятия) является принципиально не познаваемым. Существование мира вещей самих по себе. И как бы развивалась наука мы никогда не узнаем как вещи сами по себе, ибо они даны в нашем восприятии и мы из него не выпрыгнем 3) Скептики (Девид Юм - 18в, Англия) они говорят, что мы что то знаем о мире, но мы не знаем насколько это знание истинно, у нас нет критериев истинности. Мы не знаем существуют ли причинно-следственные связи, или нет.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 547; Нарушение авторского права страницы