Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Билет 5. Немецкая классическая философия.
КАНТ. Интеллектуальная биография Канта делится на 2 периода: до критический, и после 70ых – критический. Остановимся только на критическом. Он пытался выяснить возможности познавательной деятельности. 3 работы: критика чистого разума, критика практического разума, критика способности суждения. Крит. чистого разума посвящена гносеологии. Вторая – этики, Третья – эстетике(по сегодняшнему) – анализ прекрасного и возвышенного.
Кант делит наши познавательные возможности на 3 уровня: 1)чувственность. 2)рассудок 3)разум.
И познание начинается с чувственности. НО у чувственности есть так называемые априорные формы(не зависимые от опыта). Есть некие формы знание, которые от опыта не зависят, но благодаря им опыт становится возможным, и ими являются пространство и время. Пространство и время – НЕ характеристики мира. Они принадлежат нашей перцептивной возможности. И является нам через них, через наше способность восприятие. Вот благодаря априорам и чувственным, мы получили чувственный материал, но его надо обработать, чтобы он стал опытом. И тут рассудок вступает у него тоже есть априорные формы, это 12 рассудочных понятий. Идет синтез чувственного и рассудочного. И когда синтез произошёл – мы получили опыт. Но, человек так устроен, что он хочет этот опыт упереть во что-то безусловное(например есть фрагмент реальности, но мы же им не ограничим, мир как целое), и тут вступает разум – у него уже не априоры, а трансцендентальные идеи, их 3: 1) теологическая идея – идея бога 2) космологическая – идея мира 3) психологическая – души. Понятно мы опытом их подтвердить не можем. Когда мы опыт хотим на этих идеях основать, покинув сферу опыта, разум запутывается в антиномиях. Сие особый вид противоречия, где 2 противоположенных суждения, каждое из которых может быть доказано. Он выделяет 4 антиномии чистого разума: 1)мир ограничен в пространстве и конечен во времени, и мир безграничен в пространстве и времени 2) все состоит из простого(неразложимого). Нет ничего простого, все из сложного(составного) 3) все в мире причинно обусловлено и нет свободы. И не все в мире причинно обусловлено, свобода есть. 4) бог есть. Бога нет.
Оказывается что разум может доказать любое утверждение из антиномии, а сие означает, что метафизика как наука невозможна! (сие важно). Мы не может о боге знать так же, как об обычных вещах. Что выходит за сферу опыта – разум путается и мы можем только верить. В сфере разума выхода нет, но есть выход в сфере практического. Тут кант сформулировал нравственный закон. Он дал 3 формулировки: (1 упустим) 1)относись к себе и другим людям, тока как к цели и никогда как к средству. 2) поступай так, чтоб максима твоей воли могла в то же время стать основой всеобщего законодательства. (просто – поступай так, как ты хочешь чтоб поступали все)
(вернемся к гносеологии, к агностицизму. Мир который мы воспринимаем – прошел через решетку априорных форм и рассудка, мы сами их сконструировали, с помощью них мы создали картину которую мы понимаю. А вот каков мир сам по себе мы не способны узнать. Поэтому канта к агностикам причисляют)
Гегель. Основные работы: энциклопедия философских наук, феноменология дуба(пишется именно так). Система Гегеля: Гегель –идеалист. В основе мира – абсолютная идея. Она познает саму себя, и вот все развитие мира –это процесс познания идеи самой себя. Отсюда главный тезис Гегеля – бытие = мышление. Т.е. весь мир перед нами – это и есть процесс мышления, это то как идея понимает саму себя проходя через различные формы: 1)сначала она развивается сама в себе – сие логика. Например мы занимаемся науками, физикой. Изучаем всякие процессы, закономерности. И мы можем эти закономерности в законы. А Гегель говорит, что сначала возникает модель развития его либо, законы первичны, это логия, сие и есть модель развития чего либо. Но Гегель диалектический. У него идея переходит в свою противоположность – природу. Она сама не развивается, она лишь мертвый слепок с этой самой логической модели. Есть и третий момент: дух. Под духом Гегель имеет ввиду человечество.(сначала абстрактный логический процесс, потом природа, а потом человечество), заметим – человечество это лишь продукт развития, мышления абсолютной идеи, а не венец чего то там дух делится на: 1)субъективный – учение об индивидуальности(индивидуальность Души, психосознание) 2)объективный – учение о праве и морали. Учение о нормах определяющих нашу коммуникацию 3) абсолютный дух. Он сначала дается на уровне образа. Первая форма раскрытия Абс. Духа – искусство. Потом дается нам на уровне представления – религия. И наконец дух дается нам на высшем уровне – на уровне понятия, а этим заведует философия. А высшее проявление философии – Гегель сам. И тут Абс. Идея познала сама себя и процесс закончился. Она поняла сама себя, познала.
+Билет 18: Коротка: 3 принципа: 1)закон единства и борьба противоположностей. 2)закон перехода кол. Изменений в качественные 3)закон отрицания отрицаний. Подробно мордвинов расскажет.
Философия истории(Гегель написал): он делит историю человечества на 4 основных периода: Абс. Идея выбирает отдельные народы, а не все сразу. 1) восточный мир. Критерий прогресса - свобода. Поэтому восточный мир – самый отсталый, там все рабы, один только свободен – тиран, но и он раб своей собственной власти. 2) Античный. Он делит на римский и греческий. Тут уже есть свободные(полис, община, граждане Рима), но тут остается еще и рабство. 3) Германский. Тока германцы достигли абсолютной свободы и создали государство всеобщего признания без рабства, и тут история заканчивается, как и философия.
Билет 6. Марксизм. Учение Маркса и Энгельса. Тут надо начать с исторический и пр. предпосылок к марксизму: 1)исторические предпосылки: восстание лионских ткачей. Если шире – возникновение пролетариата как класса. Для Маркса пролетариат – это тот класс, который должен уничтожить классовую систему как таковую. (когда жил Маркс пролетариат – как животные, самый низ социальной структуры, он отождествляет себя с тем, что предельно ему далеко) 2)естественно-научные предпосылки: закон сохранения энергии, открытие клеточной теории, теория Дарвина. Эти 3 открытия повлияли на развития марксизма, дали основу. 3)теоритические. Тут они очень легко разбиваются по национальным категориям: а)немецкая классическая философия: Гегель(диалектика), Фейербах(материализм, он ученик Гегеля, но перешел в материализм и критиковал еще диалектику, а Маркс говорил делать этого нельзя. По сути это синтез их) б)полит экономика: английская полит-экономика(прежде всего Адамс Смит, Рекордон еще.) – произведение Капитал(Маркс) в)французский утопический социализм.: Сен-Симон, Фурье.
(По сути он объединил все, нового не придумывал.)
Марксизм обычно делят на: 1)диалектический материализм – учение о природе, познании и т.д, общая философия 2)учение об обществе истории и т.д.
Ранний Маркс в ранних работах анализирует понятие отчуждение. Отчуждение он понимает в 3ех смыслах: 1)отчуждение людей от результатов их труда. Рабочие работают, делают, а плодом их труда пользуются другие. 2) человек отчуждается и от самого труда: труд перестает быть радостью и творчеством, а становится отвратительной необходимостью ради выживания. В общем радости от работы мало. 3)люди отчуждаются друг от друга, ибо они рассматривают друг друга как конкуренты, а не как товарищей, со работников.
Он анализирует их, и говорит что все это приводит к тому, что человек отчуждается от своей сущности, все это как бы разрушает нас самих.
Но потом он говорит, что родовая сущность – это тоже абстракт. Он говорит – сущность человека – совокупность всех общественных отношений. А значит наша сущность такова, как сущность общества, в котором живем. В поздних работах он анализирует элементы общества в которых мы живем. Он вводит понятия общественно-экономическую формацию, еще чет и пр. Он говорит, что история – переход от одной формации к другой, 1 из 5: 1)первобытно общинная 2) 3)феодальная 4) 5)коммунистическое
Движение происходит так: производственные силы развивается, а общество отстает, возникает и нарастает конфликт, происходит революция и переход от одной общ.эк. формации к другой. И вот в итоге это должно привести к коммунистической формации. Но фишка: капитализм: в нем нарастание ведет к прогрессу капитализма самого, а не к коммунизму. А в коммунизме преодолено отчуждение, где нет частной собственности и пр.
Билет 7. Русская философия. На выбор либо Соловьев либо Бердяев. Основные этапы: 1)принятие христианства(988). При князе Владимире, и это совпадает с обретением письменности. Поэтому все наши памятники – христианские. Поэтому все язычество ток по христианским памятникам моно восстановить. Идет развитие письменности, усвоение христианского наследия из Византии(а она наследница Рима и Греции) к нам идет и античные знания(минимальные).
Но в этот период появляются и самостоятельные мыслители. 1)«слово о законе и благодати» - митрополит Илларион 2)татаромонгольское нашествие. Русь под золотой ордой. Там не до философии. 3) московский период. Там Иван Колита объединяет земли под Москвой. Как таковой философии не было, но: доктрина «Москва – третий Рим» (первый Рим – пал. Второй Рим – Константинополь – пал от Турков. Мол отошли от подлинного православия – наказал бог. И вот Москва – последняя.) Проникновение исихазма на Русь. Исихия – уединенная молитва. Сие православно-мистическое учение из Византии(святой Григорий Палома разработал. Учение об неких божественных энергиях, с которыми Христианин молитвами может соединится с божественными концами) Спор меж нестяжатилями и иосифлянами. Иосифляне – считали, что церковь должна быть богатой, чтоб помогать. А другие – что церковь должна не вмешиваться, а только молится. Победили иосифляне. 4)Петербургский период. Век русского просвещения. Тут и ломоносов, и Татищев, Радищев, Новиков и пр. Идет усвоение и накопление западных образцов. 5)В 19в моно уже говорить о философии в норм смысле. Тут важно: спор меж славянофилами и западниками. (внесла ли что-то Россия в мировую историю? И ответил – ничего не внесла. Мол все самое важное в европе случилось.). и эта спровоцировала этот спор. Славянофилы – хомяков и пр, мол у нас своя судьба, ресурсов дохера и пр. Западники: мол путь развития один, и запад просто ушел вперед. Наша задача – догнать, а никакого самобытного пути нет. Сюда – Белинский, Грамовсвкий и пр. Этот спор идет вплоть до сегодня. След. Важный этап – Добролюбов, Писарев. Учение о Русском освободительного движении. След: 70ы годы – народники След: становление русского марксизма: Ленин и пр. Потом революция и становления советской власти. Но в начале еще движение – по возврату к религии, мистики и пр. Оно было всего лет 40. – русское философское возрождение.
Ключевая фигура – Соловьев. Основные произведения: оправдание добра», «3 разговора», «Россия и будущность теократии» Ключевое понятие – понятие всеединства. Говоря о истине он дает определение: истина – это сущее, всеединое. Сие означает: вот мы смотрим на мир, видим кучу вещей, процессов разнообразных. Мир в многообразии. Но мир одновременно и нечто, значит все это многообразие дано нам одновременно в неком единстве. Т.е. тут сразу и многообразие, и единство в многообразии. Символом всеединства – святая София(премудрость божья). Одновременно соловьев пытался реализовать теорию всеединства в религии. Мол как так Иисус то 1, а почему есть всякие католики и пр. Он говорил что все эти односторонности должны соединены. Но не прокатило. Его из-за этого недолюбливали и те и другие. К концу жизни «три разговора» -он жутко разочаровался в будущем и разработал теорию Панмонголизма. Мол европейская раса будет уничтожена расой жёлтой(а тут как раз в Китае боксерское восстание случилось.) и он решил что вот оно! И умер с осознанием этой мысли.
Бердяев: основные произведения: «судьба России», истоки и смысл русского коммунизма, философия неравенств. Он начинал как марксист, но затем заинтересовался религиозной философией, и стал даже не православным философом. В основе было понятие мионической философии(? ) меон – по гр. нечто. Мол чел – одновременно дитя божье, но учувствовал в создании не тока бог, но и меон. Мол еще до бога существовала некая меоническая свобода, это нечто. А значит в челе есть нечто до божественной реальности, посему чел воспринимает и ведет себя иногда как соперник бога. Тут на него повлияли немцы: Майстер Экхард и Якоб Бюэ, они тоже учили что до бога существовала некая безосновная бедна. Вообще Бердяев прославился размышлениями о религиозной основе комунизма, пусть они там атеисты все равно она оттуда. Ну и положительно о коммунизме отзывался, мол энергия от религии.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 486; Нарушение авторского права страницы