Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Предмет, методы и функции политологииСтр 1 из 18Следующая ⇒
Билет 1 Предмет, методы и функции политологии Предмет политологии - специальная теория политики изучает политическую сферу жизни общества и человека, во-первых, не в общем ряду многих прочих объектов (как философия, социология, история и др.), а как единственный и основной объект; во-вторых, изучает не отдельные аспекты политической жизни (психология, правоведение, демография и др.), а рассматривает ее как многомерную, целостную систему; и, в-третьих, в качестве главного своего предмета имеет познание имманентных, присущих только политике, закономерностей властеотношений, то есть устойчивых тенденций и повторяющихся связей в особого рода человеческих отношениях, взаимодействиях между властвующими и подвластными людьми, властью управляющих и влиянием управляемых. В зависимости от конкретной цели исследования политологи выбирают различные подходы и приемы анализа, которых очень много. Институциональный подход ориентирован на изучение политических институтов. Этот подход был распространен до начала ХХ в. Однако и в настоящее время он используется достаточно плодотворно, позволяя создать целостное представление о том, как институциональная подсистема воздействует на функционирование политической системы в целом. Сравнительный подход. Он направлен на сравнительный анализ различных политических систем, а также элементов этих систем: парламентов, партийных и избирательных систем, форм правления и политических режимов. Исторический подход. Он основан на изучении политических явлений в их развитии. Достоинство подхода заключается прежде всего в том, что он дает возможность изучать политические процессы в контексте той исторической обстановки, в которой они возникают и развиваются. Социологический подход широко используется в анализе политической системы общества. С его помощью выясняется зависимость политических процессов от развития общества в целом, от его социальной структуры, от системы экономических отношений, от идеологии и политической культуры общества. Нормативно-ценностный подход определяет политику, как некоторую норму ценностей, которые служат для регулирования отношений в обществе. Он преследует цель обосновать форму оптимального политического устройства общества и обосновать средства ее достижения. Функционально-структурный анализ исходит из рассмотрения политической системы общества в качестве целостной системы с взаимосвязанными элементами. Каждый элемент политической системы выполняет определенные функции, обеспечивая ее сбалансированность. Этот метод отражает один из принципов системного подхода. Бихевиористский подход. В его основе лежат положения о том, что преобладающими побуждениями в политическом поведении людей являются психологические мотивы. Они могут иметь социальное обоснование, но могут иметь и личностную, индивидуальную природу. Антропологический подход. Отдает предпочтение природе человека в обосновании политических процессов. Политология, как и любая наука, выполняет ряд функций в обществе научно-познавательного, методологического и прикладного характера. Во-первых, это гносеологическая, познавательная функция, суть которой состоит в наиболее полном и конкретном познании политической реальности, раскрытии присущих ей объективных связей, основных тенденций и противоречий. Во-вторых, политология, изучая объективные закономерности, тенденции и противоречия политической системы, проблемы, связанные с преобразованием политической действительности, анализируя пути и средства целенаправленного воздействия на политические процессы, выполняет функцию рационализации политической жизни. Она обосновывает необходимость создания одних и ликвидации других политических институтов, разрабатывает оптимальные модели и политические структуры управления, прогнозирует развитие политических процессов. Тем самым политология создает теоретическую основу политического строительства, политических реформ. В-третьих, политология выполняет функцию политической социализации, формирования гражданственности, политической культуры населения. Знание научных основ политики позволяет правильно оценить соотношение общечеловеческих, государственных, групповых и личных интересов, выработать отношение к существующим политическим структурам, партиям, определенную линию политического поведения. В-четвертых, это прогностическая функция. Политология способна дать: 1) долговременный прогноз о диапазоне возможностей политического развития той или иной страны на данном историческом этапе; 2) представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с каждым из выбираемых вариантов крупномасштабного политического действия; 3) рассчитать вероятностные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты. Но наиболее часто политологи дают кратковременные прогнозы развития политической ситуации в стране или регионе, перспектив и возможностей тех или иных политических лидеров, партий и т.д. Становление и развитие политологической науки в России Формирование политологии в России шло с некоторым запозданием по сравнению со странами Запада. Этот процесс значительно ускорился в результате отмены крепостного права, судебной и земской реформ, реформы и армии и других преобразований в 1860-е гг. Указанные реформы, которые могли в конечном счете способствовать утверждению начал гражданского общества и правового государства, во многом стимулировали внимание русских обществоведов к проблемам права, конституционализма, истории государственного строительства, представительных учреждений и т.д. В конце ХIХ - начале ХХ в. были заложены основы русского конституционализма. В данном контексте большое значение имело возрождение интереса к теории естественного права, которая использовалась для обоснования принципов правового государства
Немаловажная заслуга в разработке этих проблем принадлежит Б.Н. Чичерину, который написал несколько фундаментальных трудов, в том числе и пятитомную «Историю политических учений» (1877), «Очерки философского права» (1901), «О народном представительстве» (1857) и др. Дальнейшее развитие данная тематика получила работах И.В. Михайловского, Л.И. Петражицкого и др.
Глава московской школы философии права П.И. Новгородцев принял активное участие в основании конституционно-демократической партии. Его ученики внесли существенный вклад в разработку важнейших вопросов политической науки.
Так же нельзя не отметить вклад, который внесли в разработку проблем политической философии, обоснование принципов конституционализма и сравнительно исторический анализ представительных учреждений и форм демократии М.М. Ковалевский и др.
Одним из основателей политической социологии считается русский ученый М.Я. Острогский. Он опубликовал двухтомный труд «Демократия и политические партии».
Эти и множество других фактов дают достаточные основания для вывода о том, что развитие политической мысли в России шло в том же направлении, что и на Западе. Но в отличие от западных стран, в России процесс формирования и институционализации самой политической науки в результате целой череды катаклизмов, захлестнувших страну и установления тоталитаризма оказался прерванным. Билет 2 Билет 3 Билет 4 Власть и общество. Проблемы отчуждения Билет 5 Проблемы власти в современном российском обществе Билет 6 Политическая субъектность В работе над первым вопросом необходимо обратить внимание на то, что для характеристики участников политического процесса используются понятия субъект и объект политики. Критерием разграничения служит следующий подход: способна ли общность, личность реализовать в сфере политики свои интересы, или же она, не влияя на данную сферу, лишь испытывает на себе воздействие политических отношений.
Понятие субъект политики применяется для характеристики тех, кто принимает активное, осознанное участие в политической деятельности. Подробный анализ этого понятия дается в учебнике «Основы политологии» под редакцией А.Боднара, в «Политологическом словаре» Ч.II, в статье О.Т.Мясникова «Субъекты политики». Изучение материала убеждает в существовании различных градаций политических субъектов, поэтому на вопрос об исходном субъекте политической практики, иерархии субъектов – могут быть неоднозначные ответы.
В современной политологии в качестве фундаментального используется понятие группа. Это – «относительно стабильная совокупность людей, связанных общими отношениями, деятельностью, ее мотивацией и нормами» (Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993. С.79). Подходы, выработанные классической социологией, и основные положения теории групп, получившей широкое распространение в современной политической науке, - не исключают, а дополняют друг друга, так как отражают различные уровни социальной организации.
В качестве исходного субъекта политической практики мы выделяем социальные группы (социальные общности). Именно их общественные интересы служат основой для деятельности политических организаций, выработки государственной политики. Степень воздействия социальной группы на политику определяется рядом обстоятельств: - необходимо учитывать ее место в социальной структуре, - значительную роль играет степень сплоченности группы, - важно, способна ли группа создавать свои организации, сформулировать политический интерес и отстаивать его.
Некоторые политологи проводят дифференциацию субъектов политики на первичные и вторичные. И хотя не все исследователи берут на вооружение данные понятия (например, используют понятия «непосредственные субъекты политики», «непосредственные агенты политического процесса»), такая дифференциация позволяет выявить социальные корни партий, движений, политической элиты. Интересы социальных групп реализуются через вторичные субъекты, они призваны защищать и отстаивать интересы тех социальных общностей, на базе которых сформированы. Подробнее об этом читайте в учебнике «Основы политологии» под редакцией А.Боднара.
Изучение материала по первому вопросу подводит к выводу, что деятельность субъектов политики связана с реализацией определенных общественных интересов. Чтобы социальные интересы стали побудительной основой политической деятельности, они, во-первых, должны быть осмыслены и сформулированы; во-вторых, политический характер они приобретают тогда, когда осознается связь между объективной потребностью социальной группы и властью. Билет 7 Политическое лидерство Процесс постоянного приоритетного и легитимного влияния на объект политики (общество, организацию или группу) авторитета одного или нескольких лиц. П.л. основано на способности политического лидера понимать мотивы деятельности различных социальных групп, учитывать их интересы при осуществлении политического курса, воздействовать на основных политических акторов, убеждать людей. П.л. связано с отношениями классов, наций, государств. Основные черты П.л. - постоянство влияния, его распространение на всю группу (организацию, общество), однозначная направленность воздействия от лидера к членам группы, опора не на прямое применение силы, а на авторитет или признание правомерности руководства. В то же время характер и тип осуществления П.л. зависит от состояния и уровня развития социальной группы, организации или общества в целом. Функции П.л. включают политический диагноз (анализ и оценку ситуации), определение направления и программы деятельности, мобилизацию исполнителей (должностных лиц, бюрократии, масс) на реализацию поставленных целей. В современном обществе взаимодействие между лидером и его последователями, как правило, реализуется с помощью массовых коммуникаций, организаций, бюрократических структур; в результате П.л. приобретает дистанционный, опосредованный характер.
Существуют различные типологии П.л. М.Вебер выделял традиционный тип (легитимность политического лидера основана на традиции, обычае), харизматический тип (легитимность основана прежде всего на особых, выдающихся качествах лидера) и рационально-легальный тип, основанный на следовании нормам права и демократическим процедурам. Широко распространенным является деление лидерства в зависимости от отношения руководителя и подчиненных на авторитарное и демократическое. Авторитарное лидерство предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе санкций, применении силы. Демократическое лидерство выражается в учете руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, их привлечении к управлению. Помимо перечисленных имеются также другие классификации П.л.
Механизм политического лидерства предполагает систему правил, в соответствии с которыми происходит выдвижение лидера в структурах власти и осуществление им своих властных полномочий. Осуществляется персонификация власти посредством ее слияния с индивидуальными качествами лидера.
Одним из современных вариантов интерпретаций политического лидерства, который согласуется и с тем, что было уже признано многими мыслителями прошлого, может быть предложенный Ж.Блонделем: «По сути и по форме это есть феномен власти. Лидерство - это власть, потому что оно состоит в способности одного лица (или нескольких лиц), находящегося «на вершине», заставлять других делать то позитивное или негативное, что они не делали бы или, в конечном счете, могли бы не делать вообще. Но, разумеется, лидерством является не всякий род власти. Лидерством является власть, осуществляемая «сверху вниз».
Лидером можно стать либо в известной степени случайно-интуитивно угадав интересы широких слоев, совпав своим духовным складом с их потребностями, либо целенаправленно – выявив, исследовав эти интересы. Чем сложнее политическая и социальная жизнь, тем более вероятен второй путь. Политический лидер, по мнению российского политолога Р.Мухаева, – это «личность, оказывающая постоянное и решающее воздействие на общество, государство, организацию».
Политическое лидерство существует на трех социальных уровнях, где оно выполняет различные функции.
Лидерство на уровне малой группы, объединенной политическими интересами. Здесь происходит интеграция групповой деятельности, в которой лидер направляет и организует действия группы, предъявляющей к личности лидера определенные требования: способность принимать решения, брать на себя ответственность, находить оптимальный способ удовлетворения группового интереса и др.
Лидерство на уровне политических движений, связанных общностью политических интересов, основанной на одинаковом социальном статусе, а не узко групповых интересах, как в первом случае. В этом отношении лидерство представляет собой способ адекватного выражения интересов части общества, поддерживающего данного политика. Фигура лидера служит символом определенной социальной позиции, с ней связывают свои интересы носители обыденного сознания.
Лидерство на государственном уровне, которое можно определить как способ организации и осуществления власти в условиях демократического развития общества, дифференциации социальных слоев на основе экономического положения и соответствующего политического сознания. Политическое лидерство на этом уровне предполагает взаимное удовлетворение интересов как лидера, так и общества, поэтому ориентация на социальное партнерство входит в систему политических ценностей общества.
В малых группах, основанных на непосредственных контактах их членов, институциализация лидирующих позиций может не происходить. Здесь на первый план выдвигаются индивидуальные качества личности, ее способность объединить и повести за собой группу.
В политических объединениях эффективность коллективных действий требует четкой функционально-ролевой дифференциации и специализации, оперативности управления и жесткости подчинения. На этом уровне, так же как и на государственном, становятся обязательными институциализация и формализация (официальное закрепление) лидирующих позиций, придание им сравнительно больших властных полномочий.
Лидерство в масштабах государства предполагает определение стратегического направления развития государства, политической системы общества, выбор средств осуществления основных задач общегосударственного значения, их важнейших принципов и путей достижения.
В экстремальных условиях функционирования общества возникает необходимость в появлении политического лидера национального масштаба, обладающего качествами, которые помогут ему возглавить национальное движение.
Такими качествами могут быть:
- умение формулировать цели, программы, идеологии в условиях, когда утеряны старые ориентиры, общество расколото, в нем царят апатия и анархия;
- способность персонифицировать фундаментальные национальные ценности для конкретного исторического периода;
- готовность выходить за рамки бюрократических процедур при принятии решений в экстремальной ситуации;
- способность связать базисные национальные интересы с историей страны, традициями современного и предшествующих поколений;
- искусство создавать принципиально новую модель поведения и мышления, которая будет распространяться от элиты на все общество;
- умение внушить веру и оптимизм нации, помочь ей преодолеть неуверенность, комплекс вины и неполноценности.
Лидера, особенно на уровне малой группы, создает авторитет, он никем официально не назначается и даже не утверждается. Из всех претендентов на лидерство выбирается тот, кто выделяется большей активностью, заинтересованностью в общем деле, информированностью и эффективностью политической деятельности. Такая заданность связана с тем, что потребность в лидерах возникает тогда, когда объект ищет цели дальнейшего развития и пути их достижения или же определяет новые средства реализации ранее поставленной цели. Субъект, предлагая видение и того, и другого, сплачивает объект, обеспечивая солидарные действия. Таким образом, лидером становится не тот, кто хочет, чтобы за ним шли, а тот, за кем люди идут без принуждения. И чем в большей мере предложенная им цель совпадает с тенденцией прогресса нации, тем лидером более широких народных масс он выступает.
Различают формальное и неформальное лидерство. Формальное лидерство представляет собой приоритетное влияние определенного лица на членов организации, закрепленное в ее нормах и правилах и основывающееся на положении в общественной иерархии, месте в ролевых структурах. Неформальное лидерство характеризует субъективную способность, готовность и умение выполнять роль лидера, а также признание за ним права на руководство со стороны членов группы. Оно основывается на авторитете, приобретенном в результате обладания определенными личными качествами.
В политике формальный аспект является ведущим. Поэтому наибольший удельный вес в политическом лидерстве современной России продолжает принадлежать политико-административной элите (высшему персоналу государственно-административных органов).
Политическое поведение лидера является целенаправленным и мотивированным. Исследователи отмечают множество различных личных потребностей, связанных с политической деятельностью, среди которых основными являются следующие:
- Потребность во власти, т.е. достижение высшей ценности, которой является власть (Г.Лассуэлл, А.Джордж);
- Потребность в контроле над событиями и людьми – это проявление в политической деятельности базовой человеческой потребности в контроле над внешними силами и событиями, влияющими на нашу жизнь;
- Потребность в достижении, которая проявляется в заботе о совершенстве, мастерстве, поведении, направленном на достижение успехов;
- Потребность в аффилиации, т.е. принадлежности к группе и получении одобрения, которая проявляется в заботе политического лидера о близких отношениях с другими людьми. Билет 8 Билет 9 Билет 10 Билет 11 Билет 12 Билет 13 Гражданское общество Гражданское общество — один из феноменов современного общества, совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и так далее), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственной машины.
Гражданское общество — общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами. Гражданское общество реализуется в виде самоорганизующихся посреднических групп.
Концепция гражданского общества
Гражданское общество — понятие, обозначающее совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, нравственных, религиозных, национальных и других. Гражданское общество — сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности этих граждан и организаций со стороны государственной власти.
Становление концепции гражданского общества относится ко второй половине XVIII — началу XIX веков. Философия Просвещения, немецкая классическая философия, в трудах представителей которых начинает осознаваться необходимость четкого различия между государством и гражданским обществом (как сферой, охватывающей все многообразие социальных связей, лежащей между индивидом и государством), отдавали приоритет во взаимодействии государства и гражданского общества государству (особенно Гегель). В философии и социологии марксизма, а также в большинстве современных политологических и социологических теорий, напротив, утверждается приоритет гражданского общества над государством, а в его расширении и укреплении усматривается одно из важнейших условий социального прогресса.
Гражданское общество (в рамках системно-управленческого подхода) рассматривается как субъект формулирования объёмов гражданских прав и свобод, необходимых для воспроизводства населения, развития предпринимательства и обеспечения социальной ответственности бизнеса. Теоретические основы гражданского общества как субъекта и объекта в системах политического и социально-экономического управления, инструменты гражданского общества разработаны.
Философские постулаты
Гражданское общество — это негосударственная часть общества. В современном понимании гражданское общество — это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми и культурными отношениями между людьми, независимое от государства, но взаимодействующее с ним. Гражданское общество — это общество людей высокого социального, культурного, морального экономического статуса, создающих вместе с государством развитые правовые отношения. Гражданское общество имеет сложную структуру, которая включает в себя: хозяйственные, экономические, этнические, религиозные и правовые отношения. Гражданские связи представляют собой отношения конкурентности и солидарности между юридически равноправными партнёрами. Условием возникновения гражданского общества является появление у всех граждан общества экономической самостоятельности на базе частной собственности. Гражданское общество — это общество цивилизованных рыночных отношений. Важной характеристикой гражданского общества является достижение высокого уровня самоорганизации и саморегуляции общества. Гражданское общество — это основанная на самоорганизации система социально-экономических и политических отношений, функционирующих в правовом режиме социальной справедливости, свободы, удовлетворения материальных и духовных потребностей человека как высшей ценности гражданского общества. Функции гражданского общества: Полное удовлетворение материальных, духовных потребностей человека. Защита частных сфер жизни людей. Мощный рычаг сдерживания политической власти от абсолютного господства. Стабилизация общественных отношений и процессов. Билет 14 Билет 16 Билет 17 1) Понятие политической культуры. Субкультурные образования и их типы Термин " политическая культура" впервые появился лишь в XVIII в. в трудах немецкого философа-просветителя Иоганна Гердера. Теория же, предполагавшая изучение мира политики через призму этого концепта, сформировалась еще позднее-только в конце 50-60х гг. Американский ученый ГюАлмонд, исследуя политическую систему, наряду с традиционным- институциональным характером ее изучения(предполагавшим изучение институтов и их функций, норм и механизмов формирования государственной политики) выделил также и ориентационной (выделявший в качестве основного субъекта анализа особые отношения населения к разнообразным политическим объектам.) Последний и представлял собой характеристику особого класса политическх явлений-политическую культуру, соединявшую институциональный и реальный уровень уровни функционирования политической системы. На сегодняшний день в политологии сложилось три основных подхода в трактовке политической культуры. Так, одна группа ученых отождествляет политическую культуру со всей совокупностью духовных явлений(Алмонд, Краснов, Верба).В этом смысле политическая культура понимается по сути как форма общественного сознания или психического склада социума, не включающая при этом все практические, поведенческие формы своего существования. Другие ученые видят в политической культуре проявление нормативных требований(С.Вайт) или совокупность типичных образцов поведения человека в политике(Дж.Плейно). Иными словами, политическая культура понимается в данном случае как регулятор политического поведения. Еще одна-третья группа ученых понимает политическую культуру как способ, стиль политической деятельности человека, предполагающий воплощение его убеждений, идеалов, принципов. Итак, обобщая описанные подходы, политическую культуру можно определить как совокупность типичных для конкретной страны форм и образов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и закрепляющих устояшиеся там нормы и традиции взаимоотношения государства, личности и общества. Политическая культура - ценностно-нормативная система, которой придерживается общество, один из важных элементов политики. Эта система существует в виде распространенных и общепринятых большинством населения основных политических ценностей и идеалов. Зачастую именно в политике отдельные личности и целые социальные группы стремятся реализовать свои социально значимые интересы. Но это не непосредственный процесс - он выражается в отношении к власти, политическим институтам, элитам, лидерам и т.д., множеством значений и смыслов, которые вкладывают в эти понятия. Как правило, эти смыслы и значения не являются чем-то экстраординарным или новаторским, а предписываются господствующей в обществе политической культурой, той системой ценностей и норм поведения, которой придерживается большинство населения. Было бы ошибкой сегодня, когда прошло почти десять лет после распада Союза ССР, что простое объявление несостоятельности коммунистических ценностей и идеалов подданнической политической культуры советского типа может быстро привести к формированию политической культуры активной гражданственности. Политическая культура имеет свой темп и динамику формирования, которые не совпадают с изменениями экономического и социального характера, хотя и испытывают их влияние. А мы постоянно наблюдаем в России процесс подтягивания естественного хода культурных изменений к желаемым. Вопрос исследования политической культуры сегодня очень важен. Политическая культура оказала мощное влияние на политическую науку и практику. Являясь совокупностью характеристик общества, политическая культура помогает определить многое из того, что происходит в политике и в сферах, близких к ней. В целом же политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения, взаимодействия " власть - индивид - общество". Понятие политической культуры основывается на главных, привитых воспитанием представлениях человека о политической власти. Именно исходя из этих представлений, член общества взаимодействует с государством, это стиль его поведения в области политики, самые устойчивые и неизменчивые черты его характера. И все же человек зачастую решает " сердцем, а не головой", и не всегда его намерения совпадают с его действиями. Эти противоречия, которые вносятся в ход политической жизни общества, придают политической культуре внутреннюю противоречивость. Но такая противоречивость помогает одновременному поддержанию как активных, так и пассивных форм политического участия каждого члена общества. В России индивид в шкале политических влияний либо отсутствует, либо рассматривается, как нечто вспомогательное. Индивид - средство, но не цель. В основных ветвях российской народности господство подобной этики и политической культуры на протяжении абсолютного большинства столетий ее исторического существования безраздельно. Оппозиция " общество - личность" даже не возникала, и не потому, что была гармония и не было противоречий, а потому, что все противоречия разрешались в пользу целого. Система всегда имела превосходный инстинкт самосохранения. Любые возникавшие в России возможности вывести страну из деспотизма вступали в противоречие с национальными стереотипами политического поведения и моральными основами социальных взаимоотношений. Но помимо политического поведения одного человека, можно выделить и политическое поведение граждан в целом. Власть всегда стремится выработать в обществе лояльное отношение к собственной политике, хотя бы внешне, закрепляя нормы и стереотипы общения, придает особую значимость атрибутам государственности (флагу, гербу, гимну). Тем самым политическая культура стремится объединить общество, обеспечить стабильность отношений властной верхушки и остального общества. Характерно, что до сих пор ведутся споры по поводу того, как должен выглядеть " истинный российский флаг", а гимн к тому же не имеет слов. Это достаточно характеризует политическую культуру России как несформированную, стоящую на переходной ступени и достаточно пассивную. Политическая культура в государстве сохраняется далеко не всегда. Ее нормы и правила поддерживаются и принимаются не всеми группами общества. Там же, где основной формой взаимодействия становится насилие, несоблюдение основных прав человека, политическая культура гибнет вообще, уступая место иным взаимоотношениям граждан с властями. Один только XX век дал богатую почву фашистским, расистским, шовинистическим движениям и терроризму. Нынешнее состояние политической культуры России также нельзя назвать удовлетворительным. Это, скорее, клиническая смерть, и это создает в политике культурный вакуум, порождает процессы разрушения человеческого сообщества. Можно сделать вывод о том, что невозможно, чтобы все граждане, участвующие в политике, строили свои отношения на правилах и образцах политической культуры, а потому реальные возможности политической культуры тоже разнятся, что мы и наблюдаем. Так что в целом она не является универсальным политическим явлением, пронизывающим все фазы и этапы политического процесса. Но можно надеяться, что при этом, развиваясь по собственным законам, в России она будет способна оказывать влияние на формы организации политической власти, строение ее институтов, характер межгосударственных отношений. Политическая культура как специфический круг явлений оказывает собственное воздествие на политический процесс, динамику изменений в сфере государственной власти, состояние действующих субъектов. К ее наиболее устойчивым функциям в политической жизни, олицетворяющим различные направления влияния на власть, относятся:
- идентификация, раскрывающая постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов соответствующей общности.
- адаптация- потребность в приспособлении к изменяющейся политической среде;
- социализация - обретение определенных навыков и свойств в реализации своих гражданских прав, политических функций и интересов;
- интеграция (дезинтеграция), обеспечивает различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства;
-коммуникация, обеспечивающая взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации;
-ориентация, характеризующая стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;
-предписание(программирование), выражающее приоритетность определенных ориентаций, норм и представлений, задающих и обусловливающих особую направленность и границы конструирования поведения человека. Политическая культура - явление со сложной структурой, многоуровневое. Эта сложность строения и организации определяется многообразными связями политической культуры с различными социальными и политическими процессами. Разнообразные внутренние образования политической культуры отображают формирование поведения субъектов политики, этапы становления культурного целого(т.е. политической культуры отдельно взятой страны, региона), наличие разнообразных культурных образований и т.д. На каждом из приведенных ниже уровней ценностных представлений человека могут складываться довольно противоречивые представления. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ, где представления о политике сочетаются с индивидуальной картиной мировосприятия; ГРАЖДАНСКИЙ, где человек вырабатывает качественно новый уровень понимания своего политического статуса; ПОЛИТИЧЕСКИЙ уровень ценностных представлений, где вырабатывается отношение к конкретным формам правления режима, своим союзникам и противникам. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 663; Нарушение авторского права страницы