Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Античная философия: время целостных систем



(от Платона к Аристотелю)

1. Платон. Жизнь, деятельность, основные сочинения. Роль Сократа в судьбе и творчестве Платона. Двоемирие Платона: мир вещей и мир идей, временное и вечное. Мифотворчество Платона.

Вечность и бессмертие души. Душа как посредник между миром вещей и миром идей. Психология Платона, миф о душе. Знание как припоминание.

Эрос и Космос. Прекрасное и Эрос. Эрос как стремление к вечной идеальной форме бытия («Пир», «Гиппий Больший»). Философия искусства Платона («Ион»). Проблемы и понятия катарсиса и мимесиса.

Социально-политическая концепция Платона. Учение о государстве («Государство»). Утопия и антиутопия Платона в учении об идеальном государстве. Роль и место искусства в государстве Платона. Историческая судьба духовного наследия Платона (неоплатонизм, христианство).

2. Аристотель. «Платон мне друг, но истина дороже». Роль Платона в творчестве Аристотеля. Учитель и ученик – парадоксы дискуссии и критики. Создание целостной философской системы, ее внутренняя логика. Энциклопедизм Аристотеля.

Основные проблемы и понятия «Метафизики» Аристотеля. Учение о вещи. Материя и форма. Цель, потенция и энергия, энтелехия. Четырехпринципная структура всякой вещи. Целесообразность и совершенствование как модель существования и развития мира.

Психология Аристотеля: учение о душе. Единство психологии и этики Аристотеля. Характер человека и нравственная деятельность. Проблема «золотой середины» и нравственного выбора.

«Этика» и «Политика» Аристотеля. Учение об обществе и государстве. «Человек – общественное животное». Проблемы совершенного государства и совершенного гражданина: поиск идеала.

Эстетика и теория искусства Аристотеля. Основные категории и понятия эстетики Аристотеля: прекрасное, мимесис, катарсис, видимость. Цель произведения искусства как формообразующий принцип.

Искусство и мифология. Художественное познание: познание в искусстве как «вù дение» истины. Вариативность интерпретации аристотелевского понимания катарсиса в последующей эстетике.

Место и роль духовного наследия Аристотеля в развитии европейской культуры.

 

Основная литература к темам II и III

1. Антология кинизма. – М., 1986.

2. Антология мировой философии. Т.1. – М., 1969.

3. Аристотель.Поэтика. Риторика. – Санкт-Петербург: Издательство «Азбука», 2000, ( Поэтика, с. 2 3 – 80).

4. Аристотель. Сочинения в 4 т. («Метафизика», «О душе», «Никомахова этика», «Политика») – М., 1969-1972.

5. Аристотель. Сочинения.- Калининград: ФГУИПП «Янтар. Сказ», 2002.

6. Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1985, 2001.

7. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1975.

8. Гусейнов Г.Ч. Драматургический метод Платона. – М., 1981.

9. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. – М., 1993.

10. Платон. Сочинения в 3 т. («Пир», «Федон», «Ион», «Теэтет», «Государство») – М., 1968.

11. Платон. Диалоги Харьков: «Фолио», 2004, с.- ( мировая классика).

12. Реале Дж. / Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. Т.1. – СПб., 1994.

13. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М., 1981.

14. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. – М., 2001.

 

Дополнительная литература

1. Кессиди В.Х. Сократ. – М., 1976.

2. Кессиди В.Х. Вечный спутник человечества. Трактовка учения и деятельности Сократа в советский период. К 2400-летию со дня смерти Сократа // Вопросы философии. – 2001. – № 8.

3. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. ЖЗЛ. – М., 1993.

4. Мамардашвили М. Лекции по античной философии. – М., 1999.

5. Нахов И.М. Философия киников. – М., 1982.

6. Соловьев В.С. Жизненная драма Платона // Соловьев В.С. Сочинения в 2 т. Т. 2. – М., 1988.

7. Эрн В.Ф. Верховное постижение Платона // Эрн В.Ф. Сочинения. – М., 1991.

8. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Молодая гвардия. 2005

Тема IV

Философия поздней античности.

1. Эпикур. Трактовка философской проблематики как пути человека к счастью. Удовольствие как цель жизни. Проблема связи страха, страдания, удовольствия и свободы. Счастливый человек – человек свободный. Эпикурейский образ жизни.

2. Стоицизм. Диалектика фатальной необходимости и абсолютной внутренней свободы человека. Трагический оптимизм стоиков. Сходство и различие поздних греческих и ранних римских стоиков (Зенон, Марк Аврелий). Идеал счастья и образ жизни.

3. Скептицизм как явление философии и культуры (Пиррон, Тимон, Секст-Эмпирик). Разочарование в Логосе как выражение кризисных тенденций античной культуры. Роль скептицизма в развитии демократии. Принципы жизни стоиков.

4. Неоплатонизм как синтез полатонизма и аристотелизма (Прокл, Плотин, Порфирий). Мистический настрой неоплатоников. Многоуровневость бытия и двойственная природа человека. Путь к Единому и Вечности. Эстетика неоплатонизма. Единство, простота, Свет как эстетические категории.

5. Влияние поздней античной философии и эстетики на формирование христианского мировоззрения.

 

Основная литература

1. Антология мировой философии. Т.1. – М., 1969.

2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1979.

3. Марк Аврелий. Наедине с собой. – Л., 1965.

4. Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию. – М., 1977.

5. Эпикур. Письма Геродоту, Пифоклу и Менекею; Ватиканский список высказываний // Лукреций. О природе вещей. Приложение. Т. 2. - М.-Л., 1947.

 

Дополнительная литература

1. Гончарова Т.В. Эпикур. ЖЗЛ. – М., 1988.

2. Гусейнов А.А. и др. Краткая история этики. – М., 1987.

3. Ренан Э.Ж. Марк Аврелий и конец античного мира. – М., 1991.

4. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991.

5. Шестов Л. Неистовые речи (об экстазах Плотина) // Шестов Л. Сочинения. В 2 т. Т. 2. – М., 1993.

Тема V

Особенности постановки философских проблем и развития философии в Средние века. Ее предназначение в средневековой культуре.

1. Теоцентризм как ядро средневековой культуры. Социально-религиозные механизмы «ассимиляции» в культуре данного периода.

2. Фундаментальные библейские идеи философского характера, поднимающиеся над греческим горизонтом: монотеизм, креоционизм, антропоцентризм. Переоценка ценностей, произведенная христианством. Новый смысл бытия, истории и жизни человека.

3. Обзор основных этапов развития патристики: от Александрии до латинской патристики. Золотой век патристики (IV в. – первая половина V в.).

4. Святой Августин и апогей патристики. Философствование в вере: «верю, чтобы понимать». Бог как абсолютное бытие. Открытие личности, метафизика «душевных глубин»: воля, свобода, благодать. Проблематика зла и его онтологический статус. «Град земной» и «Град божий» - новые измерения в истории. Любовь как суть человека. Эстетические воззрения Августина.

5. От патристики к схоластике: разум и вера в Средневековье (Северин Боэций и Пьер Абеляр). Границы разума и авторитет веры.

6. Рационализированное богословие Фомы Аквинского. Доказательства существования Бога. Фундаментальная структура метафизики. Человек как единство души и тела. Вера ведет разум (о двойственности истин). Связь эстетического удовольствия с познанием.

7. Философская традиция в арабо-мусульманских странах позднего Средневековья (Ибн-Сина и Ибн-Рушд). Общий обзор творчества и философской проблематики. Основные отличия от западной традиции. Влияние аристотелизма.

8. Средневековая мистика. Майстер Экхарт: без Бога и мир, и человек ничто. Возвращение человека к Богу.

Данная тема осваивается студентами на материале лекций и в процессе чтения первоисточников. Обзорные вопросы по теме включены в список вопросов к экзамену по истории философии за 1 семестр.

Особое внимание обращается на изменение смыслового и ценностного горизонта в христианском миросозерцании. А также на те библейские сюжеты и смысловые линии, которые станут источником философской интерпретации человеческой культуры и личности в дальнейшем развитии западноевропейской философии.

 

Литература

1. Августин Аврелий. Исповедь. Абеляр Пьер. История моих бедствий. – М., 1992.

2. Боэций. Утешение философией. – М., 1990.

3. Фома Аквинский. О сущем и сущности // Историко-философский ежегодник – 88. – М., 1988.

4. Экхарт М. Духовные проповеди и рассуждения. – М., 1991.

5. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М.. 1984.

6. Майоров Г. Формирование средневековой философии. – М., 1979.

7. Реале Дж./Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 тт. Т.2. – СПб., 1994.

8. Соколов В. Средневековая философия. – М., 1979.

9. Соловьев В.С. Об упадке средневекового миросозерцания. – Соч. в 2 тт. Т. 2. – М., 1988.

10. Честертон Т.К. Святой Фома Аквинский // Вечный человек. – М., 1991.

11. Найдыш В.М. Философия мифологии. От античности до эпохи романтизма. – М.: Гардарики, 2002, часть 2.

Тема VI


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь