Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Современная западная философия.



1. Философия ХХ века: новые векторы поиска и новые типы постановки вопросов и их решения.

2. Психоанализ и его философские «диагнозы» культуры. Концепция бессознательного в творчестве З.Фрейда. Структура личности: Оно – Я – Сверх-Я и «механизм» функционирования человеческой психики (паровой котел, всадник на лошади). Невроз как «дитя» цивилизации. Сублимация и ее роль в культуре. Искусство как «психотерапевт» культуры. По ту сторону принципа удовольствия и недовольство культурой. ХХ век читает и «вчитывает» Фрейда.

3. Карл Густав Юнг и его разногласия с З.Фрейдом. Коллективное бессознательное и концепция архетипа. Художник и художественное творчество в интерпретации аналитической психологии. Проблема символа и феномен духа в искусстве.

4. Неофрейдизм «в поисках истины»: Эрих Фромм и его пути из «больного» общества. Понятия социальных потребностей и социального характера. Искусство любви. Альтернативные способы человеческого существования: иметь или быть. Свобода – это «сладкое слово» или «тяжкое бремя»?

5. От феноменологии к экзистенциализму: определение координат человеческого существования.

Мартин Хайдеггер как ученик Э.Гуссерля. Философ бытия и его экзистенциальная аналитика (Здесь – бытие, бытие – в – мире, бытие–к смерти). Личность как «чувство времени». Язык как дом бытия: ответить на «оклик». «Проблема» позднего Хайдеггера.

Карл Ясперс: человек в коммуникации и истории. Понятие ситуации. Экзистенция и свобода. Понятие философской веры и осевого времени. Единство мировой истории и роль философских поисков в современной культуре.

Габриель Марсель и христианский неосократизм. Защита конкретного человека и «онтологическая тайна». «Человек скитающийся» в поисках себя. Театр как инструмент исследования.

Жан-Поль Сартр и его «проект» человека. Экзистенциализм – это гуманизм. Свобода человека и ее парадоксы. Проблема другого и формы общения (мазохизм, садизм, любовь). Альбер Камю и его абсурдный человек. Трагизм переживания смерти Бога. Проблема свободы и бунта. Концепция художника и художественного творчества в философии А.Камю.

«Трансформации» экзистенциализма в духовной культуре конца ХХ века.

(По п.5 данной темы проводится двухчасовое семинарское занятие, дающее студентам возможность обнаружить «связь времен» – со второй половины XIX в. до конца ХХ в.; единство смыслового и ценностного пространства философии и искусства на рубеже веков и в ХХ столетии).

6. От метафизики – к герменевтике. История герменевтики: поздний М.Хайдеггер и Х.-Г.Гадамер. Универсальность герменевтики. Что такое «герменевтический круг». Теория «опыта». Джанни Ваттимо и его теория «дебольного» сознания. «Дебольное» мышление и постмодернизм: конец метафизики и диалог культур.

7. Общий обзор проблемного поля философии ХХ века: неотомизм, позитивизм, структурализм, философская антропология (и других течений, не заявленных в качестве отдельных тем для лекционного обсуждения).

По отдельным темам возможны спецкурсы по заказам художественных руководителей курсов.

 

Основная литература

1. Бергсон А. Сочинения. В 4 т. Т. 1. – М., 1992 («Опыт о непосредственных данных сознания»).

2. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. – М., 1988.

3. Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного. – М., 1991.

4. Камю А. Бунтующий человек. – М., 1989.

5. Камю А. Избранное. – М., 1969.

6. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. Дегуманизация искусства. Эстетика. Философия культуры. – М., 1991.

7. Проблема человека в западной философии. – М., 1988.

8. Руткевич А.М. От Фрейда к Хайдеггеру. – М., 1985.

9. Самосознание европейской культуры ХХ века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. – М., 1991.

10. Сартр Ж.-П. Слова. – М., 1966.

10 (а). Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. – М.: ТЕРРА- Книжный клуб; Республика, 2002.

11. Сумерки богов. Сб. – М., 1989.

12. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989.

13. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. – М., 1993.

14. Фромм Э. Душа человека. – М., 1992.

15. Фромм Э. Иметь или быть. – М., 1990.

16. Фромм Э. Искусство любить. – М., 1990.

17. Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993.

18. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. – М., 1991.

19. Хейзинга Й. Человек играющий. – М., 1992.

20. Юнг.К.-Г. Архетип и символ. – М., 1991.

21. Юнг К.-Г. Феномен духа в искусстве и науке. – М., 1992.

22. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.

 

Дополнительная литература

1. Герменевтика, история и современность. – М., 1990.

2. Долгов К. От Кьеркегора до Камю. – М., 1990.

3. Коссак Е. Экзистенциализм в литературе и философии. – М., 1984.

4. Тейяр де Шарден. Феномен человека. – М., 1987.

5. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. – М., 1992.

6. Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1993.

7. Васильева Т.В. Семь встреч с М.Хайдеггером. – М. - Издательство Савин С.А., 2004.

 

ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ.

Экзаменпо всему курсу засчитывается по результатам освоения студентом материала и оценивается в соответствии с требованиями к уровню освоения содержания курса.

Вопросы к экзамену

(1 семестр)

 

1. Особенности мироощущения и миропонимания древних греков. Отличительные черты процесса возникновения и развития древнегреческой философии.

2. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).

3. Диалектика Гераклита.

4. Учение Гераклита о Логосе.

5. Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон).

6. Софисты, их философское учение и роль в развитии древнегреческой культуры и философии.

7. Атомистическое учение Демокрита.

8. Сократ. Коренной поворот в направлении философской мысли. Философия как искусство жизни.

9. Этика и эстетика Сократа.

10. Платон. Цели философского познания мира. Учение об идеях и теория познания.

11. Учение Платона о человеке и государстве.

12. Эстетика Платона. Категория прекрасного.

13. Диоген и практическая философия киников.

14. Философия Аристотеля. Учение о формах. В чем Аристотель был не согласен с Платоном?

15. «Поэтика» Аристотеля. Теория драмы. Учение о «катарсисе».

16. Учение Аристотеля о человеке и государстве.

17. Философия Эпикура и «эпикуреизм».

18. Учение стоиков. Философское мировоззрение Марка Аврелия.

19. Скептицизм как явление философии и культуры. Принципы познания и принципы жизни скептиков (Пиррон, Тимон).

20. Синтез платонизма и аристотелизма в неоплатонизме (Прокл, Плотин). Путь души к Единому и Вечности. Мистические тенденции и эстетические понятия неоплатонизма.

21. Материалистическая и идеалистическая направленность философской мысли греков.

22. Значение древнегреческой философии для дальнейшего развития европейского мировоззрения.

23. Особенности постановки философских проблем и развития философии в средние века.

24. Особенности арабской средневековой традиции в философии.

25. Западноевропейская философия средних веков и её предназначение в системе средневековой культуры.

26. Философия эпохи Возрождения (обзор системы ценностей и пафос философской мысли ренессансной культуры).

 

Определить авторство и пояснить смысл высказываний

1. «Следует знать, что борьба всеобща, что справедливость в распре, что все рождается через распрю и по необходимости».

2. «Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся и мерами погасающим».

3. «Но хотя логос присущ всем, большинство живет так, словно каждый имеет свое особое разумение».

4. «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют».

5. «Одно и то же есть мысль и бытие…»

6. «… эфиопы говорят, что их боги курносы и черны: фракияне же представляют своих богов голубоглазыми и рыжеватыми».

7. «…бог – неподвижен, конечен и имеет форму шара».

8. «Народ должен бороться за закон, как за свои стены».

9. «Человек, который любит лишь прекрасные вещи, живет во сне, тогда как человек, который знает абсолютно прекрасное, живет наяву».

10. «…первопричины по величине неделимы».

11. «… говорил, что все продукты воображения и все мнения истинны, и что истина принадлежит к тому, что относительно».

12. «Он говорил, что есть одно только благо – знание и одно только зло – невежество».

13. «Вечные истины являются врожденными и могут быть припомнены нематериальным и бессмертным разумом; их невозможно постичь с помощью телесных ощущений».

14. «Только философ, достигший истинного знания, способен управлять государством».

15. «Универсалии существуют в единичных вещах и никогда – отдельно от них».

16. «Тело и душа соединяются как материя и форма».

17. «Хорошая жизнь заключается в реализации своих наклонностей».

18. «Сколько есть вещей, без которых можно жить! »

19. «Если бы я не был Александром, я хотел бы быть Диогеном».

20. «Время человеческой жизни – миг; ее сущность – вечное течение; ощущение смутно; строение тела бренно; душа неустойчива; судьба загадочна; слава недостоверна. Одним словом, все относящееся к телу подобно потоку, относящееся к душе – сновидению и дыму. Жизнь – борьба и странствие по чужбине; посмертная слава – забвение. Но что же может вывести на путь? Ничто, кроме философии».

 

(2 семестр)

1. Особенности развития философии в культуре Нового времени. Центральные философские проблемы этого периода.

2. Особенности философствования М.Монтеня. Как они связаны с развитием Франции в эпоху Нового времени?

3. Особенности развития материализма в философии Нового времени (Ф.Бэкон, Т.Гоббс).

4. Особенности развития идеализма в философии Нового времени (Дж.Беркли, Д.Юм).

5. Радикальное сомнение и дуализм Р.Декарта. Роль его философского учения для развития европейской культуры.

6. В чем оригинальность философского учения Спинозы.

7. Проблемное поле и особенности развития философии эпохи Просвещения.

8. Уникальность судьбы и учения И.Канта. Человек и его свобода в системе философии познания и философии нравственности.

9. Система и метод Гегеля. Противоречия творчества. Гегель и гегельянство как явление европейской культуры.

10. Философия любви Л.Фейербаха, проблемы человека и его природы.

11. Что в атмосфере начала ХIX в. стало импульсом к возникновению философской системы К.Маркса и Ф.Энгельса?

12. Концепция диалектики в творчестве К.Маркса и Ф.Энгельса, ее отличия от прежних версий диалектики.

13. Особенности социальной философии (проблемы человека и развития общества) марксизма.

14. Исторические судьбы марксизма.

15. Философия жизни как версия неклассического философствования. В чем ее особенности и отличительные черты?

16. А.Шопенгауэр и влияние его философии на духовное развитие Европы.

17. Ф.Ницше – взгляд на культуру через призму жизни. Какой оказалась картина мира культуры в результате этого взгляда?

18. Человек, его судьба и перспективы в творчестве Ф.Ницше.

19. Особенности понимания человека и его бытия в философии экзистенциализма.

20. Почему философии С.Кьеркегора отводится роль «предтечи» экзистенциализма?

21. Особенности немецкой экзистенциальной философии. К.Ясперс – взгляд на человека, историю, культуру.

22. В чем особенности творчества французских экзистенциалистов?

23. Ж.-П.Сартр и его проект человека и гуманизма.

24. Мир абсурда и жизнь человека в нем в творчестве А.Камю.

25. Религиозная версия человеческого существования в творчестве Г.Марселя.

26. Почему мир считает М.Хайдеггера основоположником экзистенциальной философии, а он себя экзистенциалистом не числит?

27. Психоанализ З.Фрейда и его концепция искусства и культуры.

28. Путь в глубину человеческой личности (К.-Г.Юнг и Э.Фромм). Версии о природе художественного творчества.

29. Особенности герменевтики как духовного направления в культуре ХХ века и перспективы философии (Х.-Г.Гадамер и Дж.Ваттимо).

30. Проблемное поле философии ХХ века и смысловые и ценностные горизонты современной культуры.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.045 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь