Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Семинарское занятие № 3 Современная философия – совокупность учений мыслителей XIX-XX века.
Основные термины: экзистенция; модусы экзистенции; трансценденция; пограничные ситуации; «стены абсурда»; бунтующий человек; радикальный эмпиризм; утилитаризм; инструментализм; телеология; интенциональность; эйдос; феноменологическая редукция; эпохе; феномен; симулякр; ризома; структура; коллективное бессознательное; ментальные структуры; эпистемы; деконструктивизм; гомология поле;, габитус; диахрония; синхрония; исторические априори. Изложение теоретического материала: 1) Экзистенциализм: основные идеи и представители. 2) Философия прагматизма. 3) Феноменология Э. Гуссерля. 4) Структурализм и постмодернизм
Начать ответ по первому вопросу можно с указания на то, что в философии принято выделять два основных направления экзистенциализма – религиозный (К. Ясперс, М. Бубер, Г. Марсель) и атеистический (А. Камю, Ж.П. Сартр, М. Хайдеггер, М. Мерло-Понти). Учение экзистенциалистов о смысле жизни (поиск экзистенции), «пограничных ситуациях», о модусах экзистенции (забота, страх, отчаяние). При ответе на данный вопрос, можно представить оригинальное учение А. Камю (о разновидностях бунта, бунтующем человеке, об абсурдном мире); учение Ж.П. Сартра (о свободе выбора человека, заброшенности и тревоге, о гуманизме). Представляя философию прагматизма ( второй вопрос), необходимо указать на то, что проблемное поле данного направления было определено в учении Ч.Пирса. Цель философии в том, чтобы помогать решать «жизненные проблемы» (теория укрепления веры, теория значения, понимание истинности как успешности человеческих действий). В рамках данного вопроса важно описать радикальный эмпиризм У. Джеймса: представление опыта как «потока сознания», понимание реальности как укорененности в отдельном Эго, определение философии как способа улаживания споров. Вариант прагматизма третьего виднейшего представителя прагматизма Д. Дьюи называется в философии инструментализмом: познание направлено на «урегулирование ситуации» в любой сфере деятельности, определение исследования как целостного опыта. Отвечая на третий вопрос, необходимо указать на то, что Э. Гуссерль ставить перед собой задачу преобразовать философию в «строгую науку» (феноменологическое эпохе, трансцендентальное сознание, феномен, феноменологическая редукция). Важно отметить, что феноменология ставит задачу преодолеть господство причинно-следственых связей, противопоставляя научному познанию учение о «врожденной телеологии». Особое внимание следует уделить учению об интенциональности (направленность на какой-то объект) и эйдосах (идеальный предмет мысли, который полагается самим сознанием). В четвертом вопросе необходимо сопоставить модернизм и постмодернизм. Структурализм, основы которого были заложены в учении швейцарского филолога Ф. де Соссюра, является последним значительным направлением эпохи модерна. Основные черты: вера в прогресс, разум, значимость науки, черты сциентизма. Основные идеи структурализма представлены в антропологии К. Леви-Строса (понятие структуры: коллективное бессознательное, символическое; принцип имманентности, замена субъекта понятием «ментальная структура»). В психоанализе Ж. Лакана (учение о бессознательном принцип историчности как преодоление историзма, преобладание синхронии над диахронией). В социологии П. Бурдье (принцип гомологии полей, габитус, структурные практики). Постмодернизм противопоставляет себя модернизму: неверие в прогресс, стремление жить сегодняшним днем, плюрализм и релятивизм в ценностной сфере, гедонизм, господство массовой культуры. М. Фуко («эпистемы», «исторические априори», «дискурсивные практики», концепция «знания-власти»); Ж. Деррида (концепция деконструктивизма), Ж. Делез (учение о различии и повторении, «ризома», «симулякр»).
Темы дискуссий: 1. Человек обречен на свободу, или свобода – это главная цель? 2. Можно ли утверждать, что истина, добро, польза являются тождественными понятиями? 3. Современный мир представлен учениями модернистов или постмодернистов?
Литература:
Семинарское занятие № 4.Онтология в системе философского знания.
Основные термины: бытие; небытие; субстрат; субстанция; материализм; идеализм; объективный идеализм; субъективный идеализм; атрибут; диалектика; метафизика; пантеизм; панлогизм; апория; феноменализм; солипсизм; универсалии; реализм; номинализм; концептуализм; монизм; дуализм; плюрализм; детерминизм; индетерминизм; имманентная телеология; трансцендентная телеология; теоцентризм; провиденциализм; фатализм; механицизм; необходимость; случайность; диалектика; метафизика; волюнтаризм; экзистенция; иррациональное. Изложение теоретического материала: 1) Категория бытия в истории философии. Основные виды бытия. а) зарождение онтологии в учениях античных мыслителей б) особенности средневековой онтологии в) проблема бытия в трудах философов Нового времени г) неклассические модели онтологии 2. Основные формы бытия (пространство и время) 3) Соотношение детерминизма и индетерминизма как онтологическая проблема. Отвечая на первый вопрос о зарождении и развитии онтологии, необходимо указать на принципиальное различие мифологического и философского подходов к проблемам возникновения и существования мира. Показать отличие понятий субстрата «из чего все сделано» (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр) и субстанции (от лат. substatia — сущность то, что лежит в основе), означающую не просто первооснову всего существующего, но и внутреннее единство многообразия конкретных вещей, событий, явлений. Представляя учения древнегреческих школ об основах принципах развития бытия необходимо характеризовать диалектическую (Гераклит) и метафизическую (элеаты) модели. Рассматривая вопрос о природе подлинного бытия также указать на две линии философии – материализм Демокрита и идеализм Платона. Важно отметить, что в античной философии была сформулирована одна из важнейших онтологических проблем – проблема универсалий (общих понятий), в процессе размышления над которой возникла позиции реализма (восходящая к Платону) и номинализма (берущая начало в учении Аристотеля). Рассматривая особенности средневековой онтологии, представляющей бытие мира как свидетельство бытия Божьего необходимо указать, что она основана на идеях креационизма, теоцентризма и провиденциализма. Показать особенность учений философов Нового времени о субстанции. Рационалисты: Р. Декарт допускает существование двух равноправных субстанций (дуализм); Б. Спиноза утверждает, что существует одна субстанция (монизм), которая обладает атрибутами. Раскрывая учение Спинозы о субстанции необходимо определить такие понятия как пантеизм, панлогизм. Г. Лейбниц является сторонником плюралистической позиции, допуская множественность субстанций (учение о монадах). Представить эмпиризм Дж. Локка как основание для формирования двух философских линий – материалистический сенсуализма Французского просвещения и идеалистический феноменализм позднего английского эмпиризма (Дж. Беркли, Д. Юм). Необходимо представить разнообразие неклассических моделей онтологии – прагматизм, экзистенциализм, волюнтаризм. Представляя неклассическую онтологию, важно акцентировать внимание на таких характеристиках бытия как становление (поток сознания) иррациональное (волюнтаристское начало), экзистенция. Следует сравнить классические (категориальные) и неклассические (экзистенциальные) характеристики бытия. Раскрывая второй вопрос о пространстве и времени необходимо представить субстанциальную концепцию И. Ньютона об абсолютном пространстве и времени; реляционную модель Г. Лейбница, в которой пространство – это отношение между одновременно существующими вещами, а время – отношение между последовательными состояниями одной и той же вещи. Трансценденталистскую модель И.Канта, где пространство и время выступают как априорные формы чувственности. Необходимо показать отличие определений пространства и времени в учениях «объективистов» и «субъективистов». В третьем вопросе должна быть раскрыта проблема объективной обусловленности всего существующего (вещей, состояний, процессов), а также представлен источник и характер обусловленности. В философии сформировалось два основных подхода к решению данной проблемы – детерминизм и индетерминизм. Определяя понятие детерминизма, важно обратить внимание на многообразие его (детерминизма) видов: каузальный (учение Демокрита о причинной необходимости; лапласовский детерминизм); телеология (движение к трансцендентной цели – христианская философия; имманентная целесообразность мира – стоики; панлогистская – самопознание абсолютной идеи Гегеля). Темы дискуссий: 1. Онтологическое знание не может быть научным. 2. Онтология – это самый важный раздел философского знания.
Литература:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы