Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Формы воспитательной работы со школьниками.
1.словесно-логическая. Средство воздействия – рациональное слово. Главное – обмен инфой, сообщения учеников, учителей и других взрослых. Формы – беседы, классные дискуссии, собрания, конференции, лекции. 2.образно-художественная. Средство воздействия – совместные переживания (социально-нравственные, эстетические), вызывающие глубокие облагораживающие переживания. Формы – концерт, спектакль, праздник. 3. трудовая. Средство воздействия – совместная работа. Формы – ежедневная уборка, ремонт школы, устройство сада, организация ферм (над этим особенно долго ржала J), школьного кооператива, типографии, информационного центра. 4.игровая. Средство воздействия – игра, совместный отдых, развлечения. Формы – спортивные игры, познавательные, соревновательные конкурсы 5.психологическая. средство воздействия – психологический тренинг, методы практической психологии, индивидуальная и групповая психотерапия (лекции, беседы, дискуссии, псих. Упражнения, консультации). Классификации не могут охватить всех форм воспитательной работы, постоянно появляются новые формы. Наиболее популярные формы работы: - классный час (предполагает и работу классного руководителя с классом, и собрание учеников класса для обсуждения классных дел), - беседа классного руководителя на различные воспитательные темы (не превращать в личные выговоры). Примерные темы: зачем мы ходим в школу, учимся? Что такое друзья и как их находить и дружить? Преступление и ребенок; экология, загрязнение среды и наука. - классная или школьная стенная газета, - школьный театр, Выставки, конкурсы работ.
Теория и методика воспитания 3. Формы и методы взаимодействия семьи и школы. Семья и школа (СиШ) – основные и равноправные субъекты социализации личности в период детства и отрочества. Принципы взаимодействия СИШ: взаимосвязь, взаимопреемственность, взаимодополнение. Воспитательный процесс углубляется за счет включения в него педагогического коллектива. Взаимная критика СИШ должна быть обоснована и конструктивна. Педагог может воздействовать не только на ребенка, но и на родителей и климат семьи в целом. Деятельность педагогического коллектива с семьей включает составляющие: 1)Образовательная (помощь семье в обучении и воспитании детей). Просвещение родителей по вопросам: - педагогическая и социально-психологическая подготовка родителей к воспитанию будущих детей, - значение личного примера и авторитета родителей в воспитании детей, роли матери и отца, отношений между ними, - взаимоотношения различных поколений в семье, методы педагогического воздействия на детей. Формирование позитивных отношений между детьми и взрослыми, - воспитание детей в семье с учетом пола и возраста, - соц.-психол. Проблемы воспитания педагогически запущенных детей, проблемы отрицательного влияния безнадзорности и беспризорности на психику ребенка, - сущность самовоспитания и его организации, роль семь в руководстве самовоспитания, - поощрение и наказание в воспитании детей в семье, - ошибки родителей в воспитании, - особенности воспитания детей с отклонениями в развитии, - трудовое воспитание в семье, - организация режима труда, учебы, отдыха, досуга детей, и многие другие темы. Все это должно повысить роль семьи в воспитании детей. Педагоги консультируют родителей и создают для ребенка специальные воспитательные ситуации. 2)психологическая составляющая: - социально-педагогическая поддержка (нормализация семейного климата в период кризиса, помощь школьного психолога), - коррекция (устранения психического насилия над ребенком: запугивания, оскорбления, унижения). 3)посреднический компонент: - помощь в организации (организация семейного досуга – клубов, летнего отдыха) - помощь в координации (активизация ведомств и служб для решения проблем семьи – лишение родительских прав, адаптация ребенка в приемной семье, помещение в детский дом), - помощь в информировании (предоставление инфы по вопросам обучения и воспитания в форме консультаций – права ребенка и родителей, особенности развития ребенка и проч.) Педагог при работе с семьей является советником, консультантом и защитником. Причины проблем воспитания в семье: - однодетность или малодетность (нет опыта семейных отношений), - жизнь порознь со старшим поколением (нет передачи опыта), - утрачены традиции народной педагогики, - в условиях города усиливается автономность общения детей и взрослого (потеря стыда перед знакомыми за своих детей). Педагогическая деятельность родителей: 1.Констурктивная (определение цели воспитания, формы и методов), 2)Организаторская (организация жизни и занятий детей и свой собственной жизни). 3)Коммуникативная (установление оптимальных отношений между родителями и детьми, детьми и другими людьми). Уровень педагогического мастерства родителей зависит от педагогического такта (внимательное отношение к детям, чуткость, справедливость, требовательность). Работа школы по повышению педагогической культуры родителей: 1.научно-педагогическое просвещение (лектории для родителей, университеты родительских знаний, родительские собрания по обмену опытом, изучение материалов СМИ), 2.педагогическая деятельность (реализация контролирующей, коммуникативной, организаторской, корректирующей и других функций, связанных с участием в делах по воспитанию детей), 3.педагогическое самообразование (чтение научно-педагогической литературы, просмотр телепередач). Теория и методика воспитания 5. Раскройте понятие эстетическое воспитание на примере подготовленного фрагмента конспекта урока литературы Формирование эстетической культуры – это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Он предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, воспитание эстетической чуткости и вкуса. Одновременно с этим у школьников воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве. Эстетика детской жизни. Эстетическое освоение действительности человеком не ограничивается одной лишь деятельностью в области искусства: в той или иной форме оно присутствует во всякой творческой деятельности. Эстетическое начало заложено в самом человеческом труде, в деятельности человека, направленной на преобразование окружающей жизни и самого себя. Эстетическое отношение человека к действительности обязано своим происхождением его трудовой деятельности. Осознание и переживание труда как игры физических и духовных сил, как явление возвышенного, облагораживающего, прекрасного составляет фундамент эстетического развития личности. Для того, чтобы детский труд не превращался в тягость и обузу, приносил эстетическое наслаждение, он должен быть одухотворен высокой общественно значимой целью, отмечен красотой и точностью движений, строгой экономией времени, увлеченностью. Немало эстетических впечатлений может дать и дает деятельность учения. В математике, например, нередко говорят: «Красивое, изящное доказательство или решение», понимая под этим простоту. Есть своя эстетика в искренних, здоровых, человечных взаимоотношениях между учащимися и учителями, между школьниками. Примитивные, неискренние отношения между людьми в семье и школе ранят личность ребенка. И наоборот, тонкие отношения педагогов к учащимся, справедливая требовательность делают уклад детской жизни школой воспитания в духе высокой эстетики и морали. Важно пробудить у школьников стремление утверждать красоту в школе, дома, всюду, где они проводят свое время. Детей нужно привлекать к тому, чтобы они создавали эстетическую обстановку в школе, классе, дома. Чрезвычайно большой интерес представляет опыт Макаренко. Побывавшие в руководимых им учебно-воспитательных учреждениях очевидцы рассказывали об обилии цветов, о сверкающем паркете, зеркалах, белоснежных скатертях, идеальной чистоте. Эстетич. восприятие природы. Природа –источник прекрасного. Она дает богатейший материал для развития эстетич. чувства, наблюдательности, воображения. Ушинский говорил, что из впечатлений своей жизни он вынес глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога. Эстетич. Отношение к природе формирует нравственное отношение к ней. Природа, не являясь носителем общественной морали, в то же время учит ребенка нравственному поведению благодаря гармонии, красоте, вечному обновлению, строгой закономерности, пропорциям, разнообразию форм, линий, красок, звуков. Дети постепенно приходят к пониманию того, что добро в отношении к природе заключается в сохранении и приумножении ее богатства, в том числе – красоты, а зло состоит в нанесении ей ущерба, в ее загрязнении. В процессе формирования эстетич. культуры учащихся важная роль принадлежит курсам биологии и географии, где они изучают и наблюдают явления природы. Во время экскурсий и прогулок на природе у детей обостряется эстетич. видение ее красоты, разыгрывается воссоздающее воображение и образное мышление. Педагогам следует чаще обращаться к произведениям писателей, композиторов, художников, воспевших красоту природы. Учащимся можно предложить для раздумий и обсуждений такие, вопросы и задания: найдите и прочтите любимые вами описания лесов, рек, полей, степей; чему вас учит общение с природой; опишите любимый уголок природы. Воспитанию эстетич. отношения к природе активно способствуют беседы и конференции по произведениям художественной литературы («Белый Бим – Черное ухо» Троепольского, «Не стреляйте в белых лебедей» Васильева, «Белый пароход», «Плаха» Айтматова, «Царь-рыба» Астафьева, «Русский лес» Леонова, «Прощание с Матерой» Распутина, повести и рассказы Белова, Солоухина). Формирование эстетич. культуры средствами искусства. Художественные потенции человека, его эстетич. возможности проявляются в исскустве. Учебный план общеобразовательной школы включает дисциплины художественного цикла – литературу, музыку, изо. Эстетическое развитие личности средствами искусства в педагогике принято называть худ. воспитанием. Обращаясь к произведениям искусства, оно требует развития в человеке умения правильно воспринимать явления красоты. Помимо знания ряда худ. произведений, человек должен приобрести некоторый объем сведений из области теории и истории того или иного вида искусства. Такое обогащение непосредственных художественных впечатлений знанием законов искусства и мастерства художника не убивает эмоциональности восприятия, а наоборот углубляется и осмысливается. Одно из сильных средств воспитания лит. вкуса и эстетич. отзывчивости – развитие культуры чтения. На уроках родного языка учащиеся учат воспринимать литературу как искусство слова, воспроизводить образы худ. произведения в своем воображении, подмечать свойства и характеры действующих лиц, анализировать и мотивировать их поступки. Овладевая культурой чтения, ученик начинает задумываться над тем, к чему зовет прочитанная книга, чему учит, при помощи каких худ. средств писателю удается вызвать у читателя глубокие и яркие впечатления. Развитие худ. вкуса поощряет школьников к эстетич. деятельности. Основой музыкального воспитания в школе является хоровое пение, которое обеспечивает совместное переживание героических и лирических чувств, развивает музыкальный слух, память, гармонию, худ. вкус. Большое место отводится прослушиванию музыкальных произведений в записи. Одним из средств приобщения учащихся к худ. культуре является преподавание изо. Призвано вызывать у школьников худ. мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности (живопись, лепка, декоративно-прикладное искусство). Важно обеспечить непосредственное ознакомление учащихся с выдающимися произведениями русского, советского, зарубежного изобразит. искусства и архитектуры, научить понимать выразительный язык художника, неразрывную связь содержания и художественной формы, воспитать эмоционально – эстетическое отношение к произведениям искусства. Возможности худ. образования и и эстетич. воспитания учащихся, представленные учебным планом и программой, ограничены. Эта ограниченность должна быть компенсирована в системе дополнительного образования. Большое распространение получили беседы, лекции, встречи за круглым столом, клубы друзей искусства. Большую роль в формировании эстетической культуры учащихся играют кино, видео, телефильмы. Восприятие экранизированных произведений литературы и искусства нуждаются в тонком педагогическом руководстве. Эстетич. воздействием обладает театр. Необходимо предварительно готовить к восприятию театрального искусства. Т.о., эстетическое воспитание, являясь одним из компонентов целостного педагогического процесса, призвано сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты. Пример: урок на тему «Крыша дома твоего» (Распутин «Прощание с Матерой») Цели урока: ввести ребят в духовный мир Распутина, в нравственный мир его героев; обратить внимание на разнообразие проблем, которые ставит писатель; выявить гражданскую позицию художника; формировать неравнодушное отношение к проблемам своей страны, чувство ответственности за её судьбу. Оборудование: портрет В.Г. Распутина; литературный бюллетень, посвященный его творчеству; фотоэтюды, аудиокассеты с записью песни Ю.Антонова" Крыша дома твоего" и песни " Дом родной". Эпиграф урока: Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом. В.Рапутин Записи на доске: " Никакое общество... не сможет долго продержаться в силе и здравии, если оно откажется от вековых традиций и устоев своего народа. это все равно что, порубив корни, уповать на ветви." (В. Распутин) "...патриотизм - это не любовь к идее, а любовь к отчизне, к ее родной земле, ревность её заветам, почитание праха и слова её, страдания за все её страдания и вера в ее очистительный исход". (В. Распутин) Словарная работа: Прощание, Проститься, Матёра - матерый; мать; материк. Матёрый - Ход урока: (Звучит песня Ю. Антонова " Крыша дома твоего" ). Слово учителя: " Крыша дома своего..." Наши первые детские впечатления покоятся на том, что всё, окружающее нас (наш дом, родители, близкие нам люди) существовало вечно, что иначе и быть не может. Солнце всегда всходит из-за леса, а садится за рекой; отец и мать прожили уже много-много лет и будут жить всегда; смерть, даже при встрече с ней, остается за пределами сознания. Тем более несуразным представляется исчезновение с лица Земли самого места, где ты родился и которое навсегда должно было остаться твоей родиной. Но чем быстрее разбег цивилизации по нашей быстро сужающейся Вселенной, тем чаще люди попадают в подобную ситуацию. Наука и техника, которые были возвеличены у нас на недосягаемую высоту, добрались до глухого сибирского села и требуют, чтобы оно было стерто с лица земли: так надо, и с этим ничего не поделать, распроститься с Матёрой всё равно придётся. Должно исчезнуть всё: дома, огороды, покосы, луга, деревья, кладбище - вся земля уйдет под воду навечно. Естественно, что все по-разному относятся к этому событию. - Как? Давайте предоставим слово представителям разных точек зрения. - Выступления ребят, защищающих свой взгляд на эту ситуацию. - Какой вы видите Матёру? По вашим описаниям легко можно представить Матёру. Казалось бы, такая отдалённость от столицы, от центров, сотни, тысяч километров... Но правы ли мы будем, если скажем, что ветры истории, судьба страны не задели Матёры? (Скупые, но ёмкие приметы времени, неразрывная связь прошлого и настоящего, свидетельства того, что в судьбе деревни отразилась история, жизнь страны, её грандиозные перемены: видела матёра бородатых казаков, ставивших на Ангаре Иркутский острог, стала свидетелем жестокого боя между колчаковцами и партизанами, создавала " коммунию-колхоз". - Если остров должен быть затоплен, зачем рассказывать читателю, откуда " есть и пошла" Матёра? - Мы видим деревню в последнее лето её существования. Почему именно это время заинтересовало писателя? Почему он считает, что мы, читатели, должны об этом знать? (Автор хотел показать, что НТР связана с такими переменами, которые глубоко переживаются старшим поколением. - Как писатель выявляет, кто есть кто? (Через отношение к родной земле, к " малой" родине, к родной избе и к могилкам тоже). - Давайте с вами рассмотрим сцену на кладбище и приведём доводы одной и другой сторон. (Работа по тексту) -Какая из сторон утверждает справедливость, гуманизм, добро? -Давайте вдумаемся и разрешим вместе с автором изначальный вопрос: необходимо ли затопление Матёры? Ради кого и ради чего это делается? - Сцена на кладбище - это " по-человечески"? (Это надругательство, самое настоящее. О туристах вспомнили, а о людях, которые здесь родились и жизнь прожили, нет). - Чем страшна позиция таких исполнителей, как Жук, Воронцов? ( У них нет ничего святого. Это люди, не помнящие своего родства. " Обсевки" ) - Кто противопоставлен Воронцову, Жуку? (Дарья) - Как воплощается в образе Дарьи нравственный идеал человека? (Дарья - воплощение совести, народной нравственности, её хранительница. -Как показана нравственная красота Дарьи? (Распутин показывает нравственную красоту Дарьи через отношение к ней людей. К ней идут за советом, к ней тянутся за пониманием, теплом. Это образ праведницы, без которой " не стоит село" ). - Через что раскрывается образ Дарьи? (Глубина образа Дарьи раскрывается и в общении с природой. В основе миропонимания героини лежит свойственное русскому человеку осознание неразрывной, органичной связи человека и природы). -Что такое дом, изба для Дарьи? (Как бы от отца с матерью получает Дарья наказ проводить избу, обмыть как покойника, обрядить во всё лучшее. Изба связывает её с отцом, с матерью, с их отцами и матерями. Её не покидает ощущение этой связи с ушедшими.) - Какую характеристику вы дадите другим персонажам повести? -Подведя итог нашей дискуссии, мы постараемся ответить на вопрос: что дала нам встреча с Матёрой? - В чём смысл конфликта повести? (Этот конфликт относится к категории вечных: конфликт старого и нового. Законы жизни таковы, что новое неизбежно побеждает. Другой вопрос: каким образом и какой ценой? Отметая и разрушая старое, ценой нравственной деградации или беря то лучшее, что есть в старом, преобразуя его? ) - Какие проблемы ставит Распутин в повести? ( Эти проблемы и вечные, и современные. Сейчас особенно актуальны проблемы экологии. Это касается не только нашей страны. Всё человечество волнует вопрос: каковы будут последствия научно0технического прогресса, цивилизации в целом? Не приведёт ли прогресс к физической гибели планеты, к исчезновению жизни? Глобальные проблемы, поднятые писателями исследуются учеными, принимаются во внимание практиками. Сейчас уже всем ясно, что главная задача человечества - сохранить жизнь на земле. -Какие символы помогают понять авторский замысел? (Один из традиционных символов жизни - дерево- Старая лиственница- " царский листвень" - является символом мощи природы. Ни огонь, ни топор, ни современное орудие - бензопила- не могут справиться с ним. Много традиционных символов. Однако иногда они приобретают новое звучание. Образ весны знаменует не начало расцвета, не пробуждение, а последнюю вспышку жизни, конец дней Матеры. Символичен образ Дома. Он одухотворённый, живой, чувствующий. Дарья убирает его как покойника перед похоронами. С этим образом связан и образ Хозяина - духа, домового Матеры. Главный же символ является ужев самом заглавии. Вывод: Прощание с Матёрой для многих её жителей было прощанием во всеми веками накопленными духовными ценностями, да и самой жизнью. Недаром автор всех их устами персонажа называет " утопленниками", что символизирует нравственную, духовную смерть материнцев. Я хочу обратить ваше внимание на эпиграф. Зачмитывается эпиграф. Я желаю вам, чтобы всю вашу жизнь поддерживали вас эти четыре подпорки, чтобы вы никогда не забывали о доме родном. - Звучит песня " Дом родной" в исполнении девочек История педагогики и образования 1. К.Д. Ушинский о роли труда в формировании личности. Труд – не игра и не забава; он всегда серьезен и тяжел; только полное осознание необходимости достичь той или другой цели в жизни может заставить человека взять на себя ту тяжесть, которая составляет необходимую принадлежность всякого истинного труда. Труд истинный и непременно свободный, потому что другого труда нет и быть не может, имеет такое значение для жизни человека, что без него она теряет всю свою цену и все свое достоинство. Он составляет необходимое условие не только для развития человека, но даже и для поддержки в нем той степени достоинства, которой он уже достиг. Без личного труда человек не может идти вперед; не может оставаться на одном месте, но должен идти назад. Тело, сердце и ум человека требуют труда, и это требование так настоятельно, что если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу и перед ним открываются две другие, обе одинаково гибельные: дорога неутолимого недовольства жизнью, мрачной апатии и бездонной скуки, или дорога добровольного, незаметного самоуничтожения, по которой человек быстро спускается до детских прихотей и скотских наслаждений. На той и на другой дороге смерть овладевает человеком заживо, потому, что труд – личный, свободный труд – и есть жизнь. Что физический труд необходим для развития и поддержания в теле человека физических сил, здоровья и физических способностей, этого доказывать нет надобности. Но необходимость умственного труда для развития сил и здорового, нормального состояния человеческого тела не всеми осознается ясно. Многие думают, что умственный труд вредно действует на организм. Однако можно доказать множеством примеров, что бездействие душевных способностей и при физическом труде оказывает вредное влияние на тело человека. Это неоднократно было замечено на тех фабриках, на которых работники являются дополнениями машины, так что занятие их не требует почти никакого усилия мысли. Да это и не может быть иначе, потому что телесный организм человека приспособлен не только для телесной, но и для духовной жизни. Сильное развитие нервной системы умственным трудом дает необыкновенную живучесть телу человека. Между учеными в особенности встречается много людей, доживающих до глубокой старости, и люди, привыкшие к умственным трудам, выносят перемену климата, недостаток пищи, отсутствие движения не хуже людей, у которых сильно развиты мускулы, но слабо действуют нервы. Человеческая природа так гибка, что способна к разнообразию образа жизни. Самый сильный перевес труда умственного над физическим, и наоборот, скоро переходит в привычку и не вредит организму человека. При нынешнем состоянии общества трудно представить себе такой образ жизни, в котором бы труд физический и умственный уравновешивались: один из них будет отдыхом. Если для тела необходим личный труд, то для души он еще необходимее. Человек скоро забывает, что труду он обязан минутами высоких наслаждений, и неохотно покидает для нового труда. Он как будто не знает неизменного психического закона, что наслаждения, если они не сопровождаются трудом, не только быстро теряют свою цену, но также быстро опустошают сердце человека. Труд неприятен нам, как узда, накинутая на наше сердце, стремящееся к вечному счастью, но без этой узды сердце сбивается с дороги и быстро достигает пропасти, если же оно мелко, то будет погружаться день за днем, тихо и незаметно, в тину хлопот и животных истинков. Этот неизменный закон труда каждый легко может испытывать на самом себе в той потребности менять наслаждение, которая оказывается весьма скоро после того, как труд покидает человека. В «Ионыче» Чехова наиболее подробно и выпукло изображает духовную деградацию личности. Его главная тема — обычная для автора тема взаимоотношений человека и среды. Старцев до конца жизни сохраняет позу человека, стоящего над средой, пытается, вероятно, из тщеславия, внушать философские идеи либеральным обывателям, но истинное наслаждение доставляет ему лишь накопление денег. Чехов наиболее ярко показал процесс изменения человеческой души под влиянием среды и прожитых лет. Кто не мечтал в юности о таких возвышенных идеалах, как честь, равенство, братство, свобода, труд на пользу общества. Но проходят годы, и человек полностью внутренне меняется, желая только покоя и сытой, обеспеченной жизни. Чехов первый вскрыл социальные причины этой болезни в рассказе " Ионыч". Дмитрий Старцев, молодой, талантливый врач, приезжает на работу после окончания университета в губернский город С. Дмитрий Старцев работает в Деляже, который расположен в девяти верстах от города. Старцев всеми силами старается быть полезным людям, он почти не бывает в городе, все свое время отдает работе. Работа составляет смысл его жизни, ради нее он готов забыть о развлечениях, поэтому он много работает, не зная отдыха. Однообразные будни, наполненные бесконечными больными, поначалу не раздражают Старцева. Ему советуют, как образованному и интеллигентному человеку, почаще бывать в городе, записаться в клуб, вход куда был доступен только верхушке города, его знакомят с семьей Туркиных, по мнению местных обывателей, самой талантливой и необыкновенной. Общая атмосфера С. Располагает к однообразной, беспросветной жизни. Даже жизнь «образованной и талантливой» семьи Туркиных на удивление монотонна (одни и те же шутки, развлечения, занятия). У доктора Старцева есть свои идеалы. Поначалу он стремится быть знающим земским врачом, испытывает искренне чувство к Котику, тонко чувствует красоту природы. Однако среда, в которую он попадает, вынуждает его жить по законам общества уездного города С. Старцев редко с кем разговаривал в клубе. Когда Старцев пытался говорить о пользе труда, то каждый чувствовал в этом упрек себе. Обыватели города ровным счетом ничего не делали. День и время уходили на карты, сборища, безделье. С этого времени Дмитрий теряет интерес к работе. В городе у него огромная практика, ему хорошо платят за визиты. Он по вечерам любит считать деньги, которые заработал за день. У него появляются " безобидные" страстишки: игра в вист, обжорство, жадность, равнодушие. Он уже не сострадает ближним, как раньше, и позволяет себе кричать на больных и стучит палкой. В городе его уже по-домашнему называют " Ионычем", тем самым принимая его в свою среду. Роман «Обломов» рассказывает о жизни Ильи Ильича Обломова. Илья Ильич живёт в Петербурге, практически не выходя из дома и даже не поднимаясь с дивана. Он не занимается никакой деятельностью, не выходит в свет, лишь предаётся мыслям о том, как надо жить, и мечтам об уютной безмятежной жизни в родной Обломовке. Никакие проблемы — упадок хозяйства, угрозы выселения из квартиры — не могут сдвинуть его с места, и только его друг детства Штольц, полная противоположность вялому мечтательному Илье, заставляет героя на какое-то время очнуться, окунуться в жизнь, прежде чем он окончательно угаснет в «обломовщине». А. Добролюбов в статье " Что такое обломовщина? " увидел, Илья Ильич Обломов - " коренной народный наш тип", символизирующий лень, бездействие и застой всей крепостнической системы отношений. Он - последний в ряду " лишних людей" - Онегиных, Печориных, Бельтовых и Рудиных. Подобно своим старшим предшественникам, Обломов заражен коренным противоречием между словом и делом, мечтательностью и практической никчемностью. Но в Обломове типичный комплекс " лишнего человека" доведен до парадокса, до логического конца, за которым - распад и гибель человека. Гончаров, по мнению Добролюбова, глубже всех своих предшественников вскрывает корни обломовского бездействия. Гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, - развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Идеал существования Ильи Ильича - " праздность и покой" - является в такой же мере вожделенной мечтою и Захара. Оба они, господин и слуга, - дети Обломовки главным. Три-четыре поколения тихо и счастливо прожили в ней". У господского дома тоже с незапамятных времен обвалилась галерея, и крыльцо давно собирались починить, но до сих пор не починили. Пришвин записал в дневнике: " Обломов". В этом романе внутренне прославляется русская лень и внешне она же порицается изображением мертво-деятельных людей (Ольга и Штольц). Никакая " положительная" деятельность в России не может выдержать критики Обломова: его покой таит в себе запрос на высшую ценность, на такую деятельность, из-за которой стоило бы лишиться покоя. Обломова нельзя представить вне дивана. Ярко проявляется сущность Ильи Ильича именно дома, где он живет со старым слугой. Гончаров показал умного, спокойного, порядочного, простого, в то же время способного любить, искреннего, несколько наивного героя, для которого «лежанье – образ жизни» История педагогики и образования 2. Опираясь на педагогическое наследие В.А. Сухомлинского, охарактеризуйте систему воспитательных средств при подготовке к сочинению. В.А. Сухомлинский (1918 - 1970 гг.). Актуальность его творческого наследия состоит в том, что впервые в истории педагогики советского периода В.А. Сухомлинский целенаправленно обратился к идее развития эмоциональной сферы ребенка, в частности, - такого ее ключевого компонента, как нравственные чувства, - и сделал это лейтмотивом своей гуманистической системы воспитания. Тем самым, работая в 1950-1960-е гг., он предвосхитил ведущие направления развития современной педагогики, с ее ориентацией на общечеловеческие нравственные ценности, гуманизацию воспитания, обращенность к мотивационно-потребностной сфере ребенка в воспитательном процессе, эмоционально- положительное обеспечение данного процесса. Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского, где проблема развития и воспитания нравственных чувств школьников получила свое отражение, поистине огромно. Им написано 50 книг и более 700 журнальных и газетных статей. Гуманистическая направленность его работ обусловила непрекращающийся интерес к изучению теоретического и практического наследия павлышского новатора педагогами и учеными не только нашей страны, но и многих других стран мира. Одна из его наиболее известных книг - «Сердце отдаю детям» - выдержала 55 изданий на 29 языках. Эмоциональные аспекты нравственного развития личности в наследии В.А.Сухомлинского. Реализуя на практике идеи гуманистического воспитания, В.А. Сухомлинский разработал творческие подходы к методике этого процесса, которые в значительной мере предвосхитили тенденции современной гуманистической педагогики. В психологии общепризнанным является тот факт, что развитие нравственных чувств может происходить двояко: путем опосредованного влияния на эмоциональную сферу (через воздействие на личность в целом) и путем непосредственного воздействия на эмоциональную сферу (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон). Последнее осуществляется с помощью использования специальных аксиологических, эмоционально-ценностных для воспитанника средств – эмоциональных стимулов. Эмоциональные стимулы – «это педагогические средства, актуализирующие эмоциональную сферу личности; это внешние эмоционально-ценностные побудители, воздействующие, прежде всего, на чувства и вызывающие у воспитуемых адекватный эмоциональный отклик, нравственное сопереживание» [1]. Основная педагогическая функция внешних стимулов - актуализация эмоциональной сферы воспитанника в процессе развития нравственных чувств, оптимизация и повышение организационно-методического инструментария процесса воспитания. Большинство исследователей к эмоциональным стимулам относит игру, романтику, соревнования (Н.П. Аникеева, О.С. Газман, Б.Т. Леухин, Б.Т. Лихачев, З.И. Равкин, К.Д. Юрьева, С.А. Шмаков, Г.А. Шпона, М.Г. Яновская). Ряд авторов предлагает включить в группу эмоциональных стимулов средства искусства (З.И. Равкин, Г.И. Щукина, М.В. Юрьева). М.Г. Яновская относит к эмоциональным стимулам, помимо вышеперечисленных феноменов, также проблемно-поисковые ситуации и эмоционально-образные средства (средства искусства, художественную литературу, творчество детей и др.). Таким образом, к эмоциональным стимулам относится все то, что в наибольшей степени способствует привнесению в жизнь и деятельность школьников творческого начала и эмоциональному обогащению воспитательного процесса. Правомерно утверждение, что понятие «эмоциональные стимулы» трактовалось В.А. Сухомлинским преимущественно как внутренние побудители нравственной активности личности (чувства долга, чести, достоинства, самоуважения). Актуализация эмоциональной сферы личности в процессе эстетического воспитания. Развитие нравственных чувств в педагогической системе В.А. Сухомлинского начиналось в дошкольном и младшем школьном возрасте с формирования эмоциональной культуры как основы воспитуемости личности, с приобщения к прекрасному в мире природы. В.А. Сухомлинский стремился к тому, чтобы «… каждый поход, каждая экскурсия в мир природы, встреча с ее красотой оставляли в душе ребенка капельку радости». Познание красоты природы должно способствовать познанию нравственной красоты человека - так определял он эту педагогическую задачу. Природа, по убеждению, - первоисточник формирования восприимчивости ребенка к каждому из средств нравственно-эстетического воспитания: художественному слову, музыке, искусству, литературе, живописи. В.А. Сухомлинский считал, что развитие нравственных чувств невозможно без развития эмоциональной культуры, которая формируется, когда человек «понимает и ощущает игру слова - его смысл, богатство, эмоциональную окраску». Познание красоты художественного слова - «чтобы уже в детстве красота слова стала источником и средством познания прекрасного» - начинается с путешествия в природу, «к источникам родного слова», как образно называл это павлышский педагог. Встречая первые лучи солнца на рассвете, слушая пение птиц, любуясь красотой природы, дети постигали эмоциональную окраску слова. Проведение занятий на открытом воздухе в «Школе радости», экскурсии и походы, во время которых воспринималась и переживалась красота окружающего мира, стало стимулом, побуждающим детей к художественному творчеству - сочинению сказок, стихов. В младшем возрасте такое творчество носило преимущественно коллективный характер, но с подросткового - оно становилось индивидуальным. «Красота родного края, - писал В.А. Сухомлинский, - которая открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник чувства любви к Родине». |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 967; Нарушение авторского права страницы