Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
СКАЗКИ ВНУТРЕННЕГО ПУТЕШЕСТВЕННИКА
Я выбираю этот мир Им овладело беспокойство... Надеюсь, продолжите сами На мой взгляд, любители путешествий мало чем отличаются от любителей видиков: и те, и другие душевную пустоту одинаково торопятся заполнить видеорядом. Однако путешествие для того, кто умеет видеть, да еще рядом с умным собеседником, становится уже не ГЛАЗЕНИЕМ, а УРОКОМ. · И, будем надеяться, не самым скучным. Царство Божие — внутри вас. И. Христос Тот, кто верит, что его мир — единственный, он же реальный, есть просто человек, привыкший к своим очкам и не понимающий, что очки с разными стеклами будут показывать разные картинки. Приросшими очками-линзами могут оказываться и сиюминутное настроение, превращающее мир в серо-скучный, страшный или радужный, и привитая нам культура, и порожденный ею словарь. В соответствии со своим словарем одна женщина внимание мужчины оценит как обещание любви, а другая — как покушение... · Вам нравится слово " покушение"? Это слово было ключевым в словаре одной милой дамы, у которой никак не складывалась личная жизнь. Вон идет мой сын Шура, плачет. Друг назвал его Предателем, когда Шура захотел дружить не только с ним, но и с тем, с кем его друг был в ссоре. Я позвал этого строгого товарища и сказал, что мой сын — не предатель. Шура успокоился, хотя его друг внутренне меня понять, кажется, так и не смог. · Кто же из нас прав? Мы правы оба. Просто я живу в светлом и добром мире, где дружить должны все. А он живет в мире, где идет борьба за союзников перед очередным боем, и дружба с врагом есть удар по его интересам. Он прав по-своему, потому что он живет в другом мире — в мире, пропитанном войной. Такая же смешная ситуация с супружеской " верностью" и " изменой", когда человек может оказаться моральным преступником, не совершив ничего дурного. Ведь разве любить — это дурно? Но в сознании, где возможен захват моего имущества — мужа или жены — враждебными силами, близкий контакт с врагом опасен и преступен. · И поехало: измена, предательство... Все по-своему логично. А в мире, где нет войны и кровавого соперничества, где другой не может быть собственностью и всегда свободен, где любишь другого, а не то, что он дает тебе, — в таком мире измен нет. Есть увлечения — интересные, прекрасные, удачные или не очень. Есть выборы, которые тебя устраивают или нет и которые можно обсудить. Это иной словарь — потому что другой внутренний мир. · Психологи нечто похожее называют Установками, но я не думаю, что это самое живое и строящее мир слово. Я предпочитаю говорить о Мирах — хотя бы потому, что о Мирах можно говорить содержательным языком. И в Мире можно жить — а что делать с Установкой? Не откладывая, приглашаю вас прогуляться по разным мирам. Кстати, кто себя в каком узнает? Джунгли Добро — это когда я уведу чужих жен и коров, а зло — когда у меня уведут моих. То, что объяснял простой кафр христианскому миссионеру Я нередко встречаю людей, которые живут в Джунглях. Они живут рядом с нами, вроде бы в тех же самых обстоятельствах, но вся их жизнь — борьба за выживание, и каждая встреча — бой или подготовка к бою. Они живут по простым и жестоким правилам: " Бей первым", " Победителя не судят", " Выживает сильнейший", " Кто на земле — тот земля"... Не нужно думать, что такой человек живет в объективно более жестоком мире, — нет, его он носит в себе и каждый раз создает заново. Обычную беседу он превращает в противоборство, спор — в перепалку, а в ссору просто кидается, чувствуя свою родную стихию. · Он даже знакомится своеобразно, нанося на всякий случай парочку предупредительных ударов. И, кстати, не уважает тех, кто не ответит ему прямым в нос. Новый человек для него — всегда потенциальный враг. Им в любую секунду может стать и бывший друг, и любимая; и чем более вы были близки, тем больше у вас шансов оказаться в ранге " предателя". И после этого пощады не ждите. Впрочем, так же жестоко он воюет и с самим собой. Он знает, что такое месть, и не понимает христианского всепрощения. В этом мире нельзя расслабиться и глупо доверять. В этом мире есть боль и раны, но нет теплой улыбки и рук, доверчиво раскрытых тебе навстречу. Кто заставляет его в мирное время жить в состоянии постоянной войны? Никто. Только он сам. И от кого зависит выход человека из этих Джунглей? От него же, только от него самого. · Разговоры об обстоятельствах, которые " заставляют" и прочее, — вранье. Обстоятельства — это более или менее удобные поводы, которые я использую или нет, чтобы сделать то, что выбираю я.
Арена Citius! Altius! Fortius! Ненормальный Кубертен Этот мир — состязание соперников. Звезда его — победа, а воздух — напряжение, пронизывающее все стремление преодолеть другого — или себя. В этом мире есть четкие и обязательные правила, которые всех расставляют по ранжиру и делят на лучших и худших, победителей и побежденных. " Сильный" — это ничто; ценится только сравнительное " сильнее кого-то" или превосходное " сильнее всех". · Это рождает множество парадоксов: ты можешь быть прекрасен, но если оказался не первым, а вторым — уже трагедия. Ты вроде бы не стал хуже, ты имеешь все и ты прекрасен — но ты не первый... Человек в таком мире жестко ориентирован только на результат. Он должен добиться! Для него ничего не значит процесс, для него значим только результат — кубок. Что значит любовь, если он не обладает любимой? Что значит жизнь, если не достигнуты поставленные цели? Качество секса он измеряет только техничностью процесса и количеством полученных — достигнутых, " вырванных"! — оргазмов. Его пьянит наркотик азарта, состязания, и любое достижение, после которого не видно следующей вершины, будет переживаться как пустота. Он не понимает ценность жизни как таковой, не умеет жить сладко, переживая неповторимое " здесь и сейчас". Он весь в будущем — и никогда в настоящем. Он всегда сравнивает — и никогда не созерцает. Он не умеет пить тишину рассвета и любить человека только потому, что тот есть. Кто мчит его по жизни, лишая переживания ее самоценности, по сути, лишая жизни как таковой? Никто. Только он сам. · А по-моему, высшая мудрость — в самом азартном состязании уметь выключиться и понять, что " завоевание кубка" на самом деле значит не больше, чем возможность утром с удовольствием почистить зубы.
Деловой мир Business — first! Бессмертное В этом мире делают дело. Ставится цель, подбираются средства, достигается результат, подсчитывается эффективность вложений. А все, что выходит за эти рамки — зачеркивается. В этот мир не укладывается ничего, что не имеет " четких краев" и что непосредственно ничему не служит. Здесь нет близких и любимых — вместо них есть люди, которые выполняют некое число необходимых сейчас функций. · Основные функции Жены: Душевный друг, Любовница, Домохозяйка, Мать моих детей и Визитная карточка. Так, сверимся... В этом мире нет места истоме и нежности, — что это такое? В этом мире человек нужен только тогда, когда он может что-то нам дать — финансы или любовь, по конкретной нужде, но не волнуйтесь, все будет оплачено. · Ответной помощью, деньгами, искренней нежностью. По тарифу. В людях ценится энергия, инициатива, ответственность и умение выполнять договоренности; отвергается мечтательность (что она дает? ), осуждается тоска (как обычная глупость), высмеивается созерцательность (непродуктивная) и любовь к развлечениям (потому что бестолку). Это очень разумный мир. Деловые соображения отсекают все безумства (в том числе и в первую очередь любовные) и ставят под вопрос все отрицательные эмоции: зачем горе? Зачем отчаяние? Деловой человек не ставит себе ненужных рамок: он может даже полюбить врага, но только тогда, когда эта любовь даст какой-то выигрыш. · Задавить гада — не получается. Ну, тогда полюбим — пусть живет, а у меня хоть на душе хорошо будет... Он рассчитывает плюсы благодарности и минусы обид, взвешивает консистенцию грусти и размышляет об использовании злобы агрессии в мирных целях. · Деловой мир — простой, честный, но скучный и ограниченный мир. Он как отвертка — без него не обойтись, но и он один совершенно беспомощен.
Детский сад Писанье, то есть мочеиспускание, это единственное наслаждение, которое не оставляет укоров совести. Иммануил Кант В этом мире человек считает естественным находиться в позиции безответственного Ребенка, без вопросов подчиняющегося любым силам и стихиям: просто тем, которые имели случай сейчас на него повоздействовать. Погода... Ну что вы от меня хотите, если такая погода? Настроение... Вы что, не понимаете, что я не в настроении? Обстоятельства... Я тут ни при чем — во всем виноваты обстоятельства. И так далее: хочется, не хочется, потянуло, взбрело, наехало, привязался, отвык — для него это так же естественно и неодолимо, как закон всемирного тяготения. · Камень тянет к земле, а Васю — к Маше. Или бутылке. Или беседе. Какая разница, к чему, но " тянет" — и это является Законом. Прелесть такой позиции очевидна, потому что Ответственности при такой жизни никакой. Виноваты могут быть Другие (неизбывное “А чего они...”), виноват может быть даже его Характер или Знак Зодиака (“Все Тельцы всегда такие! ”), но никогда — он. Обращенное к нему самое серьезное " надо" всегда может быть отбито невесомым " не хочется", после чего теряет смысл любая аргументация. С аборигеном Детского сада играть в логику все равно, что читать лекции наркоману в период ломки: его глаза стеклянны, и сверх того, что ему нужно, он не примет от тебя ничего. Пока твоя аргументация не мешает, он ее даже выслушает, а когда она станет ему неудобна, он упрямо и весело срежет ее убийственным " а все равно! ". · Разговор, что " не все равно", и размышления о последствиях здесь в лучшем случае воспринимаются как желание обидеть и мгновенно переводятся на уровень " Раз так, уходи из моей песочницы". Главный объяснительный принцип обитателя Детского сада — бессмертное и все равняющее " Так получилось". Направление жизни зависит от направления ветра, и единственный его путь — путь наименьшего сопротивления. · Быть " как дети" — заповедано в Великих книгах. Но впадать в детство — это о другом. И взрослым людям слишком часто это делать, по-видимому, не стоит.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы