Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Любовь к Богу или любовь к Людям?
" Бог тебя позовет! " – Да мало ли кто меня позовет! Я еще подумаю, нужно ли мне идти к нему. " Приди к Богу, и тебе откроются новые духовные горизонты! " – Ну что ж, возможно, я захочу сделать себе такой подарок и попользую Бога таким образом. К сожалению, меня останавливают две вещи: во-первых, просто для себя открыть себе горизонты — это эгоистично, цель какая-то мелкая. И, во-вторых, сколько это будет стоить? · Насколько я знаю, Бог берет дорого. Расплачиваться приходится свободой сознания. " Не воюй с Богом, с Божьим благословением ты сделаешь много больше! " – Стоит задуматься: это интересное предложение. Ради любви к людям, заботы и помощи им я готов на сотрудничество хоть с Богом, хоть с Чертом. Правда, по имеющимся у меня сведениям, Черт — партнер лукавый и ненадежный. Поэтому я предпочел бы более солидного и надежного партнера и готов вступить с Богом в переговоры. Если же окажется, что Бог — эгоист, заботящийся только о себе, а о людях и мире — лишь постольку, поскольку люди его славят и ему служат; если же окажется, что Бог, заботясь лишь о счастье своем, выступает против счастья Человеческого; если же окажется, что мир и людей любит его вечный Соперник, — если это окажется так, то Бог станет для меня на пути Зла и я выберу его Соперника. А что выберете вы? Но давайте я лучше прочитаю вам Стих: Вот мир, который построил Бог. А это люди несчастные, А это кары ужасные, А это силы небесные, А это законы, лишь Богу известные, А это Бог, И, прежде чем перейдем к Новому Завету, еще одна приятная остановка. Неожиданный Христос Льва Толстого В который раз меня порадовал Лев Толстой. После удивительных по смелости, честности и глубине статей об Искусстве — еще более глубокие исследования Евангелия. · Однако я не буквален по Толстому. Я писал свое — лишь с его великой помощью. А смысл исследований Евангелия Львом Толстым сводится к тому, что если снять прямые искажения и кривые толкования Евангельского Текста, то Христово Слово оказывается другим. Оно становится Христовым — удивительно простым и ясным, предельно чистым и любовным, безумно сильным и смелым, по крайней мере — совершенно другим, чем при обычном догматическом прочтении. · Нравственная программа Христа гораздо более радикальна, чем мы привыкли думать, а его взгляды на общественно-государственное устройство удивят и насторожат многих. Это — неожиданный для нас Христос. Это не значит, что проект переустройства человеческой жизни, представленный Иисусом Христом, кажется мне оптимальным. Просто в подлиннике его Проект гораздо красивее и оригинальнее, чем в церковном преподнесении века спустя. Не противьтесь злу " Вам сказано: око за око, зуб за зуб. А я вам говорю: не противьтесь злу". Сказано настолько ясно, что даже непонятно, как бы это разжевать еще яснее Не противься злу. Не отвечай злом на зло, отвечай на зло добром! Программе возмездия, пусть и справедливого, Христос противопоставляет программу созидательной любви. · Их дело — рушить. Мы не будем рушить в ответ, наше дело — строить! Тот, кто делает добро, — делает добро, а не противится злу, ибо это очень разные вещи. И тем, кто его бьет, и тем, кто его обижает, он все-таки делает добро. · Как Солнце, которое светит на всех, не спрашивая, кто что замыслил. Пока оно может — оно светит и дает тепло и жизнь. И когда Христос говорит: " Ударили тебя по одной щеке — подставь другую", он не требует страданий ради страданий, он лишь ожидает, что мы неотступно будем делать только добро: " Будь готов подставить другую щеку, если количество добра в мире от этого увеличится". На уровне общих слов с установкой: " Делай только добро! " — готовы согласиться многие. Но когда к этому прибавляется требование отказа от насилия: " Не противься злому", — ситуация меняется. Парадокс: все говорят о добре, но за это же добро, во имя его тут же готовы уничтожить ближнего. · В этих случаях говорят о справедливом гневе, о справедливых войнах и справедливых наказаниях. А Христос против этого. Он не говорит, что все это не бывает справедливым. Он говорит просто — не делайте этого, как бы ни было это справедливо. Добро и мудрость выше справедливости. Говорит ли он это? Он это говорил, но вы это — не прочтете. · Вы не прочтете это в том переводе и той редакции, которую для вас сделала Святая церковь.
Гнев неоправдан — всегда Вы прочтете: " Вы слышали, что сказано древним: не убивай; кто же убьет, подлежит суду. А я говорю вам, что всякий, гневающийся на своего брата напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему " рак а " — подлежит синедриону; а кто скажет " безумный", подлежит геенне огненной". (Матфей, V, 22) Стоящее здесь слово " напрасно" оказывается главным, ключевым, ибо делает все высказывание скользким и удивительно удобным для употребления в любую сторону. Ну так вот, слова " напрасно" в текстах Евангелия до V века нет... Нет!!! Для удобства его приписали позже! · Так хочется увидеть эту компанию, которая, примерив Текст к себе и увидев несоответствие, решила подредактировать, но не себя, а Евангелие... А ведь Христос говорил, что любой гнев неоправдан. Люди придумывают оправдания для гнева, а Христос все оправдания отвергает. Одно из самых распространенных оправданий у людей своего гнева — убеждение, что другой " пропащий или безумный человек", а Христос на это заповедует: никогда не говори и не делай так. · Странное непереведенное еврейское слово " рака" означает просто-напросто человека, которого не следует считать за человека. Рака — значит человек пропащий, человек—пустое место. И тогда заповедь Христа звучит так: живи в мире со всеми людьми, не злись, не бранись и не ругайся. Не смей кого-либо считать дураком или пустым местом и никогда не оправдывай этим свои бранные слова. Твой гнев — всегда неоправдан. · А тот, кто свой гнев прикрывает словом " справедливый", имеет полное право на него — но не на звание христианина.
О суде " Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены". (Лука, VI, 37) Эту фразу каждый из нас слышал много десятков раз. И не понимал. Оказывается, это не о бытовом злословии. · Хотя возможно, что применимо и к злословию. Но точный, буквальный смысл — вовсе не о злословии, а о судебном осуждении, о приговоре. Действительно, вы никогда не задумывались, как нравственная идея христианства соотносится с законнической идеей судопроизводства? Еще раз цитирую Христово: “Не противьтесь злу”. Цель судов же — противиться злому. Христос предписывает: делать добро за зло. Суды воздают злом за зло. Христос говорит: не разбирать добрых и злых. Суды только то и делают, что этот разбор. Христос говорит: прощать всем. Прощать не раз, не семь раз, а без конца. Любить врагов. Делать добро ненавидящим нас. Суды же не прощают, а наказывают, делают не добро, а зло тем, которых они называют врагами общества... Может быть, вы убеждены, что суды — это хорошо, по крайней мере необходимо. Возможно, я соглашусь с вами. Проблема только в том, что в Евангелии Христос выражает противоположное мнение. Он — против судов. И написано это прямо в Евангелии, если не искажать текст самым грубым образом. " Судите" и " осуждайте" в греческом подлиннике Луки передано словами " crinw [8] " и " catadicazw ". Так вот, слово " crinw ", имея много различных значений, часто употребляется в значении " приговаривать по суду" и даже " казнить", но никогда не имеет значения " злословить". А слово " catadicazw " вообще никогда не имеет никакого другого значения, как только " приговаривать по суду к наказанию" или " казнить". · Следовательно, читатели Святого канонического Евангелия пребывают в грубом обмане. Первые христиане соответственно категорически отрицали суд — то есть месть, называемую человеческим правосудием. Современные же христиане начинают судебные процедуры с того, что клянутся на Евангелии — то есть на книге, которая прямо запрещает это. · Собственно, каждый может не соглашаться с программой, предложенной Иисусом Христом. Лично у меня, повторю, она вызывает массу сомнений. Но если вы не согласны с ней — зачем тогда называть себя христианином?..
О присяге “Я, гражданин (государства такого-то), вступая в ряды Вооруженных Сил (еще раз название государства), принимаю присягу и ТОРЖЕСТВЕННО клянусь...” Клятва воина на верность Родине В армии принимают присягу все, в том числе и христиане. Она произносится в красивом строю и звучит весьма торжественно. А встал бы в ваш строй Христос? Произнес бы он такие слова? ... Нет, Христос в ваши ряды не встал бы никогда. Он говорил совсем другое. " Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй перед Господом клятвы твои. А я говорю вам: не клянитесь вовсе..." (Матфей, V, 33, 34) О чем это он?! Чем это плохо и почему для Христа это так серьезно? Думайте... Так вот, выбирайте: Христос говорил или о какой-то ерунде, или о вещах более чем серьезных: о взаимоотношении честного человека и государства. Государство — это машина по производству насилия (конечно, во имя определенным образом понимаемого порядка). Важнейшие атрибуты государства — полиция, суд, тюрьма, войска с оружием массового уничтожения... Присягая на служение государству, вы включаетесь в эту машину. · Повторю еще раз: вы можете быть убеждены, что государство — это благо, но только не приговаривайте тогда о своем христианстве. Первые христиане, жившие еще живым словом Христа, неоднократно подвергались гонениям — и смертной казни — именно за то, что по своим религиозным убеждениям отказывались от воинской присяги и военной службы. Но первые христиане были христианами и представить себя не могли участвующими в войнах. Вчера же я услышал по радио, что Воениздат собирается для военнослужащих вместо учебников по общественно-политической подготовке издавать Библию... · Ну что ж, в современной редакции и с современными комментариями она вполне годится для того, чтобы духовно вооружить любых бойцов. И как логическое завершение учения Христа: О патриотизме " Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных". (Матфей, V, 43—45) Смысл этой заповеди — двойной. Первый, обыденно житейский, призывает и в личном своем враге видеть не накипь своих эмоций, а Человека. Такого же, как и вы, — кого-то любящего и кому-то дорогого. И если вы хотите исправить, улучшить его, то сможете сделать это только при любящем к нему отношении. Солнце светит и греет всем, и только с добрыми помыслами можно преодолеть зло. Второй же смысл, скрытый от нас, но хорошо понятный окружавшим Христа иудеям, более масштабен. Оказывается, “ближний” на языке еврея всегда означает только еврея, а слово “враг” в том контексте означает не личного, а общего, народного врага... Соответственно читайте: " Вам сказано, что надо любить только своих, евреев, а других можно считать врагами, завоевывать и угнетать их. А я говорю вам: люди других народностей такие же люди, как и вы, и делать добро надо всем". Иисус никогда не был патриотом. И он был против того, что делается сейчас, когда под видом любви к отечеству нам внушается превосходство над другими народами и необходимость защиты именно своих интересов. Он никогда бы не разжигал народную ненависть к тем странам, чьи интересы входят в противоречие с нашими, и не воспевал бы доблесть военных подвигов, то есть убийств в особо крупных размерах. По убеждениям Иисуса, патриотизм есть низкий эгоизм на высоком государственном уровне и с такими же дурными последствиями, только несравненно большего масштаба. · Ссора между двумя эгоистами — это синяк. Ссора между двумя государствами-эгоистами — война с миллионами убитых. Это — главные пункты нравственной и социальной программы, предложенной Иисусом Христом, но в изложении не каноническом, а Льва Толстого. Его критика канонического текста мне показалась по-настоящему убедительной, и именно такое прочтение Евангелия, не скрою, — радостным. · Тем не менее буду благодарен за серьезную критику аргументов Толстого. В таком — неканоническом — изложении программа Христа вызывает у меня большую симпатию. · По-моему, я ее даже не скрывал. Но, кроме симпатии, много и других чувств. Здесь надо добавить, что как социальный реформатор И. Христос предполагал в своем Великом Проекте и отмену частной собственности, и запрет на развод, и другие спорные социальные изобретения. · При всем моем уважении к Автору я не могу это принять. Возможно, я не дорос до глубины этой программы, но мне она представляется скорее журналистски-лозунговой, чем реальной.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы