Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Раннехристианская философия.
Философия средних веков.
Священное Писание и Священное Предание как основа христианской философии. Христианское учение о Боге-Троице, творении мира, человеке и спасении. Общая характеристика христианской антропологии: учение о грехе, благодати и телесном воскресении. Учение блж Августина о Троице. Учение о вечности и времени, о Граде Божием и граде земном, душе человека и познании. Проблема предопределения и свободы воли в философии Августина. Апофатическое и катафатическое богословие в «Ареопагитиках». Православное учение о Боге-Троице, Его природе, Ипостасях у преп. Иоанна Дамаскина. Учение о творении мира, о человеке и Домостроительстве спасения у преп. Иоанна Дамаскина. Схоластика и мистика как два течения средневековой философии. Спор о природе универсалий в философии средних веков. Богословско-философское учение Фомы Аквинского. Учение о Боге, природе Бога, доказательствах бытия Бога. Соотношение веры и знания у Фомы Аквинского. Понятие акта бытия в философии Фомы Аквинского.
Вопросы 1. Никейско-Константинопольский Символ Веры христианства. 2. Учение блж. Августина о вечности и времени, Граде Божием и граде земном. 3. Философско-богословские идеи в «Ареопагитиках. 4. Учение преп. Иоанна Дамаскина о Боге-Троице, творении мира и человеке. 5. Общая характеристика «схоластики» («школьной философии) средних веков. Проблема «универсалий» в философии средних веков. 6. Учение Фомы Аквинского о «гармонии» веры и разума. Доказательства бытия Бога в философии Фомы Аквинского.
Литература обязательная Тексты: Антология мировой философии. В 4-х т. М., 1969. Т.1. Ч.2. [Блж. Августин] С. 582-592, 600-605, [Ареопагитики] С.606-619, [св. Иоанн Дамаскин] С.621-626, [Фома Аквинский] С.823-862; Или – Электронная библиотека по философии. Т.9. Антология мировой философии. Учебная литература: Соколов В.В.Средневековая философия. М., 2001. Дополнительная литература: Для подготовки к семинарским занятиям могут быть использованы: 1) в качестве учебного пособия следующие книги: Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991; Штекль А. История средневековой философии. СПб., 1996; Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997; Суини М.Лекции по средневековой философии. Вып.1. Средневековая философия Запада. М., 2001; Жильсон Э.Философия в средние века. М., 2003. 2) статьи из Энциклопедий и Словарей: Фокин А.Р. Августин блж. // Православная Энциклопедия. М.2000. Т.I. С.93-109. 3) дополнительные тексты по философии раннего христианства и средних веков: Антология средневековой мысли.Теология и философия европейского средневековья.(Под ред. С.С. Неретиной).Т.1-2. СПб., 2001-2002; Ориген О началах. Новосибирск, 1993. С.42-77; Блж. Августин. О граде Божием. В 4 т. М., 1994; Аврелий Августин. Исповедь. М., 1991; Дионисий Ареопагит. О Божественных именах. О мистическом богословии. М., 1995; Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. М., 1997; св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М. – Ростов на Дону, 1992. С.1-42, 45-49, 78-85; Творения преп. Максима Исповедника. Кн. I. Главы о богословии и о Домостроительстве Воплощения Сына Божия. М., С.215-256; Боэций. Против Евтихия и Нестория. // Он же. «Утешение философией» и др. трактаты. М., 1990. С.167-189; Фома Аквинский. Сумма теологии. К.- М., 2002. Ч.I. C. 20-36, 348-358, 411-445. Киев-М., Часть. II. 2003. С. 3-30. 4) специальные исследования: Попов И.В. Личность и учение Блж. Августина. Ч.1-2 // Он же. Труды по патрологии. Т.2. Серг. Пос., 2005; Августин: Pro et contra. Личность и наследие Блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей. СПб., 2002; Флоровский Г.В. Византийские Отцы V-VIII веков. Париж, 1933. (есть нов. изд.); Жильсон Э. Избранное. Т.1. Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского. М., - СПб., 2000.
Контрольные вопросы по Теме VII. для самостоятельной проверки знаний Христология Церкви «…итак, последуя св. отцам, все согласно научаем исповедывать одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в Божестве и совершенного в человечестве; истинного Бога и истинного Человека, того же из разумной души и тела, единосущного Отцу по Божеству и того же единосущного нам по человечеству, во всем подобного нам кроме греха, рожденного прежде веков от Отца по Божеству. А в последние дни ради нас и ради нашего спасения от Марии Девы Богородицы по человечеству, одного того же Христа, Сына, Господа Единородного, в двух естествах, неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого, - так что соединением нисколько не нарушается различие двух естеств, но тем более сохраняется свойство каждого естества и соединяется в одно лицо, в одну ипостась, - не на два лица рассекаемого или разделяемого, но одного и того же Сына, Единородного, Бога Слова, Господа Иисуса Христа, как в древности пророки (учили) о нем и как Господь Иисус Христос научил нас и как предал нам символ отцов наших». Объясните следующие положения: Блж. Августин «Теперь ясно становится для меня, что ни будущего, ни прошедшего не существует, и что неточно выражаются о трех временах, когда говорят: прошедшее, настоящее и будущее; а было бы точнее, кажется выражаться так: настоящее прошедшего, настоящее будущего. Только в душе нашей есть соответствующие тому три формы восприятия, а не где-нибудь инде (т.е. не в предметной действительности). Так, для настоящего прошедших предметов есть у нас память или воспоминание (memoria); для настоящего настоящих предметов есть у нас взгляд, воззрение, созерцание (intuitus), а для настоящего будущих предметов есть у нас чаяние, упование, надежда (expectatio)» (Исповедь XI, 23).
«То из чего Бог создал все, не имеет никакого вида и никакой формы, есть не что иное как ничто… Поэтому если даже мир создан из какой-нибудь бесформенной материи, то сама эта материя создана совершенно из ничего…Таким образом, все, что существует, насколько оно существует и все, что еще не существует, насколько оно может существовать, форму имеет от Бога. (Об истинной религии. XVIII.).
«Итак, два града созданы двумя родами любви: земной - любовью к себе, доведенною до презрения к Богу, а небесный – любовью к себе, доведенною до презрения к самому себе. Первый затем полагает славу свою в самом себе, последний – в Господе» (О граде Божием. XIV, 28).
«Создал Ты человека по образу и подобию Своему, и истину эту познает лишь тот, кто познал самого себя» (Монологи. I. 1, 4).
«Граждан земного града рождает испорченная грехом природа, а граждан града небесного рождает благодать, освобождающая природу от греха; почему те называются сосудами гнева Божиего, а эти - сосудами милосердия» (О граде Божием. XV, 2).
«Когда человек живет по человеку, а не по Богу, он подобен дьяволу» (О граде Божием. XIV, 4).
Ареопагитики «… сокровенное Божие никто не видел и не увидит, Богоявления же праведникам свершались через боголепные и соразмерные им видения и изъяснения. Всемудрое же Слово Божие справедливо именует Богоявлением видение, которое изъявляло собой как бы через образ безό образное, Божие подобие, ибо оно возводит созерцающих к Божественному» (О небесной иерархии. 4, 3)
«Божественный мрак – это тот недосягаемый свет, в котором, как сказано в Писании, обитает Бог» (Письма V. Послание к священнослужителю Дорофею).
«Подобающая Богу красота, неразложимая, благая, таинственноначальная, безусловно, не входит в смешение ни с каким неподобием; и все же она способна уделять каждому по его достоинству долю своего света и каждого приводить в Божественнейшем Таинстве посвящения к созвучию со своим неизменяемым Ликом» (О небесной иерархии. 3.1).
«Сущий [Бог] по своему могуществу сверхсущностно превышает все бытия и является основной причиной, творцом существ, существования, ипостаси, сущности, природы, началом и мерой веков, сутью времени и вечностью существующего (существования)…» (Об именах Божиих. 5, 4 ).
Св. Иоанн Дамаскин «Бог ни есть ничто из того, что есть: не потому, что Он не есть, а потому, что Он превыше всего сущего и превыше самого бытия» (Точное изложение православной веры. I, 4).
«Говорим же мы, что каждое из трех Лиц имеют совершенную ипостась, чтобы признавать не одну совершенную природу, сложенную из трех несовершенных, но одну простую сущность, выше и прежде совершенства, в трех совершенных ипостасях» (Точное изложение православной веры. I, 8).
«Философия есть познание сущего, поскольку оно сущее, то есть познание природы сущего… Философия есть познание вещей Божественных и человеческих, то есть видимых и невидимых… Философия есть помышление о смерти… Философия есть уподобление Богу… Философия есть искусство из искусств и наука наук, ибо философия есть начало всякого искусства. Через нее изобретается всякое искусство и всякая наука… Философия есть любовь к мудрости; истинная же мудрость есть Бог. А потому любовь к Богу есть истинная философия» (Диалектика, 3).
«Сотворил же его [человека] Бог природою безгрешною и волею самовластною. Безгрешным же я называю его не потому, что он не был восприимчив ко греху (ибо одно только Божество не приемлет греха), а потому, что грех обусловливался не природою его, но скорее свободным выбором…» (Точное изложение православной веры. II, 12).
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 533; Нарушение авторского права страницы