Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Фома Аквинский (Сумма теологии)



«Первичная сущность по необходимости должна быть всецело актуальной и не допускать в себе ничего потенциального».

«В Божественной Премудрости пребывают предначертания всех вещей, каковые мы называли идеями или образцовыми формами в уме Бога».

 

«… поскольку божественные Личности составляют множество, а сущность едина, мы говорим об одной сущности, принадлежащей трем Лицам, а о трех Лицах как единосущных» (Т.1.С.460).

 

«Мы должны допустить, что Святой Дух исходит от Отца и от Сына, ибо Он не является относительной противоположностью ни тому, ни другому» (Т.1.С.383).

 

«Коль скоро Бог есть всеобщий распорядитель всего сущего, должно отнести к его провидению то, что Он дозволяет отдельным недостаткам присутствовать в некоторых частных вещах, дабы не потерпело ущерба совершенство всеобщего блага».

 

«Бытие Божие может быть доказано пятью путями. Первый и наиболее очевидный путь исходит из понятия движения… Второй путь исходит из понятия производящей причины… Третий путь исходит из понятий возможности и необходимости… Четвертый путь исходит из различных степеней, которые обнаруживаются в вещах… Пятый путь исходит из распорядка природы…».

«…истина определяется как согласованность между интеллектом и вещью».

 

«Познание истины двояко: это либо познание через природу, либо познание через благодать».

 

«Хотя человек не обязан испытывать разумом то, что превышает возможности человеческого познания, однако же то, что преподано Богом в Откровении, следует принять на веру.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЛОСОФИИ

 

(ВТОРОЙ СЕМЕСТР)

 

Тема IX

Философия Нового времени

Декарт и Спиноза

 

Общая характеристика философии Нового времени. Проблема субстанции (материальной и идеальной) в новоевропейской философии (Декарт – Спиноза – Лейбниц – Беркли – Юм). Проблема метода в новоевропейской философии (эмпиризм и рационализм: Бэкон – Декарт – Гоббс – Спиноза – Локк – Лейбниц). Учение Декарта о «сомнении». Доказательства бытия Бога по Декарту. Учение Декарта о сознании и «врожденных идеях». Разум и воля в философии Декарта. Учение Декарта о душе и теле. Концепция первичных и вторичных идей в философии Декарта. Учение Спинозы о субстанции, Боге, атрибутах и модусах. Учение Спинозы о человеке. Отношение души и тела в философии Спинозы. Теория познания Спинозы. Этика Спинозы (учение о свободе воли, нравственности и смысле жизни).

 

Вопросы

1. Учение Декарта о методологическом «сомнении» и его значение для понимания проблемы сознания.

2. Доказательства бытия Бога по Декарту.

3. Проблема субстанции в философии Декарта в связи с учением о душе и теле.

4. Учение Декарта о первичных и вторичных идеях и проблема «врожденных идей».

5. Учение Спинозы о субстанции, Боге, атрибутах и модусах.

6. Природа несотворенная и сотворенная по воззрениям Спинозы.

Литература обязательная

Тексты: Декарт // Антология мировой философии. М., 1970. Т.2. С.231-261, 286-288, 294-295; Спиноза // Антология мировой философии М., 1970. Т.2. С. 349-358, 365-366, 377, 385-387; Или – Электронная библиотека по философии. Т.9. Антология мировой философии.

Учебная литература: Соколов В.В. Европейская философия XV-XVI. М., 2003.

 

Дополнительная литература:

Для подготовки к семинарским занятиям могут быть использованы:

1) в качестве учебного пособия следующие книги: Асмус В.Ф. Декарт. М., 1956 (есть совр. изд).Соколов В.В. Спиноза. М., 1977².

2) статьи из Энциклопедий и Словарей: Декарт // Философская Энциклопедия. М., 1960. Т.1. С. 447-450; Спиноза // Философская Энциклопедия. М., 1970. Т.5. С. 112-115;

Дополнительные тексты

Декарт Р. Размышления о первой философии, в коих доказывается существование Бога и различие между человеческой душой и телом // Декарт Р. Соч. В 2 Т. М., 1994. Т.2. С. 3-72. Спиноза Б. Этика // Спиноза Б. Избранные произведения. В 2 Т. М., 1957. Т.2. С.361-364, С.372-373, С.377, С.380-389. С. 402-408, С. 425-433. Паскаль Б. Мысли. СПб., 1995.

Специальные исследования.

Фишер К. История новой философии. Т.1. Декарт, его жизнь, сочинения и учение. СПб., 1906; Сретенский Н.Н. Лейбниц и Декарт (Критика Лейбницем общих начал философии Декарта). Казань, 1915; Мамардашвили М. К. Картезианские размышления. М. 1993; Жильсон Э.Учение Декарта о свободе и теология // Жильсон Э. Избранное: Христианская философия. М., 2004; Фишер К. История новой философии. Т. II. Спиноза, его жизнь, сочинения и учение. СПб., 1906; Беляев В.А. Лейбниц и Спиноза. Ист. – критич. исследование СПб., 1914 (СПб., 2007); Кечекьян С.Ф. Этическое миросозерцание Спинозы. М., 1914.

Контрольные вопросы по Теме IX. для самостоятельной проверки знаний.

Объясните следующие положения:

 

Декарт

«…опрометчивые суждения отвращают нас от истинного познания и владеют нами настолько, что освободиться от них мы, по-видимому, можем не иначе, как решившись хотя бы раз в жизни усомниться во всем том, по поводу чего обнаружим малейшие подозрения в недостоверности»

 

«Всякая субстанция имеет преимущественный атрибут: для души мысль, подобно тому как для тела – протяжение»

«… я мыслю, следовательно, я существую».

 

« … у нас лишь два вида мыслей, а именно восприятие разумом и действие воли»

 

«Воля обширнее разума - отсюда и проистекают наши заблуждения»

 

«Находя в себе идею Бога, или всесовершенного существа, мы вправе допытываться, по какой именно причине имеем ее. Но, внимательно рассмотрев, сколь безмерны представленные в ней совершенства, мы вынуждены признать, что она не могла быть вложена в нас иначе, чем всесовершенным существом, то есть никем иным, как Богом, подлинно сущим или существующим»

 

«Существование Бога доказуемо одним тем, что необходимость бытия, или существования, заключена в понятии, какое мы имеем о Нем»

Спиноза

«Под субстанцией я разумею то, что существует само по и представляется само чрез себя, т.е. то, представление чего не нуждается в представлении другой вещи, из которого оно должно было бы образоваться».

 

«Под причиною самого себя (саusa sui) я разумею то, сущность чего заключает в себе существование, иными словами, то, чья природа может быть представляема не иначе как существующей»

 

«Под Богом я разумею существо абсолютно бесконечное (ens absolute infinitum), т.е. субстанцию, состоящую из бесконечно многих атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность…».

 

«в природе Бога не имеют места ни ум, ни воля».

 

«Существование Бога и сущность одно и то же».

 

«Под атрибутом я разумею то, что ум представляет в субстанции как составляющее ее сущность».

 

«В природе вещей нет ничего случайного, но все определено к существованию и действию по известному образу из необходимости божественной природы».

 

«Природе разума свойственно рассматривать вещи не как случайные, но как необходимые»

 

«Воля не может быть названа причиной свободной, но только необходимой».

 

«Воля и разум одно и то же».

 

«Человеческая душа не может совершенно уничтожиться вместе с телом, но от нее остается нечто вечное».

 

 

Тема X

Философия Лейбница

Философия Канта: «Критика чистого разума»

Учение Лейбница о «монадах» (монадология). Понимание монады в качестве субстанции. Простые и сложные монады, их основное свойство и отношение к телу. Душа, перцепция и апперцепция. Свойства души в отношении к свертываемости и развертываемости монад. Учение Лейбница о «предустановленной гармонии» и проблема теодицеи.

Основной принцип философии Канта, или «коперникианский переворот» в философии. Учение Канта об опыте и априорных синтетических суждения. Трансцендентальная эстетика Канта как учение о чувственных формах познания. Учение об априорных формах чувственного созерцания. Концепция о пространстве и времени, ее принципиальное отличие от традиционного толкования. Основные свойства пространства и времени. Учение о «вещах в себе» (феноменах) и «вещах для нас» (ноуменах) и его значение для философии Канта. Трансцендентальная аналитика: учение о рассудке, основное отличие рассудка от разума, категории рассудка. Проблема синтеза чувственности и рассудка как основная проблема философии Канта. Трансцендентальное единство самосознания как необходимое условие познания мира и ориентации в мире.

Вопросы

1. Понимание монады в философии Лейбница: ее свойства и отношение к душе и телу.

2. Религиозно-нравственный смысл учения Лейбница о «предустановленной гармонии.

3. Смысл кантовского «коперникианского переворота» в философии в отношении к проблеме познания «вещей».

4. Трансцендентальная эстетика Канта. Учение о чувственных формах познания: что такое ощущения, априорные формы чувственного созерцания. Проблема познания пространства и времени.

5. Трансцендентальная аналитика: учение о рассудке, категориях рассудка, синтезе чувственности и рассудка.

6. Учение Канта о «вещах в себе» (феноменах) и «вещи для нас» (ноуменах) в их отношении к теоретическому познанию, к чувственности и рассудку.

 

Литература обязательная

Тексты: Антология мировой философии. М., 1970. Т.2. [Лейбниц] С.350-366, 385-398, 450-464; Антология мировой философии. М., 1971. Т.3. [Кант] С. 100-127; Или – Электронная библиотека по философии. Т.9. Антология мировой философии.

Учебная литература: Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., 1973 С.26-52; Соловьев В.С. Кант // Вл. Соловьев. Соч. В 2 т. М., 1988. Т.2. С. 441-479.

Дополнительная литература:

Для подготовки к семинарским занятиям могут быть использованы:

1) в качестве учебного пособия следующие книги: Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. В 2-х т. Т.2. От Канта к Ницше. М., 2000.

2) статьи из Энциклопедий и Словарей: Лейбниц // Философская Энциклопедия. В 5 Т. М., 1964. Т.3. С.161-165; Кант // Философская Энциклопедия. В 5 Т. М., 1962. Т.2. С.419-427.

3) дополнительные тексты: Лейбниц Г.В. Рассуждение о метафизике // он же. Собр. соч. В. 4 Т. М., 1982. Т.1. С.125-163; Кант И.

4) специальные исследования: Майоров Г.Г. Теоретическая философия Лейбница. М., 1973. Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. М., 1997.Кассирер Э. Жизнь и учение Канта; М., 1998. С.129-198.

 

Контрольные вопросы по Теме X. для самостоятельной проверки знаний.

Объясните следующие положения:

Лейбниц

Монадология

«1. Монада… есть не что иное, как простая субстанция, которая входит в состав сложных; проста - значит не имеющая частей».

 

2. «А где нет частей, там нет ни протяжения, ни фигуры и невозможна делимость. Эти-то монады и суть истинные атомы природы… элементы вещей».

 

6. «… начало или конец монады могут произойти лишь с одного раза, т.е. монады могут получить начало только путем творения и погибнуть только через уничтожение».

 

11. «… естественные изменения монад исходят из внутреннего начала, так как внешняя причина не может иметь влияния внутри монады».

 

14. «Преходящее состояние, которое обнимает и представляет собой множество в едином или в простой субстанции, есть не что иное, как то, что называется восприятием (перцепцией), которое нужно отличать от апперцепции или сознания …».

 

19. «… душами можно называть только такие монады, восприятия которых более отчетливы и сопровождаются памятью».

 

33. «Есть … два рода истин: истины разума и истины факта. Истины разума необхожимы и противовоположное им невозможно; истины факта - случайны, противоположное им возможно…»

 

42. «… творения имеют свои совершенства от воздействия Бога, но … несовершенства свои они имеют от своей собственной природы, которая не способна быть без границ. Ибо именно этим они отличаются от Бога».

 

43 «… разум Бога есть область вечных истин, или идей, от которых эти истины зависят».

 

47. «… один только Бог есть первичное единство или изначальная простая субстанция. Все монады сотворенные или производные составляют его создания и рождаются… из беспрерывных, от момента до момента, излучений Божества».

 

48. «В Боге заключается могущество, которое есть источник всего, потом знание, которое содержит в себе все разнообразие идей, и, наконец, воля…»

 

71. «… не бывает метемпсихозы или переселения души. Не бывает ни душ, совершенно отдаленных от тела, ни бестелесных гениев. Один только Бог всецело свободен от тела».

 

78. «Душа следует своим законам, тело – также своим; и они сообразуются в силу гармонии, предустановленнной между всеми субстанциями, так как они все суть выражения одной и той же Вселенной».

 

85. … совокупность всех духов должна составлять град Божий.

 

86. «Этот град Божий, эта поистине вселенская монархия есть мир нравственный в мире естественном…»

 

«… монада является постоянным живым зеркалом Вселенной».

 

«Каждая монада необходимо должна быть отлична от другой. Ибо никогда не бывает в природе двух существ, которые были бы совершенно одно как другое, и в которых нельзя было бы найти различия внутреннего, или же основанного на внутреннем определении»

 

«В природе вещей нет ничего случайного, но все определено к существованию и действию по известному образу из необходимости божественной природы».

 

«Если бы мы могли в достаточной мере понять порядок Вселенной, то мы нашли бы, что он превосходит все пожелания наимудрейших...».

Кант

Общие принципы философии

«До сих пор считали, что всякие наши знания должны сообразоваться с предметами. Следовало бы попытаться выяснить, не разрешим ли мы задачи метафизики более успешно, если будем исходить из предположения, что предметы должны сообразоваться с нашим познанием, а это лучше согласуется с требованием возможности априорного знания о них, которое должно установить нечто о предметах раньше, чем они даны».

 

«Я не могу, следовательно, даже допустить существование Бога, свободы, и бессмертия для целей необходимого практического применения разума, если не отниму у спекулятивного разума также его притязаний на трансцендентные притязания. Поэтому мне пришлось ограничить знание, чтобы освободить место вере».

«Истинная же задача чистого разума заключается в следующем вопросе: как возможны априорные синтетические суждения? »


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.038 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь