Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Перед нами стоит задача управления проектированием.



Средства такой организации проектирования могут быть только теоретическими. Решение проблем в области массового строительства невозможно методом «проб» и «ошибок», ибо слишком дороги становятся «пробы», слишком чреваты опасностями «ошибки». Теория сегодня должна заменить собой и дорогостоящий, а порой практически неосуществимый эксперимент.

Принцип разделения творческого труда вероятно и впредь будет основой прогресса проектирования. Задача организации в таком случае заключается в кооперации деятельностей различных профессий, кооперации сфер производства и проектирования, связи разных сфер проектной деятельности: дизайнерской, архитектурной и др. Проектирование должно быть организовано так, чтобы им можно было управлять, то есть обеспечивать на каждой ступени его развития максимум возможностей для движения в выбранном направлении. Средством достижения этих целей и должна, на наш взгляд, быть специальная теория проектирования.

Важнейшим свойством теории проектирования является ее ориентация на деятельность.

Если ранее теория архитектуры организовывала проектный процесс прежде всего через нормирование и анализ объекта архитектурного проектирования, то для теории проектирования сама творческая проектная деятельность является объектом исследования и организации. Правильно организованная деятельность обеспечит получение лучшего из возможных результатов проектирования.

Наконец, только анализ деятельности может продвинуть нас в решении задач автоматизации проектных процессов, разделения труда проектировщика между человеком и машиной.

37. Проблема моделирования в архитектурной деятельности.

Моделирование в искусстве функционирует прежде всего как созидательный процесс, в отличие от моделирования в науке, выступающего прежде всего как процесс познавательный. Но и в рамках искусства моделирование как созидательная, творческая деятельность не обладает всей полнотой реализации своих потенций. Поэтому особый психологический интерес представляет как раз такие формы созидательного моделирования, в которых с самого начала закладываются реальные преобразования существующей действительности, но при этом не утрачивается, а сохраняется целостный характер художественной деятельности. Одной из таких специфических форм моделирования является проектное моделирование, составляющее основное содержание профессиональной творческой деятельности архитектора

В отличие от моделирования, используемого в научной деятельности для познания сущности изучаемой реальности, проектное моделирование своей основной целью имеет непосредственное создание такой реальности. Если деятельность носит в основном познавательный, исследовательский характер, то психологически ведущим моментом и закономерным результатом этой деятельности являются понятия. Представления здесь играют, хотя и немаловажную, но безусловно подчиненную роль, обслуживая " понятийное" мышление. А в деятельности проектной и, шире, практической, созидательной, представления и понятия как бы меняются своими функциями. Здесь, наоборот, ведущим моментом закономерно становится представление, образ создаваемой реальности, определяя, как цель, способ и характер этой деятельности, а понятие выступает в своей подчиненной роли, обслуживая процесс представления будущего. Учитывая, что практическая, созидательная деятельность в принципе является фундаментом и главной, основной " формой" человеческой жизни, а познавательная деятельность составляет лишь ее относительно самостоятельный момент, можно утверждать, что представление как " единица" психической деятельности является основной " клеточкой" творческого, " опережающего", проектного моделирования действительности.

Поскольку в архитектуре основным содержанием является пространственные свойства и отношения, а архитектурное проектирование определяется нами как пространственное моделирование, то те средства, с помощью которых архитектор создает необходимые свойства и отношения проектируемых им объектов, можно в целом определить как пространственные модели.

Как составляющая деятельности архитектора рассматривается проектирование в качестве деятельности, направленной на формирование архитектурного пространства, т.е. моделирование будущего объекта — феномен, в результате которого из небытия возникает первоначальный образ, превращающийся в результате работы архитектора в огромный объем информации, предопределяющий целое и части будущей конструкции. Данная деятельность также является процессом сопоставления вариантов с неким эталоном — реальным объектом или мысленным образом (сопоставления могут быть как количественными, так и качественными): с одной стороны, они связаны с факторами объективными — свойствами и параметрами объекта, а, с другой, — с субъективными личностными мотивами архитектора. Проектирование направлено на анализ и моделирование различных аспектов объекта — градообразующие факторы, ландшафт, динамика населения, коммуникации, капиталовложения и т.д., а сведение этих моделей в общую — собирательную и есть процесс архитектурного проектирования; объект проектирования (здание, город и т.п.) — сложная система, включающая в себя многоуровневое множество подсистем более низких порядков, каждая из которых является объектом соответствующих проектных проработок.

38. Проблема понимания произведения архитектуры.

1. С точки зрения семиотики (Умберто Эко, «Отсутствующая структура»): Архитектурные сооружения воспринимаются двойственно – как функциональные элементы и как знаки. Здание означает определенную форму проживания, отсылает к определенной идее (соозначая некую общую идеологию), и при этом может обладать символическим смыслом или приобрести его со временем. Может выполнять функцию не только эстетического сообщения, но и эмотивного (беспокойство Барокко), фатического (связь объектов в среде) и металингвистического (площадь как способ экспонировать окружающие ее здания). Восприятие первичной (денотируемой) функции зависит от уровня осведомленности об архитектурном произведении и культуре, его породившей. Восприятие вторичного (коннотируемого) смысла зависит от эпохи и индивидуальных особенностей зрителя (готика ассоциировалась со сводами лесов Друидов в эпоху романтизма).

Первичная и вторичная функции могут утрачиваться, заменяясь и дополняясь другими смыслами. (Пирамиды).

Для У.Эко архитектура в целом – вид массовой коммуникации, так как она подчиняется требованиям общества. Но настоящие произведения архитектуры выделяются из этого ряда. Архитектура утверждает что-то новое постольку, поскольку убеждает жить по-новому.

2.Рассматривая то или иное архитектурное произведение, мы должны знать причины и цели, вызвавшие его постройку, иными словами, хорошо представлять себе историческую обстановку, время его создания. Знакомство с планом здания поможет нам многое понять и оценить сооружение по достоинству.

Под прочностью архитектуры мы понимаем прочность тех материалов и выполненных из них конструкций, которые образуют, если так можно сказать, как оболочку и костяк сооружения, так и отдельные его части — стены, перекрытия, внешние и внутренние опоры.

Естественно, что внешний вид всех этих элементов зависит от свойств и характера материалов — дерева, камня, железа, железобетона. В течение многих тысяч лет зодчие трудились над тем, чтобы найти художественные формы для конструктивных элементов зданий, выполненных в различных материалах. Так, столб, выложенный из крупных блоков камня, имеет свою художественную логику, свой характер, свое выражение, в то время как металлическая ажурная опора наделена иными свойствами и, следователь но, получает иное, чем в камне, выражение. Однако как бы ни были интересны те или иные конструкции, нам всегда следует помнить, что они находятся в зависимости от стоявшей перед архитектором общей цели, которой он руководствовался в сооружении того или иного здания. Следует также помнить, что весьма часто техническая, конструктивная сторона архитектуры остается пне поля зрения не специалиста. Но как бы ни были скрыты эти технико-конструктивные элементы здания, ими следует всегда интересоваться, поскольку они отражают и прогресс инженерно-конструкторской мысли, и понимание свойств материала, и наиболее рациональное решение практических задач строительства, и ряд специальных знаний.

 

39. Образность архитектуры.

По Ф.Т. Мартынову, «Философия, эстетика, архитектура». Архитектурная реальность имеет два слоя – конструктивно-упорядочивающий и образный, изобразительно-выразительный.

Легенду о Вавилонской башне и аналогичные предания у других народов можно рассматривать как предания об архитектуре, то есть о возвышенной деятельности, цель которой – достичь идеала (Неба), и в то же время прославиться, поразить воображение людей, создать впечатляющий образ прорыва из земного мира в небесный.

Образный, эмоционально-идейный строй архитектуры, ее язык, коммуникативные, информационные свойства, ее выразительная речь издревле рассматривались как ее неотъемлемое и важнейшее качество (некий универсальный язык).

Спектр образов – от замыкания в рамки «Мой дом – моя крепость» до Небесного Иерусалима – нового идеального мира. Между этими полюсами расположены образы, выражающие многообразные проявления материального и духовного бытия. Так, город в целом в своей планировке, объемно-пространственных структурных образованиях выражает определенный социокультурный мотив, духовную атмосферу, выраженную в системе архитектурных значений и символов. Это контекст, «дух» города (сравнение на примере С.Петербурга и Москвы).

Однако образ города создается не только общей структурой, но и микроструктурами (например, усадьбы в старых русских городах), а также обликом отдельных зданий и сооружений, когда они приобретают значение архитектурного символа. Значит, образ архитектуры включал в себя момент контекста среды и национальную представительность.

С началом индустриализации и урбанизации, с ростом однообразия и обезличенности архитектуры городов, резко обострилась проблема образности. Возникло две доктрины – последователи одной – Ф. Райт и В. Гропиус – считали необходимым символизировать лишь процессы и изменения в области технологии и строительных материалов. Р. Вентури, напротив, выступал за «декорирование сараев».

Образы в искусстве и архитектуре возникают благодаря различным сопоставлениям и противопоставлениям. Сопоставимые предметы или явления выступают в архитектуре в качестве знаков, а результат со / противопоставления – в качестве значений. Семиотический подход внес некоторую упорядоченность в изучение языка искусства и архитектуры, но он недостаточен для изучения смыслообразования в этих сферах. На это обращал внимание Бахтин, разделявший язык и речевое высказывание, не сводимое просто к тексту.

Символический смысл здание обретает, взаимодействуя в процессе бытийно – осмысляющего познания со всем миром и личностным откликом человека. В символе личная, уникальная позиция разрастается до космически универсальной. причем это может быть изначально утилитарная вещь.

Эстетически – интеллектуальная и эстетически-образная реконструкция мифопоэтического и религиозного истолкования пути может стать одним из способов бытийно-осмысляющего познания и формообразования в архитектуре.

Мифологические и религиозные представления воплощались в архитектуре (Круг – символ вечного пути; все дороги ведут к храму – колоннада собора Св. Петра в Риме).

В новое время переход к пониманию развития как прогресса привел к стремлению внести упорядоченность в хаотичную старую застройку в городах.

Внимание архитекторов к вокзалам, аэровокзалам позволяет эстетически выразить идею Пути. Но слишком прямые аналогии для художественного выражения не должны использоваться, они убивают воображение. (Мартынов хвалит креативность остановок транспорта в Екатеринбурге)

По мнению Мартынова, современный путь – в сторону коэволюции (сложной уравновешенной взаимосвязи с природой), а также – путь в космос. Они могут быть выражены образами архитектуры. Архетип обратного пути может быть выражен восстановлением памятников арх-ры, использованием мотивов арх-ры прошлого, образной трансформацией символов. Любое поселение должно иметь смысловой центр, при приближении к которому должны нарастать эмоциональные и смысловые впечатления (арки, стелы и др.).

Дальше рассматриваются архетипы моста, перекрестка, мирового древа (как смыслового центра) и возможности применения их образов в архитектуре.

 

40. Проблема архитектурной формы.

Изменчивость архитектурной формы.

Общие свойства арх. формы:

- искусственность

- творческость

- моделирующий характер форсы

- ассоциативность

- аналитичность

- антропологичность - антропометричность

- мерность

- протяженность

- упорядоченность

- утилитарно - надутилитарный характер

Частные свойства арх. формы:

- фронтальность

- глубинность

- прямо- и криволинейность

- мера пропорциональности

- мера масштабности

АФ –> ТО –> ИА

Понятие «форма» стало осуществляться с частями здания –> рассматриваются свойства форм.

Кринский, Ламцов, Туркус: 7 групп свойств арх. формы

1. геометрический вид

2. величина

3. положение в пространстве

4. масса

5. фактура

6. цвет

7. светотень

Виды арх. форм

1. объемная

2. плоскостная

3. линейная

4. пространственная (+ Соколов)

Новое определение формы – структура содержания.

Иконников: «Форма неотделима от материальной основы произведения зодчества, его объективных свойств и обращена к человеку».

Технический скелет + строительные материалы = АРХ. ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Основание арх. формы = ПЛАН

Арх. форма небезразлична к окружающей среде; имеет двойственную природу: физическую и сущностную.

Сущность арх. формы = СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ

Сооружение становится архитектурой, если возбуждает у зрителя эстетические эмоции.

Распад ордерных форм –> большое число характеристик и описаний арх. формы.

Форма описывается как знак; три основных контекста:

1) исторический / этнографический

2) критический

3) теоретический

При смене арх. стилей –> тезисы о несоответствии формы содержанию.

Арнхейм: «Организация мысли = форма».

Форма как мыслительное образование принадлежит знанию, выражается в интерпретациях, истолкованиях, предписаниях, которые фиксируются в текстах, некогда в устных, а сейчас – в письменных (в основном).

Арх. форма = ЗНАНИЕ

Описание арх. форм –> 3 класса:

1. морфологические

- фиксируются пространственные параметры формы:

размеры

их соотношения

пропорции

цвет

фактура

и прочие характеристики, которые могут быть получены на основании процедур объективного «измерения» формы

+ семиотика

2. символические

- фиксируются исторические, научные, технические знания

- знания подразумевают функцию и ее связи с арх. формой

3.феноменологические

оперируют только одним описанием

некое содержание, присущее самому предмету

не может произвольно меняться (стена = препятствие, и не более того)

присуще всем людям по своей природе

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.046 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь