Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философская методология. Диалектика и методология



Метафизика –появилась в 1в.н.э. применил впервые это слово Родонский.

С 1 века по 16 в –означало учение о невидимых началах мира.

В 17 в метафизика –это учение о природе

В 18 в –это учение о морали

В 19 в ( метафизика –это способ мышления имеющий 3 признака)Гегель.

1)изучение объекта вне развития

2) изучение объекта вне системы

3)однопричинное объяснение объекта

В 20 в Гегель умер и его учение появилось в двух школах ( материалисты и идеалисты )

Метафизика –это учение о развитии, противоположное диалектике

1)объект изучается или количественно или качественно

2)источник развития за пределами объекта

3)цикличное развитие объекта

Виды метафизики:

Эволюцианизм – признает только количественные изменения

Эмерджентизм- признает внезапное появление нового без подготовительных этапов.

Представители метафизики: все материалисты до конца 19 в и все дуалисты

Диалектика.

Диалектика как метод мышления появилась в сер 5 века в школе Сократа.

Диалектика –это искусство спора.

В 19 в Д-это способ мышления имеющий 3 признака.

1)изучение объекта в развитии.

2)системное изучение объекта

3)многопрчинное объяснение объекта.

В 20 веке учение Гегеля говорит, что-

Диалектика –учение противоположное метафизике.

1)и качественное и количественное изучение объекта

2)диалектика признает источник развития внутри объекта

3)развитие идет от низшего к вышнему

Представители диалектики: все субъективны и объективные идеалисты и материалисты с конца 19 в

 

Особенности древнегреческой философии

Древнегреческая (античная) философия охватывает период с конца 7 в до н.э. до 6 в до н.э. и содержит теории, созданные в Греции и Риме мыслителями прошлого. Отличительные особенности античной философии:

1. античное философское мировоззрение носит космологическо-онтологический характер (в центре космос - всемирный закон, разумный порядок),
2. отсутствует представление о личности как духовной индивидуальности (человек в античной философии понимается как вещь, тело - " сома" ),
3. присущ пантеизм (отождествление Бога и природы),
4. вся действительность и ее элементы одновременно мыслились и как реальные и как идеальные.

В античной философии выделяют следующие периоды:

1. натуралистический - философами рассматривались проблемы физиса (природа, первооснова) и космоса (строй, порядок, украшение Вселенной). К этому периоду относится Милетская школа (Гераклит), Элейская школа (Эмпедокл и Анаксагор), древнегреческие атомисты (Левкипп и Демокрит), 2. гуманистический - деятельность софистов и Сократа - переориентация проблем философии с космоса на человека,
3. классический - связан с деятельностью Платона и Аристотеля,
4. эллинистический - появление ряда философских школ (кинизм - основатель Диоген, эпикуреизм - Эпикур, стоицизм - Сенека),
5. религиозный период античной языческой мысли - развитие неоплатонизма и его модификация,
6. зарождение христианской мысли

 

Милетская школа

Милетская школа - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен
Первая философская школа возникла в г. Милете - прибрежный город Греции, один из центров торговли (7-6 в до н.э.). Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Основная идея милетской школы - единство всего бытия. Эта идея выступала в форме тождественной всем вещам единой материальной основы - первопричины " архе".
Фалес считал первоосновой воду - " все происходит из воды и все в нее возвращается". Вода в понимании Фалеса - это " физис" (жидкое состояние вещества). Фалес известен не только как философ, но и как ученый - объяснил причину солнечного затмения, разделил год ни 365 дней, измерил высоту пирамид Хеопса. Самый известный тезис Фалеса - " познай самого себя".
Анаксимандр - ученик Фалеса. Написал трактат " О природе". В качестве " архе" Анаксимандр считал " оперон" - " то, что помимо элементов", абстрактное, нечто среднее, промежуточное, беспредельное. Оперон содержит в себе противоположности - горячее и холодное, сухое и влажное и т.д. Наличие в нем противоположностей позволяет ему порождать различные вещи. Оперон нельзя увидеть. Оперон является вечным (не имеет ни начала ни конца во времени).
Анаксимандр первым предложил немифологическую теорию о возникновении Вселенной и примитивную эволюционную теорию происхождения жизни из воды. В начале всего было Бесконечное начало, которое включало в себя все элементы в смешанном виде. Затем из Бесконечного начала образовались первоэлементы - огонь, вода, земля, воздух.
Анаксимен - ученик Анаксимандра. Считал, что все вещи возникли из воздуха и представляют его модификации благодаря сгущению и разрежению. Воздух - это вещество с противоположными качествами. Он родственен душе человека. " Душа приводит в движение тело человека, а воздух - Вселенную".
Мыслители милетской школы рассматривали в качестве первоначала природу и были монистами (считали что все возникло из одного начала).

Школа Элеатов

Для Элейской школы был характерен строгий монизм в учении о бытии и рационализм в учении о познании. В центре учения всех трёх элейских философов находилось учение о бытии: Парменид впервые сделал понятие «бытия» предметом анализа в своей философской поэме «О природе». Зенон с помощью логических апорий показал абсурдность учений, исходящих из иных

предпосылок, кроме как использованных Парменидом (т.е. из допущения движения и множества).

Мелисс суммировал школьную догматику в трактате «О природе», или «О бытии». Согласно Пармениду, «то что есть» (бытие) — есть, и это следует из самого понятия «быть», а «того, чего нет» (небытия) — нет, что также следует из содержания самогопонятия. Отсюда выводится единство и неподвижность бытия, которому невозможно делиться на части и некуда двигаться, а из этого выводится описание мыслимого бытия как нерасчлененного на части и не стареющего во времени континуума, данного лишь мысли, но не чувствам. Пустота отождествляется с небытием, – так что пустоты нет. Предметом мышления может быть только нечто (бытие), небытие не мыслимо (тезис «мыслить и быть одно и то же»). Истина о бытии познается разумом, чувства формируют лишь мнение, неадекватно отражающее истину. Мнение, «докса», фиксируется в языке и представляет мирпротиворечивым, существующим в борьбе физических противоположностей, а на самом деле ни множества, ни противоположностей нет. За условными именами стоит безусловное единство («глыба») бытия.

 

Объективная диалектика Гераклита

Гераклит- родоначальник объективной диалектики- учение о развитие природы и общества, через противоположности.

1)абсолютное различие противоположностей

2)единство противоположностей

3)переход противоположностей друг друга. Согласно Гераклиту основа мира- логас- предельная граница значения вещей.

Основа мира- огонь- энергетическое состояние космоса.

Школа атомизма: Демократ

Демокрит был первым мыслителем-материалистом, разделившим бытие и небытие, пустоту. До него такого разделения не было. Бытие разбито пустотой на частицы. Они сплошные (бытие без небытия), т. е. атомы (неделимые). Отличаются же они между собой формой, движением, величиной (и весом). Чувственно воспринимаемые качества (цвета, запахи и т. д.) субъективны. (Очевидно здесь влияние на Демокрита со стороны Протагора). Все в мире состоит из атомов и их движения. Движение есть природа атомов, характер движения меняется благодаря толчку, т. е. все подчинено роковой необходимости.
Душа, по Демокриту, тоже состоит из атомов — круглых, гладких, мельчайших и подвижных Душа состоит из атомов огня. Атомы расположены в теле. Демокрит был первым, кто толковал душу материалистически. Ощущения возникают, согласно Демокриту, от движения атомов. Восприятие вещей происходит от истечения, эманации свойств предметов. Зрение — из истечения телесных образов. Мышление — результат самых тонких истечений, поскольку оно тоньше, чем чувства.
Демокриту принадлежат две версии о мире. Первая — атомы хаотично движутся во всевозможных направлениях, сталкиваются, образуются вихри, из них — земля и светила, луна втянута в вихрь земли. Вторая — атомы вначале падали сверху вниз, тяжелые падали быстрее и нагоняли более легкие; от ударов образовывались вихри и далее по первой версии. И в первой, и во второй версии в качестве источника движения действовала роковая необходимость.

Школа атомизма: Анаксагор

Анаксагор был первым известным афинским философом и учителем (как считают) правителя и крупного политика афинской демократии Перикла. Анаксагор неоднократно подвергался преследованию за " непочтение к богам", и его ожидали бы тяжкие испытания, если бы не заступничество Перикла. Однако он вынужден был бежать из Афин. В в Лампсаке (Малая Азия) он создал философскую школу.
Анаксагор воспринял и развил идеи элейской школы. По Анаксагору, природа — это бесконечное множество вечных, мельчайших, недоступных чувствам разнокачественных частиц, которые он называл " семенами вещей". Позже эти частицы вещей были названы им " гомеомериями", или " подобночастными".
Гомеомерии, как считал Анаксагор, движутся и упорядочиваются неким космическим умом. При этом космический ум – нус - существуюет независимо от материальных частиц (семян). Его сочинение " О природе" давало естественнонаучное объяснение небесных явлений (лунных затмений), что и послужило поводом для обвинений в богохульстве.
Анаксагор так толковал происхождение мира. Все вещества были вместе — однородная масса. Гомеомерия — материя, на которую воздействует ум, он и привел все в порядок. Начало Вселенной — это ум и материя. Во всем есть часть всего. Луна обитаема. Воздух содержит в себе семена всего. Семена вещей уносятся вниз дождем и порождают растения. Ум есть душа. Ум имеется у всех животных. Во всех вещах (даже растениях) один и тот же ум (их душа), но в разных степенях. Все познается противоположным (" холодное познается теплым, пресное — соленым, сладкое — горьким сообразно тому, чего в другом недостает" ), а не подобным. Мир никогда не разрушится.

Софистические школы

Софисты — это целая философская школа, которая впервые в истории философии поставила гносеологическую проблему. Понятно, почему именно софисты ее поставили. Они начали заниматься социально-политическими проблемами с определенной целью научить человека при помощи доказательств и рассуждений опровергнуть своего политического противника. Совершенно очевидно, что в связи с этим они должны были заняться общими вопросами о том, что такое истинное и ложное, откуда получает человек свои знания и т. п.

Софисты в истории философии обычно делятся на старших и младших. Старшие софисты действовали во второй половине V в. Деятельность младших софистов падает на конец V и начало IV в. Но эта грань довольно условна.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь