Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 2. Текст СМИ в ракурсе психологии



2.1. Процесс восприятия, хранения и воспроизведения информации

2.2. Психологические направления создания медиатекста

2.3. Закономерности и сложности восприятия медиасообщения

Тема 3. Психология журналистского текста в аспекте прагматики

3.1. Особенности и закономерности воздействия массово-информационных текстов

3.2. Аудиторный фактор воздействия сообщений

3.3. Позитивные и негативные психологические и социально-психологические эффекты массовой информации

Тема 4. Психология личности журналиста

4.1. Личность журналиста: особенности и типологии

4.2. Долженствовательная сфера личности журналиста

4.3. Создание профессионального образа журналиста

Тема 5. Психология журналистского творчества

5.1. Элементы творческого мышления

5.2. Этапы журналистского творчества

5.3. Роль воображения в журналистском творчестве

5.4. «АГА-переживание» как универсальный механизм творческого мышления

Тема 6. Психология общения

6.1. Психологические основы журналистского общения

6.2. «Треугольники» общения

6.3. Журналист-источник информации

6.4. Психологические сложности работы журналиста в редакционном коллективе

Заключение

Тесты

Список литературы

 

 


От автора

Колеса стерты, спицы гнут круги.

Уставших нет, есть тысячи ходивших.

Молитвы выучены и стихи

Написаны. Прочитаны, но тише

Чем наставленья.

Мосты обрушены и сказки мудреца

Все учтены, как Бога отголоски.

Поскольку у Движенья нет конца,

А у надежды нет кольца,

Я выстроила дом на перекрестке.

Ради прощенья.

П.А. Гагарина

 

Психология – один из тех изобретенных человечеством ключей, без которых невозможно открыть тайники нашего поведения, расшифровать коды сигналов, которые мы посылаем друг другу, миру и самим себе. Журналистика использует многие из этих кодов, и в этом сложность ее понимания. Здесь требуется не один ключ, а много ключей, не один подход, а много различных аспектов исследования. Видимо потому на протяжении долгого времени самостоятельная дисциплина «Психология журналистики» была для многих желанной, но недостижимой целью. Мы и сейчас еще далеки от того, чтобы сказать: «На нашем брелоке все, что нужно для понимания механизмов массовой коммуникации». Однако мы уже, несомненно, подошли к полному пониманию того, что без настойчивого стремления разработать особое научное и прикладное направление – «Психологию журналистики», - дальнейшее эффективное изучение масскоммуникационных процессов невозможно. Учитывая степень вторжения СМИ в нашу жизнь в течение последних трех столетий и ссылаясь на переход многих стран к Информационному обществу, расширим утверждение: без «Психологии журналистики» невозможно и понимание основ развития современного общества.

Первые попытки формирования дисциплины и основные заслуги в этом направлении принадлежат факультету журналистики МГУ, преподавателями которого был заложен фундамент современных исследований в области медиапсихологии. Безусловно, на пути разработки «Психологии журналистики» предстоит сделать еще очень много, и это учебное пособие отнюдь не претендует на окончательность и универсальность. Думается, в сфере постижения человеческого духа такой книги существовать не может. Такая книга пишется человечеством беспрестанно и постоянно обновляется. Но хочется надеяться, что положения учебного пособия будут небесполезны работникам медийной сферы и станут подспорьем в понимании их собственной деятельности и реакции на нее окружающих.

Пользуясь случаем, я выражаю глубокую признательность всем, поддержавшим мой скромный труд в области изучения глубинных механизмов развития массовой коммуникации, с почтением вспоминаю своих учителей – доктора филологических наук профессора Л.В.Полякову, доктора филологических наук профессора Н.Л.Потанину, кандидата геологических наук профессора А.В.Еремина. Особая благодарность – талантливым и думающим студентам, в работе с которыми корректировались многие положения пособия.

 


Введение

В любом случае, конечной целью всякой школы журналистики должно стать возвращение к обучению основным профессиональным навыкам и восстановление журналистики в ее изначальной функции общественного служения

Г.Г. Маркес

Массовая информация, какой бы массовой она ни была, – результат взаимодействия конкретных людей, а потому в ее понимании не обойтись без психологических знаний о личности, без восприятия или воздействия. Одновременно она – результат взаимодействия многочисленных групп, и здесь требуются знания социальной психологии. На стыке этих направлений, с привлечением знаний других отраслей науки рождается психология журналистики.

Е.И. Пронин в статье «Психологические проблемы современной журналистики» справедливо отмечает: «В современной массовой коммуникации все большее значение приобретают феномены и артефакты, главным фактором которых становится их психологическая компонента»[1]. В этой же статье исследователь конкретизирует свое утверждение:

«1. Современный журналистский текст опирается не на идеологию, а на ментальные структуры, базовые ценности и страхи массовидного человека…

2. Новая медиареальность определеннее всего выразилась в изменении коммуникативного поведения аудитории. Психологическая компонента интерактивных форм журналистики приобрела типообразующее значение. Традиционный для массовой коммуникации «эффект присутствия» достигает предельных значений и перерастает в «эффект участия». Это уже другое психическое состояние. Человек не поглощает сведения, а оперирует информацией. И что принципиально важно, это – индивидуальная активность. Человек сам находит информацию для сравнения в других источниках… Он высоко ставит свои суждения и настаивает на том, чтобы их принимали в расчет. Это в полном смысле массовое поветрие…

3. Сами журналисты относятся к психологической компоненте mass-media исключительно в инструментальном плане, как к источнику дополнительных возможностей манипуляции… В ходе методического зомбирования аудитории у самих ведущих публицистов появляются признаки необратимой зомбированности…

4. Редакторы, продюсеры, учредители изданий сейчас нередко заказывают специалистам психологам конкретные исследования аудитории, текстов, рекламы и т.д. Но зачастую ожидают не проработки программ и моделей, а подтверждения своим мнениям и предпочтениям…

5. Для профессиональной среды, включая тех, кто «заказывает музыку» пропаганды, важна своего рода критическая масса психологической компетентности. Без этого невозможно строить работу в пределах разумного и этичного»[2].

Автор приходит к выводу о том, что новая медиареальность формирует объективную потребность в новой ветви психологии – психологии журналистики. Эта работа пока еще только начинается, и курс «Психология журналистики» - одна из возможных стартовых точек нелегкого и долгого дела.

Цель курса – проследить, где и как в средствах массовой информации проявляется психологическая составляющая нашего поведения. Кроме того, целью курса является знакомство с основными социально-психологическими проблемами, связанными со всеми структурными компонентами массовых коммуникаций (коммуникатор - каналы и средства массовой информации - содержание - аудитория и реципиенты), а также овладение знаниями и методами психологии межличностного общения и массового взаимодействия. В общих чертах цель представляется двуединым стремлением как можно более точно и объемно воспроизвести накопленный опыт в двух сферах – в сфере медиапроизводства и в сфере медиавосприятия.

Задачи психологии журналистики видятся нам такими:

1. Определить психологические функции СМИ и их эффекты;

2. Конкретизировать психологические особенности участника массовой коммуникации;

3. Выявить особенности восприятия сообщений СМИ;

4. Уточнить эти особенности для разных групп аудитории;

5. Систематизировать общие психологические принципы эффективной коммуникации в работе журналиста.

Решение этих задач, стремление к повышению эффективности работы журналиста сопряжены с потребностью обращения к разного рода научным направлениям. Как справедливо отмечает Е.И. Пронин, «решение задачи в целом требует целого ряда исследований, использующих аппарат многих наук: философии, социологии, социальной психологии, филологии»[3]. И все же в первую очередь следует обратиться к достижениям в области психологических знаний, фундамент которых сформировался в общих чертах еще на рубеже XIX – XX веков и очертил достаточно четкие контуры таких фундаментальных направлений как общая психология, социальная психология, психология личности.

Среди направлений зарубежных психологических исследований в конце XIX - первой половине ХХ в. для журналиста могут оказаться особенно полезными психоаналитическое (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм, К.Г. Юнг), социотропное (У. Мак-Дугалл, С. Сигеле и др.), этологическое (К. Лоренц, Н. Тинберген), фрустрационно-агрессивное (Л. Берковитц, Д. Доллард, Н. Миллер), поведенческое (А. Басс, А. Бандура, Р. Сирс), социометрическое (Д. Морено, Г. Гурвич, Э. Дженигс, С. Додд), интеракционистское (Д. Мид, Т. Шибутани, Д. Шпигель), когнитивное (У. Найссер, Дж. Келли, Ч. Оскуд, П. Таниенбаум, Ф. Хайдер, Л. Фестингер и др.), бихевиоризм (Э. Торндайк, Дж. Уотсон, Г. Лассуэлл и др.). Бесспорно, эти направления лишь в относительной своей части касались изучения массмедийных процессов, однако внимание их к медиасектору оставалось неизменным на протяжении всего периода развития. Мы можем смело утверждать: с самых первых лет активного развития масс медиа последние привлекают внимание психологов. Так, еще в 1910 году К. Марбе описал эксперименты по психологии киновосприятия, а в 1916 году В.Х. Мюнстерберг изучил влияние на аудиторию немого кино и заявил о серьезном социально-психологическом эффекте, им порождаемом. В 1929 году вышла в свет книга Х. Загса «О психологии кинофильма», которую до сих пор считают шедевром психоаналитической интерпретации фильма. Немало рациональных положений содержат теория групповой динамики (К. Левин, Д. Креч, Л. Линдслей) и гештальтпсихология (М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келлер). Последняя позволила установить многие важные законы формирования звуковых и визуальных восприятий (фигура и фон), а также конкретизировала явление инсайта, нередко сопровождающее работу журналиста. В изучении вопросов о медиавоздействии нельзя сбрасывать со счетов и теорию оперантного научения, оформившуюся в рамках необихевиоризма к середине ХХ века. В методологическом аспекте особый интерес представляет основанный немецким психологом В. Вундом структурализм, опиравшийся во многих исследованиях на метод интроспекции – непосредственного наблюдения и описания человеком своих ощущений и своего восприятия. Уже на этапе формирования метода он позволил зафиксировать и осмыслить многие зрительные феномены (оптические иллюзии, визуальные контрасты), изучение которых до сих пор актуально в формировании представлений о дизайне, о восприятии экранной картинки.

Если говорить о современных исследованиях массово-коммуникационных процессов, в зарубежной психологии необходимо отметить теоретико-игровое направление (М. Дойч), теорию организационных систем (Р. Блейк, Дж. Мутон), теорию и практику переговорного процесса (Р. Фишер, Д. Рубин, У. Юри).

В аспекте воздействия СМИ серьезный практический и теоретический интерес представляет совокупность направлений исследования, в целом подразделяемых на четыре основных подхода: модель ограниченного воздействия (нашла отражение в работах Дж. Клаппера, К. Ховленда, Э. Купера, М. Ягоды, П. Лазарсфельда, Б. Берельсона, Х. Годэ, У. Мак-Фи); модель «пули» (была принята за основу исследований У. Липпманна, Г. Лассуэлла, Г. Бранца, фонда Пейна); наиболее продуктивная, на наш взгляд, модель умеренного воздействия (М. Мак-Люэн, П. Тиченор, Г. Донахью, К. Олиен, М. Мак-Комбс, Д. Шоу, Э. Ноэлл-Нойманн, М. де Флер); теория сильного воздействия (фундаментальное исследование С. Болл-Рокеш, М. Рокеш и Дж. Грубе).

Отечественная психология также сделала немало в понимании основных психологических принципов функционирования журналистики. Такие имена, как В.М. Бехтерев, И.И. Павлов, И.М. Сеченов (психология личности и общения), Л.С. Выготский (культурно-историческая концепция), Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Л.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов (психологическая теория деятельности), И.И. Мечников, Н.К. Михайловский, Д.Н. Узнадзе (теория установки) известны во всем мире.

К изучению собственно журналистской профессии в аспекте психологии российские ученые стали активно обращаться во второй половине ХХ века. Но и до того был накоплен обширный эмпирический материал, который стал базой для выводов и обобщений, а также для формирования гипотез.

Серьезное исследование было проведено В.И. Кузиным, который в 1966-1967, 1970-1971 гг. опросил журналистов по широкому кругу вопросов - от социально-демографических характеристик до личностных качеств, структуры свободного времени и др. С этого момента вопросы, проясняющие психологическую составляющую работы журналиста, стали практически обязательными в анкетах, направленных на всесторонний анализ личности творческого работника.

Проблемой медиавоздействия в России продуктивно занимались: Г.М. Андреева, Э.Г. Багиров, Л.А. Войтасик, А.А. Леонтьев, Л.В. Матвеева, Е.П. Пронин, Е.Е. Пронина, Л.Г. Свитич, М. Фирсов и др. Так, в работах Г.М. Андреевой изучены основные способы коммуникативного воздействия на сознание человека. Э.Г. Багиров предлагает теоретическое осмысление значимости телевидения в жизни общества. Исследования А.А. Леонтьева и Л.В. Матвеевой построены на выявлении моделей построения коммуникативного акта в условиях телевизионного общения.

Сегодня можно говорить о том, что серьезные школы исследования психологии журналистики сформировались в Московском, Санкт-Петербургском, Уральском университетах.

С участием представителей этих школ оформилось четкое представление об объекте психологии журналистики, которым становится объективно существующая журналистская практика во всем разнообразии ее форм и взаимосвязей. В реализации этой практики имеют место разнообразные коммуникативные и интерактивные связи, различные техники и технологии, нацеленные на взаимодействие с другими сферами человеческой жизнедеятельности (экономика, политика, право, мораль, наука, искусство, религия).

Представление о предмете психологии журналистики связано с выделением основных блоков проблем, которые входят в ее содержательную область и сегодня воспринимаются как совокупность следующих параметров:

1. Законы состояния и развития внутреннего мира журналиста, формирование «картины мира» и личности журналиста;

2. Закономерности психологических процессов в массовый коммуникациях и журналистике;

3. Психологические функции СМИ в обществе и психологические процессы в массовой аудитории;

4. Изменения сознания и деятельности индивидов, психологического состояния в больших и малых группах и общества в целом под воздействием СМИ;

5. Психология общественного сознания, психология эмоций, настроений и общественного мнения[4].

В силу сложности и многоаспектности предмета психологии журналистики для изучения ее концептов требуется, как правило, сочетание нескольких методов исследования, важнейшими из которых являются:

1. Наблюдение (свободное, стандартизированное, включенное). Этот метод хорошо знаком журналисту в его повседневной практической деятельности, и в силу частотности воспроизведения может быть достаточно эффективно использован в изучении психологических закономерностей журналистского творчества;

2. Эксперимент. Метод, также успешно освоенный журналистской практикой и широко применяемый в психологической сфере. Основан на создании искусственной среды и выявлении особенностей функционирования в этой среде участников масскоммуникационного процесса. Недостатком этого метода является его низкая экологическая валидность: в лабораторных условиях сложно воссоздать реальную ситуацию медийной коммуникации;

3. Моделирование. В последнее время в формате инфографики, инфотеймента, прогнозирования и этот метод продуктивно применяется журналистами и заключается в разработке теоретической модели определенной ситуации с учетом ее основных параметров, на основе которых конкретизируется возможная перспектива развития событий;

4. Метод анализа конкретных ситуаций близок к двум предыдущим методам и широко используется в различных отраслях социальной психологии. Фиксируются и изучаются часто повторяющиеся ситуации в работе журналиста. На материале их анализа разрабатываются матрицы определенных приемов, техник, стратегий поведения журналиста в конкретной ситуации. Близка к этому методу практика телеметрии, когда на основе анализа показаний приборов делают выводы о том, кто и когда смотрел или слушал ту или иную программу, тот или иной канал;

5. Биографический метод предполагает выяснение особенностей восприятия ситуации участником какого-либо события, человеком, включенным в определенный процесс. Этот метод, при всей его субъективности, в сочетании с другими методами позвляет многое понять в вопросах творческой деятельности журналиста;

6. Системный метод позволяет рассмотреть процесс журналистской деятельности как сложную систему, внутри которой обязательно присутствуют следующие подсистемы: журналист, источник информации, журналистский продукт, редакционный коллектив, аудитория и отношения, которые складываются между ними на основе общих целевых установок. Эти подсистемы, взаимодействуя, и определяют особенности деятельности журналиста;

7. Метод тестирования. Наиболее эффективен в установлении личностных качеств журналистов, предопределяющих успешность их деятельности в системе массовой коммуникации, в различных ее секторах.

8. Метод глубинного интервью. Необходим в понимании реакции личности на конкретный медиапродукт, в изучении вариантов индивидуальных оценок и их сравнении.

Все эти методы могут быть эффективно использованы в психологии журналистики в первую очередь потому, что они получили более или менее широкое распространение в журналистской практике. Вместе с тем необходимо отметить, что некоторые вопросы, которых мы коснемся в пособии, кажутся не вполне разработанными и разрешимыми. Ввиду относительной «молодости» дисциплины они еще ожидают своих исследователей. Однако, если внимательнее присмотреться к сущности этих вопросов, становится понятным, что любое знание в какой-либо области лучше, чем абсолютное неведение. Например, природа творчества сложноопределима. Можно ли научить творить человека? Оставим пока этот вопрос без ответа. Но заметим, что в рамках психологии давно уже сложилось четкое представление о том, что творческий процесс протекает намного более эффективно на фоне поисковой доминанты: его эффективность возрастает, когда исчерпываются неправильные приемы решения задачи, но еще не гаснет целевая поисковая доминанта. Наше пособие направлено как раз на формирование этой поисковой доминанты при одновременной нейтрализации хотя бы части неправильных приемов. Надеемся, что в результате сложится неосознаваемый опыт, который часто содержит в себе ключ к решению творческой задачи и проявляется в удачных условиях в виде спонтанной догадки. Пожелаем друг другу больше догадок в этом сложном мире и начнем непростой разговор о перипетиях человеческой души в лабиринте массовых коммуникаций.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 525; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь