Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Исторические типы мировоззрения



Исторические типы мировоззрения

Миф ( основывается на вере в сверхестественное; позиции, согласно кот. в кач-ве реального признаются естеств. и сверхестеств. миры)

Черты мифологич. мировоззр: -Анимизм(осн. Мифологич. мировоз явл. вера в существование сверхъестественных сил) - Эмоциональн. (реакция мифа на природу носит эмоцион. характер)- (мифологич. Созн. не отлич. Естеств. от сверхъестеств, не противоп. реальное и фантастич. -Аналогизация (стремление найти подобие между предметами, явлен. и чел-ком)-Антропоморфизм (перенос человеч. черт на окруж. мир, олицетв. и одушевление космоса, природных сил.) Религия (форма мировоззрения, фундаментом которого служит вера в наличие тех или иных сверхъестественных сил, которые играют ведущую роль в окружающем человека) мире и конкретно в судьбе каждого из нас. Черты религиозного мировоззрения: - Религия опирается на образно-эмоцион, чувственно-нагляд форму восприят, но никак не на рационал. - Религия делит мир на реальный и сверхъестественный. - Важнейшими атрибутами религии явл. вера и культ. Вера - это способ осозн. мира религиозным сознанием, особые состояния религиозного сознания субъекта. В культе, системе ритуалов и догматов является внешняя форма проявления веры. - Религия объясн. существ. мира и чел. дей-ем внемирового и надмирового Бога. -. Религия формирует духовный мир человека. Философия (основыв. на рацион.- обоснов. знании) Черты филос. мировоззр: 1. Филос мировоз -Это совокупность фундамент идей о чел-ке, о мире и об отношении человека к миру. Эти идеи позволяют людям сознательно ориентироваться в мире и обществе, а также мотивировать свои поступки. 2. Язык философии - не образы, не картинки, а категории.3. Филос логична и доказательна. Положения филос не просто утверждаются, а выводятся, доказыв. в соответствующей систематизированной, логически упорядоченной форме.4. Философия - рефлективный тип мировоззрения. В нём содержатся размышления над собственными представлениями о мире и месте человека в этом мире, т.е. размышления над собственными размышлениями. 5. Свободомыс. - объективный принцип философии. По самой своей природе филос. требует размышления, сомнения, допускает критику идей, отказ от веры в догматы и постулаты.

Философия как феномен культуры. Предмет философии.

Слово ФИЛ. впервые употр. Пифагор в сер. 6 в. до н.э. Фил. Перевод. с греч. Как «любомудрие», где «София», «софьиность» - это мудрость. первых философов наз мудрецами знающих абсолютно все. Филос можно опред: А)как форму; Б)как форму обществ сознания; В)как тип мирово Филос – это высший тип мировоз рационально-теорет, определ обобщ взгляд на мир и место чел в этом мире. Предмет ф. - наиболее общие законы развития и формы бытия природной, соц. и дух. реа-ти, особенности их воспроизв. в сознании человека и роль в выборе его жизн. позиции. Таким образом, главную особ. Филос. в предм. плане состав духов. Воспроизв. мира как целостного образ, на основе того, что выработано в рамках др форм обществ сознания. Впервые толкование предмету филос. дали греч. Фил. Платон и Аристотель (5-4 в до н.э.). А) Это был период антич. Рождению филос. предшествовали обыденные знания, религ и мифолог, а также житейская мудрость. Житейская мудрость – осмысление повседн. жизненного опыта. Но филос. Греч. не были удовлетв. житейской мудростью, они стремились к такой мудрости, софийности, кот помогла бы им нарисовать общее представ о космосе, о мире, о человеке. Неслучайно Аристотель назыв философа того, кто умел удивляться и восторгаться, ибо размышление начинается с удивления. В качестве предпосылок филос. выступили религ. верования (фетишизм, тотемизм, магия) и мифология. Эти знания содержали в себе естеств. и сверхъестественное, реальность и вымысел, т.е. о своему хар-ру они были иррацион. Рождение филос. все поставило на свои места, т.е. произошло разд. знаний на иррациональные и рациональные. Первая форма рационализма – филос, из кот. в дальнейшем возникнут все науки. Б) Средние века. Фил. теряет свой господств. статус, и превратилась в «служанку - богословия» В) Эпоха Возрожд. и Нового времени. Подняли филос. с колен, и она начинает развив. в союзе с наукой. Г) В 19 веке все более господствует, становится доминантной наука, возникает позитивизм О. Конте, кот. опирался на частные науки, а филос. считал устарев. и ненужной. Д) В том же 19 веке Маркс и Энгельс, опред. философию, как науку о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления Е) В рез-те многочисл. дискуссий и споров, сегодня фил. рассматр, как рационально – теоретич. форма. Глав.. задача филос. создать универс. картинку мира, показать предназн. и место человека, таким образом, предметом филос. выступает весь мир, взаимоотн. человека и мира, а также всеобщие законы их развития.С момента своего возникн. стала оформл. стру-ра философ. знания, т.е. Самостоят. разделы со своим особым предметом исслед. Первым таким разделом явилась онтология (о бытие и субстанции), следом возникает гносеология (о познании), антропология (о челов.), аксиология (о природе ценностей), социология ( общество), психология (законом. сознания и самопознания), логика (о способах рассуждения, о методах и законах правил. мышления), этика (учение о морали и нравств.), эстетика (учение о крас. и гармон. мира), футурология (наука прогнозир. будущего). Главная задача философии это формир. мировоззр, личные позиции чел-ка, эту задачу фил. Вып. благодаря след. фун-м: мировоззренч, методологическая, аксиологическая, гносеологическая, воспитательная, критическая, прогностическая.

Основ. идеи фил. XVIII в. (франц. Матер., Ф.М. Вольтер, )

Философия XVIII века - это фил. ума, разума, научной мысли. Человеч. разум пытается понять окруж. мир с помощью научных знаний, соображений, наблюдений и логич выводов в противовес средневек. схоластики и слепому следованию церковным догмам. XVIII век часто отождествл. С эпохой просвещения. Развитие фил. в этот период получает новые обороты. Хотя понятие Просвещ. охват неск. больший временной период, основ развитие этого движения приходится именно на XVIII век. На XVIII в приход. особый период развитие западно-европ. Филос. Мысли - так назыв эпоха Просвещ. Основ идеи эпохи - разум, наука, прогресс - зародил еще в XVII в. В частности, они звучат в сочинениях Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Р. Декарта, Дж. Локка. Далее Дж. Локком в его сочинен и его последоват. В Англии были сформулир основ. понятия Просвещения: «общее благо», «естественный человек», «естеств. право», «естеств. Религия », «общественный договор». Среди видных деятелей следует отметить таких мыслит. Как Г. Болингброк, Д. Аддисон, Э. Э. Шефтсбери, Ф. Хатчесон. В XVIII веке центр Просвещения перемещается на континентальную Европу — во Францию. «…Во Франции XVIII века…философ. Революция служила введением к политическому перевороту… Французы ведут открытую войну со всей официальной наукой, с церковью, часто даже с государством» (Энгельс). Франц. Материализм — филос. Направл.во Франции XVII—XVIII века, вдохновленное возрожденным эпикуреизмом. Кризис Средневек. породил интерес к античной мысли, в том числе к философии эпикуреизма. Франц. материалисты (Гассенди, Гельвеций, Гольбах, Дидро, Кондорсе, Ламетри, Кабанис, Нежон), вслед за итальянскими неоэпикурейцами (Лоренцо Валла), в основу своей философии ставили этику удовольствия как антитезу среднев. этики долга. Благодаря этому они получили имя либертинов или вольнодумцев. Отрицание Бога для них было не таким принципиальным моментом, как критика церкви. Их материализм иногда причудливо мог сочетаться с деизмом. Мотивом добра признавался разумный эгоизм. Разумный эгоизм был также философской основой мысли франц. экономистов-физиократов. Крайнего выраж. франц. материализм нашел во взглядах де Сада.

 

Закон отрицания отрицания.

Как и др. законы диалектики, закон отрицания отрицания проявл. в процессах развития всех без исключ. объектов матер.о мира и его отражения в сознании. Действие этого закона в развитии живых организмов наглядно обнаруж. в онтогенезе и филогенезе, биогенет. закон так же есть выражение отрицания отрицания. Его можно сформул. так: в процессе прогресс. развития каждая ступень, явл. Результат. Двойн. отрицания-снятия, явл. синтезом предыд. ступеней и воспроизв. на более высокой основе хар-ные черты, стру-ру исходной ступени развития. Существует множество разл. типов и видов отрицания. Из них наиболее фундаментальными являются типы, выделяемые по формам движения материи, а также по хар-ру дей-я. Остановимся на отрицаниях, вычлен. по хар-ру действия, поскольку в центре внимания сейчас находится развитие и нам необходимо прежде всего выявить типы отрицаний, непосредственно включенные в восходящую ветвь развития и прогрессивного движения материальных систем. По отношению к направлениям развития конструктивные отрицания подразделяются на подтипы: существуют прогрессивные, регрессивные и нейтральные отрицания. По своей значимости и роли в осуществлении прогресса прогрессивные отрицания, в свою очередь, делятся на три вида: 1) отрицание-трансформация; 2) отрицание-снятие и 3) отрицание-синтез (первые два имеют место и в регрессивной линии развития). Для отрицания-трансформации характерно такое изменение свойств и качеств системы, при котором сохраняется сама ее интегрирующая структура. При отрицании-снятии преобразуется внутренняя, интегрирующая структура системы. Отрицание-снятие охватывает и стадию (или момент) перехода от одного качества к другому, т.е. скачок, и основную стадию утверждения нового качества. Это и процесс перехода, и его результат. Посредством отрицания-снятия должно возникать новое качество, более надежная и более совершенная материальная система.Третьим видом отриц. является отрицание-синтез. Здесь достигается синтез двух отрицаний-снятий, еще большая аккумуляция всего положительного в предыдущем развитии. В связи с большим значением, которое имеет отрицание-синтез для понимания самого существа закона отрицания отрицания, коснемся философской диалектической традиции.

Категории диалектики.

Та же фундаментальность или центральное положение принципа противоречия обнаруживается и в построении системы иных категорий диалектического мышления. Категории — это предельно общие, универсальные понятия, в которых представлены всеобщие связи и отношения реальности. Степень их общности настолько велика, что без них не может обойтись не только теоретическое знание, но и наше обыденное мышление. Невозможно сформулировать ни одну мысль, не опираясь (явно или неявно) на различение общего и единичного, возможного и действительного, причины и следствия, необходимого и случайного, сущности и явления, формы и содержания и т.д. В этом перечислении категории не случайно поставлены парами. В таком способе устройства категориального строя нашего мышления находит отражение все тот же фундаментальный диалектический принцип двойственности, противоречивости всего существующего. Каждая пара категорий представляет собой воплощенное противоречие, т.е. единство противоположностей. Например, общее и единичное (как и любая другая пара категорий) самоочевидно исключают друг друга, но в то же время не существуют порознь, по отдельности. А при определенных условиях способны к взаимопревращению: единичное может стать общим, равно как и наоборот. Так, случайная мутация может привести к появлению у организма нового признака, существующего на этот момент в единичном варианте. Но если он окажется полезным в плане приспособления к окружающей среде, он будет закреплен механизмом наследования и вскоре станет общим признаком популяции. Возможен и обратный процесс: потерявший приспособительную функцию общий признак может утрачиваться большинством популяции и встречаться лишь в рудиментарных единичных случаях. На этом же примере можно продемонстрировать и диалектику взаимоотношений необходимости и случайности. Случайная мутация (сбой в работе генетического аппарата), подхваченная естественным отбором, в конечном итоге оборачивается проявлением необходимости эволюционного процесса. Таким образом, категории диалектики, схватывая наиболее общие связи и отношения действительности, одновременно воспроизводят и их изменчивость, подвижность, релятивность.

Исторические типы мировоззрения

Миф ( основывается на вере в сверхестественное; позиции, согласно кот. в кач-ве реального признаются естеств. и сверхестеств. миры)

Черты мифологич. мировоззр: -Анимизм(осн. Мифологич. мировоз явл. вера в существование сверхъестественных сил) - Эмоциональн. (реакция мифа на природу носит эмоцион. характер)- (мифологич. Созн. не отлич. Естеств. от сверхъестеств, не противоп. реальное и фантастич. -Аналогизация (стремление найти подобие между предметами, явлен. и чел-ком)-Антропоморфизм (перенос человеч. черт на окруж. мир, олицетв. и одушевление космоса, природных сил.) Религия (форма мировоззрения, фундаментом которого служит вера в наличие тех или иных сверхъестественных сил, которые играют ведущую роль в окружающем человека) мире и конкретно в судьбе каждого из нас. Черты религиозного мировоззрения: - Религия опирается на образно-эмоцион, чувственно-нагляд форму восприят, но никак не на рационал. - Религия делит мир на реальный и сверхъестественный. - Важнейшими атрибутами религии явл. вера и культ. Вера - это способ осозн. мира религиозным сознанием, особые состояния религиозного сознания субъекта. В культе, системе ритуалов и догматов является внешняя форма проявления веры. - Религия объясн. существ. мира и чел. дей-ем внемирового и надмирового Бога. -. Религия формирует духовный мир человека. Философия (основыв. на рацион.- обоснов. знании) Черты филос. мировоззр: 1. Филос мировоз -Это совокупность фундамент идей о чел-ке, о мире и об отношении человека к миру. Эти идеи позволяют людям сознательно ориентироваться в мире и обществе, а также мотивировать свои поступки. 2. Язык философии - не образы, не картинки, а категории.3. Филос логична и доказательна. Положения филос не просто утверждаются, а выводятся, доказыв. в соответствующей систематизированной, логически упорядоченной форме.4. Философия - рефлективный тип мировоззрения. В нём содержатся размышления над собственными представлениями о мире и месте человека в этом мире, т.е. размышления над собственными размышлениями. 5. Свободомыс. - объективный принцип философии. По самой своей природе филос. требует размышления, сомнения, допускает критику идей, отказ от веры в догматы и постулаты.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь