Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Разв. Филос. как метод. научного исслед. в зап. Фил. XX в.



Позит. как принц. нов фил. Течен. возник в 40х г. 19 века в Зап.Евр, благод. таким учёным как: Огюст Конт и Д.Милль. В сер.17 в. фил. Подв. резкой критике. Конт утвер.что у фил. в связи с разв. науки и техн.Исч. предмет иссл. если раньше, фил. её возмещ. и предст. собой натурфил, то в 19в, фил. теряет свою акт. и значим. Конт и Милль Он создаёт так назыв. " новую фил." и наз. её социол. утверждает, что соврем. науки теперь не должны искать прич и сущность явлен, а лишь описыв факты и отвеч на воп как? а не почему? Соглас. позит. сущ-т некая реа-ть, кот. со всей очевид. Непосред. дана чел-ку.Позит.от слова " позитив." означ. положит. Фил.я в против. старой клас. Фил. Неопозит. (30-60г. 20в). Б.Рассел и Л.Витгенштейн. Неопоз. Разрабат. в Венсом кружке и был, по сути, близок к раннему позит, когда он базир. на эмпиризме и индуктив. логике.Рассел предл. Прин. верификации (лат-истина) - установ. Истинн. научных сужден. путём эмпирич. про-ки (наблюд, измерен, эксперимт).На этом основ. Неопозит. стали противопост. науку и фил.: если фил. суждения нельзя подвер. верификации значит их нужно вывести за рамки науки. => фил/- не наука, а мировоз. а) Феноменология (нем.-учение о феном.) - направ. в фил. XX века, опред. свою задачу как беспредпосыл. описание опыта познающего сознания и выд. в нем сущностных, идеальных черт. Идеалист. Филос. направл, стремивш. Освоб. Фил. сознание от натурал. установок (резко расчлен. объект и субъект), достигнуть собственно области фил. анализа – рефлексии созн. о своих актах и о данном в них сод-и, выявить предельные хар-ки, изнач. Осн. познания, человеч. сущ-ния и кул-ры. Осн. понят: интенциональность и редукция. Интенцион. – терм. Гуссерля, обознач. Направл. сознания на изуч. объект. Редукция – очищен. созн. Основат. Направл. был Эдмунд Гуссерль, к непосредств. Предшествен. можно отнести Франца Брентано и Карла Штумпфа. Исходный пункт феноменолог. Движ. - книга Гуссерля «Логич. Исслед.», ядром кот. Выст. понятие интенциональности. б) Гермене́ втика (др.греч.-ис-во толков. от греч. - толкую) -направл. в фил. XX века, выросшее на осн. теории интерпретации лит-ых текстов. С точки зрения гермен. задача фил. Заключ. в истолк. Знач. кул-ры, поскольку реальность мы видим сквозь призму кул-ры, кот. Предст. собой совокупность основополаг. текстов. Сторонниками и фил., внесшими знач. вклад в гермен., явл.Гадамер, Шлейермахер и Поль Рикёр. Глав. понятия: «понимание». Др. активным идеологом гермен. можно назвать фил. и истор. Вильгельма Дильтея. Дильтей стремился оспаривать методику изуч. природы путем внешнего наблюд.; он был активным сторонником «вчувствования». Таким образом, он призывал реконструир. Историч. события и внеш. явления путем самонаблюдения. Понимания событий методом их личностного «сопереживания». «Вживания» в них как во фрагмент духовного целого, как части всемирного единения природы и Духа.

Гуманист. Ориентир. Направ. Зап. Филос. xx в.

Экзистенциализм, (фил. Существ.) - одн из самых попул. и влият. течений совр. Общест. мысли. Экзистен. Форм. в пер.пол.XX века и во многом отраж. тот период. Этим собств. и объясн. Трагич. Интон. и общая пессимистич. окраска больш. Полож. Фил. Зкзистенц.На форм. Совр. Фил. Сущест. оказали предшеств. теории и труды С. Кьеркегора, Ф. М. Достоевского, Ф. Ницше, М.Унамуно, и феноменология Э. Гуссерля и фил. Антропол. М Шелера.Идеи экзис, защищали и развив. многие выд. фил. В Гер. - это Карл Ясперс Во Фран -Жан Поль Сартр, Альбер Камю, В Рос -Лев Шестов.Николай Бердяев. Обычно разл. Религиоз. (Г.Марсель, А.Бердяев и др.), и атеистич.(Ж.П. Сартр, А. Камю и др.) экзистенциализм. Такое деление условно, для многих представ. Нерелигиoз. Экзистенциал. утверждение, что Бог умер, связано с признанием невозможн.и абсурдности жизни людей без Бога. Центр. вопросы - существ. чел-ка, смысл его жизни и судьбы в мире - необычайно созвучны любому, задумывающ. над своим бытием, чел-ку. Неотомизм - фил. Направ. обновленного томизма, то есть фил. Фомы Аквинского, фил. XIII века. В 1879 году неот. получил призн. главы римско-катол. церкви (папы Римс.) и с этого времени состав. важную часть офиц. доктрины като-ма. Представ.- Ж.Маритэн, Д.Мерсье, К.Фабро и др. В неот. Возрожд. Осн. Катег. Фил. Ф.Аквинского. Новую фил, начиная с эпохи Возрож, неотомизм рассмат в кач-ве непрер. цепи отклон, ошибок и заблужд, поэтому ставит задачу возрожд духа среднев.фил. На этом пути предст. Неот. видят преодол. хаоса соврем. жизни, обрет. ясности, возрожд. Духов. Ценностей. наука уводит соврем. человека от поним. Значен. Нравств. и религ. идеалов.Особое значен. Неотом. придает понятию личности. Личн. не может сущ. вне свободы, самосозн., проявл. Духов. тво-тва. Личность самоценна; все люди имеют одинак. Нравств. ценность, независимо от их социал. происхож, положения в обществе, нацио-ти, цвета кожи и т.п. Неотом. стрем. возродить и сохр. Традиц. для хри-ва ценности, такие как личность, семья, церковная община, проф. долг, родина, гос-во. Отвергая индивид. и коллект. как один. ложные крайности, неотом. Фил. Солидаризм обосновыв. христ. принципом любви к ближнему. Протестантизм (лат.-публично доказ-щий) -христиан. конфессия. Отделился от католиц. в ходе Реформ. 16в. Объед. мно-во самостоят. течений, церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты и др.). Явл. 1 из 3, наряду с катол. и правосл., главных направл. хри-ва, представл. собой совокупн. Многочис. и самостоят.. Протестантизм разд. Общехрист. Догмат. Представ. о Троическом Единосущии, Богочеловеке Иисусе (Воплощении, Искуплении, Воскрес.), о бессмер. души, рае и аде (отвергая при этом католич. учение о чистилище), Страшном Суде и т. д. Вместе с тем, протестан. Пересматр. учение о Церкви, в чем и сост. его осн. Отлич. от Правосл. и кат-ва. Частич. или полнос. отрицает церков. иерархию (священнонач.), таинства, авторитет Священного Предания, на котором строится не только толкование Священного Писания, но и богослужебная практика, аскетический опыт христианских подвижников, почитание святых и институт монашества. Церквей и деноминаций. протестантизм – не единое явление, а множество направ. в хри-ве.

Социок. ситуация соврем. и ее репрезент. в фил. Постмодер.

Самостоят. Фил. течения, кот. можно было бы обозн. как “постмодернизм”, не существует. Постмодернизм предст. собой скорее умонастроение, интеллект. стиль, а не фил. школу или напр., сопоставимое, напр., с неокантианством, постпозитивизмом или феноменологией. Не случайно многие философы, кот. называют “постмодернистами”, скептич. Относ. к этому термину. Постмод., по их мнению, – понятие слишком неопред.. Исключ. Состав. французский философ Жан-Франсуа Лиотар. как подчерк. – это не какое-то явление с устойчивым набором признаков, а специфическаяситуациятв кул-ре, в обществе и в науке. Эта ситуация нуждается в соответств. Осмыслении. Круг филос. идей, кот. описывается как “постмодернистский”, укладывается в течение, условно назыв. “постструктурализмом”. Это течение было вызвано к жизни осознанием ограниченности структурализма. Если структуралисты пытались обнаружить во всех областях реальности устойчивые порядки (структуры), то постструктуралисты (Фуко, Деррида, Делез, Лакан) подвергают критике само понятие “стр-ра”. Вместо поиска “структур” они предлагают гибкие исследовательские стратегии, позволяющие избежать иерархического упорядочивания реальности. Деррида, например, говорит о “диссеминации” (что означает, среди прочего, рассеивание, распыление, а также разбрызгивание спермы), а Делез и Гваттари выдвигают термин “ризома”. Ризома противополагается базовой метафоре прежней философии – метафоре дерева. Образ дерева предполагает наличие основного ствола и отходящих от него ветвей, ризома же – это корневая система, в которой, как в грибнице, нет главного корня. Здесь все – “главные” (как в состязаниях в Зазеркалье Льюиса Кэрролла все – “первые”). Для мыслителей, относимых к постструктурализму/постмодернизму, при всем несходстве их подходов и целей, характерна одна общая черта. Это критика основных концептов классической западной философии. К числу таких концептов относятся “субъект”, “исток”, “идентичность”, “бытие” и “смысл” как континуум. Описав эту критику, мы сможем получить более или менее точное представление о “постмодернизме” a в философии.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь