Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ОПД.Ф.01 История отечественного искусства и культуры



 

Русское искусство ХХ в. Обзор тенденций в отечественном искусстве первой половины XX века.

Принципы деятельности Вхутемаса-Вхутеина. Фаворский и оформление книги. Объединения 1920-х гг. «4 искусства» (Петров-Водкин, Кузнецов, Матвеев, Мухи­на). «Московские живописцы» (Кончаловский, Машков, Лентулов, Осьмеркин и др.). «Маковец» (Чекрыгин, Жегин, Истомин, Фонви­зин, Шевченко). ОСТ, обновление станковизма, сложность влияний. Дейнека, Вильяме, Гончаров, Пименов, Лабас, Тышлер. Конструктивизм в полиграфическом и выставочном дизайне, рекламной графике: Родченко, Лисицкий.

Обзор тенденций в отечественном искусстве второй половины XX века.

 

ОПД.Ф.02 История зарубежного искусства и культуры

 

Зарубежное искусство XX века.Новый этап в развитии художественной культуры. Эпоха миро­вых войн и пролетарских революций. Крушение колониальной сис­темы, народно-освободительные движения. Кризис антропоцентри­ческого мировоззрения. Возрождение ведущей роли архитектуры. Появление дизайна. Быстрая смена течений в искусстве. Фовизм во Франции. Руо. Фовизм и творчество Матисса. Его живописная сис­тема, графика, монументально-декоративные работы. Марке. Кубизм во Франции. Леже, Брак, Дерен. Сюрреализм Дали.

Гропиус и «Баухауз». Борь­ба за новейший синтез архитектуры и пластических искусств. Ис­кусство художественно-промышленного моделирования. Творчество Мис ван дер Роэ. Райт и школа «органической архитектуры» в США. Корбюзье и конструктивизм во Франции.

Немецкий эксп­рессионизм. Барлах. Абстракционизм, футуризм, ташизм, дадаизм. Основные периоды творчества Пикассо. Отношение к античности, кубизму, сюрреализму. Графика, декоративное и монументальное искусство. Пикассо и антифашизм. Роль тиражированной графики и монументального искусства в просветительной деятельности ху­дожников.

Обзор тенденций в зарубежном искусстве второй половины XX века.

 

 

ОПД.Р.1 ФОТОГРАФИЯ

 

Фотография и визуальная культура. Фотография и средства массовой информации. Фотография и электронные СМИ. Фотография как самостоятельный вид изобразительного творчества. Фотография и современное искусство. Фотография и книга. Взаимодействие фотографии с печатным изданием.

Общая характеристика методов основных исторически сложившихся фотографических школ, представляющих собой соединение элементов различных методов в самостоятельное целое. Значение фотографических традиций российской фотографической школы.

Формы создания фотографического изображения предметно-пространственной среды. Фотография аналоговая. Фотограмма. Фотография цифровая.

Методы создания фотографического изображения предметно-пространственной среды. Фотография прямая и документально-репортажная. История термина «прямая фотография». Предпосылки формирования жанра репортаж в фотографии в середине XIX века. Различие документальной и репортажной фотографии. Сложение пикториального метода в конце XIX века. Фотография конструктивистская. Конструктивизм в русской фотографии 1920-х – начала 1930-х годов. Влияние конструктивизма на ранний советский фоторепортаж. Фотография концептуальная. Понятие концепта в визуальных искусствах. Манипулированная фотография. Понятие коллажа, монтажа.

Фотографические жанры. Создание фотографий в жанрах репортажа, архитектуры, интерьера, пейзажа, натюрморта, портрета.

Фотография как язык. Фотографическое произведение как высказывание. Окно в другой мир. Создание новой реальности.

Создание фотографического произведения. Поиск средств выразительности.

Резкость и контраст в фотографии. Художественные эффекты. Пикселы в цифровой фотографии как характеристика типа изображения.

Фотографическая серия как сложная форма художественного высказывания. Полифония. Понятие цикла, серии, проекта в фотографии. Построение высказывания; привлечение опыта мифотворчества. Создание смысловых блоков (фотографических рядов). Классические (традиционные) формы репрезентации: выставка, публикация.

2. Цикл СД – специальные дисциплины

 

2.1. СД.Ф.5 Композиция изданий

 

2.1.1. Понятия: книга, рукопись, искусство книги, дизайн-проект.

Проблема коммуникации, ее понимание. Книга и среда. Книга и CD-ROM. Книга в пространстве современного интерьера. Понятия: спрос, социальный заказ.

Нормативные документы. Типология книжных изданий по ГОСТ.

Классические иллюстрированные издания (Хроника Шеделя и т.д.). Современная иллюстрированная книга. Стилистика, техника. Фотокнига, авторская книга.

Необходимые условия создания произведения печатного искусства. Основные элементы базовой техники типографии; их характеристика, сравнительный анализ.

Элементы и средства оформления книги. Определение и обозначение форматов. Форматы печатной бумаги. Форматы изданий. Композиция внутренних элементов книги. Форматы полос набора, размеры и соотношения полей. Страница с полосой сплошного текста. Страница с полосой стихотворного текста. Страница с иллюстрациями (прозаический текст, стихотворный текст). Начальная страница. Концевая страница.

Принципы пропорционирования в книге и методы их использования. Модульная сетка. Сетка и модульные системы. Построения модульных сеток различных типов и степеней сложности. Основные композиционные принципы освоения изобразительных поверхностей страницы и разворота. Основные принципы работы с разворотом как с изобразительной поверхностью. Цвет в оформлении книги.

Отдельные элементы издания. Полоса набора, колонтитул, авантитул, титульный разворот, шмуц-титулы, колонцифра, выходные сведения.

Композиционные принципы построения полосы набора. Привязка полосы набора к диагоналям или одной из диагоналей разворота. Силовые линии разворота—диагонали и точки их пересечения. Количество колонок набора в зависимости от типа издания. Опыт работы старых мастеров, книги 20-х годов, книги 60-80-х в России и за рубежом. Значение базовых линий. Модульная сетка, количество членений по горизонтали, связь модульных значений с кеглем набора основного текста.

Авантитул: композиционные и шрифтовые связи со всеми элементами издания.

Титульный лист. Общие вопросы. Главные оси композиции и компоновка отдельных элементов титульного листа. Верстка титульных элементов. Связь с основной версткой книги. Обрамления, украшения и рисунки в композиции титульного листа. Титульный разворот. Разворотный титульный лист. Гарнитура, размеры (кегли) шрифта на титульном развороте. Количество кеглей набора, используемых на титуле.

Роль цвета в титульных элементах, их соотношение с цветом переплета, форзаца и «второго» цвета внутри издания. Фронтиспис. Опыт старой книги и современной.

Оборот титула. Информация на этой полосе. Место индексов знаков авторского права, аннотации.

Шмуцтитул (bastard- title). Место шмуц-титула в книге: правая или левая полоса. Оборот шмуц-титула.

Особые страницы издания, вокаты.

Колонтитул. Состав колонтитула. Правый и левый колонтитулы. «Этажность» колонтитулов на полосе. Шрифты колонтитула. Их сочетаемость с общим шрифтовым решением издания.

Место колонцифры. Композиционная связь с колонтитулом. Кегль набора колонцифры.

Абреже.

Колофон (выходные сведения). Обязательные тексты, входящие в состав выходных данных. Группы текстов: автор, название, редакционный состав, технические сведения, адрес и место печати, марка или логотип издательства, типографии, отдельных технических фирм. Верстка выходных сведений.

Базовые правила набора и верстки. Выбор кеглей шрифта и интерлиньяжа для разных групп текстов внутри издания и разных типов изданий. Шрифтовые ряды — четные и нечетные. Величины интерлиньяжа. Трекинг и интерлиньяж.

Обычный (сплошной) основной текст. Анализ текстовой структуры печатного издания. Выделение в тексте (акцентирование). Принцип графического воспроизведения речи – кодировка звуков с помощью ряда типовых знаков, а также членение информации, ее интонирование и акцентировка знаками.

Заголовки (рубрикация, структура). Вспомогательные и справочные тексты (в конце книги, внутри основного текста). Справочные элементы книги; научный аппарат книги. Навигация в книге. Анализ текстовых структур. Основной текст и дополнительный, примечания, сноски, подписи, система указателей, списки иллюстраций, колонтитулы и колонцифры.

Особые виды текста: таблицы, формулы, тексты: стихотворный, драматический, букварный, словарный и энциклопедический.

Компоновка иностранных текстов при наличии основного языка. Издания двух или более язычные. Иностранные тексты в структуре издания: параллельные относительно основного текста, как summary в конце издания и пр.

Изобразительные элементы книжного оформления. Типы изображений и анализ возможностей их пластического соединения. Книжные иллюстрации. Фронтиспис. Заставки, концовки. Иллюстрации художественно-образного типа. Иллюстрации научно-познавательного типа. Документальные иллюстрации. Другие типы иллюстраций.

Характер визуального материала и его необходимое количество.

Внешнее оформление издания. Составляющие внешнего оформления. Обложка. Переплет. Форзац. Суперобложка. Футляр. Манжетка. Композиционные особенности. Основные принципы освоения изобразительных поверхностей переплётной крышки. Цвет во внешнем оформлении книги. Утилитарная и рекламная функции внешнего оформления.

Функция и роль переплета в книге. Типы переплетных крышек, варианты использования. Толщина картона. Значение материалов (ткань, картон, бумага, заменители, пластик, соединение разных материалов) для дизайна переплетной крышки и издания в целом. Блинт и конгрев, фольга и краски, наклейки и пр. Оформление корешка. Шрифты переплета. Композиционная связь со шрифтовым решением суперобложки и титульного листа.

Функция и роль форзац в книжном блоке. Крепление форзаца к блоку. Типы форзацев. Зависимость от объема книжного блока и толщины его бумаги. Варианты композиционных решений при использовании различных бумаг. Форзацы запечатанные и из бумаг крашенных в массе. Форзацы из ткани, или заменителей.

Суперобложка и футляр, бандероль. Роль и функция. Типы суперобложек: обычная, французского типа, сложные — многостраничные клапаны. Печать на лицевой и внутренней сторонах. Клапаны, их размеры, использование клапанов. Плотность бумаги и её сгибаемость. Вопрос долговечности суперобложки. Композиционная связь шрифтов суперобложки с оформлением внутри книги и переплета.

Виды футляров по размерам относительно книжного блока: полноформатные и не на полный формат. Футляры, оформленные и упаковочные для транспортировки. Шрифты на футляре: их композиционная и размерная связь со шрифтами других элементов оформления.

Бандероли. Манжетка. Особенности этой формы оформления издания. Материалы. Плотность картона и бумаги в зависимости от объема и веса издания.

Внешнее оформление серийных изданий.

Понятие: типографика. Письмо и печать; Функция и форма; Форма и контрформа; Членение; Пропорции; Контрастность; Тональная цветность; Цвет; Ритм; Спонтанность и случайность; Вариации; Кинетика.

Информационная и образная роли типографики в печатном произведении. Выстраивание различных гарнитур и начертаний шрифта в единую логическую конструкцию. Фактурно-цветовые характеристики различных типов и начертаний шрифта.

Композиционность и выразительность как критерии оценки печатного произведения.

Функциональная модель книги. Концептуальные и конструктивно-композиционные принципы печатного произведения.

Базовые понятия сложной структурной организации проектируемого издания.

Выявление смысловых центров. Комплекс средств развертки текстовой и изобразительной информации (набор, верстка, композиция различных видов текста, сигналов начала и конца, членения на части и др.). Рубрикация как выражение структуры. Организация научного аппарата книжного издания (титульный лист как «паспорт» издания, индексация (кодирование), выходные и выпускные данные, каталожная карточка). Типы и виды текстов, характер и назначение в проектируемом издании. Планирование системы сложных связей между текстами (иерархических, функциональных, композиционно-визуальных). Роль модульных сеток в издании сложной структуры. Зависимость формата издания от темы проекта, характера и типов текстов. Соединение иллюстраций и текста в сложно-структурном издании. Иллюстрации в альбоме. Компоновка иллюстрации на полосе в зависимости от размеров изображения. Иллюстрации разных видов и типов, включаемые в определенные (смысловые, функциональные, композиционные) иерархические связи между текстами.

Композиционные связи внутри иллюстрационных и текстовых рядов.

Понятие: монтаж. Монтаж в кино. Монтаж по горизонтали и вертикали. Работы Л. Кулешова, С. Эйзенштейна, М. Ромма, С. Юткевича. «Эффект Кулешова». Крупный, средний план.

Навигация – средства поиска и ориентации в проектируемом издании (рубрикация, колонцифры, колонтитулы, шмуцтитулы, оглавление, нумерация иллюстраций, маргиналии, списки терминов, имен и предметов, библиография, цветовой код, высечки и др.). Система заверстки подписей. Типы подписей: развернутые, большого объема, краткие. Система нумерации подписей. Композиционные, цветовые и шрифтовые методы организации иерархической структуры текста. Смесовые цвета и цвета триады, пантоны.

Единая концепция проекта. Идея, которая диктует общий характер проектируемого издания, особенности типографики, параметры модульной сетки, использование возможностей полиграфических технологий. Комплекс материально-технических и конструктивных средств (бумага, форматы бумаг, переплетный материал, краска, способ печати, фальцовка, шитво, обработка блока).

Комплекс рекламных средств – информация об издании (плакат) и вовлечение читателя в книгу (переплет, обложка, суперобложка, манжетка).

Понятие: стиль издательства.

2.1.2. Проектирование иллюстрированного журнала

Журнал и книга. История жанра. Эстетика, эргономика и технология. Технологические и финансовые возможности и ограничения, эргономичность, традиции восприятия и самовыражения художника.

Место журнала между газетой и книгой порождает собственную стилистику оформления. Влияние периодичности на эстетику оформления. Влияние аудитории и моды. Влияние тиража (массовости издания). Журнал как вещь и коммерческий продукт.

Структура редакции. Задачи дизайнера и главного художника («арт-директора»).

Выбор бумаги. Способы фальцовки. Вклейки и вкладки. Способы печати. Все во взаимосвязи с эстетикой, эргономикой и финансовыми возможностями. Влияние цифровых технологий. Выбор формата.

Концепция журнала, рубрикация и деление содержания на рубрики и сюжеты (Feautures, Stories). Иллюстративная и текстовая части, их соотношение. Членение журнала на части по концептуальным особенностям и стилистике оформления. Количество страниц. Расположение рекламных полос.

Набор, верстка. Выразительность, удобочитаемость и красота шрифта (по А.Капру). Выбор шрифтового оформления. Шрифтовая мода. Гигиена чтения и психология восприятия. Совместимость шрифтовых гарнитур. Типографика как стиль. Ширина текстовой колонки (строки) и удобочитаемость. Виды сетки. Активное членение информации как тенденция. Динамика и статика. Выбор цветового оформления. Психология восприятия («мужские» и «женские цвета»). Мода как фактор.

Выделение отдельных частей и «самореклама» текста. Иерархия текстов и соответствующие стили: рубрика, заголовки, подзаголовки, вводка («шапка»), акценты начала и членения текста, основной текст, дополнительные тексты разных уровней («бокс», «анкадрэ»), выносы («акроши»), подписи (легенды), авторы, кредиты.

Основные жанры подачи информации в иллюстрированном журнале. Текстовые сюжеты (с единым текстом) и сюжеты с некоторыми «короткими» текстами на страницу (новости, календари, гороскопы, цитаты, письма читателей и т.д. Инфографика: диаграммы, таблицы, выводы.

Перечисление («list») – «10 подарков…», «25 признаков…» и т. д. Тенденция к членению длинных текстов на отдельные самостоятельные части. Тенденция к объединению отдельных коротких текстов под одним заголовком – «100 мужчин года…» и т.д.

Специальные сюжеты (Features) как повод для разнообразия в оформления в рамках концепции. Фоторепортаж. Исчезновение жанра в 90-е годы в России. Аналогии с комиксом, опыт конструктивистов. Коллаж и цифровые технологии. Фотосессии модных тенденций (предметы или модели). Сходство и отличие с эстетикой каталогов и рекламных кампаний.

Навигация, пагинация, колонтитул. Содержание, письмо редактора, «над номером работали», всевозможные списки и кредиты.

Обложка как рекламный плакат журнала. Необходимые элементы, творчество и коммерческая сверхзначимость обложки. Красочность, способы фальцовки и размещение рекламы.

Периодическое иллюстрированное издание. Типографика и изобразительный ряд имеют принципиальное значение в конкурентной борьбе. Журналы «о стиле жизни» (life-stile) и новостные журналы (бизнес, политика, спорт, техника и т.д.). Усиливающаяся конкуренция между т.н. «глянцевыми» изданиями и тенденция к увеличению «развлекательной» составляющей даже в специальных журналах.

Реклама в журнале.

2.1.3. Упаковка как комплекс объемных конструкций

Функциональное назначение (информация, реклама, упаковка и пр.). Классификация тары. Упаковки из картона и др. материалов. Аспекты проектирования: социальный, экологический, функциональный, эстетический. Предпроектный анализ. Формирование задачи. Специфика подарочной упаковки. Комплект упаковок как комплекс самостоятельных художественных объектов. Проектирование инновационного комплекса упаковок. Образцы упаковки с точки зрения потребителя, заказчика, разработчика, фасовщика, продавца.

2.1.4. Основы проектирования корпоративного стиля.

Стилевой и формальный анализ графических работ в контексте визуальной культуры. Понятие проектное предложение. Корпоративная идентификация. Предмет как носитель рекламной информации. Реклама в среде (интерьер, экстерьер).

Основные составляющие проекта фирменного стиля. Фирменный шрифт. логотип. Товарный знак. Принципы пропорционирования. Фирменная цветовая гамма.

Документация. Бланк. Бланк для VIP письма. Бланк приказа. Бланк распоряжения. Бланк для телефакса. Конверт евростандарт. Конверт С5. Конверт С4. Личная визитная карточка. Корпоративная визитная карточка. Папка бумажная. Папка VIP. Пропуск. Печать. Штамп. Кредитная или дисконтная карта. Ценник. Товарный чек. Ярлык. Этикетка.

Медаль. Диплом. Грамота. Благодарность.

Печатная продукция фирмы. Журнал. Книга. Книга-гармошка. Газета. Рекламная полоса. Листовка. Рекламное объявление. Открытка. Буклет. Проспект. Каталог. Годовой отчет. Брошюра. Настенный календарь. Ежеквартальный календарь. Карманный календарь. Настольный календарь. Ежедневник. Еженедельник. Планинг. Блокнот. Мультимедийная интерактивная публикация. Сувенирная продукция, упаковка. Пакет. Коробка. Дисплей. Наклейка. Воблер. Тара и упаковка. Упаковочная бумага. Упаковочная лента.

Фирменная одежда. Дресс-код. Оформление спецодежды. Шеврон. Значок. Нашивка. Бейсболки. Майки.

Средовой дизайн. Оформление промышленных объектов. Оформление транспорта. Система ориентации. Флаг. Вымпел. Плакат. Афиша. Рекламный щит. Штендер. Банер. Брандмауэр. Тэйблтент. Указатели. Вывески. Световой короб.

 

 

СД.Ф.6 Искусство шрифта

 

2.2.1. Эволюция рукописного шрифт.

Происхождение и развитие письма. Пиктографическое, идеографическое, силлабографическое, фонемографическое письмо. Алфавитные, слоговые и иероглифические графические основы письма. Шумерская клинопись, египетское иероглифическое письмо, индийское и древнекитайское письмо. Финикийский, греческий и семитские алфавиты. Инструменты каллиграфии.

Хронологическая таблица — эволюция латинского и кириллического рукописных шрифтов. История, особенности формы. Римское квадратное письмо. Рустика. Унциал. Каролингский минускул. Текстура. Готика — прописной алфавит и инициалы. Фрактура. Гуманистический минускул. Гуманистический курсив. Прописной алфавит эпохи Возрождения. Римское монументальное письмо. Происхождение кириллицы (Кирилл и Мефодий). Устав. Полуустав.

2.2.2. Эволюция печатного шрифт

Печатный шрифт. История технологии печати. Бумага, печатный станок, подвижные литеры. Иоганн Гутенберг и его изобретение (1450). Иван Фёдоров.

Виды классификации шрифтов: историческая, морфологическая, параметрическая и др.

Классификакции: Vox, British Standard, DIN, ГОСТ, Ганса Вилберга. Контраст, динамика и другие особенности шрифтовой формы.

Венецианская ренессансная антиква. Николай Йенсон, Аль Мануций, Франческо Гриффо.

Французкая ренессансная антиква. Клод Гарамон, Робер Гранжон, Жан Жаннон, Плантен и Эльзевиры.

Переходная антиква. Уильям Кэзлон, Джон Баскервиль, Иоганн Флейшман, Пьер Симон

Фурнье. Изобретение типометрической системы. Петровская реформа кириллицы.

Шрифты типографии академии наук и типографии Московского университета.

Классицистическая статическая антиква. Фирмен Дидо, Джамбатиста Бодони, Юстус Эрик Вальбаум. Влияние шрифтов Дидо на форму русских типографских шрифтов.

Промышленная революция XIX века. Газеты, журналы, реклама. Взрыв шрифтового дизайна. Брусковые (египетские) шрифты — статическая, динамическая и геометрическая формы, кларендон.

Изобретение наборных машин и пантографа в середине XIX века. ATF, Linotype, Monotype. Итальянские, тосканские, «латинские», орнаментированные шрифты. Появление жирных шрифтов и понятия гарнитура. Деятельность Жоржа Ревильона.

Уильям Кэзлон IV. Появление гротесков. Статические гротески. Akzidenz Grotesk, Helvetica, Univers.

Шрифты стиля модерн. Арнольд Бёклин, Экманн. Мир искусства. Елизаветинская и Академическая. Бертольд и Леман.

Конструктивизм. Геометрические гротески. Пауль Реннер, Рудольф Кох. Futura, Кабель.

Динамические гуманистические гротески. Эрик Гилл, Германн Цапф, Майер. Gill Sans,

Optima, Syntax. Американские гротески.

Полигарнитуры и супергарнитуры. Системное проектирование шрифтов. Адриан Фрутигер. Univers, Officina, Thesis, Legacy, Stone, DenHaag...

Новые технологии набора второй половины ХХ века. Цифровой набор и новые формы в дизайне шрифта. Конец 90-х — шрифтовой панк. Emigre, Нэвилл Броуди, FontShop,

Letterror, T26.

Наборные шрифты НИИ Полиграфмаша. Современные тенденции в шрифтовом дизайне.

2.2.3. Шрифт как инструмен

Шрифтовая гарнитура. Состав гарнитуры по начертаниям. Знаковый состав гарнитуры. Кодовые таблицы, UNICODE.

Анатомия шрифтовой формы. Металлическая литера, апроши, кернинг, лигатуры, трекинг. Эстетический и технологический аспекты. Одногарнитурный, малогарнитурный и многогарнитурный стили шрифтового оформления издания. Типометрическая система. Удобочитаемость и различимость. Ёмкость шрифта. Шрифт как фактура (длина строки, кегль, интерлиньяж — влияние на удобочитаемость). Выключка.

Правила набора. Свобода и произвол цифрового шрифта. Современная шрифтовая технология. Форматы цифровых шрифтов (PS, TT, OT). Подключение к системе (ATM).

Проектирование шрифта. Эскизное проектирование. Поиск образа шрифта, планирование схемы развития гарнитуры по начертаниям. Методика оцифровки рисунка знаков в программах ADOBE ILLUSTRATOR, FONTLAB. Методы редактирования рисунка знаков в программе FONTLAB. Кривая Безье. Минимизация количества узлов на контуре знака. Шрифтовые форматы POSTSCRIPT, TRUETYPE, OPENTYPE.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.068 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь