Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Этические нормы Декалога, Нагорной проповеди Иисуса Христа и шариата: общее и особенное.
Нагорная проповедь – ядро учения Иисуса Христа. Вместе с Десятью Заповедями, которые Бог дал человечеству во времена Ветхого Завета, Нагорная проповедь является важным путеводителем жизни христиан. Однажды Иисус взошел на гору, сел там и, когда приступили к Нему ученики и народ, стал учить их заповедям блаженства: " Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешаются. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю и т.д. Это начало Нагорной проповеди, в которой, как видим, определяются те, кто могут сделаться членами новозаветного общества. В Ветхом Завете принадлежность к избранному обществу обуславливалась высшими свойствами и признаками людей и происхождением от Авраама и обрезанием. Эту противоположность Христос поясним, далее, целым рядом сопоставления новозаветного закона с ветхозаветным, особенно в том виде, в каком его толковали книжники и фарисеи. Так, например, заповедь " не убий" истолковывалась в ее буквальном, узком смысле. В Новом Завете она получает более широкий, глубокий смысл и распространяет свое действие даже на внезапный и напрасный гнев, могущий сделаться источником вражды с ее гибельными последствиями, и на всякие презрительные и унизительные для человека выражения. В Новом Завете закон карает уже не только руку, совершающую убийство, но и само сердце, питающее вражду: отвергается даже дар, приносимый Богу, пока сердце приносящего питает в себе какое-нибудь злое чувство. Следует отметить, что христианство впервые в истории религиозной мысли сформировало нравственные заповеди не в запретительном (чего не стоит делать), а в положительном плане (как надо поступать). Нравственные заповеди христианства обращены, прежде всего, к совести человека. Моисей - духовный отец своего народа. Он создал общую веру, духовно сплотившую разрозненные племена, разработал детализированный свод правил, регулирующих все сферы жизни - от благочестия до элементарной гигиены. Общей основой этих правил являются десять заповедей (Декалог). Несоблюдение этих нравственных заповедей ведет к серьезным наказаниям для людей - болезням, преждевременной смерти, проклятию в трех поколениях. Первые три предписывают почитать одного лишь Яхве, не создавать других богов, предостерегают от необязательного отношения к указаниям Бога. Четвертая заповедь - помни день отдохновения. Суббота - день, который отдается Богу. Субботний отдых - одна из форм духовного единства еврейского народа. Пятая заповедь предписывает почитание отца и матери. Последующие заповеди (с шестой по десятую) содержат нормы отношения человека к близким, то есть к представителям своего народа. " Не мсти и не злобствуй на сына своего народа, и люби ближнего, как самого себя". В содержательном плане справедливость, задаваемая заповедями Моисея, основана на талионе или воздаяния равным за равное. Например, действие заповеди " не убивай" ограничено Израилем. Отступления от этого принципа являются ответом убийством на убийство, или увечьем на увечье. Шариат (арабское от глагола " шара'а" - " наставлять на прямой путь" ) - это свод правил поведения мусульманина на все случаи жизни. Он содержит и юридические, и нравственные нормы, не расчленяя их на мораль и право. Для ислама вообще характерна нерасчлененность многих сфер духовной и практической деятельности человека - слитность религиозной и светской власти, неразделенность законоположений и этики, юриспруденции и праведного образа жизни. Шариат включает в себя и право - фикх, и морально-поведенческие наставления, и предписания культа - регламентацию молитв, поста, религиозных праздников, других обязанностей верующего. Эта правовая система, которая со временем приобрела мировое значение, возникла и оформилась в рамках Арабского халифата. Процесс ее развития был тесно связан с эволюцией арабской государственности от небольшой патриархально-религиозной общины в начале VII в. (при пророке Мухаммеде) до одной из крупнейших империй VIII—Х вв. при династиях Омейядов и Аббасидов. Для ислама характерно нормативное регулирование всей жизни человека - начиная от его рождения и до смерти. Это регулирование осуществляется с помощью шариата. Шариат -это совокупность юридических норм, нравственных принципов и правил поведения мусульманина. Главными частями шариата являются Коран и Сунна, которые дополнены постановлениями первых четырех праведных халифов, сочинениями религиозных авторитетов, их трудами по фикху (мусульманскому праву) и практикой шариатских судов. Шариат, или Закон ислама, предусматривает четыре типа прав: права Бога, которые должен уважать каждый; права личности; права окружающих людей; права всех творений Божьих. Причем шариат детализирует каждую норму права до мельчайших подробностей. Так, например, существуют правила питания: запрещено есть мясо павших животных и птиц, свинину, а также мясо любого животного, при закалывании которого обращались с молитвой не к Аллаху, а какому-либо другому божеству. Имеются правила ритуального омовения, правила совершения намаза, соблюдения поста и т.п. В шариате действуют детально разработанные системы уголовного и гражданского права и процесса. Все возможные поступки мусульманина подразделяются на пять категорий: фарз - строго обязательные, предписанные деяния; мандуб - одобряемые, но не обязательные деяния; харам - категорически запрещенные действия; макрух - незапрещенные, но неодобряемые действия; мубах - действия, к которым ислам относится нейтрально. В отличие от нормативных установлений других религий шариат учитывает обстоятельства жизни, и поэтому нормативность не носит абсолютного характера. Так, например, беременные женщины освобождаются от обязательного поста в месяц рамадан и могут этот пост совершить в другое время. Непреднамеренное нарушение поста также не является нарушением. Голод и другие вынужденные обстоятельства разрешают мусульманину питаться запрещенной пищей: " Кто же вынужден, не будучи нечестивцем и преступником, - нет греха на том: ведь Аллах прощающ, милосерд! " [Коран 2: 168 (173)]. Гражданское общество в исламских государствах совпадает с исламской общиной, которая контролирует соблюдение норм шариата: "... и пусть будет среди вас община, которая призывает к добру, приказывает одобренное и удерживает от неодобряемого. Эти счастливы" [Коран, 3: 100 (104)]. Поэтому не случайно, что одним из важнейших источников шариата является иджма - согласное мнение всей общины верующих по тем вопросам религии, права и общественной жизни, по которым отсутствуют прямые решения в Коране и Сунне.
120. «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» (2000 г.; гл. X||) и «Постановления и рекомендации Совета Исламской Академии Правоведения (Фикх) по некоторым вопросам современной медицины» (Джидда, 1985-2000 г.г) об этико-правовых проблемах медицинских технологий: общее и особенное. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1023; Нарушение авторского права страницы