Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Духовно-культурная жизнь Российского общества 17 века. Церковная реформа патриарха Никона и ее последствия.
Для ускорения развития Россия нуждалась в глубоком реформировании, однако это было невозможно без предваряющих изменений в духовной сфере. В отличии от Европы, Россия продолжала оставаться глубоко религиозным обществом. Влияние церкви сказывалось во всем. Реформы надо было начинать с духовной сферы, но именно там это было сделать наиболее сложно. Православие- консервативно, изменениям почти не поддается. В реформе духовной сферы больше всего было заинтересовано государство. Укрепление его международного положения было невозможно без прочных связей с христианским миром. К тому же, претензии на главенство церковной власти над светской были опасны для государства и самодержавца. Появилась необходимость утверждения приоритета светской власти. В силу этих причин государство инициировало церковную реформу, а царь активно способствовал ее развитию. Расширение связей с Украиной и греческим Востоком требовало введения одинаковой церковной обрядности во всем православном мире. Распространение книгопечатания открывало возможность унификации церковных книг. К реформе духовной сферы приступил патриарх Никон, занявший в 1652 году этот самый высокий пост в церковной иерархии. Стремясь превратить русскую церковь в центр мирового православия патриарх Никон начал реформу по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы. За образец были взяты греческие правила и обряды. Введение Соборного уложения в 1649 году он встретил отрицательно, поскольку на его основе вводилось светское правовое регулирование жизни общества. Никон ставил своей целью победу над светским мировоззрением. Реформы, проводившиеся в условиях массового народного недовольства, вызвали протест со стороны части бояр и иерархов церкви, которые боялись, что перемены в церкви подорвут ее авторитет в народе. Произошел раскол в русской церкви. Приверженцы старых порядков - старообрядцы - отказывались признать реформу Никона. Из старообряжцев выделился протопоп Аввакум. Наиболее мощно протест против церковной реформы проявился в Соловецком восстании 1668-1676 гг. Предводители старообрядчества протопоп Аввакум и его единомышленники были сосланы в Пустозерск и провели 14 лет в земляной тюрьме, после чего были сожжены заживо. Церковь пришла к выводу о необходимости разделения светской и духовной сфер деятельности. Россия двигалась к светскому обществу. Культура: В XVII в. начинается складывание всероссийского рынка. С развитием ремесла и торговли, ростом городов связано проникновение в русскую культуру и широкое распространение в ней светских элементов. Этот процесс получил в литературе название " обмирщения" культуры. Обмирщению русской культуры противилась церковь, видевшая в нем западное, " латинское" влияние. Московские правители XVII в., стремясь ограничить влияние Запада в лице прибывавших в Москву иностранцев, заставляли их селиться подальше от москвичей в специально отведенной для них Немецкой слободе. Во второй половине XVII в. было создано несколько государственных школ. В 1687 в москве было основано первое высшее учебное заведение –Славяно-греко-латинская академия. Здесь готовили священников и чиновников. В этой академии учился и М.В. Ломоносов. Большие успехи были достигнуты в области медицины, в решении практических задач по математике (многие умели с большой точностью измерять площади, расстояния, сыпучие тела и т.п.), в наблюдении за природой. В XVII в. созданы последние летописные сочинения. " Новый летописец" (30-е годы) излагал события от смерти Ивана Грозного до окончания смутного времени. В нем доказывались права новой династии Романовых на царский престол. Проникновение светских начал в литературу связано с появлением в XVII столетии жанра сатирической повести, где действуют уже вымышленные герои.(Служба кабаку, повесть о куре и лисе). Был создан придворный театр в Москве (1672), просуществовавший лишь четыре года. В нем играли немецкие актеры. Мужские и женские роли исполнялись мужчинами. Бродячий театр - театр скоморохов и Петрушки. Правительство и церковные власти преследовали скоморошество за юмор, обличавший пороки власть предержащих. Архитектурные сооружения XVII в. отличаются большой живописностью. Они асимметричны. Здания XVII в. многоцветны, декоративны. Особенно любили зодчие украшать затейливыми, непохожими друг на друга наличниками окна зданий.(Теремной дворец царя Алексея Михайловича в Кремле). Развитие древнерусской каменной архитектуры завершилось складыванием стиля, получившего название " нарышкинского или московского барокко. Для московского барокко характерно сочетание красного и белого цветов в убранстве зданий. Четко прослеживаются этажность построек, применение в качестве декоративных украшений колонн. В карнизах построек декоративные раковины. Обмирщение искусства с особой силой проявилось в русской живописи. Крупнейшим художником XVII столетия был Симон Ушаков. В его широко известной иконе " Спас Нерукотворный" хорошо заметны новые реалистические черты живописи: объемность в изображении лица, элементы прямой перспективы. 20) Реформы Петра 1: проблемы цивилизационного раскола и его влияние на историческую судьбу России. Начало модернизации в России связано с именем Петра 1 1682-1725(1672-1825). Модернизация-процесс реконструкции общественной системы, полной или частичной, с целью ускорения развития. Петровские реформы затронули практически все сферы жизни общества – хозяйственную, систему управления, социальные отношения, культуру, положили начало укоренению элементов нового, индустриального общества. Модернизация, начатая Петром, во многом определила характер преобразовательных процессов в будущем. Она проводилась при сохранении и даже усилении корпоративности и мощного государства с неограниченной властью монарха. Во втрой половине 17 века произошел переход от самодержавия от сословно представительной монархии к чиновничье-дворянской монархии, к абсолютизму. Абсолютизм это форма правления, при которой верховная власть в государстве полностью и безраздельно принадлежит монарху. Власть достигает наивысшей степени централизации. Абсолютный монарх правит, опираясь на чиновничье-бюрократический аппарат, постоянную армию и полицию, ему подчиняется и церковь как идеологическая сила. В России абсолютная монархия сложилась в ходе петровских реформ. В ходе реформ была произведена ломка старых структур управления и созданы новые органы власти, в основе которых лежали европейские образцы. Реформы проходили не по строгому плану, а отдельными указами, в перерывах между военными походами, что неизбежно сказывалось на самих реформах. Они были не всегда последовательны, растянуты по времени, не согласованы с наличными ресурсами. Политическим феноменом эпохи абсолютизма явл фаворитизм, обретение знач влияния на ход дел в гос ве благодаря особой близости к монарху. Реформы в сфере гос. управления:
Военные реформы:
Социально-экономическая сфера:
Церковная реформа:
Появление светского государства, светской культуры и образования, предпринимательства и элементов рыночных отношений формировало новую личность, с иной ментальностью, появлялась европейски ориентированная часть общества. В результате уже в Петровскую эпоху начался цивилизационный раскол русского общества («почва» и «цивилизация»), который сохранился на протяжении двух веков и стал причиной глубоких противоречий. «Почва» - это уклад в русском обществе, основные черты которого сложились в эпоху Московского царства (общинно-корпоративное устройство, вертикальные связи(община - власть), отношения подданства). Этот уклад тяготел к застою и развитие в нем шло медленно. С этим укладом была связана бó льшая часть общества – общинное крестьянство. «Почва» была базой для развития традиционной русской православной культуры – веры. Западный уклад или «цивилизация» был по объему мал и расширялся медленно, хотя на фоне почвенной России развивался динамично. Для большинства населения он был чужим, инородным, искусственно привнесенным. Его поддерживали лишь европейски образованная часть интеллигенции и собственники, которые работали на рынок. Для западного уклада было характерно постепенное разочарование в православии, ослабление влияния ортодоксального христианства, критика православных догматов и служителей церкви. Однако этот уклад не был атеистическим, не отрицал духовность, а стремился привести в соответствие духовные ценности с приоритетами цивилизации. Западный уклад имел сильные восточные черты. Между «почвой» и «цивилизацией» была пропасть, которая постоянно увеличивалась. Это практически два разных общества, со своей духовной жизнью, системой ценностей и культурой, тяготевшие к разным путям развития. Расколотость русского общества – один из важных факторов, определивших развитие страны на протяжении последующих трех столетий. Все остальные противоречия накладывались на этот глубинный раскол:
В послепетровской России не было лидеров общенационального масштаба, способных объединить, консолидировать разные части русского общества. Наследие Петра вызывает споры и неоднозначные оценки. Эта расколотость по цивилизационным предпочтениям ставила общество перед выбором:
Эта проблема решалась в течении 300 лет. Одни специалисты говорят что Петровские реформы привели к консервации феодально крепостнической системы, нарушению прав и свободы личности.Др утверждают что это круп шаг вперед по пути прогресса. В целом петровские преобразования носили прогрессивный характер.
21.Внешняя политика Петра 1 и изменения в геополитическом положении России
Выход к морям становился важным условием модернизации страны, и первоначально направление российской внешней политики было обращено на юг, к берегам Черного моря. В 1695 и 1696 гг. состоялись Азовские походы, целью которых было вытеснить из региона Османскую империю. Однако развить успех на этом направлении Петру не удалось.(причины: недостаточная военная сила, слабая выучка, отсутствие флота и надежных союзников). Потерпев неудачу под Азовом, Петр со свойственной ему энергией принялся за строительство флота. Флот строился на реке Воронеж у впадения ее в Дон. В 1696 г., блокировав Азов с моря, русские войска овладели городом. С целью закрепления русских позиций на Азовском море была сооружена крепость Таганрог. Петр понимал, что со взятием Азова война еще не закончена. С целью лучше узнать расстановку сил, укрепить положение России и союз европейских держав против Турции в Европу было организовано так называемое " великое посольство". В ходе " великого посольства" Петр убедился, что сложилась благоприятная внешнеполитическая обстановка в борьбе за Балтику, так как крупнейшие европейские государства были заняты предстоящей войной за испанское наследство (1701-1714) - борьбой за обширное владение в Европе и Америке в связи с отсутствием прямого наследника после смерти испанского короля Карла П. Главная цель – выход к Балтийскому морю, где доминировала Швеция. Петр хорошо понимал, что именно через Балтийское море возможно установление прочных связей с развитыми странами Европы. Своими силами это было трудно осуществимо, поэтому необходимы были союзники. В 1699г. был создан Северный союз, в который вошли Россия, Дания, Речь Посполитая, Саксония.Северная война России и ее союзников против Швеции продолжалась с 1700-1721 гг. В этой войне стоит отметить следующие этапы. Полтавская битва. Ранним утром 27 июня 1709 г. произошло решающее сражение между войсками Петра I и Карла XII(король Швеции) под Полтавой. К 11 часам русские войска полностью разгромили шведов. Полтавская победа, в результате которой были уничтожены сухопутные войска шведов, определила исход Северной войны. Она продемонстрировала возросшую мощь русской армии, укрепила международный авторитет России, на сторону которой вновь перешли Польша и Дания, а также Пруссия и Ганновер. Военные действия против Швеции продолжались еще 12 лет. Это объяснялось вынужденной войной с Турцией, а также необходимостью покончить с господством Швеции на море. Прутский поход. В 1710 г. при подстрекательстве европейских держав, прежде всего Франции и Швеции, Турция объявила войну России. На реке Прут в 1711 г. почти 130-тысячная турецкая армия окружила русские войска. Только вернув Турции Азов и разрушив Таганрог, Россия добилась перемирия. Карл XII возвращался в Швецию. Сражения на море. Центр Северной войны переместился на Балтику. В 1714 г. молодой русский флот одержал первую из своих замечательных побед (в битве при мысе Гангут). Гангутская битва дала толчок дальнейшему развитию русского флота, который вскоре вдвое превзошел шведский по количеству боевых кораблей. Шведы стали уязвимы и с моря. Ништадтский мир. В 1721 г. 30 августа в финском городе Ништадте был заключен мир между Россией и Швецией.К России отошли Эстляндия, Лифляндия, Ингерманландия, города Выборг и Кексгольм. Швеция сохранила за собой Финляндию и получила компенсацию за Лифляндию в размере 2 млн. ефимков (серебряных рублей). Кроме того, Россия завершила главную внешнеполитическую задачу, которую страна пыталась решить в течение нескольких веков – выход к морю. Россия прочно вошла в круг сильнейших держав Европы. Были установлены дипломатические отношения с ведущими странами. Сенат удостоил Петра чином адмирала. Каспийский поход. После окончания Северной войны было активизировано восточное направление внешней политики. В 1722-1723 гг. Петр предпринял Каспийский поход, цель которого заключалась в захвате транзитных путей для торговли с Индией и Китаем. Воспользовавшись внутриполитическим кризисом в Иране, Россия активизировала внешнюю политику в Закавказье. В 1722 г. она предприняла поход на Кавказ и Иран, в результате которого получила западный берег Каспийского моря с Баку, Рештом, Астрабадом. Дальнейшее продвижение в Закавказье было невозможно из-за вступления в войну Турции. Каспийский поход сыграл положительную роль в деле укрепления дружественных связей и сотрудничества между народами России и Закавказья, в борьбе против турецкой агрессии. В 1724 г. султан заключил Константинопольский мир с Россией, признав территориальные приобретения в ходе Каспийского похода. Россия со своей стороны признала права Турции на западное Закавказье. Итог. Таким образом, внешняя политика Петра I на протяжении более четверти века прошла путь от политики защиты национальных интересов до политики имперской экспансии. Именно при Петре была создана Российская империя, ставшая не только могущественной морской, но и ведущей европейской державой. Именно при нем формировалось имперское мышление. Мероприятия П1 в области внешней политики носили прогрессивный характер, так как они вели к расширению связей нашей страны с другими народами, способствовали укреплению Российского государства и его роли на международной арене, обеспечивали возможность для ускорения развития огромной территории.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1992; Нарушение авторского права страницы