Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Качественная и массовая пресса



Типология СМИ

Типология - это классификация предметов или явлений по общности каких-либо признаков. При изучении журналистики задача заключается в том, чтобы про­фессионально грамотно ориентироваться в тенденциях развития системы СМИ и уметь давать типологическое описание каждого конкретного издания или программы вещания. Сначала надо усво­ить некоторые методологические положения.

Во-первых, типологические признаки носят не формальный и не частный характер. Изменение хотя бы одного из них влечет за собой целую цепь преобразований в облике и содержании изданий. Так, если мы скажем, что газета отличается от журнала по объе­му, то должны будем увидеть взаимосвязь этой характеристики с рядом других признаков (периодичность, размер публикаций, ху­дожественное оформление и др.).Во-вторых, типология СМИ находится в зависимости от мно­гих внешних (социальных) и внутренних (журналистских) при­чин и факторов. К примеру, создание в 1970-е годы крупных про­изводственных объединений на базе отдельных предприятий вы­звало к жизни многостраничные еженедельники фирм, пришедшие на смену тоненьким фабрично-заводским газетам.

В-третьих, движение в типологии прессы происходит непрерывно. Это касается не только распределения средств информации по группам, но и самого набора критериев, принятых для описания изданий.

Наконец, еще одно предварительное замечание. В различных источниках можно встретить не совпадающие друг с другом типо­логические системы, причем нередко среди специалистов разго­раются жаркие споры о том, в каком порядке располагать факто­ры и признаки типологизации, какие из них важнее — то ли содержание, то ли цели, то ли ориентация на определенную аудиторию и т.п.

Параметры типологизации: Регион распространения. Принято классифицировать прессу по вертикальному принципу, в соответствии с административно-тер­риториальным устройством государства. Подчеркнем, что за осно­ву берется не место издания, а обслуживаемая территория. Иначе классификация будет некорректной. Если зона регулярного действия средства информации расши­ряется до международных масштабов, то оно получает статус транс­национального (или наднационального).

Следующий уровень — общенациональные СМИ (для нашей стра­ны — общероссийские, федеральные). Таковыми они становятся, если синхронно расходятся по всей территории страны или по преобладающей ее части.Конкретное содержание всякий раз вкладывается и в понятие «региональные СМИ». Это могут быть и издания, обслуживающие отдельные субъекты федерации (республики, области, Москву и Петербург), и периодика, рассчитанная на более крупную, исто­рически сложившуюся часть страны, отличающуюся природны­ми, экономическими, национально-культурными особенностями.

Под местной прессой в последние годы стали понимать глав­ным образом издания, выходящие в районах и городах областного (республиканского) подчинения. Существует и аналогичная сеть радиовещания. Удовлетворяя особые интересы жителей небольших населенных пунктов, этот тип СМИ имеет надежный потреби­тельский спрос.

В России получила распространение и муниципальная прес­са — сравнительно новые у нас газеты городских районов, волос­тей и малых населенных пунктов (в пределах полномочий муници­пальной власти). В то же время продолжают выходить газеты предпри­ятий, учреждений и учебных заведений.

В условиях конкуренции симпатии аудитории заметно перерас­пределяются в пользу региональных СМИ, что в большей степени характерно для печати и в меньшей — для телевидения. Это связа­но и с более полным учетом их редакциями запросов населения, и с относительно невысокой ценой «домашних» изданий.

Учредители. На этом фоне как небольшая группа воспринимаются партийные издания.

Со своей стороны определенные интересы в печати и на телевидении отстаивают и конкуриру­ющие между собой группировки бизнесменов. Поэтому описание прессы «по учредителю» полезно дополнять характеристикой групп влияния, связанных с редакцией через спонсорство, личные взаи­моотношения, совместную предпринимательскую и политическую деятельность. Впрочем, сложилась уже своеобразная типология крупнейших групп влияния и реальных собственников, фактически распоряжа­ющихся большинством российских СМИ: промышленно-финансовые группы (Газпром, ЛУКОЙЛ, «Проф-Медиа» В. Потанина и др.), пресс-монополии (так называемые медиаимперии Б. Бере­зовского, «Московского комсомольца», «Индепендент медиа», Издательского дома «Провинция», охватившего региональную прессу в десятках областей страны, и др.), администрация (в осо­бенности через соучредительство вместе с редакциями региональ­ных и местных изданий и владение большинством телеканалов).

Аудитория. В самом широком плане существует деление на СМИ для всех и обо всем и специализированные. В литературе прежних лет упо­треблялось наименование «общественно-политическая пресса». Сейчас же применительно к нашей прессе стоит употребить термин «универсальная газета» или издания общего профиля, предназначенные любой ауди­тории, без сегментирования, то есть разделения ее по какому-нибудь признаку. Под давлением условий существования редакции сами уточня­ют свою ориентацию, выбирая адекватные и привлекательные для публики определения. Так, в конце 90-х годов наиболее массовые по тиражу газеты («АиФ», «Комсомольская правда», «Труд») обозна­чили тематику публикаций как универсальную, политическими себя назвали только «Коммерсант-Daily», «Новые Известия» и «Правда». Специализированная периодика рассчитана на определенную аудиторию, что придает ей устойчивость на рынке, хотя в большинстве случаев и не сулит грандиозного всеобщего спроса. Роль ориентиров в этом случае играют со­циально-демографические характеристики (пол, возраст, образо­вание, уровень доходов, профессия, вероисповедание и др.). Однако специализация берет в расчет и более детальное сегментирование рынка. Так, узко на­правленная пресса издается для групп потребителей, объединен­ных по личным интересам (для автомобилистов-любителей - «5 колесо», для спортивных болельщиков — «Советский спорт», для поклонников и служителей сцены — «Театральная газета» и т.д.).

Социологические исследования показывают, что значительная часть журналистов плохо знает свою предполагаемую аудиторию. Огромный массив публикаций обращен к некоему абстрактному читателю. Это влечет за собой усредненный стиль материалов, без­ликость изданий и их похожесть друг на друга. Позволить себе рос­кошь рассчитывать на интерес всех слоев населения могут разве что ведущие общенациональные издания и программы вещания. Издательские характеристики. Имеется в виду весь комплекс сведений о периодичности выхода, тираже и распространенности, формате, объеме издания или программы. Это отнюдь не формальные атрибуты. Различают ежедневные издания, недельные, декадные, помесячные, ежеквартальные, а также не имеющие регулярной периодичности. Издания, выходящие в свет реже одного раза в год, не относятся к периодике. Формат обозначается стандартными параметрами. В вещательной журналистике этим словом обычно обозначается целостна модель программы или канала (например, музыкальный или ин формационно-музыкальный форматы). Для прессы установлен стандартные размеры страниц: А2, A3 и А4. Названные параметры обязаны своим проис­хождением размерам типографской бумаги, на которые настрое­ны печатные машины. С появлением возможнос­ти печатания тиража на зарубежной технике в издательское дело пришел новый формат - таблоид — он чуть меньше привычного A3. Таблоидный фор­мат можно встретить в еженедельниках газетного типа, новых тон­ких журналах, а также в газетах, генетически связанных со своими западными прообразами. В стандартных единицах измеряются и объемы передаваемой информации. На радио и телевидении это, естественно, хроно­метраж («получасовая передача», «пятиминутка новостей» и т.п.). В прессе для указания объема приводят количество полос (а не страниц, как говорят далекие от журналистики люди): четырехпо­лосное, восьмиполосное издание и т.д. Система СМИ. Разнообразные в типологическом отношении средства информации в совокупности образуют целостную систе­му журналистики. В структурном плане ее представляют три груп­пы средств информации: - печатная пресса: газеты, журналы, еженедельники (газет­ного и журнального типов), дайджесты, бюллетени, повременные календари; - аудиовизуальные СМИ - радио, телевидение (эфирное и кабельное), документальное кино, видеовещание; особую, про­межуточную подгруппу образует телетекст; - информационные службы — телеграфные агентства, реклам­ные бюро, пресс-службы, агентства по связям с общественностью, профессиональные журналистские клубы и ассоциации.

Расследовательская ж-ка

Достаточно долгое время понятие «журналистское расследование» в отечественной прессе и в науке о журналистике воспринималось как синоним журналистского исследования действительности. И в этом плане оно обозначало собой сбор материала, связанного с анализом различных проблем общественной жизни, подготовкой выступлений прежде всего в жанрах аналитической статьи, очерка, фельетона. И лишь с началом перестройки общества в обиход отечественной журналистики вошло то понимание журналистского расследования, которое на Западе уже обозначало определенный жанр журналистских публикаций.

Сравнивая современное журналистское расследование с публикацией какого-то иного жанра, например со статьей, корреспонденцией, очерком и т.д., в нем можно найти черты, роднящие его с этими жанрами. И все же полнокровное журналистское расследование трудно спутать с каким-то иным жанром. Своеобразие журналистского расследования как особого жанра определяется качествами, возникающими под воздействием предмета, цели, методов получения информации, особенностями изложения полученного материала.

Предметом журналистского расследования обычно становится наиболее «кричащее» негативное явление, не заметить которое невозможно (это в первую очередь различные преступления, «из ряда вон выходящие случаи», события, приковывающие внимание общества). Если такие негативные явления – результат определенных действий каких-то людей или их некомпетентности, халатности и т.п., то эти люди, как правило, принимают все необходимые меры для того, чтобы скрыть корни, причины происходящего.

Цель журналистского расследования прежде всего и заключается в том, чтобы определить эти корни, причины, обнаружить скрытые пружины, приведшие в действие некий механизм, породивший вполне конкретный результат. Основной вопрос, который задает журналист-расследователь: почему? Не менее важным для данного жанра является еще один вопрос: как? Причем ответ на второй вопрос занимает в расследовании обычно львиную долю времени (в ходе расследования) и места (в самой публикации).

Поскольку обстоятельства всевозможных преступлений или тайных акций часто тщательно скрываются, то это, разумеется, резко затрудняет расследование. В силу этого журналист может прибегать к методам получения информации, роднящим его, с одной стороны, со следователем, инспектором уголовного розыска, а с другой — с ученым-исследователем, если речь идет об исторических расследованиях, связанных с громкими делами давно минувших дней. Это родство проявляется прежде всего в скрупулезности изучения связи явлений, когда внимание уделяется каждой мелочи, способной пролить свет на происходящее, вывести журналиста на верный след.

Идя по этому следу, он часто ведет за собой и читателя, слушателя, зрителя. Именно это движение за путеводной нитью в темном лабиринте взаимосвязанных событий выступает канвой способа изложения полученного материала, что неизбежно придает любому журналистскому расследованию детективный оттенок. Однако в отличие от литературно-художественного детектива, в котором по мере разматывания следователем запутанного клубка событий на поверхности появляются все новые герои, в журналистском расследовании люди, с которыми общался журналист, которые дали ему информацию, очень часто даже не упоминаются. Конфиденциальность источников информации, по известным причинам, очень часто становится неизбежной, в то время как в публикациях других жанров необходимость сохранять в тайне источники информации обычно не имеет особого смысла.

Непременной чертой ряда журналистских расследований часто является присутствие самого автора в ряду действующих героев тех историй, о которых они ведут речь в публикациях. Рассказывая о том, как шло расследование, какие препятствия стояли на пути, какими открытиями, действиями, эмоциями оно сопровождалось, автор тем самым делает процесс расследования наглядным, впечатляющим, что явно отличает данный жанр от других жанров, например статьи. В силу того что, как уже говорилось, журналистское расследование приближается по характеру к тому расследованию, которое ведут правоохранительные органы, журналисту, его осуществляющему, необходимо позаботиться о доказательности «улик», на которых он строит свое выступление. Известно, что наиболее ценными являются достоверные сведения, полученные из близких к предмету расследования кругов (от бывших жен, друзей, сотрудников).

Часть необходимых первоначальных сведений журналист может получить из открытых источников – газет, журналов, теле- и радиопередач, библиотек, баз компьютерных данных, Интернета. В любом случае первоначальная информация может быть полезной, например, она может подсказать, где следует искать правительственные и другие документы (в каком министерстве, ведомстве, учреждении). Но, конечно, основной объем конкретных сведений, непосредственно связанных с предметом исследования, может быть получен в результате сложной и кропотливой работы с действующими источниками информации, включенными в изучаемую ситуацию.

В ходе расследования журналист прибегает к самым разным методам получения данных – наблюдениям, интервью, анализу документов и т.д. Одним из наиболее продуктивных методов является «перемена профессии» (журналист на какое-то время может стать продавцом на рынке, чтобы узнать, как действуют рыночные рэкетиры, или выступить в роли больного, чтобы выяснить, что творится в больнице, о которой плохо отзываются пациенты). Естественно, что собрать наиболее серьезные, наиболее тщательно скрываемые сведения, улики могут в полной мере только правоохранительные органы. Расследование, таким образом, предполагает тесный контакт журналиста с этими органами или с отдельными их работниками. Каким он будет, формальным или личным, зависит от обстоятельств, в которых ведется расследование. Как правило, милиция, прокуратура не заинтересованы в разглашении полученных сведений, поскольку это может негативно сказаться на раскрытии преступления. Кроме того, могут быть и причины другого плана, например нежелание органов «делиться славой» с журналистами или заинтересованность должностных лиц в определенном исходе расследования, в ряде случаев — коррумпированность правоохранительных органов.

Поэтому большинство необходимых сведений журналист может получить только неформальным путем – через своих знакомых, друзей, работающих в правоохранительной системе. Это затрудняет расследование, поскольку не всегда оказываются ясными все звенья цепочки, которую разматывает журналист. Поэтому заключения, которые он делает, должны касаться только того круга обстоятельств, которые точно установлены, иначе публикация будет иметь внутренние изъяны, недостаточность действительных доказательств, необоснованность обобщающих заключений.

Журналисту, ведущему расследование, стоит принять для себя в качестве закона совет, который дает в своем «Кратком руководстве по проведению журналистского расследования» известный американский журналист Майкл Берлин, много лет занимавшийся этим видом журналистского творчества в газете «Нью-Йорк пост»: «Никаких краденых документов. Никакой платы за информацию. Никаких незаконных проникновении на частную территорию, за исключением случаев, когда журналист готов нести за это судебную ответственность. И самое главное. Ни при каких обстоятельствах... не раскрывать источник информации».

Последнее обстоятельство предполагает, что журналист будет хранить все полученные им документы (письма, магнитные записи, фотографии и др.) в очень надежных местах. Они ни при каких обстоятельствах не должны передаваться властям, за исключением случаев, когда на это получено разрешение людей, предоставивших эти документы в распоряжение журналиста.

Намечая расследование, журналист должен вспомнить, что «нельзя объять необъятное». Необъятное – это те самые кричащие факты общественной жизни, которых, к сожалению, очень много. Будет правильно, если журналист сумеет определить не только самые актуальные из них в качестве предмета своего исследования, но и реально оценить свои силы, рассчитать возможности, шансы на успешное осуществление замысла. Переоценка своих возможностей не только приведет к невыполнению задачи, не только в какой-то мере дискредитирует журналиста как профессионала, но и может повредить установлению справедливости в том деле, которое он расследует.

Проводя расследование, журналист может получить достаточное количество ярких негативных фактов, касающихся того человека, чья преступная деятельность его заинтересовала. Эти факты могут быть самыми разноплановыми, значительно отклоняющимися от того основного направления, которое лежало в основе расследования.

Расследуя коррупционные связи правительственного чиновника, журналист может узнать и то, что тот развратничает, пьянствует, бьет жену и детей или употребляет наркотики. Такие факты не должны повлиять на содержание расследования. Автор должен рассказать аудитории о главном – о коррупционных связях чиновника. Именно они – предмет его выступления, именно они должны быть всесторонне рассмотрены и доказаны. Что же касается остальных неприглядных фактов, то они могут стать предметом совершенно иного выступления журналиста (возможно, совсем другого автора).

Журналист-расследователь должен быть всегда готовым к тому, что лица, о которых он ведет речь в своей публикации, будут защищаться, в том числе и с помощью суда. Поэтому очень хорошо, если автор расследования имеет в запасе, кроме уже опубликованных, другие факты, документы, свидетельства, подтверждающие правильность его выводов и утверждений.

Войнв 1812

Многие журналы были закрыты. Сохранилось 3 консервативных: " Русский вестник", " Чтение в беседе", " Вестник Европы".

Прокламации Растопчина для москвичей.

Походные типографии при штабах Кутузова и Барклая де Толли.

С октября 1812 года - журнал " Сын Отечества". Редактор - Н.И. Греч. Тираж 600-1000 экз. 1 раз в неделю. В № 5 " Послание к русским" Куницина, профессора Царскосельского лицея и Петербургского университета. Стихотворение Воейкова " К отечеству". Статьи о сопротивлении испанцев Наполеону, об освободительных войнах других народов.

С 1813 г. при журнале издавался " Политический листок" - хроника последних новостей.

С 1813 года - газета " Русский инвалид".

Ж-ка 1870-80 годов

Во второй половине XIX века в России происходят важнейшие процессы, модернизация. Жизнь стала иной, иными стали требования к издателям и редакторам. Многие современники отмечали новый фактор - коммерциализацию прессы, т.е. постепенный приход на смену " идейным" органам печати (имевшим своей основной целью воспитание общества), прессы, рассчитанной прежде всего или в значительной степени на коммерческий успех. Во главе новых изданий стояли предприниматели, мечтавшие сколотить состояние. Одной из сторон этого многогранного процесса было вытеснение журнала газетой, причем ежедневной газетой, ставшей лидером в системе печати, имеющей тиражи, о которых не могли и мечтать издатели 60-70-х годов. Итак, массовый читатель, начинающий приобщаться к чтению - мощный фактор, влияющий на развитие прессы. Вторая сторона процесса - появление новых материальных, технических возможностей в газетно-журнальном производстве, возможностей издавать газету каждый день и большим тиражом: чем больше тираж, тем меньше издержки.Успешно действовали Русское, Северное и Международное телеграфный агентства (владельцы – Краевский, Нортович, Трубников, Суворин). Среди столичных изданий в 70-е гг. выделяется группа газет либерально-буржуазного типа («СПБ ведомости», «Русские ведомости» и «Голос»).Важное место в публицистике начинают занимать публикации на религиозно-нравственную тему. Об этом пишут Достоевский, Вл.Соловьев, Розанов и другие. Растет количество издаваемых ежедневных газет. Как и раньше, все периодические издания делятся на три направления: - консервативно-монархическое (“Русский вестник”, “Московские ведомости”, “Гражданин”, “Новое время”); - либерально-буржуазное (“Вестник Европы”, “Голос”, “Санкт-Петербургские ведомости”, “Русские ведомости”); - демократическое (“Искра”, “Отечественные записки”, “Дело”). Первая была представлена изданиями Каткова, князя Мещерского, Суворина (“Новое время”). Они на страницах своих изданий защищали монархию и интересы высших слоев населения. Ко второй группе, помимо названных изданий относилась большая часть провинциальной прессы и массовых изданий для простонародья. Среди них было немало юмористических, театральных, спортивных и иллюстрированных еженедельников, которые вовсе не касались политических вопросов. Третья группа изданий защищала интересы трудящейся части населения. Лучшим среди них был журнал “Отечественные записки”. Санкт-петербургские ведомости – с 82 года в руках Корша, который привлек к участию в газете бойких молодых людей – Суворинаи Буренина, впоследствии известных публицистов. Не чужда либерализму. Поддерживала реформы правительства. Время от времени на ее страницах появлялись статьи представителей демократической интеллигенции, например, Стасова. Газета не желала отстаивать интерес народа ( доотстаивались, мля, в 1917, уроды), враждебно относилась к революционным методам борьбы с самодержавием. Лозунг « наше время – не время широких задач». Голос – Краевский, либеральная.показная оппозиционность. «Мы за деятельную реформу». Прекратилось в 84 гРусские ведомости 63 год. С 69 - ежедневно. Программа издания – ограничение монарха конституцией. Кр-во – ограничение податей, сложение недоимок, расширение кр-ких наделов. Мелкий кредит для зажиточных хозяев. Смягчение законодательным путем противоречий между рабочими и предпринимателями. Печатают «приключение с Крамольниковым» - Салтыкова-Щедрина. Произведение о тяжелом положении демократического писателя. 82 г – редактором становится Соболевский, не изменивший направления. Сотрудничают – Успенский, Плещеев, Чехов. Толстой - 91 год. Статьи: « помощь голодающим» и «Страшный вопрос» - разоблачение правящих классов и их вины в остром положении кр-ян.. За эту публикацию газета получает предупреждение. Русские Ведомости", например, являясь безусловно солидной газетой, выделяли немалую площадь под происшествия и судебные разбирательства, заботясь о своей репортерской части и о том, чтобы иметь оперативную информацию о пожарах, смертях и других происшествиях Вестник Европы» (1866-1918)

Русский ежемесячный журнал буржуазно-либерального направления, один из авторитетных и долговечных журналов России второй половины XIX в. Издавался в Петербурге в 1866 – 1918 гг. М. Стасюлевичем (по 1908), бывшим профессором истории Петербургского университета. В 1913 – 18 редактор – Овсянико-Куликовский. Публиковались произведения Тургенева («Новь», «Вешни воды»), Гончарова («Обрыв», «Мильон терзаний»), Салтыкова-Щедрина, пьесы Островского, стихи Толстого А. К. Печатались статьи видных литературоведов, историков, юристов, экономистов, ученых.

Историческое издание, ежеквартальное. С 1868 г. – ежемесячное. Первая часть отдавалась беллетристике и очеркам научного характера, вторая часть называлась “Хроника” и содержала внутренние и иностранные сообщения, литературные обозрения, библиографию. В этом журнале одно время печатался В.Стасов. В беллетристическом отделе печатались Салтыков-Щедрин, Гончаров, Тургенев, Островский, Мамин-Сибиряк и другие известные писатели. Немало произведений западных авторов было опубликовано на его страницах – например, Эмиля Золя. Поэзия была представлена стихами Фета, Плещеева, Апухтина, Полонского, а также декадентов Гиппиус, Минского. Печатались философские статьи Вл. Соловьева, мемуары Панаева, Анненкова, Буслаева, Гончарова, Софьи Ковалевской. В отделе науки выступали со статьями крупнейшие естествоиспытатели И.Сеченов, И.Мечников, А Бекетов. В своих выступлениях журнал ставит важнейшие вопросы современности, требующие скорейшего разрешения: крестьянский, финансовый, судебный, земский. Реформа школы, администрации. Одновременно он выступает против революционных методов борьбы, называет русских социалистов-революционеров врагами мирного процесса, “политическими убийцами”. Журнал был закрыт большевиками в 1918 г. “Русская мысль” (1880-1918)

Известное либеральное издание. Научный, литературный и политический ежемесячный журнал, издававшийся в Москве в1880-1918 гг. Основан В. М. Лавровым. До 1885 года придерживался славянофильской, затем с приходом в качестве редактора В. А. Гольцева – умеренно либеральной, пронароднической ориентации. Сотрудничали Чехов, Успенский, Короленко. После закрытия «Отечественных записок» в «Русской мысли» печатались Гаршин, Плещеев, Чернышевский, в 1890-1900 – Горький, Мережковский, Мамин-Сибиряк. В 1910 литературным отделом руководил Брюсов, критическим – З. И. Гиппиус. После революции 1905 года «Русская мысль» - орган кадетской партии. Закрыт Советским правительством как реакционный.. В 20-30 гг. издавался за границей.Это наиболее интересное издание своего времени по составу сотрудников. Здесь печатались ведущие профессора Московского университета: Семеновский, Ключевский, Костомаров, Миллер и другие. Выступали крупные земские деятели, публиковались талантливые публицисты Головачев, Венгеров, Вас. Немирович-Данченко. После ссылки с ним сотрудничал Чернышевский, редактировал отдел беллетристики Чехов. Печатались произведения зарубежных авторов – Г.Сенкевича и Э.Ожешко. Номер обычно состоял из двух частей. Первой - литературной и научно-популяной; второй – публицистической. Журнал отрицательно относился к идеям марксизма, даже отклонил одну из статей Ленина. Возникновение первых рабочих газет в России

Вместе с ростом промышленности и городов после реформы 1861 года развивается пролетариат. С нач. 70-х рабочее движение – ощутимая сила. 70 – первая рабочая забастовка, во второй половине – первые рабочие союзы. Однако официальная реакционная пресса до 85 года (год морозовской стачки) пыталась убедить общество в том, что рабочего движения в России нет. Предшественниками этого типа изданий можно считать народнические и рабочие издания 70-х гг.: газеты “Работник” (1875), “Рабочая газета” (1880-1881), журнал “Земля и воля” массовое иллюстрированное издание “Русский рабочий”, газета “Рабочий” (1885).

Первой русской революционной рабочей газетой была “Рабочая заря” (1880). Это орган Северного союза русских рабочих. Главное содержание его выступлений - требование политических прав для народа и борьба за эти права. Но главная задача газеты – служить центром консолидации революционных сил, призывать к объединению ради строительства лучшего будущего. Основные публицистические методы – пропаганда и агитация, задача – организация революционного переворота. Во главе издания стоял Степан Халтурин, известный революционер-террорист, погибший в 1882 г. Вышел единственный номер, большая часть тиража была арестована, разошлось лишь несколько экземпляров.Защита самой идеи свободного слова, говорилось о невыносимом положении рабочих, о необходимости борьбы за свои права, з аземлю.

Газету “Рабочий” (1885) издавала в нелегальной типографии группа Благоева, представлявшая партию русских социал-демократов и “Союз труда”. В ней сотрудничал Плеханов. Вышло два номера – в январе и в июле 1885 г. Главная идея номера содержалась в передовой статье - “Чего недостает трудовому народу? ”, “Чего добиваться рабочему народу? ”. Ближайшая задача издания – борьба за политические свободы трудящихся, более отдаленная цель – распространение политических знаний, чтобы народ стал вождем в борьбе с неправдой и окончательная победа над угнетателями. Причем борьба подразумевалась не только экономическая, но и политическая. Борьба за политические свободы, в чем «заключается самый насущный шаг к счастью рабочего народа». «Только рабочий народ может взять на себя все необходимые преобразования» С весны 55 года благоверцы поддерживают связь с группой Плехавнова « освобождение труда». Плеханов и Аксерольд пишут для 2 номера статью. Выпуск газеты приурочивался к каникулам студентов, чтобы они стали распространителями издания в провинции.»Современные задачи русских рабочих». Доказывал необходимость тесного сплочения пролетариата и самомстоятельной борьбы за экономич. И политич. Права. Издание не получило должной поддержки в рабочей среде. Больше рабочий не выходил.

Контент-анализ

Контент-анализ. Слово " контент" означает содержимое (или содержание)

документа. Контент-анализом называют метод сбора количественных данных об изучаемом явлении или процессе, содержащихся в документах. Под документом при этом понимается не только официальный текст (типа инструкции или правового закона), но все написанное или произнесенное, все, что стало коммуникацией. Контент-анализу подвергаются книги, газетные или журнальные

статьи, объявления и проч.

Этот метод используется социологами уже более ста лет. С его помощью изучалась религиозная символика и популярные песни, устанавливалась мера эффективности политических слоганов (лозунгов, используемых в выборных кампаниях), реклам и вражеской пропаганды, определялись особенности суицидального поведения и т.д.

Исследователь определяет категории анализа, т.е. ключевые понятия (смысловые единицы), имеющиеся в тексте и соответствующие тем дефинициям и их эмпирическим индикаторам, которые зафиксированы в программе исследования. После определения системы категорий анализа выбирается соответствующая им единица анализа текста – кодификатор. За единицу анализа может быть принято: а) слово, б) предложение, в) тема, г) идея, д) автор, е) персонаж, ж) социальная ситуация, з) часть текста, объединенная чем-то, что соответствует смыслу категории анализа. Затем устанавливается единица счета, т.е. количественная мера единицы анализа, позволяющая регистрировать частоту (регулярность) появления признака категории анализа в тексте. Единицами счета могут быть число определенных слов или их сочетаний, количество строк, печатных знаков и другое. Например: гос. Политика – номер 3, организация транспорта в городе – 17, моральные нормы – 32. Кодируем только то, что вербально и то, что есть в тексте.

Например. Ведомости позиционируют себя как аналитическую газету, но контент-анализ показал, что они не более чем просто комментируют. Любое издание занимает свою нишу, и чтобы понять конкурентов надо сделать контент-анализ и занять свободную нишу. Социологи понимают текст достаточно широко – как носитель, способ организации соц. информации, средство общения. Они рассматривают его как отражение отношений между общественными субъектами. В контент –аналитических исследованиях можно выделить ряд направлений:

- реконструкция по текстам внетекстовой реальности;

- выявление характеристик и текстов носителей социальной информации на разных каналах;

- изучение соц. состава субъектов, принимающих участие в обмене массовой информацией, доли их участия в обмене, характеристик текстов, создаваемых различными соц. субъектами;

- определение картины мира (знаний, ценностей, норм), распространяемых различными субъектами общественной жизни;

- оценка характеристик текстов с точки зрения их соответствия характеристикам аудитории;

- политико-социологический анализ информационного содержания (пресса – власть).

Контент –анализ в редакциях необходим для решения многих задач:

- анализ работы издания за определенный период;

- установление динамики развития издания путем сопоставления данных за разные периоды;

- определение объема внимания издания к различным сферам жизни общества;

- анализ содержания проведенных долгосрочных акций;

- сопоставление содержания издания с программой, заявленной во внутриредакционных документах;

- сопоставление содержания издания с запросами и интересами аудитории, выявленными в анализе почты или опросе;

- изучение редакционной почты, ее состава, типов обращения различных соц. групп в редакцию;

- определение вклада различных отделов редакции, сотрудников в содержание издания;

- анализ реакции различных организаций на выступление издания.

Из книжечки

Контент-анализ СМИ – это, может быть, единственный метод, в использовании которого всегда заинтересована сама редакция: она хочет знать, какими параметрами характеризуется продукт ее деятельности – совокупность номеров издания или публикаций по определенной тематике. Особенности данного метода как количественно-качественного изучения содержания текстов описаны в других главах нашей книги. Здесь важно указать на то, что его полезно применять в комплексном исследовании – при сравнении текстов с интересами аудитории, программирующими намерениями редакций, мнениями журналистов по поводу значимости освещения тех или иных проблем и т.п. На таком сопоставлении отчетливо видны нестыковки целей редакции с ожиданиями потребителей ее продукции. Но полученные при этом результаты интерпретируются неоднозначно: редакция может осознанно строить программу своего поведения в соответствии со специальными, отнюдь не «аудиторными» целями. Однако в этом случае ее работа вряд ли будет сколько-нибудь эффективной.Весьма продуктивным может оказаться применение контент-анализа для изучения наиболее (или наименее) читаемых, слушаемых, «смотримых» публикаций и предпочитаемых аудиторией моделей текста. Для этого нужно параллельно изучать и тексты, которые реально «вписаны» в информационный поток данного издания или программы и специально сконструированные материалы, реакция на которые прослеживается обычно в лабораторных условиях. В этом случае мы будем иметь дело с методами эксперимента и наблюдения.

и еще из книжечки

Основные требования к контент-анализу:

систематичность (содержание должно быть упорядочено в категориях, которые будут применены при исследовании),

измеримость (выраженность результатов в количественных показателях частоты употребления, объема и т. п., согласно проведенной кодификации).

Виды контент-анализа

По функциям:

поисковый – направленный на проверку выдвинутой гипотезы, выявление неизвестных тенденций;

контрольный – связанный с более точным определением уже известного (более или менее) содержания.

По характеру:

направленный, когда точно известно, что нужно измерять;

ненаправленный, когда исследователь действует интуитивно, не систематизируя заранее объекта исследования.

С-ма метоов ж-ского ТВ-ва

Сущность аналитической ж-ки

Ж-ка и наука.

Типология СМИ


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.062 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь