Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СЛАВЯНСКИЙ КРУГЛЫЙ ГОД. ПИСЬМА ИЗ ПРОШЛОГО



Письмо первое. ГОД КОНЧАЕТСЯ, А ЗИМА НАЧИНАЕТСЯ

Мой милый друг! Вот и стал на нашей речке лед, а за порогом избы постоянны холода. Только снега почти нет. Оттого особенно суровой и чужой всему живому кажется нынешняя зима. В эту пору особенно хочется согреть усталую душу письменной беседой с тобой.

Зимой в деревне меньше дел по хозяйству. Да и немногие светлые часы короткого дня сами собой ограничивают время работы. Зато как веселы и продолжительны зимние праздники! Однако, историческая судьба наша и здесь внесла свои поправки. И не весельем, печальным воспоминанием начинается первый зимний месяц. Живет в народе горькая присказка ”Вот тебе, бабушка, и Юрьев день”. Действительно, день памяти славного воина и святого защитника Русской земли Георгия(Юрия), приходящийся на начало декабря, соединился в народной традиции с большим разочарованием. В давние времена в этот день власть лишила крестьянина последней надежды хоть на какую-то свободу (каплю воли! ) для простого человека. В этот день было отменено право крепостных переходить к другому хозяину. Отныне они были обречены без всякого выбора терпеть муку и бесправие при самодуре-барине. И живет по сей день эта память, так как слишком часты подобные повторения в нашей истории.

Есть в декабре праздник, как бы открывающий нам крышку колодца, ведущего в глубины самых незапамятных времен. Это день Николы-зимнего - 19 декабря (по н. ст.). Никольщина - родовое пиршество с пивом и пирогами, великая складчина, так как одному хозяину и не осилить устройство такого грандиозного угощения для всех соседей. ”Ну, мужики, последний грош прониколили” - да нельзя отказываться, праздник уж больно важный. Никольщина слилась с древним языческим праздником обожествленного предка - Рода, одного из самых почитаемых у славян. Гуляли не меньше 4 дней. Особенно славили в эти дни стариков, основателей больших семей. А Николу в деревнях почитали не столько как христианского святого, сколько как мудрого старца, помощника в хозяйственных делах, доброго деда(чем-то даже близкого Деду Морозу, и на Зимнего Николу детишкам ночью под подушку клали подарки). Светлый был праздник. Только нынче не то что праздновать, а даже в глаза нашим деревенским старикам глядеть стыдно.

И все же чудесна зима в деревне на переломе старого и нового года! Сколько надежд, таинственных ожиданий связано с новым годом. И так хочется хоть немного заглянуть в будущее. Вот я и упросил наших женщин взять меня на свои вечерние предрождественские гадания. Вообще-то мужчинам там по поверью быть негоже, занятие это чисто женское(ох, и ведьмы они, наши женщины, все же по происхождению своему! ). Гадают зимой долго: и перед Рождеством, и на святки. Видимо, это время совпадет с брачным периодом древних наших доисторических предков. Поэтому основной вопрос зимних гаданий о женихе, о судьбе, о семье, далекой или близкой смерти. Ну и насмотрелся я, мой друг! В иной момент мурашки по спине: вроде и впрямь с какими-то неведомыми магическими силами вступаешь в общение. Гадают обычно в бане, в хлеву, на перекрестке дорог, возле реки, у проруби - и обязательно ночью в темноте. Много гаданий связано с домашними животными. Словом, кажется, что сама природа помогает ворожить. А каких загадочных, полных глубокого смысла подблюдных песен я наслушался! В каждой такой песне предсказание для той участницы гадания, чье колечко вынимают в тот момент из блюда, накрытого платком. А как жутко и весело подойти ночью к хлеву, просунуть руку в темное оконце и ждать: что руки коснется - гладкое или мохнатое (коли мохнатое - то быть замужем за богатым). Да, всего виденного и слышанного в эти вечера я тебе и не перечислю. Будто и впрямь побывал в сказке, прикоснулся к чудесам. И, ты знаешь, ожила душа, засветилась в ней надежда. И не потому, что поверил всем предсказаниям, а почувствовал, что чудеса можно самому сотворить.

А теперь жду - не дождусь святочных гуляний. Невероятное время! Жаль, что ты не сможешь всё увидеть. Это время с Рождества до Крещения по церковному календарю, а когда-то в древности пора зимнего солнцеворота - дни, когда всё позволено человеку, дни, когда можно дать выход всем чувствам, снять усталость, выплеснуть всё сдерживаемое целый год ухарство, бесовщину. ”Святки - время злокозненной нечистой силы над людьми”. И стараются люди, чтобы вся нечисть вышла наружу, надо ее обмануть - пусть не пристанет больше. Поэтому и ходят ряженые и куролесят взрослые солидные люди как подростки - и все прощается. Ряженых в любом доме (даже если среди ночи явятся) принимают как дорогих гостей, угощают и с собой дают. А иначе они нажелают несчастий дому, раскатают поленницу, заткнут печную трубу сушившимися на дворе половиками, приморозят водой ворота. Но даже если и сделают - хозяин только посмеется. А на следующую ночь сам пойдет с веселой компанией хулиганить по соседним дворам. а был у нас в деревне и совсем чудной случай. Договорились на святках парни (и сосед наш Егорка с ними ) идти на перекресток дорог за деревню и первого прохожего ударить в ухо. Жребий пал на Егорку - ему ударять. Ждут. Вот и прохожий показался. Подбегает Егорка - да это его отец домой спешит. Но уговор - дороже денег. Поклонился Егорка: ”Батя, прости ”и дал в ухо как было договорено. А отец и не рассердился вовсе, только потом Егорке тоже какую-то каверзу подстроил.

Да это еще что. На святки даже замужним женщинам разрешается от мужа погулять в свое удовольствие - и все прощается. ”Что за дикость” - скажешь ты. Я тоже так сначала решил, думал, что это все от варварства осталось. Но Агаша, соседка моя, все мне, непонятливому, просто объяснила. ”Это - как прививка, что предупреждает настоящую болезнь. Изведаешь свойства малого зла, святочного баловства, так к настоящему злу, к большому вредительству и интерес пропадет сказала она. А заканчивается все это разгульное буйство в прямом смысле охлаждением в ледяной купели - крещенскими купаниями в проруби.

А дальше уже рукой подать до Масленицы. Это уже совсем почти весна. Древний праздник проводов зимы и встречи весеннего солнца ( потому и блины пекут, что на солнышко похожи). Это праздник семейных родственных связей, когда ездят в гости к родне (”к теще на блины”), также и праздник поминовения умерших предков (родительская суббота, прощеное воскресенье). А сколько радости бывает в катании на лошадях, на санках с гор! Сколько таинственного смысла и древней символики в разнообразных играх вокруг жарко пылающих костров! Все это должно было подготовить человека к встрече с поднимающимся к зениту солнцем, с пробуждающейся природой, с началом как бы новой жизни. И как хочется поскорее сжечь чучело старой зимы. Доживем ли мы до этой светлой поры надежд и веры в лучшее? Что-то слишком часто я слышу теперь в разговорах наших женщин одну и ту же пословицу ”Не та беда, что на двор взошла, а та, что со двора не идет”.

Вот хотел тебя порадовать, повеселить своим письмом, да конец опять грустный вышел. Но то, видно, не я, а сама наша жизнь виновата. Прощай. Твой Н.

Задание 3.

При чтении текстов, включенных в 3 задание, необходимо обратить особое внимание на материалы, которые помогут подробно и доказательно раскрыть следующие вопросы:

1. Каковы общие черты и различия народных и церковных праздников и обрядов? Назовите религиозные и народные праздники, приходящиеся на весенние месяцы, дополняя перечисленные в тексте.

2. Какие народные песенные и поэтические произведения, исполняемые в зимнее и весеннее время, вы знаете? Какие обряды ими сопровождаются?

3. Назовите загадки, имеющие отношение к весне, и поговорки о любви, семье, рождении ребенка.

Письмо второе. ВЕСНА -- ЗАЖГИ СНЕГА.

Любезный друг! Трудно поверит, что в суете и безумии нынешней жизни ты не только помнишь обо мне, но и так живо интересуешься моей судьбой, моим здешним миром. Хотя именно таким как ты, во времена поругания лучших чувств искренних сынов Отечества - как не достает вам силы исконных традиций нашего народа, его мудрых обычаев, неколебимой веры и крепости духа.

Чем живем мы сейчас? У нас, друг мой, весна! И этим сказано все. Ведь не зря были когда-то времена в кои начало нового года приходилось на весну. Пробуждается все и вся, пробуждается жизнь, расцветает земля, и приходит надежда, и веришь вновь, что еще не поздно все начать сначала и добиться невозможного.

”Уж ты пташечка,

Ты залетная!

Ты слетай

За сине море

Да возьми

Ключи весенние,

Замкни зиму,

Отомкни лето! ” - выпевают чистые девичьи голоса. Как тут не поверить в счастье! Но не просто чуда и везения ждет весной крестьянин. Сейчас самое время действовать - ”весной день год кормит”. И то ли кажется, то ли и в правду в эту пору может человек соперничать с богами, вмешиваться в ход природных явлений. Не только вовремя обработать землю, обиходить скотину, но влиять на силы природы с помощью древних ритуалов. И верится в это - столько сил дает весна.

Первое, что можно и нужно делать крестьянину - это звать весну, торопить ее приход. Вот и закликают в марте ее, желанную гостью. Обычно в день Сорока мучеников (9 марта по старому стилю) или на Благовещенье (25 марта) девушки взбираются на холм или на крышу. На земле разводят костер, ходят вокруг него хороводом. И разбившись на группы, перекликаясь друг с другом, зовут весну, поют особые песни ”веснянки”. В них просьба принести с собой дары весенние, покончить с зимой. В некоторых областях России девушки призывают весну ранним утром, окунаясь при этом в прорубь.

Ускорить приход весны можно еще и так. Хозяйка дома печет особые булочки в виде жаворонков или других перелетных птиц. Чаще всего их делают тоже 9 марта, раздают ребятишкам, а те забираются повыше на дерево или на крышу с ”жаворонком” в руке. И с такой вот высоты выкликают: ”Жаворонки, прилетите к нам! Красну весну принесите нам! ”. И вроде мал человек, а какую веру в свою силу дает ему древний обычай - сама весна пришла на твой зов. И кажется, что быстрее тает снег, скорее согревается земля под весенним солнцем именно потому, что ты старался. ”Наивно”, - скажешь ты. Нет, мудро. Человек, с детства поверивший в свои силы, в свое умение творить доброе дело, - такой человек действительно способен творить чудеса. А унижением, осмеянием, бесправием воспитывают врагов и извергов.

Весна в деревне самое радостное и важное время в крестьянском году. Потому, наверно, и самый ответственный Великий пост и самый светлый христианский праздник - Пасха - тоже выпадают на весну, так как продолжают давние традиции еще языческой поры. Вот, например, Чистый четверг, четверг на последней неделе -Страстной седмице - Великого поста. Это день, с которым связано множество ритуальных обрядов. Когда-то, еще до христианской эры, этот день в восточнославянском народном календаре был первым днем Нового года. В этот день наши далекие предки ”приглашали” своих умерших пращуров к домашнему очагу, ”топили” для них баню, готовили специальные угощения. Не страшно ли такое общение с мертвыми? Нет, все это имело опять же глубокий смысл. Именно в начале нового годового цикла наши предки считали необходимым утвердить свою связь с прошлым, укрепить связь времен своим уважением к тем, кто жил на этой земле до тебя, кому ты обязан своим появлением на свет. И насколько более дикарями в этом смысле выглядим мы нынешние в сравнении со своими якобы нецивилизованными предками.

Чистый четверг отмечен так же многими обрядами очищения. Рано утром надо было успеть умыться водой из серебряной посуды или с положенным в воду серебряным предметом. В некоторых областях утром залезали на конек крыши и хлестали себя веником. Жгли в этот день костры из старой соломы и старых вещей, окуривали себя тлеющим можжевельником или перешагивали через костер из его горящих веток. Интересно, что после Пасхи и до Вознесения любимой забавой деревенской молодежи всегда были качали. Но и это, дошедшие до наших дней как забава, занятие имело изначально магический смысл. С его помощью тоже очищались: от зимы, от долгого пребывания в замкнутом пространстве избы в холодное время - очищались как бы самим весенним воздухом, подражая парящим в небесах птицам. Но после того, как закончен весенний сев, ни качаться, ни прыгать уже нельзя. Считается, что земле это тяжело, ее нельзя тревожить - она тяжела новым урожаем. Да, мой друг, у вас теперь к родным с таким вниманием не относятся - не то что к земле...

Из обрядов весеннего очищения известны и совсем древние. Так ранним утром в Чистый четверг хозяйка дома пока все спят нагая обходила с метлой в руках свое подворье. Этим она защищала свое жилище, всю семью от злых духов, от нечистой силы и просто от мышей, тараканов и прочих паразитов, чтобы не наведывались в дом целый год. Ах, любезный друг, возможно ты сочтешь меня излишне сентиментальным и впечатлительным, но перед моими глазами вновь и вновь возникает воображаемая величественная картина: красавица славянка в тумане весеннего теплого утра гонит метлой от нашего общего дома, от родной многострадальной земли всю нечисть, возвращая России чистоту и надежду.

”Весна, весна - пора любви...” как сказал поэт. И конечно же, множество весенних праздников и обрядов связано с ритуалом любовных игр, с молодыми. Весна, как сама любовь, как молодость - начало жизни. Один из таких обрядов - вьюнишник (от слова ”юный”) или окликания молодых. Заключался он в пении особых песен под окнами молодых супружеских пар, тех, что отгуляли свои свадьбы в прошедшем году. Песни напоминают колядки. В них поющие просят угощения, а в случае отказа грозят хозяйке потерей мужа или его изменой. За щедрые подарки желают благополучия и счастья дому и семье. Ты можешь опять подумать, что примитивны нравы и развлечения нашего народа. Что, мол, за веселье в обычном попрошайничестве? И опять ошибешься. В том-то и дело, что вроде игра, а по сути проверка для молодой семьи: какова молодуха в хозяйстве, умеет ли приготовить да угостить; волнует ли все еще супругов как в пору жениховства любовь своей половины, не стал ли в тягость муж, не опостылела ли жена? И сами молодые ждут такого испытания - кто же захочет при всем народе в грязь лицом ударить! Вот и получается, что простой старинный обряд сильнее и честнее любого подписанного невесть кем указа об охране семьи, что никем не исполняется.

Самым ярким завершением всех любовных весенних обрядов становится уже летний праздник Ивана Купала (конец июня). Ему предшествовал Семик (позднее этот праздник, связанный с поминовением усопших, слился с православной Троицей). На Семик девушки как бы вступают во временный союз с ведьмами (особенно русалками) чтобы задобрить их, узнать свою судьбу. Гадают с венками из цветов и березовых веток, пускают их по воде. На Ивана Купала союз с ведьмами расторгается. После ритуала задабривания жгут чучело Купальницы, напоминающее русалку, отправляют ее в дальние реки, чтобы эта нечистая сила впредь человеку не мешала, но помогала.

Древние славяне верили, что купальские дни - это такие таинственные времена, когда в некоторые мгновения раскрываются сами небеса. Если заметишь это, успеешь загадать желание, то оно непременно исполнится. В Иванов день раскрываются все чудесные силы природы и земли. Ночью из нее выступают сами собой спрятанные сокровища, самыми целебными бывают травы, а роса на них в этот день обладает необыкновенной жизненной силой (поэтому спешат ей умыться, обтереть все тело). В купальскую ночь на короткий миг расцветает волшебный цветок папоротника. Кто найдет его - становится ясновидящим, понимающим язык зверей и растений. На рассвете в этот день играет солнце, а все живое: люди, звери, растения понимают друг друга. По давним преданьям нельзя упустить необыкновенные возможности купальской ночи. Обязательно нужно для будущего счастья идти искать цветок папоротника вдвоем. И никто не осудит парня и девушку, если эту ночь они проведут вместе. Потому, что только так и можно и просто необходимо. Ведь нечистая сила именно в эту ночь особенно ретива: скрывает цветы, путает тропки в лесу, а одиноких заманивает русалками в омуты. Никак нельзя быть одному в купальскую ночь! И самое большое счастье ждет тех, кто встретит рассвет вдвоем. Вот так по народным поверьям лучше всего нечистой силе может противится именно сила любви.

Не было и нет места в народной жизни ханжеской морали. Но не было в ней и места самодовольной себялюбивой распущенности. И потому так естественно сочетались всегда в деревенском быту заботливое отношение к обманутой, обиженной злым человеком женщине (ей и дитя помогут растить, и в тяжелых работах пособят всем миром) с жестоким осмеянием и травлей (ворота дегтем мазали) легкомысленной девушки, что тешит свои прихоти и любовь понимает как развлечение.

Великая тайна зарождения новой жизни человека ли, растения ли переходит из весны в лето, соединяет весь живой мир, дарует крестьянину гармонию со всем, что окружает его в этом мире. ”Так уж устроен мир: если вспахал, то надо и сеять, и коли посеяно, то взойдет. А что взойдет, то и вырастет и даст плод и надо собрать урожай. И хочешь не хочешь, ты будешь делать то, что предназначено”. (В. Белов). Что это, мой друг, рабство свободы? Или высшее благо непротиворечия своей сути? Я думаю, что ты согласишься со мной, что лучше следовать вечным законам мирозданья, подчиняясь общинной справедливости, нежели быть рабом своих мелких страстей. И тем более рабом страстей неких недостойных людей, возвысившихся над остальными с помощью хитрости и лжи. А если тебе трудно сразу поверить моим словам, то решись, разорви привычный тебе круг забот. И я с радостью обниму тебя здесь среди дубрав на берегах тихих рек. И тогда ты сам сможешь убедиться в справедливости моих суждений, лучше поймешь свой народ, а значит и себя. Твой верный Н.

Задание 4.

При чтении текстов, включенных в 4 задание, необходимо обратить особое внимание на материалы, которые помогут подробно и доказательно раскрыть следующие вопросы:

1. Каковы исторические и мировоззренческие основы, определяющие отношение славян к земле и работам на ней?

2. Чем отличается летний период в традиционной жизни хлебопашца от такого же периода в жизни рыбака, скотовода?

3. Какие народные поговорки и пословицы о хлебе, земле, родине, вы знаете? Сравните славянские образцы народной мудрости по этим темам с похожими высказываниями других народов.

Письмо третье. КРАСНОЕ ЛЕТО НИКОМУ НЕ НАДОЕЛО

Мой бесценный друг! Кажется, еще вчера мы бродили теплой июльской ночью в нашей роще. Но, увы, промелькнуло лето, и все дальше в прошлое уходит наша встреча. Я несказанно рад, что обманулся в тебе и вновь обрел не просто друга, но и единомышленника. Однако, ты ждешь от меня отчета о нашей жизни, ставшей теперь уже и для тебя близкой и знакомой. И так, постараюсь вспомнить все, что было после твоего отъезда.

Ты, конечно, помнишь Петров день - праздник проводов весны и начала лета (3О июня по ст. ст.), петровские гулянья в рощах, качели, хороводы. Так же как и тебя, меня в свое время поразило, что праздник в честь христианского святого несет в себе столько древних языческих поверий и ритуальных действий. Все это сохранилось с тех времен, когда наши древние предки отмечали праздник утвердившегося в своей силе летнего солнца. Потому то и жарят на Петра яичницы и красят яйца в желтый солнечный цвет. До этого дня еще возможны весенние надежды, ожидание веселых гуляний. Но после него во всей своей мощи разворачивается летняя страда, и тут уже не до гуляний. Не зря наша соседка, известная теперь и тебе Агаша любит приговаривать (и с особенным ехидным удовольствием вслед своей снохе): ”Женское лето до Петрова дня, а потом баба и поплясала, да страда настала”.

Но я думаю, ты и сам успел заметить, что крестьянский труд для всякого нормального деревенского человека не в тягость. Ведь самой жизнью многих поколений был найден четкий ритм, целесообразная последовательность каждого дела в каждом дне и в каждом времени года. И ты сам видел, как на Козьму и Домиана (2 июля по ст. ст.) начинался покос. Тяжелая, вроде, работа. Но ”Кузьма и Домиан пришли - на покос пошли” - и это праздник, и трудное дело начинается как радостное веселое событие. День этот считается бабьим и девичьим праздником. И выходят женщины в луга ворошить скошенное мужиками сено в нарядных одеждах. А после работы устраивают ”ссыпчину” (то есть в складчину собирают угощение): для этого праздника нужна крупа для каши и битые куры на жаркое. И пируют всем миром. Но только после работы, причем не забывали отработать не только на себя, но и помочь семьям, оставшимся без работников. Такое непопулярное нынче у вас в городе понятие как честный труд - для крестьянина испокон веков норма повседневной жизни. Землю не обманешь, сам у себя не украдешь.

Рассказывал мне сосед, дед Прохор ( а он от своего деда слышал) такой случай. Умирая, один мужик наказывал своему сыну: ”Ешь хлеб с медом, первый не здоровайся”. Какое странное напутствие! Но странно оно только для городского бездельника. А мужик тот имел ввиду совсем не сладкую жизнь и непочтительное поведение. Дело в том, что тому, кто сам хлеб вырастил, хлеб этот покажется слаще меда. А тот, кто раньше всех в поле вышел, тот и будет лишь отвечать на поклоны только еще идущих на работу, проспавших раннюю зорьку, а не первым здороваться.

Наблюдая постоянно крестьянскую жизнь, я не перестаю удивляться ее мудрой устроенности. Помнишь, как ты недоумевал - зачем это летом, когда коровы с таким большим молоком от свежей травы, куры больше яиц дают - и вдруг Петровский пост с запретом на молочные продукты и яйца. Даже стал обвинять церковь в насилии над народом. Нет, дорогой мой, народ, пока он здоров как единое целое, невозможно заставить делать то, что ему во вред. И нам горожанам опять невдомек, что к сенокосной поре надо поднакопить продуктов для работников, да продуктов посытней (из молока, например, понаделать масла) - как поешь, так и поработаешь. Погода не ждет. А в сенокос именно она все определяет. Вот и надо много сил труженикам, чтобы успеть за немногие ясные дни и скосить и высушить. Ну и еще. У вас теперь в городе в моде разные импортные диеты и методики оздоровительного голодания. А наши предки еще когда знали, что временные воздержания в пище очень помогают здоровью и силы организма повышают. Вот и возникли посты перед важными и тяжелыми периодами крестьянских работ. и живет традиция, и помогает каждому новому поколению делать как лучше и не изобретать каждый раз снова колесо.

Не успел сенокос отойти, а уже и жатва близится. С Летней Казанской ( 8 июля по ст. ст.) в иных местах хлеба убирают. И опять рядом с трудной работой - праздник. Да еще какой! Поклонение хлебу, почитание его как главного богатства. Не случайно первый сноп ставили под образа. А саму жатву начинали часто к вечеру для того, чтобы в этот день никакой работы больше не делать. Перед жатвой работники проходили обряд очищения с мытьем в бане, с молитвой и другими ритуалами. ”Зажинками” (начало жатвы) руководит всегда либо хозяйка дома либо наиболее благочестивая женщина, у которой ”легкая рука”. Все магические действия перед началом были направлены на сохранение здоровья работников (заболеть в страду - всю семь на голод обречь), особенно против болей в пояснице. Были и специальные заговоры: ”Дай нам, Боже, легко жать, чтобы спина не болела, чтобы руки не слабели, чтобы ноги не немели и голова не горела”. Обрядовой пищей у нас на севере в это время считалась крутая каша из свежих ржаных зерен. Сам видел, как перед такой трапезой хозяйка каждого ударяла легонько ложкой по лбу и приговаривала: ”Будь сыт одной кашей! ”.

У соседки нашей, все той же Агаши, видел я и еще один обряд, связанный с зажинками. В это время принято вводить в семью молодую сноху. Она должна была сама сжать сноп, украсить его собственноручно сотканным холстом или вышитым полотенцем и поднести свекрови. А после работы вся семья прямо в поле приступала к ритуальному пиру. Как ты понимаешь, в такой ситуации молодухе просто невозможно, как говорится, пыль в глаза пустить новой родне. Тут уж всем сразу видно, что за работницу да рукодельницу выбрал в жены сынок. Вот так опять все разом и праздник, и труд, и воспитание.

Горячее время страда. Однако, даже в этот период есть дни, когда по традиции работать в поле запрещалось. Странно? Да нет, просто наши предки на многовековом опыте убедились, что надорвавшийся в непосильном напряжении работник - это упадок всей семьи, несчастье для детей, конец рода. Поэтому всегда тяжелый труд чередовался то с праздником, то с более легкой работой. Так, в Ильин день в поле не выходили и скот не выгоняли - молния может ударить. На Илью надо было подрезать соты и пчел перегонять. В этот же день был первый выезд на волков. На Марью в поле тоже не работали, а занимались в огороде и вынимали цветочные луковицы. А на Пантелеймона и не работали, и печей не топили, чтобы Палей не спалил хлеба и деревню. Но в этот день надо было собирать целебные травы. И получалось, что все очень разумно. Ведь если ушел в лес, в луга на такие сборы, да еще на весь день, то печь дома топить и не понадобится.

1 августа (по ст. ст.) наступает первый медовый Спас и новый пост - Успенский. И опять все разумно: как не оставить в это время прежнюю пищу, ведь идет основное заламывание сот и полезней подналечь на свежий мед. На первый Спас последнее купание в открытой воде. Возможно ты спросишь, а почему же и после не искупаться, если тепло будет? У крестьянина свой смысл. В этот день последний раз купали лошадей и скотину в реке или в озере, потому что позже это им уже будет во вред. А дальше - яблочный Спас (по церковному календарю Преображение Господне). Теперь можно было есть яблоки. Чувствую, что тебе так и хочется возмутиться: ”Опять какие-то предписания, указы. А если хочется по-другому? ” Да, мой милый, если человек не очень умен сам, то ему только и выжить, что при руководящем коллективном здравом смысле. И даже в случае с яблоками - я думаю, ты представляешь, что бывает, когда поешь их зелеными... Веками наши предки наблюдали за природой, определяли, когда что поспевает в саду и огороде. Вот и передали в обычаях нам, как неразумным детям, все это знания для нашей же пользы.

И, наконец, подошел основной летний праздник - ”Дожинки”. Сейчас этот некогда языческий ритуал слился с православным престольным праздником Успения Богородицы. Однако, очень заметно некое несоответствие лейтмотива Успения, как торжественно-печального события, и разгульного радостного обряда окончания страды в народной традиции дожинок. В деревнях в этот день вяжут последний сноп, украшают его и торжественно несут в дом. Здесь он простоит до Покрова. А потом - гулянье с хмельным пивом. Но и за гуляньем не забывали совершить целый ряд действий, имевших некогда магическое значение для будущего. Так бабы ложились спиной на жнивье и приговаривали: ”Жнивка, жнивка, отдай мою силку...”. Возвращавшихся с поля женщин парни поливали водой, что по поверью должно было предотвратить засуху на будущий год. И еще одно важное для будущего дело решалось в это время. Через две недели после дожинок - засылка сватов. ”С Успенщины не успеешь присмотреть жениха - зиму тебе в девках просидеть” - уже не раз наша Агаша этими словами понукает свою младшую дочку. И идет жизнь своим чередом.

Вот осень на пороге. Но это уже совсем другой рассказ, совсем особое время. Хотя, здесь, у нас, они все особые, ибо нет однообразия в жизни крестьянина при всей внешней, казалось бы, бессобытийности его существования. Да и сам посуди, что толку в ваших городских выдуманных сенсациях и якобы происшествиях. Что за великое дело когда один чиновник подложил свинью другому, один начальник отобрал кабинет у другого, а неизвестный еще жулик украл больше, чем известный и высокопоставленный деятель? Это ли разнообразие? А у нас каждый день иной, чем предыдущий. Вчера еще ласковое солнце, а нынче ветер и осенняя свежесть. Вчера еще зеленел лес, а сегодня уже первые огни зардевшихся осин. И даже, когда пойдут дожди - они каждый день иные. И не страшится, а лишь радуется душа этим переменам, и живет она, и дышит по-настоящему вместе с самой природой.

Возможно, ты укоришь меня за то, что в этом письме я писал все больше о событиях, связанных с землей и земледелием. Ты думаешь, что это не нужно горожанину? Да, только, и дитя понимает, что все в нашей жизни изначально от земли. А для славянина, землепашца и сеятеля, земля испокон веков - самое важное и великое. Неслучайно, никогда земля не была в нашем отечестве товаром - да и кто же торгует святынями! Владели ей всем миром - божество нельзя приватизировать. Почитали как мать-кормилицу - кто же продает мать! (Хотя были, как известно, во все времена свои христопродавцы, но как к ним относились и чем они кончали - все знают.) Именно ее, родную землю, брал с собой воин-славянин на битву, хранил в узелке на груди рядом с нательным крестом. Ей, землей, клялись в самых важных случаях ( а у наших деревенских мальчишек и сейчас еще услышишь: ”А не врешь? А ну, обещай верно, да ешь землю, чтоб без обмана”). Нельзя было плевать на землю так же, как в колодец. Нельзя было обижать ее небрежным отношением, запустением, не ухоженностью, замусоренностью (разве видел ты где в деревне нашей или возле нее свалки как у вас в городе, или неделями лежащий возле домов мусор? Это все «достижения» вашей «цивилизации»). Так у кого же как ни у крестьянина (настоящего, а не радиотелевизионного порождения убогой пропаганды) можно поучиться отношению к земле, а значит и к Родине?! Вот почему, мой друг, именно с таким письмом я обратился к тебе нынче. И ты знаешь, что можно и нужно верить простой жизни моих соседей, коренных деревенских жителей, потомственных крестьян. А если с ними опять забыли посоветоваться власти, когда кроили свои очередные убогие конституции, так им, властям, здесь не жить(а потом, они нынче есть - а завтра никто их не вспомнит). А дед Прохор, Агаша, Егорка - они навсегда. Да еще – «не в силе бог, а в правде».

Ну, будь здоров. Твой Н.

Задание 5.

При чтении текстов, включенных в 5 задание, необходимо обратить особое внимание на материалы, которые помогут подробно и доказательно раскрыть следующие вопросы:

1. Какие из осенних народных праздников объединяют языческие и православные традиции? (назовите и те из них, что не упоминаются в тексте).

2. Опишите подробнее свадебный обряд.

3. Какими видами рукоделия занимались славянские женщины? Какие из них были более распространены на северо-западе Руси? Опишите их.

4. Какие памятные даты отмечаются у нас в стране осенью сейчас? Что в современных осенних праздниках соотносится с народными традициями? Чем они принципиально отличаются?

5. О каких трагических событиях недавнего прошлого идет речь в тексте? Как эти события соотносятся с историческими традициями нашего народа? Приведите исторические аналоги ”за” или ”против”.

6. В каких народных высказываниях, на ваш взгляд, наиболее ярко и точно сформулировано отношение славянина к власти и государству?

 

Письмо четвертое. ТЕМНА НОЧЕНЬКА, НЕЯСЕН ДЕНЬ -- ОТ ОСЕНИ К ЛЕТУ ПОВОРОТА НЕТУ

Мой бесценный друг! Как долго для меня тянулось время, покуда я не мог писать тебе! Как истерзалась душа моя неизвестностью. Теперь, слава Богу, пришла хоть весть о твоем здравии. Не зря говорят: ”В Москву идти - голову нести”. Не скажу, что самое худшее позади, но ты жив и не сломлен - сейчас это главное. Надеюсь, что я не удивлю тебя, если вновь буду продолжать мой всегдашний рассказ о простой нашей крестьянской жизни. Не спрашивай ”зачем? ” - читай неспешно до конца и поймешь.

Дивное это время, крестьянская осень! Кончилась летняя страда. Полны закрома. Ясны небеса и золотоносны леса. Не зря в народе говорят: ”Осенью и воробей богат”. Нынче все было так же. Вот только в лесах и садах преобладал не золотой цвет, а багряный. Идешь по таким рдеющим осыпавшимся листьям как по кровавому морю. И страшно от этого дива. Зловещий свет пожарного зарева, казалось, вставал в листве нашей осиновой рощи, в листве дальней дубравы. И поверишь, что предчувствует природа наши людские беды. Вот только не всегда понимаем мы ее предсказания.

Для наших далеких предков осеннее время было полно особого символического смысла. Когда-то осенью начинался новый год. 1 сентября ( по ст. ст.) день Семена-листопроводца - первые осенины, начало бабьего лета, и начало церковного православного нового года. По древнему обычаю в старой Москве это был ”Судный день”, один из 3-х в году, когда суд вершил сам царь.

Кое-где по России и сейчас в первую ночь сентября принято бодрствовать и заниматься какой-нибудь работой (шить, вязать, что-то мастерить). Все это имело магическое значение: совершивший такой обряд мог быть уверен, что на всю осень и зиму без работы не останется. Вот так наши деды просили у высших сил не праздного отдыха, а дела как лучшей для себя награды. В деревнях на Семенов день очень важным считался обряд зажигания нового огня. И вот погашены в доме все источники огня кроме лампад у икон, а глава семьи древним способом ”вытирания” (трения) из дерева добывает огненную искру. И еще множество магический действий надо было совершить в этот день, чтобы все темные силы остались в прошлом. А если был готов новый дом, то новоселье справляли обязательно на Семена - всегда счастье будет в доме. В этот день мальчишек-трехлеток впервые сажали на коня. Женщины к Семену готовили основу на кроснах (ткацкие станки), чтобы именно 1сентября начать ткать.

Один из самых древних обрядов Семенова дня - похороны мух и тараканов ( свидетельством его древности является еще и то, что подобные ритуалы сохранились не только у славян, но и у наших соседей латышей тоже ). Смысл его в том, чтобы вся нечисть осталась в старом году и не мешала человеку. Постепенно обряд этот стал универсальным средством для ”истребления” всяческих паразитов и недругов, а не только насекомых. А у латышей даже сохранился обрядовый заговор. Привожу его тебе дословно (думаю, вдруг пригодится и нам и соседям): ”Где тараканы? - На свадьбе. - Что они делают? - Друг друга едят. - Пусть друг друга едят пока совсем не съедят! ”

На вторые осенины (8 сентября по ст. ст.) - в деревне опять большой праздник, слившийся позднее с важной церковной датой - рождеством Богородицы. Женщины рано утром выходят к реке или озеру с овсяным хлебом. Несет его старшая в деревне, а остальные - вкруг нее с особыми песнями. Потом хлеб разламывают, делят поровну между всеми, и хозяйки несут его домой, кормят им скотину, чтобы здорова была. А гулянье после этого тянется иной раз больше недели. Варят пиво, обязательно готовят разные мясные блюда. Эх, и хорош был нынче студень у нашей Агаши! Со вторых осенин начинаются осенние посиделки и вечерки - особые молодежные гулянки. И приближается Покров - самое время свадеб.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.065 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь