Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 3. Основные этапы становления европейской культурыСтр 1 из 2Следующая ⇒
Культура Средневековья. Пути развития средневековой культуры, Принципы и идеалы культуры Средневековья. Западноевропейское средневековье; образ мысли, образ жизни, образ деятельности. Университетское образование и ученость в системе христианской веры. Становление западноевропейских стилей: романский, готический. Возрождение и Реформация как новые духовные общности в европейской культуре. Гуманистические идеи о человеке и творчестве. Ценостно-смысловые основы культуры эпохи Возрождения. Вклад гениев эпохи Возрождения в мировую культуру. Культура Нового времени. Социально-культурные особенности эпохи и ее отражение в барочных формах. Формирование научной картины мира. Век Просвещения в европейской культуре. Новое мировоззрение. Идея культурного и социального прогресса. Интеллектуальные течения эпохи Просвещения. Стилевые тенденции эпохи Просвещения. Особенности культурной жизни европейцев XIX в. Философско-художественное воплощение европейской культуры первой пол.{XIX в.) –романтизм.Реализм и натурализм в европейском искусстве: предпосылки возникновение. Духовные искания в культуре Старого Света конца XIX-начала XX вв. Новаторские тенденции в культуре ХХ века. Тема 4. Теория и история российской культуры Становление и развитие культуры в эпоху русского Средневековья (10-16 вв).Секляризация культурной сферы в эпоху петровской, императолрской России (18-19 вв). Золотой век русской культуры. Соуиокультурные процессы рубежного периода русской культуры (Скеребряный век, конец 19- нач. 20 вв.). Основные этапы развития культуры в советский период. Особенности современной культурной ситуации.
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Литература
Основная 1. Кармин А.С. Культурология: Учебник/ А.С.Кармин, Е.С.Новикова.- СПб.: Питер, 2006.-464 с. 2. Костина А.В. Культурология: Учебное пособие.- М.: КНОРУС, 2010.- 320 с. 3. Кравченко А.И. Культурология: учебник.- М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007 4. Культурология: Учебное пособие/ Под ред. А.Н.Марковой.- 4-е изд.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- 400 с. 5. Романов Ю.И. Культурология: Учебное пособие.-СПб.: Питер, 2006.- 206 с.
Дополнительная 1. Ильина, Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник/ Т.В.Ильина. -3-е изд. -М.: Высш.шк., 2009. -407 с. 2. Ильина, Т.В. Русское искусство ХVIII века: Учебник/ Т.В. Ильина. -М.: Высш. шк., 2001. -399 с. История русской культуры: Учебное пособие/В.С. Шульгин, Л.В. Кошман, Е.К. Сысоева, М.Р. Зезина; Под ред. Л.В. Кошман. - 4-е изд. - М.: ДРОФА, 2003. - 480 с. 3. История русской культуры IХ-ХХ вв.: Пособие для вузов/ Мин. образов. РФ; В.С. Шульгин, Л.В. Кошман, Е.К. Сысоева, М.Р. Зезина; Под ред. Л.В. Кошман. - 5-е изд. - М.: Дрофа, 2004 Кожурин, К.Я. Духовные учителя сокровенной Руси: к изучению дисциплины/ К.Я. Кожурин. -СПб.: Питер, 2007. -320 с. 4. Кондаков, И.В. Культурология: история культуры России: Курс лекций/ И.В. Кондаков. - М.: ИКФ Омега-Л, Высшая школа, 2003. -616 с. 5. Костина, А. В. Культурология: электронный учебник / А.В. Костина. - М.: КНОРУС, 2009 6. Русская культура / А.Д. Волков, Б.П. Голдовский, Ю.А. Дмитриев и др. -М.: Издательство " Энциклопедия", 2007. -320 с. 7. Свешников, Б.Н. Духовная культура России: Учебное пособие. Курс лекций/ Б.Н. Свешников. -М.: РГОТУПС, 2004. -147 с. 8. Торосян, В.Г. Культурология. История мировой и отечественной культуры: Учебное пособие/ В. Г. Торосян. -М.: ВЛАДОС, 2005. -735 с. 9. Юдин, А.В. Русская народная духовная культура: Учебное пособие/ А.В.Юдин. -М.: Высш.шк., 1999. -331 с.
Конспект лекций по дисциплине «Культурология» Культурология как наука
Слово " культура" получило достаточно устойчивое употребление и широкое распространение лишь в XVIII веке. Однако появилось это слово в римской античности, где оно на латыни означало прежде всего " агрокультуру", то есть возделывание, обработку, " культивирование" земли. Этот первоначальный смысл в дальнейшем постепенно уступает место другому, связанному с личными достоинствами и совершенством человека, и в XVIII веке, вошедшем в историю под именем эпохи Просвещения, понятие культуры по сути ограничивается одной лишь духовной культурой. Главными становятся просвещенность, образованность и воспитанность человека. Что касается науки о культуре - культурологии, то она сложилась еще позднее, практически уже в нашем столетии. Конечно, культура изучалась и раньше. Примерно до середины XIX века этим занимались главным образом философия и история, затем к ним подключились другие науки - этнография, филология, антропологии и т. д. Одной из первых работ, прямо посвященных культуре, стала книга английского историка Э. Тайлора " Первобытная культура" (1871 г.). Значительный вклад в ее становление внес американский ученый Л. Уайт (1900 - 1975 ) своей книгой " Наука о культуре" (1949). Его заслуга состоит прежде всего в том, что он четко поставил вопрос о необходимости строгого определения предмета культурологии, тех явлений, которые должны входить в ее компетенцию. Обобщая сделанное до него, Уайт предложил выделить в культуре три подсистемы: технологическую, социальную и идеологическую. Первая содержит орудия производства и опосредует отношения между человеком и природой. Вторая охватывает межчеловеческие - экономические, нравственные, политические -отношения. Содержание третьей подсистемы составляют идеи, верования, мифы и знания. Из трех подсистем технологическая выступает в качестве определяющей. В настоящее время помимо теории Л. Уайта существует множество других концепций культуры и культурологии, опирающихся на самые различные методы и подходы. Все они - в зависимости от избранного подхода или угла зрения - могут быть сведены к несколькимосновным видам, поскольку единой и общепринятой науки на сегодня еще не создано. Первым из них является философия культуры, которую можно определить как общую теорию культуры. Философская культурология ставит перед собой задачу осознания, осмысления и объяснения культуры через ее наиболее общие и существенные черты. Она дает определение и понимание сущности культуры, ее отличия от природы, соотношения с цивилизацией и другими явлениями. В ее предмет входит рассмотрение структуры, функции и роли культуры в жизни человека и общества. Она выявляет ведущие тенденции в эволюции культуры, стремится раскрыть причины ее взлетов и падений, расцвета и кризиса и т. д. Вторым видом являетсяистория культуры. В той или иной мере историческая культурология также решает философско-теоретические вопросы. Однако главная еезадача - дать конкретное знание о той или иной культуре. Еепредметом может быть мировая, национальная или региональная культура, или же какая-либо эпоха, например - эпоха Возрождения. Она не столько объясняет, сколько констатирует факты, описывает события и достижения культуры, выделяя в ней самые выдающиеся памятники или имена авторов и творцов. Третьим видом выступает социологическая культурология. Она исследует реальное функционирование либо культуры в целом, либо имеющихся в ней субкультур - массовой и элитарной, городской и сельской, женской и молодежной. Ее интересуют происходящие сдвиги и изменения в культуре, их динамика, реакция на них тех или иных слоев общества. .В последние годы широкое распространение получили структурно-семиотические концепции культуры, опирающиеся на новейшие лингвистические и некоторые другие методы. Основные направления в изучении культуры сложились в философской науке уже в 19 веке. Среди культурфилософских концепций культуры можно выделить: - Философия культуры Шпенглера. Шпенглер сосредотачивает свое внимание на отдельных культурах, подчеркивая их индивидуальность, в основе каждой культуры лежит «душа». Выделяют несколько типов «душ»: аполлоническая – греческая культура, мистическая – восточная, фаустовская – европейская и т.д. Культура есть материальная оболочка, живое воплощение души, следовательно, проходит все возрастные стадии человека: детство, юность, возмужалость, старость, смерть=исчерпание «души» культуры=цивилизациям. Душа культуры, преломляясь в душах индивидуальных людей, которые с развитием цивилизации перестают питаться духовными ценностями, целиком сосредотачиваясь на практическом благоустройстве жизни. - Концепция Зигмунда Фрейда. Культура и бессознательное начало в человеке. Фрейд (английский психолог и врач) открыл в человеке бессознательное начало, в психике человека он выделял: «оно», «Я», «сверх-Я». «Оно» – это бессознательное начало человека, которое имеет бисексуальную природу и предназначено для удовлетворения природных потребностей людей (наслаждение, продолжение рода). «Я» – это разум и сознание человека, то есть то, что позволяет человеку жить в природе. «Сверх-Я» – это нормы и запреты социокультурного характера. «Сублимация» – это использование «оно» и его сексуальной биологической энергии не по прямому биологическому назначению, а в целях разума и культуры. Если имеет место сублимация, то влечение «оно» обретает форму влечения к познанию, искусству и высокому идеалу. - Концепция К.-Г. Юнга. Культура и коллективная бессознательность. Юнг открыл культурные истоки бессознательного, которые хотя и не имели природного характера, но передавались по наследству биологическим путем. Это бессознательное родилось на заре человеческой истории, в коллективном психическом опыте, следовательно, коллективное бессознательное. Первооснова его – архетип – это некое фундаментальное переживание, лишенное предметности, первосмысла (архетип стадности, огня, тени и т.д.). С развитием сознания пропасть между ним и бессознательным углубляется, если сознание не принимает опыта архетипа, то архетипы вторгаются в культуру в самых жестких и примитивных формах: массовые беспорядки, войны, психические эпидемии (фашизм, коммунизм). Выход – диалог культуры и архетипов, возвращение человеку утраченной гармонии с природой (Рерих «Живая этика»). - Концепция А. Тойнби. «Вызов» и «Ответ» – движущая пружина в развитии культуры: А. Тойнби (английский историк) занимался развитием мировой культуры, которую представлял как серию ответов, даваемых творческим человеческим духом на те вызовы, которые бросает ему природа, общество и внутренняя бесконечность самого человека. Если это происходит, то общество развивается, при этом возможны различные варианты ответов на одни и те же вызовы, что обеспечивает альтернативы культурно-исторического процесса. - Ценность как основополагающий принцип культуры (П.А. Сорокин). П.А. Сорокин (русский социолог и культуролог), проживший большую часть жизни в эмиграции в США, исходил из наличия прогресса в общественном развитии, полагал, что в основе культурных систем лежат определенно доминирующие ценности (ядро культуры), которые определяют ментальность, мировоззрение, философию, систему знаний и т.д. Выделял 3 типа: идеациональный, умозрительный, культура базируется на принципе иррациональности, ориентируется на небо, основывается на религии и морали (европейские культуры до XIII века, буддийская, культуры брахманской Индии); идеалистический – промежуточный, доминирующие ценности ориентируются как на небо, так и на землю (европейские культуры XIII-XVI веков); чувственная, доминирующий принцип – реализм. Ценности сконцентрированы вокруг повседневной жизни в реальном земном мире, происходит освобождение от религии и морали (европейские XVI-середина XIX). С исчерпанием творческих возможностей происходит смена ценностей, тем самым открываются новые творческие возможности. Культура – слово латинского происхождения. Его концепт, включает в себя три грани единого смысла: «обустройство того места, где живешь; прежде всего обработка земли, уход за ней; почитание богов, хранителей этого места; ; обережение богами людей, которые в таком месте живут и которые так хорошо поступают. К.З.Акопян, анализируя значение корня культура, выделяет три основных смысловых блока, выражающих мирское, светское и сакральное начало латинского имени cultura. Мирское начало доминирует в сельскохозяйственном» комплексе значений. Его основное содержание автор определяет как «возделывание сырого продукта». Далее идет сакральный комплекс; здесь доминирует культовый и обрядовый смысл – к нему восходят представления о культуре как начале религиозном. Еще один блок значений выражает «светское начало». Его содержание можно сформулировать как достижение большего уровня упорядоченности и оформленности явления. Все это задано в имени сultura. Принято считать, что понятие сultura впервые ввел в философию Марк Тулий Цицерон. Действительно, слово cultura до Цицерона употреблялось преимущественно в смысле возделывания земли, ухода за ней. Цицерон использует данное наименование как метафору: «Как плодоносное поле без возделывания не дает урожая, - писал он, - так и душа. Возделывание души ( cultura animi) – философия: она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к принятию посева и вверяет ей – сеет, так сказать, - только те семена, которые, вызрев, приносят обильный урожай». Однако понятие культура, обозначающее специфическую деятельность человека, возникло только в 18 веке. Именно в Новое время развивается концептуальное противопоставление Kultur и Natur. На рубеже 17-18 веков слово культура впервые освобождается от сопровождавшего его ранее дополнения в родительном падеже Постепенно утрачивается первоначальный агрикультурный смысл. Происходит универсализация термина. Слово культуры все чаще используется при характеристике процессов развития и совершенствования вообще. Начиная со 2-й пол. 18 в. термин «культура» стал широко использоваться в европейской философии и исторической науке. В это время культура стала рассматриваться как важнейший аспект жизни общества, связанный со способом осуществления человеческой деятельности, отличающим человеческое бытие от животного существования. Возникло несколько линий в разработке проблематики культуры. В первой из них культура представала как процесс развития человеческого разума и разумных форм жизни, противостоящих дикости и варварству первобытного бытия человечества (французские просветители); как историческое развитие человеческой духовности — эволюция морального, эстетического, религиозного, философского, научного, правового и политического сознания, обеспечивающих прогресс человечества. Так Иммануил Кант применяет Kultur в значении оппозиции грубости, варварству. Особенно интересна концептосфера культуры у немецкого просвещенца Иоганна-Готфрида Гердера, изложенная в его книге «Идеи к философии истории человечества». Вот как он пишет о культуре в своем Предисловии: «Нет ничего менее определенного, чем это слово - культура – и нет ничего более обманчивого, как прилагать его к целым векам и народам. Как мало культурных людей в культурном народе! И в каких чертах следует усматривать культурность? И способствует ли культура счастью людей? » Эти интригующие вопросы, а также другие, не менее занимательные, например, откуда берет начало культура, существует ли единое универсальное понятие культуры, является ли Европа ориентиром для всех народов к культурном развитии рассматриваются в книге Гердера. Вторая линия акцентировала внимание не на поступательном историческом развитии культуры, а на ее особенностях в различных типах общества, рассматривая различные культуры как автономные системы ценностей и идей, определяющих тип социальной организации (неокантианство — Г.Риккерт, Э.Кассирер, М.Вебер). В дальнейшем эту линию продолжили Н.Я.Данилевский, П.А.Сорокин, А.Тойнби, О.Шпенглер. Вместе с тем было расширено понимание культуры путем включения в нее всего богатства материальной культуры, этнических обычаев, разнообразия языков и символических систем. Понятия культуры и цивилизации часто не различаются и воспринимаются как тождественные. Они действительно имеют много общего, но вместе с тем, между ними существуют и заметные различия. По времени термин " цивилизация" возник гораздо позднее термина " культура" - лишь в XVIII веке. Его автором, по одной версии, считается шотландский философ А. Фергюсон, который разделил историю человечества на эпохи дикости, варварства и цивилизации, имея в виду под последней высшую ступень общественного развития. Согласно другой версии, термин " цивилизация" был придуман французскими философами-просветителями и использовался ими в двух смыслах -широком и узком . Первый из них перекликался с тем, который вкладывал в него Фергюсон, и означал высокоразвитое обществo, основанное на началах разума, справедливости и религиозной терпимости. Второй смысл тесно переплетался с понятием " культура" и означал совокупность определенных качеств человека - незаурядного ума, образованности, изысканности манер, вежливости и т. д., обладание которыми открывало путь в элитарные парижские салоны XVIII века. Все многообразие точек зрения на соотношение культуры и цивилизации в конечном счете можно cвести к трем основным. В первом случаепонятия цивилизации и культуры выступают как синонимы, между ними отсутствуют сколько-нибудь существенные различия. В качестве примера можно указать на концепцию авторитетного английского историка А. Тойнби, спорый рассматривал цивилизацию в качестве определенной фазы культуры, делая акцент на ее духовном аспекте и считая религию главным и определяющим элементом. Во втором случаемежду культурой и цивилизацией обнаруживаются как сходства, так и важные различия. Подобного взгляда, в частности, придерживался французский историк Ф. Бродель, у которого цивилизация составляет базу культуры, выступая в качестве одного из элементов, образующих совокупность прежде всего духовных явлений. Наконец, сторонники третьего похода резко противопоставляют культуру и цивилизацию. Наиболее ярким примером в этом плане может служить теория немецкого культуролога О. Шпенглера, изложенная им в книге " Закат Европы" (1918 - 1922), согласно которой цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой. Цивилизация следует за культурой, пишет Шпенглер" как ставшее за становлением, как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием, как умственная старость и окаменевший мировой город за деревней и задушевным детством". Культура, по его мнению, представляет собой живой и растущий организм, она дает простор искусства и литературы, для творческого расцвета неповторимой личности и индивидуальности. В цивилизации нет места для художественного творчества, в ней господствует техника и бездушный интеллект, она нивелирует людей, превращая их в безликие существа. Культура по отношению к обществу выполняет несколько жизненно важных функций, без которых само существование человека и общества невозможно. Главной из них является функция социализации, или человекотворчества, то есть формирования и воспитания человека. Культура при этом действительно выступает в качестве " социальной наследственности", которая передается человеку и значение которой нисколько не меньше, чем биологической наследственности. Второй функцией культуры, тесно связанной с первой, является « познавательная, информационная». Культура способна накапливать разнообразные знания, сведения и информацию о мире и передавать их от поколения к поколению. Она выступает как социальная и интеллектуальная память человечества. Не менее важной является регулятивная, или нормативная функция культуры, с помощью которой она устанавливает, организует и регулирует отношения между людьми. Эта функция осуществляется прежде всего через системы норм, правил и законов морали, а также правил, соблюдение которых составляет необходимые условия для нормального существования общества. С уже названными тесно переплетаетсякоммуникативная функция, которая осуществляется в первую очередь с помощью языка, являющегося главным средством общения людей. Наряду с естественным языком все области культуры - наука, искусство, техника - обладают своими специфическими языками, без которых невозможно овладение всей культурой в целом. Знание иностранных языков открывает доступ к другим национальным культурам и всей мировой культуре. Еще одна функция - ценностная, или аксиологическая -также имеет большое значение. Она способствует формированию у человека ценностных потребностей и ориентаций, позволяет ему различать хорошее и плохое, добро и зло, прекрасное и безобразное. Критерием таких различий и оценок выступают прежде всего нравственные и эстетические ценности. Особого выделения заслуживаеттворческая функция культуры, которая находит выражение в создании новых ценностей и знаний, норм и правил, обычаев и традиций, а также в критическом переосмыслении, реформировании и обновлении уже существующей культуры. Наконец, важное значение имеет игровая, развлекательная, или компенсаторная функция культуры, которая связана с восстановлением физических и духовных сил человека, проведением досуга, психологической разрядкой и т. д. Существует два основных подхода в типологии культуры: - изучение культуры в пространстве (синхрония); - изучение культуры во времени (диахрония). Термин «синхрония» обозначает состояния и процессы, одновременно происходящие в культуре всего человечества на каком –то этапе его развития. Словом «культура» в синхронном (географическом) плане могут объединять самые различные группы людей – от весьма малочисленных (культура племени) до миллиардных (культура Запада). При этом объединяющими факторами с разной степенью значимости могут быть расово – этнические, языковые, хозяйственные, образа жизни, территории, общего менталитета и многие другие. Диахронный, т.е. исторический подход выдвигает перед исследователями две проблемы: во–первых, предложить соответствующую периодизацию культурного процесса; во-вторых, вскрыть механизмы, позволяющие культуре не только развиваться, но и постоянно наращивать свой потенциал. Например, Исторические типологии, где основанием является специфика и своеобразие культуры в историческом развитии. В исторических типологиях исследователями используются в основном два принципиально разных подхода: «линейный» и «циклический». В первом случае историко–культурный процесс представляется как непрерывное поступательное движение от простого и менее совершенного к более совершенному и сложному, что находит выражение в идее «прогресса». Второй подход, характерный для современных культурологов, заключается в том, что они отрицают идею прямолинейного прогресса и мыслят историю как постоянное возвращение на новом уровне к некогда уже испытанным культурным формам. Рассмотрим основные исторические типологии. Одной из самых распространенных периодизаций культурного развития человечества была основана на марксисткой теории общественно-экономических формаций (XIX в.). В соответствии с формационной теорией принято различать следующие существовавшие в истории типы культур: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и в перспективе – социалистическую и коммунистическую. В основе каждой из этих формаций, а следовательно, и культур, лежат определенные производительные силы и экономические отношения, а в качестве движущей энергии в большинстве из них выступают классовая борьба и революции. Впервые представление о различных и самостоятельных «культурно-исторических типах» было предложено русским ученым Н.Я.Данилевским в книге «Россия и Европа» во второй половине XIX века. Его теорию «локальных», «замкнутых» цивилизаций в дальнейшем продолжили немецкий историк и социолог О. Шпенглер (1880-1936) и английский историк А. Тойнби (1889-1975). Согласно их представлениям, в культуре как основе общественно –исторического развития, самостоятельно органически существуют отдельные «замкнутые культуры. Культурный мир последних тысячелетий в этом контексте рассматривается как «россыпь» локальных цивилизаций, практически не связанных между собой. Н.Я. Данилевский выделял 10 культурно-исторических типов культур, О. Шпенглер насчитывал 8 таких культур, А. Тойнби – 21. Наиболее распространенной типологией является схема, утвердившаяся во второй половине XIX века в истории, этнографии, археологии и других науках: Архаика – Античность – Средневековье – Новое время – Новейшее время. Эта схема основана на формационном принципе, т.е. каждая социокультурная эпоха соответствует определенной формации (первобытнообщинная, родовая феодальная, капиталистическая, коммунистическая). Немецким социологом, историком М. Вебером (1864-1920) были предложены абстрактные идеальные типы, представляющие собой не объективно существующую социокультурную реальность, а образ – схему. М.Вебер различал три «чистых» типа господства: - рациональный тип – правовой, который характеризуется подчинением закону; - традиционный тип – основывается на святости существующих обычаев и законов; - «харизматический» тип (харизма – качества личности) – когда качества какого-либо человека позволяют вдохновлять и увлекать за собой людей (Будда, Наполеон, Петр Великий, В.И. Ленин и др.). М. Вебер считал, что абстрактные модели позволяют изучать множество явлений культуры на количественной основе. Немецкий мыслитель К. Ясперс (1883-1969) в качестве центральных понятий выдвигал «единство истории», «единство человечества», «единство культуры». Ясперс настаивает на том, что человеческая культура имеет общие истоки и единую цель. Весь путь становления культуры философ разделяет на четыре последовательно сменяющих друг друга периода: - доистория – время создания человека, его биологических свойств, накопления навыков и духовных ценностей; - древние культуры – связан с возникновением почти одновременно в трех областях земного шара древних архаических культур (шумеро – вавилонская, египетская, эгейская), когда человек становится человеком; - «осевое время» - духовное освобождение человека, которое происходило одновременно и независимо (в Китае, Индии, и т.д.) с 800 по 200 г.г. до н.э. В это время были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий; - технический век – начинается с конца Средневековья. Это время создания принципиально новых информационных и других технологий, открытие новых источников энергии.
2. Основные этапы становления европейской культуры |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 870; Нарушение авторского права страницы