Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Теория и история русской культуры



Мировая история – это параллельное становление двух типов цивилизаций: западной (возникшей в бассейне Средиземноморья) и восточной (традиционной). Проблема определения русской цивилизации была поставлена в 30-е годы XIX века П.Я. Чаадаевым. Эти проблемы были поставлены в «Философских письмах», автор относит Россию к культурной периферии, признавая Запад культурным центром, идеализируя Запад он признает его чуждым русской культуре. В своем самом известном первом письме Чаадаев сформулировал отличительные черты российской цивилизации: мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку и у нас нет традиций ни того, ни другого, при этом исключительность русского народа объясняется тем, что «мы принадлежим к числу тех наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют лишь для того, чтобы преподать миру какой-нибудь важный урок». Чаадаев упрекает русскую нацию в неизжитом духовном кочевничестве, в слепом, поверхностном и очень не искусном подражании другим нациям. Более того, Чаадаев приходит к выводу в «Философских письмах», что в русской культуре есть нечто враждебное истинному прогрессу, то есть существует начало как бы ставящее Россию вне всемирной истории, вне логики, вне развития мировых цивилизаций. По существу феномен Чаадаева представлял собой в свернутом виде культур-философскую дилемму западничества и славянофильства. Таблица 2.

И «западники» и «славянофилы» были идеалистами: одни идеализировали Запад, другие – Россию, но и те и другие предполагали заведомо утопические пути разрешения реальных проблем русской культуры. В конечном итоге «западники» и «славянофилы», несмотря на противоположность их взглядов, могли существовать только в паре, так как это была особенность русской культуры, ее бинарная смысловая сущностьÞ евразийство, которое впитало эту двойственность. Таблица 3.

Периодизация русской культуры.

I этап (допетровский).

Период 1. Домонгольская культура (IX-XII века). В этот период происходит формирование древнерусского государства (882 год) + унификация политической жизни + складывание культурного целого. Русская культура складывается как городская (гардарика= так называли Россию в Западной Европе)Þ высокий уровень развития письменности, градостроения.

998 год – принятие Христианства, для культуры имело усиление восточных элементов (восточный вариант Христианства), обозначился изоляционизм от латинской Европы. Бинарность русской культуры (в отличие от Западной Европы, где Христианство распространялось снизу вверх, в России оно распространялось сверху внизÞ на протяжении всей русской культуры существование синкретизма, то есть элементов и Христианства и язычества).

Период 2. Культура периода ордынского нашествия (XIII-XIV века). Усиление восточных тенденций в русской культуры, особенно в государственно-политической.

Период 3. Постордынский (XV-XVII века). Образование единого русского государстваÞ национальная консолидация + рост национального самосознанияÞ рост, подъем русской культуры + одновременное мощное европейское влияние (конец XV-XVI века – расцвет, русское возрождение. XVII – кризис средневековой культуры и мировоззрения, нарушение единства русской культуры + нарастание западноевропейских светских элементовÞ жанровая и стилистическая эклектика.

II этап. Постпетровская культура.

Период 1. XVIII век. Переход от древнерусской культуры к культуре нового времени. Начало положили петровские реформы, главный смысл которых заключался в секуляризации (отмерщение, светскость)Þ возникновение двух культур: светской и религиозной; центральной и периферийной; официальной и народной. Вторая половина XVIII века ­– русское просвещение.

Период 2. XIX век – классическая русская литература. Зрелость, национальная самобытность. Дала наибольшее количество достижений, признаваемых классическими (то есть эталонными для данной культуры). Первый классик – Н.М. Карамзин. Складывание классической русской литературы (Пушкин, Лермонтов, Толстой, Достоевский), музыки (Чайковский, Глинка), живописи (Репин). В этот период складывается идейно-политическая конфронтация: консерваторы, либералы, радикалы, НО русская бинарностьÞ либералы не прижились. Именно бинарность русской культуры обозначила дальнейшее развитие и противоречивое разрешение в XX веке, что приведет к революции, мировой войне и ужасам тоталитарного режима, который парадоксальным образом выразит идеал всеединства русской культуры.

Русское возрождение.

Конец XV – середина XVI веков – расцвет русской культуры, который специалисты обозначили как русское возрождение. В этот период обозначились новые черты: апелляция к разуму и знаниям; секуляризация (обмирщение, светскость) общественного сознания; новое, радостное ведение мира. Тем не менее, русское возрождение имело свои отличия. Таблица 4.

 

Русское возрождение совпало с двумя важными процессами, происходящими в российском государстве: а) становление единого русского государства с центром в г. Москве б) оформление русского этноса (особенности языка, культуры).

Философская мысль.

Секуляризация общественного сознания обозначилась, прежде всего, во множестве еретических движений, а все центральные вопросы общественной мысли сфокусировались в философской дискуссии иосифлян и нестяжателей. В центре дискуссии – вопросы о том, каким должно быть русское государство, его структура и место церкви в государственной иерархии. Таблица 5.

Реформы Петра и их влияние на русскую культуру. Петровские реформы положили начало переходу от древнерусской культуры к культуре нового времени. Главное содержание петровских реформ составили секуляризация и европеизация русской культуры, что разрушило ее целостность и породило в ней сложные неоднозначные процессы. Петровские реформы расчленили некогда единую синкретичную «культуру – веру» на культуру и на веру, то есть на две культуры: культуру светскую и религиозную (духовную). При этом религиозная часть культуры уходила на периферию, а новообразовавшаяся светская культура укоренилась в центре. Реформы изменили основные установки в концепции мира русского человека. На место красоты была поставлена польза, приоритета слова – приоритет вещи, церковной книжности – светская книжность, плетению словес (литературный стиль) – деловое письмо.

Петровские реформы принесли немыслимые для традиционной русской культуры явления: библиотеки, общедоступный театр, кунсткамеру, академии наук, парки, парковую скульптуру, дворцовую архитектуру. Преодолевая статичность русская культура начала проникаться принципом историзма: история отныне не стала восприниматься как застывшая вечность, как предопределение, а стала рассматриваться как результат деятельности людей, итог их сознательных поступков, как поступательное движение мира от прошлого к будущему. Петровские реформы носили противоречивый характер, это было обусловлено тем, что одна часть страны еще находилась в средневековье, а другая шагнула в новое время. Посланные на обучение за границу молодые дворяне (прообраз будущей интеллигенции) составляли очень тонкий слой европейско-образованных реформаторов во многом оторванных не только от большинства населения, но и от жизни своего класса. Помимо социокультурного раскола, порожденного секуляризацией, петровские реформы заложили еще две конфронтации в русском обществе:

- между просвещенным меньшинством и непросвещенным большинством;

- между прозападнически настроенными реформаторами и их противниками.

Петровские реформы были противоречивы не только по своим последствиям, но и противоречивы внутренне, парадоксально, европеизируя Россию Петр довел до крайности именно те элементы государственности и культуры, которые сближали Россию именно со странами восточной деспотии. Внешняя демократизация жизни на самом деле служила укреплению абсолютизма восточно-демократического типа, особенно ярко это проявилось в политике по отношению к дворянству, которую можно характеризовать как зарегламентированную и бюрократизированную. Русский дворянин был не более свободен, чем его крепостной крестьянин. Это явление получило название демократизации несвободы: речь идет о том, что русское дворянство испытывало на себе прессинг государства не в меньшей, а может быть даже в большей степени, чем остальное население страны. А поскольку русское дворянство стремилось к освобождению, то на определенном историческом этапе понятие дворянства и свободы совпадало (князь Болконский в «Войне и мире», Суворов и Кутузов, И.А. Крылов). Таким образом благодаря петровской политике в отечественной культуре наметилась еще одна тенденция конфронтации: центростремительная (русское самодержавие во всех направлениях) и центробежная (деятели русской культуры, выражавшие тенденцию освобождения).

Культура XVIII века. Русское Просвещение. Русская культура XVIII века развивалась в атмосфере нестабильности: это дворцовые перевороты, реформы и контрреформы, интриги, фаворитизм и т.д. Лишь с началом царствования Екатерины II наступил период консолидации сил просвещенного дворянства (правящая + духовная элита). Это особенно ярко отразилось в Русском Просвещении. В России получают распространение идеи Вальтера, Руссо, деизм, масонство, но Русское Просвещение отличалось от западноевропейского тем, что в основном среди русских просветителей (Дмитрий Фонвизин, Николай Новиков, Александр Радищев) не получили распространение материалистические и атеистические идеи. Гораздо больше их занимали вопросы нравственно-религиозные, социальные, эстетические: красота природы, правомерность элитарного положения дворянства, вопросы нравственного совершенствования человека, творческая деятельность. Вопросы социального равенства в несословной ценности человека и другие идеи просвещения вступали в России в неразрешимое противоречие с крепостнической системой, поэтому одновременно в русской культуре XVIII века сосуществовали две взаимоисключающие художественные системы: классицизм и сентиментализм (государство – личность, разум – чувство, общественная польза – частное право, национальная гордость – космополитизм), которые тем не менее обе пропагандировали просветительские идеалы. Крестьянская война под предводительством Пугачева положила конец официальному развитию либерализма и начало консервативно-охранительной политики, которая прежде всего началась в сфере культуры: с борьбы с инакомыслием (запрещены масонские организации, Радищев сначала приговорен к смертной казни, а потом сослан, Новиков за свои идеи заключен). Таким образом наметившаяся цельность дворянской культуры к концу XVIII века распалась на два крыла: консервативно-хранительное и либеральное.

Классическая русская культура XIX века. Классическая культура XIX века характеризуется зрелостью и наибольшим числом достижений, которые и определяют «лицо» русской культуры в масштабе мировой. В отличие от Западной Европы, где становление классики пришлось на возрождение, либо просвещение, в России классическая культура начала формироваться поздно, на рубеже XVIII и XIX веков – с процессом пробуждения русского самосознания. Первыми русскими классиками были Карамзин и А.С. Пушкин. Карамзин решил очень важную для русской культуры задачу – проблему национального самоопределения (сделал историю современной России специальным предметом художественного и национального сознания). Пушкин решил принципиально иную проблему (по Достоевскому всемирная отзывчивость) способность национальной культуры отображать идеи и образы других культур. Таким образом были заложены еще две тенденции в русской культуре: ориентация на сохранение национального своеобразия; направленность на размывание национальной специфики.

Эти две тенденции лежали в основе размежевания русской интеллигенции, которая оформилась в виде западничества и славянофильства. Их бинарность – ведущая роль русской культуры XIX века. Другая бинарная структура XIX века – это противостояние консерваторов – прогрессистам любого толка (либералам, демократам, позже социалистам). В XIX веке ярким проявлением этой бинарности стало восстание декабристов, которое показало неподготовленность российского общества к серьезным преобразованиям на пути сближения с Западом. Дилема Запад-Восток не была разрешена ни при Александре I, ни при Николае I, а к середине XIX века уже хроническое противостояние приобрело характер противостояния дворянской и разночинской культур. При этом необходимо отметить, что разночинская интеллигенция была не социальной, не экономической и не профессиональной группой, а была объединена исключительно социальными идеямиÞ в русской культуре развиваются идеи нетерпимости, крайности и радикализма + значительная роль русской литературы в культуре, которая брала на себя функцию тех сфер, которые не могли развиваться свободно и открыто (политика, философия, общественная мысль). В результате все культурные процессы XIX века в России резко политизируются. В противовес официальной культуре, стоявшей на трех китах «православие – самодержавие – народность», зарождается контркультура, пронизанная революционными идеями, материализмом, нигелизмом, экстремизмом, атеизмом. Характерный лозунг контркультуры – «Никакого примирения! ». Существование в русской культуре XIX века двух крайних течений: реакции и радикализма обусловили неудачу в России третьей силы – либерализма, который по своей сути пытался найти компромиссную позицию. Либерализм, как и любые формы серединной культуры, изживался и дискредитировался как справа, так и слева (Салтыков-Щедрин о либерализме: применительно к подлости). Отсюда особая роль насилия в русской культуре, культурное оправдание, насилие, как неизбежное и необходимое средство наведения общественного порядкаÞ идейная подготовка русских революций. Еще один феномен русской культуры: смешение любви и ненависти, которые перестали быть взаимоисключающими понятиями и стали взаимодополняющими. Ненависть признавалась условием и средством достижения всеобщей любви; деспотизм, путем достижения свободы. Особенно ярко это выразилось в гражданской лирике Некрасова: «то сердце не научится любить, которое устало ненавидеть». Любовь и ненависть характерна героям Достоевского, Салтыкова-Щедрина. Все крупные фигуры XIX века избежали либеральной середины, их воззрение – это смесь реакции и радикализма, демократии и консерватизма, такая позиция становилась специфической национальной чертой. Другая бинарность русской культуры: противостояние национальной самобытности и размывание национальной специфики, особенно проявилось в творчестве двух величайших философов второй половины XIX века – Леонтьева и Соловьева. Леонтьев отстаивает идею «цветущей сложности» русской культуры, полагая, что все противоречия российской действительности неразрешимы. В противовес ему Соловьев развивает идею всеединства русской культуры и ищет в своей философии средство предотвращения, расколотости, раздвоенности русской культуры, абсолютизируя способность русской культуры соединять народы, религии, идеалы, добро. Все эти обозначившиеся тенденции русской культуры в XVIII-XIX веках получат новое звучание и трагический смысл в XX веке. Два идеала – «цветущей сложности» и «всеединства», которые представляли неразрешимое противоречие русской культуры, получили противоречивое разрешение в XX веке, который парадоксально соединит два этих идеала.

 

 

Приложение

Таблица 1.

  Италия Германия, Франция, Нидерланды
Хронологические рамки XIV-XVI XV-XVII
Смысловая основа Гуманизм Пантеизм (не отрицание существования бога, а растворение его в природе)
Характер Эстетический Этический
Особенности Прославление внешней красоты человека, материальность изображения Психологизм, передача характера человека
Особенности художественной культуры Светскость, реализм Религиозность, символика и условность
Специфика жанровой живописи Портретная, сюжетная, скульптура Пейзаж, портретная, бытовая картина, Северное возрождение включало также вопросы религиозного совершенства, что привело к такому учению как реформация и появлению нового христианского течения – протестантизма.  

Таблица 2.

  «Славянофильство» «Западничество» «Евразийство»
  40-е годы XIX века Конец XIX - начало XX
Представители Братья Аксаковы, Киреевские, Хомяков Тургенев, Боткин, Чичерины Красавин, Трубецкой, Вернадский, Ильин, Флоровский, Гумилев
Основа Панславянизм Европоцентризм Панмонголизм (скифство)
Суть Объясняет специфику русской культурной истории как самобытную, берущую свое начало в русской общине. Акцент на европейские корни русской цивилизации (Россия развивалась в одних ритмах с Европой). Стояла на позициях цивилизованного синтеза Запада и Востока, которые и определяли сущностные характеристики русской культуры.
Отношение к петровским реформам Резко отрицательное Идеализация Не сыграли существенной роли
Перспектива развития Выработка своего русского пути развития, а русскому народу – особая миссия в мировой цивилизации. Россия должна Þ идти по западному пути, не изобретая велосипед. Общая судьба с мировой цивилизацией. Рассматривала русскую культуру как самобытную с преобладанием азиатских элементов, в геополитике прежде всего восточная ориентация.

Таблица 3

Западная Европа Россия
Время разложения феодальных отношений, начало становления новых капиталистических отношений. Оформление феодальных отношений.
Обращение к античным образцам и идеалам. Обращение к идеалам Древней Руси, когда страна была единой и могучей.
Светский характер. Религиозный характер.

Таблица 4

Факторы, которые способствовали самобытности русской культуры. Особенности, которые возникали в результате этих факторов.
I. Природно-демографические условия: 1. Огромные пространства + полное отсутствие гор + большое количество рек.   «Русская душа ушиблена ширью» (Бердяев)Þ уход духовной энергии внутрь (в созерцание) + особый строй русской души (воля=свобода+просранство)Þ особенные формы искусства (русская пляска, протяжные песни, быстрая езда).
2. Разнообразие природных регионов: от тундры на севере, лесной и лесостепной полосы в центре до степи на юге. Эта особенность оформила полицентризм + многовариантность путей культурно-исторического развитияÞ перемещение культурного из одного региона в другой (Киев®Владимир®Москва®С.-П.)Þ сохранение традиций + обогащение за счет новых культурно-исторических воздействий.
3. В XIII веке Россия занимала территории и в Европе и в Азии.   Евразийский универсам
4. Близость Степи (всегда была архитипом враждебности). Деспотические черты государственно-политической истории.  
I. Многообразие этнического материала: территорию, на которой образовалось русское государство населяло более 150 племенÞ пластичность.   Пластичность, терпимость, толерантность (терпимость к чужим верованиям и особенностям чужого поведения)Þ соборность русской культуры, «всечеловечность», внеграничный характер.
II. Постоянная колонизация, которая выступала гарантом элементарного выживания («колонизация – основная черта русской истории» – динамизм, динамичность русской культуры, восприимчивость ко всему новому. (Ключевский)).  
III. Постоянная военная опасность (набеги кочевников, попытки катализации России с Запада, татаро-монгольское иго). Высокая адаптивность русской культуры: выживание, а порой феноменальный расцвет, казалось бы в просто невозможных общественно-исторических условиях (например, «золотой» век русской культуры пришелся на самую мрачную эпоху николаевской реакции, «серебряный» ­– на смутное время рубежа XIX-XX веков.
IV. Ярко выраженная государственная доминанта, что связано с особенностями механизмов национально-государственной и культурной консолидации. «Дихотомичный» характер русской культуры (двойственность, раздвоенность) и синкретизм: двоеверие, широкие еретические движения (XIV, XVI-XVII, XVIII), раскол (XVII-XIX), религиозный ренессанс рубежа XIX-XX веков, религиозное обновленчество нашего времени.

 

Таблица 5

  Иосифляне Нестяжатели
  Иосиф Волоцкий (сын боярина, постриг под именем Иосифа, ученик Сергия Радонежского, основатель Волоцкого монастыря). Нил Сорский (выходец из боярской среды, постриг под именем Нил, основал скит (жилище монахов) на р. Соре).
  Обосновывали право церкви на владение землей и крестьянами, то есть экономически мощной церкви. Радовали за сильную централизованную власть, где церковь будет являться одной из основных структур (оценена современниками как стяжательство). Отстаивали идеал трудовой жизни монахов и нахождение священнослужителей в постоянной готовности к духовному подвигу. Ратовали за неподвластность церкви государству, за неподвластность духовной жизни светской.
На основе сформировались:
  Теория старца Филофея Псковского «Москва – третий Рим», где обосновывалась идея преемственности русским государем слова и Величия римских и византийских императоров: «Первый Рим – это Рим, второй – Константинополь, третий – Москва, а четвертому не бывать». В отличие от других государство не стало основой внешней политики, а только как нравственно-религиозная идея русского народа, ответственного за судьбы Христианства. Абстрактный гуманизм Вассиана Патрикеева (родословная восходила к Рюриковичам, за участие в династической борьбе был пострижен и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь, где и произошла его встреча с Нилом Сорским. Главное произведение – «Беседа ума и души». Отстаивал право свободной и независимой личности и важность признания государством таких личностей.

Задание на практические занятия по дисциплине «Культурология».

Цель практических занятий по дисциплине - самостоятельно изучить историко-культурные границы средневековья, социальный состав средневекового общества; картину мира средневекового человека; философию и теологию в средние века. Уяснить самобытности русской культуры и особенности ее формирования. Представлять социодинамику русской культуры: «раскол» как «архетипическую модель» развития России. Изучить содержание петровских реформ и суть европеизации отечественной культуры, а также процессы, связанные с секуляризацией культуры в 18 веке, и их продолжение в 19 в.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 867; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь