Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Главными его особенностями являются: мозаичность, несистематизированность, отсутствие целостности и устойчивости, ситуативность и непрерывная изменчивость.



Менталитет такого типа, например, появляется при переходе от тоталитаризма к демократии, который характеризуется появлением целого ряда новых форм общественной жизни – социально-политического плюрализма, многоукладной экономики, многопартийности.

Трансформация менталитета – явление достаточно длительное и болезненное, что связано:

во-первых, со значительной инерционностью и особого рода «сопротивляемостью» прежнего менталитета.

во-вторых, с опасностью деструктивных последствий в результате его слишком быстрого разрушения.

в-третьих, со сложностью формирования нового менталитета в процессе принудительной адаптации людей к длительному периоду реформирования. Общественные преобразования оказываются лишенными поддержки со стороны массового менталитета общества.

 

Российский национальный менталитет достаточно устойчив, в его структуре присутствуют определенные психологические константы. Среди констант национального менталитета специалисты отмечают такие, как:

· открытость иным культурам и влияниям;

Эту особенность часто характеризуют как «всечеловечность» русской души, которая проявляется, в частности, в весьма высо­ком уровне межнациональной терпимости, умении адаптировать­ся к разным этнокультурным условиям, в обостренном интересе к опыту других стран и народов, сопровождающемся готовностью опробовать и применить его у себя.

· уступчивость;

Стремясь стать на точку зрения «другого», русский человек зачастую идет на явно невыгодные для себя уступки.

· высокая компетентность в вопросах внешней политики;

Еще исследователей XIX в. удивляла свобода, с которой негра­мотные русские крестьяне рассуждали на самые разные социальные и политические темы. Это качество сохранилось и в советскую эпо­ху, и в постсоветской России.

· чрезвычайно развитая самокритичность;

Она может простираться до пренебрежения собственным опы­том и самоуничижения, доходящего до стремления к отказу от собственной идентичности, что связано с низким уровнем само­уверенности и «упругости эго» (способности восстанавливать ров­ное и хорошее расположение духа).

· «стихийность» и стремление отыскать «настоящую правду»;

Эта «правда» воспринимается как некий абсолют. Причем на пути к этому абсолюту русские часто готовы беспощадно крушить то, что еще недавно казалось священным, правильным или впол­не приемлемым: «...Неприятие конкретного явления немедленно универсализуется, оборачиваясь стихийным нигилизмом, мгно­венно уничтожающим все то, чему народная душа только что по­клонялась... происходит мгновенное отторжение мира, в котором существует несправедливость...».

· убеждение в исключительности страны и ее исторического пути; Психология так называемого русского мессианизма истори­чески восходит к религиозно-политической теории жившего в конце XV — начале XVI в. псковского старца Филофея о «Третьем Риме». В основе этой теории лежит представление о перемещении христианского царства: вначале центром мирового христианства был Рим, затем— Константинополь, а после взятия последнего турками его религиозно-политическая роль переходит к Москве — третьему и последнему Риму, призванному сберечь чистоту хрис­тианства до нового пришествия Христа.

· способность к очень быстрой психоэнергетической мобилизации;

В российской истории не мало примеров тому, как быстро и активно страна восстанавливалась после разрушительных катак­лизмов. Вместе с тем, как неоднократно отмечалось в работах по психологии национального характера, эта мобилизация носит спе­цифический характер. Для россиянина не столь важно восстано­вить привычный мир, комфорт, тратить силы на достижение ма­териальных благ и удобств. Русский характер мобилизуется тогда, когда ориентирован на достижение «больших целей», на удовлет­ворение потребности в осуществлении мессианского призвания. Знаменитое русское «терпение» является другой стороной медали «мобилизации» — это напряжение внутренних сил, чтобы перене­сти беды, испытания, нужду и безрадостное существование.

· смешение автократических и демократических традиций;

Русская политическая культура представляет собой симбиоз двух традиций — автократической (характеризующейся конфор­мизмом, непротивлением насилию, архаическими обычаями верноподданничества) и демократической (принцип «соборности», способность увлекаться различными общечеловеческими идеями и т.п.): «Русский народ с одинаковым основанием можно характе­ризовать как народ государственно-деспотический и анархичес­ки-свободолюбивый, как народ, склонный к национализму и национальному самомнению, и народ универсального духа, более всех склонный к всечеловечности, жестокий и необычайно чело­вечный, склонный причинять страдания и до болезненности со­страдательный»21.

Эти черты сказываются на эффективности совместных дей­ствий, на «торможении» становления гражданского общества в Рос­сии. Это объясняется тем, что поддержание устойчивого взаимодей­ствия, основанного не на «родстве душ», а на чисто инструменталь­ных принципах, часто требует от нашего соотечественника больших эмоциональных усилий и дается ему с трудом. А если он к тому же сосредоточен на некотором главном деле, его тяготит необходи­мость постоянно отвлекаться на «организационную суету»22.

· традиционалистские ценности, идеи и представления;

Носителем устоев традиционного общества вплоть до относи­тельно недавнего времени была общинная деревня, по законам которой еще 80 лет назад жило большинство населения страны. Поэтому можно говорить о мощном «деревенском» пласте в наци­ональной психологии россиян. «Впитавший в себя эту своеобраз­ную крестьянскую традицию человек всегда чувствовал, что он свя­зан со своим государством тысячами тонких нервных нитей. И эта связь переживалась как очень личная. Посредническая роль каких-либо формальных институтов не признавалась, поскольку община ощущала себя не элементом гражданского общества, а базовой ячей­кой государственности. Государство, с этой точки зрения, высту­пало как некое воплощенное " общее дело" »23. В связи с этим объяс­нимо присущее россиянам стремление к государственности.

· стремление к государственности;

Распад государства или изменение его политического устрой­ства всегда вызывали у русских кризис идентичности, сопровож­давшийся немалой растерянностью и метаниями (гибель Россий­ской империи и возникновение Советского государства; распад Советского Союза и провозглашение «независимой России).

Сегодня граждане России видят функции государства не в том, чтобы регулировать отношения между различными группами ин­тересов, а, прежде всего, в том, чтобы государство выражало обще­народную волю в противовес частным выгодам и устремлениям. В таком ключе авторитаризм «сильной власти» воспринимается не как отмена демократии, а как ее усиление, особенно когда госу­дарство «ставит на место» «олигархов» и «криминалитет».

Ценности традиционного общинного уклада в российском по­литическом сознании противоречиво сочетаются с реформаторс­ким комплексом, ориентированным на петровскую модель преоб­разований. Но реформаторские настроения россиян не касаются только утверждения «западных ценностей». Для нас важнее уста­новка на движение и изменение при условии сохранения тради­ционных ценностей.

Наличие устойчивых особенностей национального менталите­та не означает, что он не меняется. Просто механизм этого изме­нения носит весьма специфический характер: оно осуществляется не путем «перестройки», а посредством наслаивания поверх древ­них архетипов новых смысловых пластов.

Среди этих пластов и особое отношение к современным полити­ческим процессам и трансформации российского общества в целом.

 

К специфическим чертам российского электората можно отнести:

· устойчивую ориентацию на внешние признаки «силы»;

Интеллигентность в политике оценивается как негативная «за­висимость», «неуверенность»; способность идти на компромиссы воспринимается как признак слабости.

Государственность ассоци­ируется у россиян с «сильной» властью, что не раз давало повод говорить и писать об отсутствии в российском менталитете идеи свободы, о несамостоятельности и безынициативности русских. Индивидуальность, противостоя­ние коллективному у россиян часто проявляется в чрезмерно эмо­циональной форме и выходит за пределы разумного, принимая деструктивный характер. Российская «стихийность» нуждается в сдерживании, например государством. «Чем сильнее индивидуа­лизм, тем прочнее должна быть оболочка... стремление к усиле­нию государства в России вырастает вовсе не из " неразвитости" индивидуального начала, а как раз, напротив — из его чрезмер­ности и связанного с этим инстинктом самоограничения»

· склонность искать причины неудач во внешнем окружении, а не внутри себя;

Это качество дает широчайшие возможности для конструиро­вания разного рода врагов и объединения под знаменами «борцов с врагами» последователей. В русских бедах был в свое время вино­ват царизм, международный империализм, враги народа, сегод­ня — американцы (ЛДПР), «олигархи» («Родина»), коммунисты («Единая Россия»), демократы (КПРФ) и т.д.

· футуроориентацию сознания— «придет время, и мы станем жить хорошо»;

Это качество неразрывно связано с легендарным «терпением» русских и способностью страдать во имя лучшего (не существен­но, как скоро ожидаемого) будущего. Футуроориентация созна­ния — одна из причин, объясняющих относительно спокойно вос­принимаемую обществом продолжительность различных экономи­ческих экспериментов и пробуксовку реформ.

· веру в социальное чудо ;

Уверенность, что придет «герой» и разрубит «гордиев узел» существующих проблем, связана, во-первых, с доверием к власти в целом (не случайно часто рассуждают о «потере властью креди­та доверия граждан»), а во-вторых, с сильным мифологическим пластом в русской культуре и соответственно с устойчивостью архетипа лидера-«чародея». Поэтому в российских избирательных кампаниях первого постперестроечного десятилетия так активно ис­пользовались и продолжают использоваться (например, В. Жири­новским, а в кампании 2003 г. — Д. Рогозиным) популистские обещания.

· стирание граней между политическим и неполитическим, обще­ственным и личным;

Удивительное качество, сопряженное с достаточно высокой, по сравнению с другими культурами, включенностью в полити­ческие процессы и высоким уровнем знаний о политике, иногда приводит к тому, что только россиянин способен всерьез рас­сориться с друзьями и родственниками, выявив за разговорами на кухне расхождения в политических предпочтениях. С другой стороны, это существенно расширяет диапазон возможных авто­ритетов и лидеров мнений в достижении потенциальных аудито­рий и способствует эффективности технологий распространения слухов.

· противоречие между самооценкой и политическим выбором;

Большинство жителей страны идентифицируют себя как рус­ских. Однако при этом русский воспринимается как «бедный», а бедность в глазах избирателей, особенно молодых, очень плохая аттестация для политика.

· психологическая раздвоенность;

С одной стороны, россиянин испытывает ностальгию по ос­новательности, порядку, с другой — в обществе сохраняется сим­патия к таким качествам, как рискованность, непредсказуемость («ухарство»), нередко сочетающиеся с «легкостью» и даже легко­мысленностью. До настоящего времени россияне психологически не застрахованы от увлечения каким-либо понравившимся своей молодостью, бойкостью и раскованностью новым «реформатором» — авантюристом.

· влияние социально-исторического опыта советского времени;

От этих времен в наследство сохранились такие черты, как стремление к унификации, единообразие во всех сферах, непри­язнь к тем, кто противостоит большинству. Из советского периода россияне продолжают черпать представления о должном и спра­ведливом; опираясь именно на этот опыт, строят модели ценнос­тной самоидентификации. Там же локализованы и основные объек­ты и мотивы национальной гордости: это в первую очередь победа в Великой Отечественной войне, ликвидация неграмотности, со­здание мощной индустрии и освоение космоса. Большинство на­селения по-прежнему воспринимает как естественное и необхо­димое активное присутствие государства в экономике и его социальные обязательства.

· специфическое восприятие современных реформ.

Фактически к настоящему времени сформировалась новая цен­ностная матрица, определяющая мотивацию политического выбо­ра. Наиболее заметная черта российского менталитета — высокий уровень нравственности, духовного самосовершенствования чело­века. В общественном сознании идет процесс реабилитации полити­ческой традиции исторической России и понятия национального интереса. В сознании большинства россиян формирование рыноч­ной экономики и построение открытого общества имеет смысл только при условии, что при этом сохраняется общественная мо­раль и система образования.

В ходе политических и социально-экономических реформ 1990-х годов российское общество восприняло важнейшие демократи­ческие принципы: равенство граждан перед законом, независи­мость суда, свободные выборы органов власти, многопартийность, идеологический плюрализм и др.

Российские избиратели не склон­ны придавать большое значение идее прав человека, ставшей сво­его рода «символом веры» для западной демократии; в гораздо большей степени, чем многопартийностью и правами человека дорожат свободой слова, предпочтительно видя в ней возмож­ность свободно и всесторонне освещать любые проблемы. Таким образом, понятие демократии адаптируется к российскому поли­тическому опыту и национальному характеру, к сформировавшейся в российском менталитете модели государственности.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 485; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь