Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Предписанный (прирожденный) статус – пол, национальность, раса, место рождения, социальное происхождение (из служащих, из рабочих и т.д.).
2. Достигаемый статус (приобретенный) – это статус, который человек приобретает благодаря собственным усилиям. Это статусы президента, студента, супруга и т.д. В современном обществе только профессиональных статусов насчитывают около сорока тысяч, семейно-брачно-родственных отношений более двухсот, несколько сотен – политических, религиозных, экономических. Иногда вид статуса трудно определить. В таких случаях говорят о смешанном статусе, обладающем чертами приписываемого и достигаемого статусов. Социальная структура общества может быть рассмотрена как соотношение предписанных и приобретенных статусов. В недемократических обществах преобладают предписанные статусы и роли, в демократических – приобретенные. Социальная роль – это тип поведения личности, обусловленный ее статусом. Если статус – это функции, права и обязанности, то социальная роль – это ожидание поведения, типичного для людей данного статуса в данном обществе, точнее, норма поведения личности определенного статуса. Например, статус преподавателя вуза – это вполне определенные права и обязанности, большинство из которых закреплено юридически. Социальная роль преподавателя включает в себя и то, как он должен вести себя со студентами, коллегами, руководством и т.д. Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т.д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные ожидания. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой — как друг, в третьей — как начальник, т.е. выступать в разных ролях. Освоение социальных ролей — часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания» человека в общество себе подобных. Примерами социальных ролей являются также половые роли (мужское или женское поведение), профессиональные роли. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Однако поскольку в реальной жизни человек включен во многие виды деятельности и отношения, вынужден исполнять разные роли, требования к которым могут быть противоречивыми, возникает необходимость в некотором механизме, который позволил бы человеку сохранить целостность своего «Я» в условиях множественных связей с миром (т.е. оставаться самим собой, исполняя различные роли). Личность как раз и является тем механизмом, функциональным органом, который позволяет интегрировать свое «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого. Развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью. Итак, социальная роль — это совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенные социальные статусы. Эти требования (предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах. Система социальных санкций позитивного и негативного характера направлена на обеспечение надлежащего исполнения требований, связанных с социальной ролью. Девиация и социальный контроль Во всех обществах действия людей согласуются посредством определенных норм. По сути, нормы — это ориентиры, подсказывающие, что человек должен делать, а что не должен. Реальные же поступки людей нередко не соответствуют общепринятым нормам. Отклонение от общепринятых норм поведения называется девиантным поведением. Нормы – это меры дозволенного или обязательного. Мера обязательного фиксируется в законодательных актах, а дозволенного – закрепляется традициями, обычаями, этикетом. Различают негативные и позитивные отклонения от нормы. Негативные отклонения встречают со стороны общества неодобрение. Существуют девиации, которые считаются относительными. Одни и те же действия одобряемы в одних обществах и недопустимы в других. Так, например, коммуникабельное поведение, современная одежда и «открытое» лицо европейской женщины недопустимы во многих мусульманских странах. В каждой культуре существует конкретный взгляд на то, что допустимо и то, что недопустимо. Представления о соответствии норме и отклонениях могут меняться. Это связано с изменчивостью самой нормы. Одним из первых попытался объяснить девиантное (отклоняющиеся) поведение Э. Дюркгейм в своей концепции аномии. Под аномией он понимал состояние общества, в котором образуется нормативный вакуум, когда старые нормы обесценились, а новые еще не утвердились. В результате возрастают девиации, в частности, преступления и самоубийства. В данных условиях отдельному индивиду трудно ориентироваться. Р. Мертон разработал свою систему классификации девиантного поведения. Он выделил пять моделей социальной адаптации личности к общепринятым нормам в зависимости от того, признают ли люди господствующие ценности и следуют ли они правилам их достижения: конформизм, инновация, ритуализм, ретризм, мятеж. Лишь конформизм не является девиантной моделью поведения (личность разделяет ценности общества и достигает их личностными средствами). В других случаях личность либо обходит писаные и неписаные нормы (инновация), либо не признает ценности своего общества, но соблюдает его предписания (ритуализм), либо проявляет равнодушие к целям и нормам, отстраняясь от борьбы за «место под солнцем» (ретризм), либо ищет замену ценностям и средствам их достижения (мятеж). Девиантное (отклоняющееся) поведение активно исследуется социальными науками. Однако, при всех смысловых оттенках, в целом, этим термином чаще всего обозначают различные формы негативного поведения лиц, сферу нравственных пороков, отступления от принципов, норм морали и права. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушения, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство. Противодействие отклоняющемуся поведению осуществляется посредством социального контроля. Социальный контроль – система предписаний, запретов, убеждений, мер принуждения, которая обеспечивает соответствие действий индивида принятым образцам и упорядочивает взаимодействие между индивидами. Социальным контролем называют также институт, который обеспечивает следование нормам. Социальный контроль осуществляется в следующих формах: 1. Принуждение (так называемая элементарная форма); 2. Влияние общественного мнения; 3. Регламентация в социальных институтах; Групповое давление. Благодаря социальному контролю обеспечивается такая важная с точки зрения общества функция, как воспроизводство главенствующих отношений и социальных структур разного порядка. Это обеспечивает стабильность и устойчивость общества.
ТЕМА № 10. СМЫСЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ. Вопросы: 1. Основные категории человеческого бытия. 2. Проблема насилия в современном обществе и сценарии будущего 3. Личность и массы.
Основные категории человеческого бытия, без которых невозможно говорить и о смысле человеческой жизни это:
Совесть Мораль и нравственность Ценность Свобода Необходимость Ответственность Этика Справедливость Право Эстетика Насилие и ненасилие Остановимся на каждой из категорий подробнее. Так совесть – это способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли и желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному, как собственное несовершенство. Совесть выражает ответственность человека перед самим собой. Совесть в христианстве - есть проявление духовности. Однако невозможно представить критическое отношение к себе без четкости понимания должного. Должное раскрывается в таких понятиях как мораль, нравственность, справедливость. Мораль (от лат. традиция, обычай) – как правило, синоним слова нравственность – понятие, по средствам которого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и долженствование, через которое человек проявляет себя как разумное, свободное, сознательное существо. Мораль базируется на системе ценностей. Нравственность так же сопряжена с понятием свободы, этики, справедливости. Представление субъекта о должном формируются на основании базовой системы ценностей, существующей в той или иной социальной среде. В христианском мире такой базовой системой являются 10 заповедей, которые по своей сути есть запреты на определенное человеческое поведение. При этом ценность – это отношение между представлением субъекта о том, каким должен быть оцениваемый объект и самим объектом. Понимание ценности может быть и сугубо индивидуальным, но оно обязательно находиться в отношениях с понятием морали. Свобода- возможность проявления субъектом своей воли в условиях осознания законов развития природы и общества. Свобода воли – это моральное самоопределение. Свобода есть познанная необходимость. Необходимость – категория, выражающая неизбежный характер событий, происходящих в реальном мире. Необходимость отражает такое отношение между объективными событиями реального мира, при наличие которого одно событие вытекает, обуславливает или определяет другое событие. Необходимость противопоставляется случайности, где случайность - это такие явления реального мира, которые в одних условиях могут происходить, а в других - нет. Человек, понимая, что он обладает свободой воли, должен чувствовать свою ответственность. Ответственность – это отношение зависимости человека от чего-то, что воспринимается им в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий. И эти действия должны быть этичными. В свою очередь, этика – учение о высшем благе человека, об основаниях, определяющих в конечном счёте волю, поступки, позицию личности по отношению к другим людям и к обществу. Это учение о добре и зле, о морали и нравственности, о добродетели и справедливости, о долге и счастье. Понятие «этика» сопряжено с понятие «справедливость» и «право» Справедливость состоит в том, чтобы быть справедливым по отношению к чужой личности как к таковой, уважать ее и не вторгаться в сферу ее свободы, чтобы сохранять ее свободу действий и не препятствовать созданию культурных ценностей. Право - совокупность этических общностных ценностей (справедливость, порядок, нравственность, правдивость, верность, надежность и т.д.). которые как правило фигурируют в правовом законодательстве и фиксируют внимание людей на том, что можно делать и что нельзя. Безусловно, что в процессе создания культурных ценностей и во всей общественной жизни огромную роль играет эстетический компонент. Понятие красоты и красивого, во многом, менялось в зависимости от эпохи. Но общие каноны красоты базируются на таких понятиях как пропорции, симметрия, чувство меры…Все это изучает эстетика. Эстетика (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный) - философская дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификация. Эстетика строится на понятиях прекрасного. На понятиях насилие и ненасилие остановимся подробнее. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 840; Нарушение авторского права страницы