Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ТЕМА № 8. ОБЩЕСТВО И ЕГО СТРУКТУРА
Вопросы: Понятие общества и его структуры. Общество как социальная система 2. Социальное взаимодействие как основа общества Социальная структура общества и ее типы 4. Учение о классах как основных элементах социальной структуры. Теории социальной стратификации и социальной мобильности 6. Общество и социальные институты
Понятие общества и его структуры. Общество как социальная система
Развитие представлений об обществе как о системе тесно связано с развитием естественных и общественных наук в XVIII-XIX вв. В век Просвещения большинство ученых использовали для объяснения «механическую» модель, сравнивая общество с машиной, в которой каждый «винтик» выполняет свою работу. Так трактовались разделения труда, межличностные связи, экономические отношения. Успехи в развитии биологии в XIX в., в частности, появление эволюционной теории Ч. Дарвина, позволили преодолеть механические представления об устройстве общества и способствовали распространению «организмической» (от слова «организм») модели, вместе с которой в общественную науку пришли понятия «органическое целое», «саморегуляция», «морфологическая структура» и другие. Ближе всех к методологии исследования общества как социальной системы в ХIХ веке подошел Г. Спенсер. Г. Спенсер рассматривал эволюцию как универсальный процесс, объясняющий одинаковыми причинами все изменения, как в живой природе, так и в обществе, и человеке. При этом он проводил аналогии между строением общества и строением живого организма. Социологическая теория Г. Спенсера является предшественницей структурного функционализма. Спенсер первым применил в социологии понятия «система», «социальный институт». Изменения в структуре, по его мнению, не могут происходить без изменений функций: увеличение размеров социальных единиц неизменно пробуждает в них прогрессирующую дифференциацию социальных функций, естественное разделение труда. Со временем, организмическая теория общества потеряла свою популярность и была вытеснена со сцены другими социологическими школами, но категории «система», «структура», «функции» приобрели общенаучное значение. В XX в. представление об обществе как о целостной системе формировались в значительной степени под влиянием общей теории систем, разработанной А. А. Богдановым и Л. фон Берталанфи. В наиболее полном и законченном виде теория социальных систем была представлена в трудах американского социолога середины XX в. Т. Парсонса, автора-основателя структурно-функциональной школы. Он попытался создать логико-дедуктивную теоретическую модель общества, охватывающую человеческую реальность во всей ее целостности и многообразии. Ключевым понятием своей научной доктрины он сделал понятие «социальная система». Благодаря Т. Парсонсу системный подход в социологии стал общепринятым, и на современном этапе именно системный подход является наиболее продуктивным методом при изучении общества. Исследование системы может быть начато с изучения ее основных структурных компонентов, механизмов их функционирования и взаимодействия. В этом случае, многое определяется выбором основного системообразующего элемента, который лежит в основе теоретической конструкции. Здесь изначально существовало множество мнений. Так, для Э. Дюркгейма главным системообразующим элементом общества являлся «социальный факт». Он рассматривал общество как систему «социальных фактов», которые многообразны и включают все социальные образования, которые вынуждают людей принимать обычаи страны, законы, подчиняться нормам и правилам. М. Вебер рассматривал общество как сложную систему, где основной системообразующий элемент — социальное действие. В обществе, как правило, доминируют определенные виды социального действия, которые определяют складывающиеся господства-подчинения. Оно может быть традиционным, если в нем преобладают традиционный и аффективный виды ориентации действия; индустриальным, если доминирующими становятся целерациональное и ценностно-рациональное поведение. У К. Маркса системообразующим элементом являются социальные отношения как выражение устойчивых связей, складывающихся между людьми в процессе их жизнедеятельности. Общество выражает сумму тех связей и отношений, в которых индивиды находятся друг к другу. Рассматривая общество как систему, необходимо определить способы организации его элементов. В этом случае, речь идет о поиске зависимостей между элементами, как правило, совсем не соприкасающихся друг с другом, например, семья и производственные отношения, социальные роли инженера и фермера. Каждый из перечисленных элементов выполняет в обществе определенную функцию, служит удовлетворению определенной группы потребностей индивидов. Общество объединяет свои структурные единицы не путем установления между ними непосредственного взаимодействия, а на основе функциональной зависимости. Функциональная зависимость - это то, что придает совокупности элементов в целом такие свойства, которыми в отдельности не обладает ни один из них. Общество включает в себя как материальные, так и духовные компоненты, находящиеся в сложном взаимопроникновении и взаимодействии. Существуют как естественные, так и теологические интерпретации системности и развития общества. В первом случае развитие общества описывается как естественно - исторический процесс, в основе которого лежат определенные закономерности. Во втором – как процесс, направленный на достижение кем-то (Богом, фатумом) заранее заданной цели. Указанные интерпретации не исключают друг друга. Общество является самой сложной из всех известных человеку систем. Прежде всего, общество — система иерархическая, многоуровневая. Каждый элемент, или подсистема этой системы, может быть рассмотрен в качестве относительно самостоятельной системы, в свою очередь, включающей в себя собственные подсистемы. Вместе с тем общество выступает как некая целостность, в которой целое господствует над частным. Таким образом, свойства системы как целого не могут быть сведены к сумме свойств составляющих ее элементов. Если какое‑ либо конкретное общество теряет свою целостность, то оно обречено на разрушение и исчезновение. В социологии общество зачастую понимается как социальная система. Под социальной системой в современной социологии принято понимать упорядоченную, построенную, как правило, иерархически, совокупность индивидов, социальных групп, общностей, организаций, объединенных устойчивыми связями и отношениями, взаимодействующую со средой как единое целое. Категория социальной системы показала себя как эффективный познавательный инструмент в социологии, так как позволяет исследовать любые виды социальных общностей от малой группы до всего человечества. В системном анализе понятие «социальная система» тесно связано с такими категориями, как «социальная структура» и «функции», что дает возможность описывать состав, характер связи между элементами как внутри социальной общности, так и ее взаимосвязь с окружающей природной и социальной средой. Благодаря принятому в структурном функционализме понятийному аппарату системного анализа, категория социальной системы легко поддается операции анализа и эмпирической верификации в прикладных социологических исследованиях. В связи с этим понятие «социальная система» превратилось в универсальную социально-философскую категорию. Следовательно, общество можно определить как социальную систему, обладающую всеми необходимыми ресурсами для своего воспроизводства и развития, отличающуюся от других объединений людей — групп, общностей, организаций — длительностью существования и самодостаточностью.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы