Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Экранная и экранно-звуковая аудиоаппаратура и методика ее применения



Учебный кино- или видеофильм характеризуется рядом особенностей: информационная насыщенность, сильное эмоциональное воздействие на аудиторию, темп предъявления информации с экрана, управление процессом восприятия, целостность и законченность.

Применение учебных фильмов целесообразно в таких учебных ситуациях, когда необходимо познакомить учащихся:

а) с объектами, процессами, явлениями, которые невозможно воспроизвести в условиях школы или пронаблюдать в реальных условиях;

б) с внутренними процессами и явлениями, недоступными непосредственным наблюдениям;

в) с процессами и явлениями, характерной особенностью которых является движение, развитие;

г) с очень медленно или очень быстро протекающими процессами или явлениями;

д) с микро- и макрообъектами.

Напомним, что учебные фильмы могут быть в виде целостного фильма, курса, состоящего из нескольких частей; хрестоматии; фрагментов и кинокольцовок; видеофильмов-

Требования к учебному фильму:

1) четкое и продуманное дозирование информации, чтобы не

допустить перегруженности фильма;

2) отсутствие многотемности;

3) простое композиционное построение кадра с четким выделением главного;

4) дикторский текст должен быть предельно лаконичным, выразительным, доступным, не подменяющим изображение;

5) дикторский текст должен иметь паузы, для того чтобы не мешать восприятию зрительного ряда и дать учителю возможность вставить свои дополнения и пояснения;

6) занимательность фильма, использование разнообразных способов и приемов съемки;

7) показ изучаемого объекта или явления во всех возможных вариантах;

8) создание проблемной ситуации;

9) включение в текст изложения вопросов, заданий, если необходимо, инструкций;

10) короткие по времени или с четким разделением сюжеты или фрагменты внутри более продолжительной ленты.

Дидактические функции учебного фильма на уроке : источник новых знаний, средство иллюстрации учебного материала, обобщения и систематизации знаний, зрительная или зрительно-слуховая опора для последующей самостоятельной работы учащихся, вспомогательное средство при контроле знаний.

Перед использованием любого видеоматериала (кино- или видео- фильма) учителю необходимо очень внимательно изучить: в какой мере его устраивают объем, качество содержания и характер его подачи; какие акценты делают авторы фильма и совпадают ли они с тем, что хотел бы донести при изучении данного материала сам учитель (воспитатель); насколько удачен и целесообразен дикторский текст; каковы дидактические возможности фильма в сравнении с другими имеющимися средствами наглядности; в какой степени он соответствует возрастным особенностям учеников и уровню их подготовленности.

Продолжительность фильма на одном уроке не более 20-30 мин. Прерывать показ фильма следует лишь в крайних случаях, когда изображенное на экране не будет воспринято учащимися без комментария учителя.

Отбирая фильм, надо обратить внимание не только на его образовательную, но и на воспитательную ценность.

Важным моментом при подготовке к использованию экранно-звукового пособия является установление его связи с учебником и другими источниками, что определит характер домашнего задания и другой самостоятельной работы учащихся как на уроке, так и вне его.

Таким образом, сопровождающая фильм речь учителя нужна только в тех случаях, когда надо:

- пояснить непонятные места фильма;

- обратить внимание детей на главные моменты, которые необходимо твердо запомнить;

- подчеркнуть существенные детали изображения, которые без указания учителя останутся незамеченными;

- теснее увязать отдельные кадры фильма, углубляя их содержание;

- связать иллюстративную сторону со всем содержанием урока.

Учебный кинофильм - эффективное средство обучения, оказывающее большое влияние на учащихся. После его демонстрации ученики еще некоторое время находятся под впечатлением просмотренных кадров и не могут сразу переключиться на другой вид деятельности. Этот фактор следует учитывать при организации последующей работы над экранным материалом.

После просмотра фильмы следует выяснить у учащихся, что им было непонятно, связать новый экранный материал с ранее изученным, привести его в определенную систему, сделать выводы, обобщения, направить мысль школьников на подтверждение теоретических положений урока, на усвоение формулировок, правил, закономерностей.

Удобны и эффективны для создания проблемных ситуаций видеофрагменты. Они могут быть использованы в качестве вводного материала, предшествующего формулированию проблемы. В другом случае с помощью фрагмента сообщается опорный фактический материал, ведущий к появлению вопроса.

Видеомагнитофоном пользоваться проще и удобнее, чем киноаппаратом, с его помощью (или используя видеокамеру) можно зафиксировать на пленку кинофрагменты или кинофильм, снять самостоятельный видеофильм, встречу с интересным человеком, оперативиый репортаж о событиях, показать телепередачу, диакадры, изображение с кодотранспарантов, фонозаписи, карту, таблицы, схемы, любые объекты живой и неживой природы.

Дидактические возможности применения видеозаписей многообразны. Фрагмент видеозаписей легко сочетается с другими СО, которые группируются вокруг него. Он сравнительно просто комментируется учителем или учащимися и может использоваться в любой части урока.

Разработка и съемка учебного фильма может стать средством коллективной самостоятельной творческой работы учащихся. Это не только вызывает интерес всего класса, но и позволяет превратить ее в коллективное творческое дело, в котором будут учтены интересы и возможности отдельных групп учащихся и индивидуальные потребности и интересы каждого воспитанника. Видеозаписи раскрывают неограниченные возможности для творческой работы учителя или воспитателя.

Видеозаписи чаще воспроизводятся на экране телевизора. Он попадает в поле восприятия целиком, и зритель видит все развертывающееся действие, но с четким выделением главного. На телеэкране эффектнее воспринимаются детали, поэтому при съемках видеофильма надо чаще использовать крупный план, подетальнее изображение. Большая интимность и личностная обращенность к зрителю здесь достигаются тем, что говорящий, как правило, находится в самом кадре и как бы объясняет непосредственно смотрящему фильм.

Дидактическая значимость этого технического средства мало чем отличается от учебного звукового кино.

Видеозаписи - зафиксированные с помощью видеомагнитофона или телевизионной камеры на специальной магнитной ленте изображение и звук.

Широкие возможности открываются с применением видеозаписей во внеклассной воспитательной работе.

Фильмы можно разделить на художественные, хроникально-документальные, научно-популярные, научные, учебные, а также на любительские и телефильмы.

В некоторых учебных пособиях по ТСО учебное кино называют кинопособием.

Кинопособия содержат позитивное фотографическое изображение движущихся объектов на кинопленке с зафиксированным (оптическим или магнитным способом) звуковым сопровождением, выполненное в соответствии с воспитательно-дидактическими целями и с учетом психолого-педагогических требований. Учебные фильмы (кинопособия) снимают по сценариям и предназначают для учебного процесса.

Разновидностями учебного фильма являются:

- кино- или видеофрагмент - 3-5-минутный фильм, раскрывающий содержание одного из вопросов темы;

- кинокольцовка - небольшой (10-12-метровый) фильм, содержащий информацию о циклическом процессе. - кино- или видеокурс - кинопособие, состоящее из нескольких частей и охватывающее содержание раздела или целого курса;

- кино (кидео) хрестоматия;

- ситуационный фильм.

Телефильмы по своему содержанию и целевой направленности могут относиться к любому из перечисленных выше видов.

Любительские кинофильмы кинолюбители снимают в различных жанрах, используя облегченную и упрощенную 8- и 16-миллиметровую аппаратуру. Нередко в школах и внеучебных заведениях работают кружки, секции, клубы кинолюбителей, члены которых не только обучаются кино- и видеосъемкам, но и снимают фильмы, которые можно использовать в учебных и воспитательных целях.

Большие перспективы открываются перед применением в недалеком будущем в учебных заведениях телепередач и различных видеозаписей не только на видеокассетах, но и на видеодисках.

 

Мультимедийная аппаратура

Мультимедиа-проекторы

В настоящее время существует достаточно большой выбор мультимедиа-проекторов, различные компании поставляют их на российский рынок (Роlymedia, Activision и др.). Предшествовали мультимедиа-проекторам видеопроекторы, которые позволяют осуществлять проекцию на экран видеоизображения с видеомагнитофона, видеокамеры, однако вслед за видеопроектором появляется более универсальный мультимедиа-проектор, который позволяет выводить на экран оцифрованную информацию с ПК и аналоговую видеоинформацию.

Прежде всего, к проектору подключается ПК и (если это необходимо) контрольный монитор, что позволяет выводить на экран любую текстовую и графическую информацию. Графическая информация может быть представлена в виде схем, слайдов (цифровых фото), цифрового видео, анимации. Для представления на экран видеоинформации к проектору могут подключаться видеокамера, спутниковый ТВ тюнер, видеомагнитофон, проигрыватели видео- и DVD-дисков, а для контроля - телевизор. Проектор имеет встроенные динамики и может воспроизводить звуковую информацию. Для небольших аудиторий (около 50 человек) их мощности, как правило, хватает, однако если аудитория большая, то звуковой сигнал с проектора усиливается и воспроизводится колонками.

В основу формирования изображений в современных проекторах заложены, в основном, две технологии: технология с тремя ЖК-панелями и DLP (Digital Light Processing), разработанная фирмой Texas Instruments.

ЖК-панели, или LCD (Liquid Crystal Display - жидкокристаллический дисплей) применяются в настоящее время активного типа, в которых каждый элемент матрицы (пиксел) основан на индивидуальных переключающих элементах TFT (Thin Film Transistor - тонкопленочный транзистор). В цветных панелях LCD TFT-типа каждая точка LCD непосредственно контролируется тремя транзисторами. При VGA-разрешении (640x480) всего 921600 транзисторов. Они напыляются на стеклянную пластину вместе с проводящими электрический ток проводниками и невидимы для глаза. Такая технология используется для дисплеев персональных компьютеров и видеопанелей к оверхед-проекторам. Панель помещается на оверхед-проектор, свет от которого, пройдя через панель, проецируется на экран. К панели могут подводиться сигналы от видеомагнитофона или компьютера. Яркость изображения пропорциональна световому потоку, испускаемому оверхед-проектором, и отношению рабочей площади панели к площади стола проектора. Для использования с LCD-панелями рекомендуются только оверхед-проекторы высокой интенсивности со световым потоком не менее 4000 люмен. При применении менее мощных проекторов яркость изображения будет слишком малой. Дело в том, что LCD-панели пропускают только примерно 5-8% от падающего на них света. При световом потоке оверхед-проектора 4000 люмен и соотношении площади рабочей части панели к площади стола проектора 1: 2, световой поток после прохождения панели составит всего 4000х0, 5х5%=100люмен. Таким образом, стоит учитывать, что яркость изображения будет существенно меньше, чем при использовании традиционных транспарантов (пленок) с оверхед-проектором. Поэтому для панелей желательно использовать максимально мощные оверхед-проекторы, однако при этом аудиторию, где проводятся занятия, все равно придется затемнять. Именно поэтому панели к оверхед-проекторам не нашли широкого распространения.

Получили широкое распространение проекторы с тремя LCD-панелями. В этих проекторах применяются три монохромные LCD-панели. Каждая из панелей отвечает за один из первичных цветов: красный, зеленый или синий. Свет от лампы с помощью дихроичных зеркал (ДЗ) расщепляется на три цвета. Дихроичные зеркала позволяют достичь резкого разделения на цвета, что позволяет добиться качественной цветопередачи. Прошедшие через LCD-панели пучки света объединяются и проецируются на экран. Это напоминает устройство трехлучевых проекторов, но есть существенные отличия. Изображение в данном случае объединяется внутри проектора, а не на экране, как в случае с трехлучевым проектором. Это исключает необходимость настройки схождения лучей на экране.

Рис. 3.4.1 Рис.3.4.2

Для данного типа проекторов характерны более естественная цветопередача и большие значения световых потоков.

Реализация технологии DLP позволила компании Texas Instruments сконструировать оптическую систему, которая легче и компактнее используемых в жидкокристаллических проекторах. Это технология цифровой матрицы микрозеркал, которая не требует поляризованного света. На рис. изображена схема процесса формирования изображения. Матрица микрозеркал представляет тысячи крошечных квадратных микрозеркал размером 16 х 16 мкм, смонтированных на шарнирах поверх статической оперативной памяти.

Зеркала могут поворачиваться из одного положения в другое со скоростью 1000 р/сек. Если растр экрана 800 х 600, то столько и микрозеркал.

DLP отражает непосредственно цифровой сигнал и создает возможность для получения изображения высокого качества, свободного от помех, с цифровой шкалой градации серых тонов и воспроизводства цвета. Из-за близкого расположения микрозеркал изображение проектируется как целостная картинка высокой разрешающей способности. Изображение, полученное с помощью такого проектора, не разделено привычными квадратиками (пикселами).

 

Белый свет фокусируется на колесо, состоящее из трех цветных фильтров, которое вращается с частотой 60 Гц. Оно вращается в соответствии с красным, зеленым и синим видеосигналами, которые подаются на цифровую матрицу микрозеркал. Зеркала поворачиваются в зависимости от того, в каком месте и какой интенсивности каждого цвета требуется. Изменяя время положения; каждого зеркала в той или другой позиции, можно проецировать на экран полноцветную цифровую картину. Человеческий глаз интегрирует соответствующие цвета и видит полноцветное изображение.

Жидкокристаллические матрицы работают на поляризованном свете. Это означает, что 50% света лампы отфильтровывается поляризатором и вообще не попадает на LCD. Еще часть блокируется транзисторами, управляющими электродами и проводниками в ячейках LCD. Вещество жидкого кристалла также поглощает свет. В результате только малая часть света проходит через панель ЖК на экран. В технологии ЖК матриц постоянно идет работа по уменьшению потерь света, но сама технология ограничивает возможности. Соревнование этих двух технологий продолжается. Например, портативный DLP-проектор LITEPRO-420 имеет вес около 3 кг и световой поток 500 ANSI люмен, а проектор SONY VPL-CS1, работающий на современных ЖК-панелях, также имеет вес около 3 кг и световой поток 600 ANSI люмен, что достаточно для работы в аудитории с контролируемым освещением. Еще более удачный вариант проектора для учебных аудиторий - это проектор SONY VPL-PX1, поставляемый компанией Polymedia.

Его яркость 1000 ANSI люмен, вес 4 кг, размер чуть больше пачки бумаги формата А4, видеоразрешение 750 ТВ-линий; он обеспечивает изображение от 1 до 5 м с расстояния до экрана 1, 6 - 10, 5 м, автоматически распознает 37 видов компьютерных и видеосигналов.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь