Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема: «Образность, выразительность речи»



Часа

 

План

1. Понятие выразительности. Основные условия выразительности.

2. Фразеологические средства языка:

 

а) фразеологические обороты: особенности употребления, типы фразеологизмов, функции фразеологизмов, речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов;

б) языковые афоризмы: пословицы, поговорки, крылатые слова. Релевантность их использования в речи.

 

3. Лексические образные средства:

 

а) понятие образности речи;

б) определение тропа;

в) характеристика основных тропов;

г) речевые ошибки, возникающие при употреблении тропов.

 

4. Стилистическое использование лексических средств речевой выразительности.

 

Список литературы

1. Введенская Л. А. Культура речи. - Ростов-н/Д., 2002. - С. 181-212.

2. Головин Б. Н. Основы культуры речи. - М., 1988.

3. Головин Б. Н. Как говорить правильно. М., 1988.

4. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. - М., 1999. - С. 113-151.

5. Данцев А. А. Русский язык и культура речи / Данцев А. А., Нефедова Н. В. - Ростов-н/Д., 2001. - С. 170-187.

6. Клюев Е. В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция). - М., 1999. -С. 178-261.

7. Культура русской речи. - М., 2000. - С. 264-278.

8. Розенталь Д. Э. Секреты стилистики / Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. - М., 1996. - С. 82-110.

9. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 1987. - С. 378-393.

10. Русский язык и культура речи / Под ред. В. Д. Черняк. - М., 2002. - С. 85-98.

11. Савкова З. В. Искусство оратора. - СПб., 2000. - С. 77-89.

 

 

Задания

1. Подготовьте сообщения:

а) Русская фразеология как отражение материальной и духовной культуры народа (рекомендуемая литература: Гвоздарев Ю. А. Рассказы о русской фразеологии. - М., 1988; Мокиенко В. М. Образы русской речи. - Л., 1986).

б) Как рождаются образы (рекомендуемая литература: Гвоздарев Ю. А. Рассказы о русской фразеологии. - М., 1988; Люстрова З. Н., Скворцов Л. И., Дерягин В. Я. О культуре русской речи. - М., 1987. - С. 47-61).

в) Новая фразеология и ее использование (рекомендуемая литература: Русский язык и культура речи / Под ред. В. И. Максимова. - М., 2000. - С. 308-323; Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. - СПб., 1999. - С. 184-207).

г) Крылатые слова как одно из средств выразительности речи (рекомендуемая литература: Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. - М., 1994; Максимов С. Крылатые слова. - М., 1955).

 

2. Укажите речевые ошибки в употреблении фразеологизмов (использование фразеологизмов без учета их семантики, неоправданная замена компонентов фразеологизма, немотивированное расширение или сокращение его состава, изменение грамматической формы слов во фразеологизме, контаминация элементов разных сочетаний), исправьте ошибки. За справками обращайтесь к «Фразеологическому словарю русского языка» под редакцией А. И. Молоткова.

 

1. Выпускники, радостные и счастливые, на прощанье спели свою лебединую песню. На торжественной линейке, посвященной празднику «Последнего звонка», Виктор сказал: «Мы сегодня собрались, чтобы проводить в последний путь своих старших товарищей».

2. Он всегда считал своего соседа отъявленным врагом.

3. У этих «заботливых» родителей дети спят на каких-то прокрустовых ложах.

4. Смешит зрителя драматург не один, а в компании с прекрасными актерами, которым палец в рот не клади, а дай только посмешить.

5. Не мудрствуя долго, приведу цитату из отчета, составленного по следам рейда.

6. Хоть был он и не из робкой десятки, но тут не мог не испугаться.

7. Необходимо уделить самое серьезное значение борьбе с преступностью.

8. Если давать всем сестрам по серьге, то распределение электроэнергии будет несправедливым.

9. Вопрос с топливом сложный, и просто так забросать его шапками нельзя.

10. Старушка, видимо, устала, она шла все медленнее, на одном дыхании.

11. Многие пенсионеры сейчас просто влачат лямку.

12. Если на нашем предприятии начнется ревизия, мы можем влипнуть в переплет.

13. «Белая ворона» - так иногда называют человека совестливого, не равнодушного к тому, что плохо лежит.

14. На открытии нового телецентра его директор удовлетворенно заявил, что в полку журналистов прибыло.

15. Из этой ситуации я делаю вывод, что кто-то подкладывает В.В. Путину медвежью услугу.

 

3. Придумайте фразы, в которых предложенные ниже сочетания употреблялись бы:

 

а) как свободные;

б) как фразеологические.

 

Бросить камешек в огород, выносить сор из избы, держать камень за пазухой, заткнуть за пояс, засучить рукава, на всех парусах.

 

4. Продолжите ряд близких по значению фразеологизмов:

 

в мгновение ока, в один миг, …

во весь дух, во весь опор, во весь мах, …

во все горло, во весь голос, …

мастер золотые руки, работа в руках спорится, …

гонять лодыря, ловить мух, бить баклуши, …

душа нараспашку, …

кошки скребут на душе, …

развесить уши, …

 

5. Используя исходное слово, назовите несколько фразеологизмов, возникающих в памяти. Например: шея – шею намылить, шею свернуть; второй – вторая молодость, вторая натура, до второго пришествия. Объясните их. В случае затруднений обратитесь к словарю.

 

Волк…, глаз…, душа…, семь…, ухо…, кожа…, камень…, голова…, страус…, вода…, Кузьма…, Юрий…, Сидор…, Москва…, Киев…, Мономах…

6. Скажите, кому принадлежат следующие крылатые выражения:

 

1) Сейте разумное, доброе, вечное.

2) Из прекрасного далека.

3) А Васька слушает, да ест.

4) Как белка в колесе.

5) А ларчик просто открывался.

6) Смеяться, право, не грешно над тем, что кажется смешно.

7) Свежо предание, а верится с трудом.

8) Счастливые часов не наблюдают.

9) Есть еще порох в пороховницах.

 

7. Укажите различные тропы (метафоры, метонимии, синекдохи, антономасии, эпитеты, сравнения, олицетворения, гиперболы, литоты, перифразы и т. д.). Какова их функция в речи?

 

1) Ненасытный день потух; ненасытной ночи мгла по небу стелется одеждою свинцовой ( П. ).

2) Только слышно на улице где-то одинокая бродит гармонь.

3) Ягненочек кудрявый – месяц гуляет в голубой траве ( Ес. ).

4) Зимы последние кусочки чуть всхлипывают под ногой, и так смущенно дышат кочки незащищенностью нагой ( Евт. ).

5) Ему рукоплескал Париж.

6) Мы все глядим в Наполеоны.

7) В сто сорок солнц закат пылал ( Маяк. ).

8) Ниже тоненькой травиночки надо голову клонить ( Некр. ).

9) Прикручен шар земной ко мне. Я, как усталая японка, весь мир таскаю, как ребенка, рыдающего на спине ( Евт. ).

10) Но даже и ракетой вознесен, несущейся быстрей, чем скорость звука, увижу я, как будто страшный сон, молчалиных, тихоньствующих сонм и многоликость рожи Скалозуба ( Евт. ).

11) Сквер величаво листья осыпал. Светало. Было холодно и трезво.

12) Руки милой – пара лебедей – в золоте волос моих ныряют… ( Ес. ).

13) И слышно было до рассвета, как ликовал француз ( Лерм. ).

14) Не жалею, не зову, не плачу ( Ес. ).

 

8. Насколько оправдано употребление тропов в приведенных ниже примерах? В случае неудачной образности укажите недочеты металогической речи (стилистически не оправданная метафоризация, неясность высказывания в результате употребления тропа, нарушение закона эстетического соответствия сближаемых понятий, разрушение единства образной системы, несочетаемость слов, употребленных в переносном значении, немотивированная реализация метафоры и др.). Исправьте предложения:

 

1) Праздник мира и труда наш отряд плодородия встретил в поле, работая на внесении органических удобрений.

2) На собрании перед своим коллективом Левченко предстал в обнаженном виде, признался в грехах и покаялся.

3) Забота о воспитании девушек и юношей, об их добром имени пронизывает вечерние беседы.

4) Учителя не поленились зажечь огонь в моих глазах.

5) В морозном обличье, как и полагается, набросив на плечи елей пышные шапки, пришел Новый год.

6) Популярные трассы лесопарка допоздна звенят голосами, трудятся с максимальной нагрузкой.

7) Северный олень неприхотлив, не требует ухода и с радостью отдает человеку прекрасное оленье мясо, шкуры, рога.

8) У розового зрения любви два глаза: глаз радужного мира и глаз глубинного загляда.

9) Актер на сцене видится нам как бы в двух лицах – он сам и созданный им сценический характер. Мы видим только образ, но через него можем проникнуть в душу актера, ибо каждая хорошо сыгранная роль неизбежно приоткрывает нам какие-то параметры его души.

10) На долю певицы выпала трудная задача – дать сражение итальянкам у них на родине, в колыбели итальянской школы вокала – миланском театре «Ла Скала».

11) Древние русские города явились цитаделью русского национального зодчества, животворным источником и рассадником самобытной культуры нашего народа.

12) Блистательная музыка продолжала спать вековым сном.

 

Практическая работа №16

Тема: « Благозвучие речи»

Часа

 

План

1. Стилистическая значимость звуковой организации речи.

2. Понятие благозвучия.

3. Устранение неблагозвучия при стилистической правке текста.

4. Стилистические приемы усиления звуковой выразительности речи.

5. Стилистические функции звукописи в художественной речи.

6. Звукопись и звуковой символизм.

7. Стилистические недочеты в звуковой организации художественной речи.

Список литературы

1. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. - М., 1999. - С. 152-192.

2. Воронин С. В. Основы фоносемантики. - Л., 1982.

3. Журавлев А. П. Звук и смысл. - М., 1981.

4. Прохватилова О. А. Фоностилистика: стилистический анализ звучащей речи. - Волгоград, 1996.

5. Розенталь Д. Э. Секреты стилистики. Правила хорошей речи / Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. - М., 1996. - С. 171-181.

 

Задания

1. Проанализируйте чередование гласных и согласных звуков; покажите единство звуковой и смысловой стороны речи, выделяя фонетически выразительные слова и поэтические строки:

Дыхание свободно

в каждой гласной,

В согласных – прерывается

на миг.

И только тот гармонии

достиг,

Кому чередованье их

подвластно.

Звучат в согласных

серебро и медь.

А гласные даны тебе

для пенья.

И счастлив будь, коль

можешь ты пропеть

Иль даже продышать

стихотворенье. ( Марш. )

2. Исследуйте звуковой строй стихотворения Г. Р. Державина. Какие приемы звукописи использовал поэт, чтобы, по его выражению, «одоброгласить» стих, достичь «гладкотекущести»?

 

Соловей во сне

Я на холме спал высоком,

Слышал глас твой, соловей,

Даже в самом сне глубоком

Внятен был душе моей:

То звучал, то отдавался,

То стенал, то усмехался

В слухе издалече он;

И в объятиях Калисты

Песни, вздохи, клики, свисты

Услаждали сладкий сон.

Если по моей кончине.

В скучном, бесконечном сне,

Ах! не будут так, как ныне,

Эти песни слышны мне;

И веселья, и забавы,

Плясок, ликов, звуков славы

Не услышу больше я, -

Стану ж жизнью наслаждаться,

Чаще с милой целоваться,

Слушать песни соловья.

3. Укажите особенности звуковой организации речи в отрывке из поэмы А. Твардовского «Дом у дороги». Выделите звуковые повторы; определите их эстетические функции в контексте. Покажите художественную роль фоники на данном примере:

Таков завет и звук таков,

И по косе вдоль жала,

Смывая мелочь лепестков,

Роса ручьем бежала.

Покос высокий, как постель,

Ложился, взбитый пышно,

И непросохший сонный шмель,

В покосе пел чуть слышно.

И с мягким махом тяжело

Косье в руках скрипело.

И солнце жгло,

И дело шло,

И все, казалось, пело:

Коси, коса,

Пока роса,

Роса долой –

И мы домой.

4. Проанализируйте звуковую организацию отрывка стихотворения М.Ю. Лермонтова «Дары Терека». Назовите слова, объединенные общим звучанием; покажите зависимость между фонетическим подобием слов и художественно-смысловой стороной речи:

Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят.

Но, по степи разбегаясь,

Он лукавый принял вид

И, приветливо ласкаясь,

Морю Каспию журчит:

«Расступись, о старец-море,

Дай приют моей волне!

Погулял я на просторе,

Отдохнуть пора бы мне.

Я родился у Казбека,

Вскормлен грудью облаков,

С чуждой властью человека

Вечно спорить был готов.

Я, сынам твоим в забаву,

Разорил родной Дарьял

И валунов, им на славу,

Стадо целое пригнал».

Но, склонясь на мягкий берег,

Каспий стихнул, будто спит,

И опять, ласкаясь, Терек

Старцу на ухо журчит…

5. Укажите недочеты фоники в отрывках из произведений начинающих авторов, рукописи которых редактировал М. Горький. Сравните свои наблюдения с замечаниями Горького, приведенными в конце упражнения.

1) … Актрис с страстными взглядами.

2) – Очень жаль! – жестоко ответил Жан. Жан жадно сжал ее.

3) Она неожиданно нашла, что наши отношения нужно – даже необходимо – понять иначе.

4) Он писал стихи, хитроумно подбирая рифмы, ловко жонглируя пустыми словами.

5) Черными точками маячат дозоры. А кругом южная равнина. Уперлась она в Кавказские горы.

Замечания М. Горького:

 

1) Фраза, где три с невыносимо свистят.

2) Едва ли красивы и такие фразы… Может быть, в стихах это назвали бы аллитерацией, в прозе это – небрежность.

3) Здесь – на-не-нно-на-но-ну-не-на – нечленораздельно, а такие построения нередки.

4) Автор не слышит в своей фразе хихиканья, не замечает «мыло».

5) Выделены слова дозоры, горы и сделано примечание: «В прозе надобно избегать рифмующихся слов, не ставить их рядом в одной фразе».

6. Проанализируйте фонику газетных заголовков; выделите те из них, в которых фоника стала источником экспрессии, и те, в которых вы находите недочеты в звуковой организации; устраните их. При этом различайте случайные звуковые повторы, неуместную рифму и сознательное использование звукописи с целью усиления действенности речи:

 

1) «Урок-впрок».

2) «За штилем-шторм».

3) «Недостаток внимания руководства к развитию производства».

4) «Магистраль, зовущая вдаль».

5) «Медали за модели».

6) «Твои планы, планета? »

7) «Старая ставка на страх».

8) «Грани гранита».

9) «Льготы Аэрофлота».

10) «Афганский урок не впрок».

11) «Витамины грудничкам и старичкам».

12) «Спид не спит».

13) «Таможенный склад - не работа, а клад».

14) «Конъюнктура для контркультуры».

15) «Баллы за бал на льду».

16) «Цитадели из цитат».

17) «Быт не забыт».

7. Проанализируйте правку русских поэтов с точки зрения фоники; укажите лексические замены, продиктованные звуковым отбором слов, попытайтесь обосновать отказ от тех или иных созвучий и подбор слов определенной звуковой окраски:

1. Любви печальную тревогу Я слишком, может быть, узнал. Любви безумную тревогу Я безотрадно испытал (П.).
2. Убит!.. К чему теперь рыданья, Похвал и слез ненужный хор… Не вы ль сперва так долго гнали Его свободный, чудный дар… Отравлены его последние мгновенья Коварным шепотом (презрительных) бесчувственных невежд… Убит!.. К чему теперь рыданья, Пустых похвал ненужный хор… Не вы ль сперва так злобно гнали Его свободный, смелый дар… Отравлены его последние мгновенья Коварным шепотом Насмешливых невежд… (Л.).
3. Начал на лодке кататься С Ульяшей да восхищаться природою нашей. …да над природой подтрунивать нашей (Н.).
4. И красные мчались на юг эскадроны. И красные скакали на юг эскадроны (Маяк.).

 

 

Практическая работа №17


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1246; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.062 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь