Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Что такое материнская школа Коменского ?
" Материнская школа" Каменского «Материнская школа», очередной раз убеждаешься, что это классика мировой педагогики. Книга, написанная почти 400 лет назад, поражает своей актуальностью, злободневностью, раскрывает проблемы воспитания дошкольников, отношения между детьми и родителями, указывает пути решения этих проблем. Каждая строчка книги дышит нежнейшей любовью и заботой о детях, желанием помочь родителям в трудном, важном и благородном деле - воспитании детей. Ян Коменский пишет, что «дети бесценное сокровище…» и как счастливы те, кому Бог даровал детей, «для родителей, дети должны быть милее и дороже, чем золото и серебро, жемчуг и драгоценные камни…», »… золото и серебро - вещи, ненадежные и скоро проходящие, а дети бессмертное наследие», «происходят… дети - из самой нашей сущности» и родители «иногда за их спасение готовы пожертвовать своей собственной жизнью». Великий педагог сравнивает детей с ангелами: »… у кого дома есть дети, тот может быть уверен, что в доме присутствуют ангелы; всякий, кто обнимает руками маленьких детей, пусть не сомневается, что обнимает ангелов». «Золото, серебро, драгоценные камни не могут научить нас ничему, чему нас учат другие творения, а именно - божественной мудрости, благости. А дети нам даются как зеркало скромности, приветливости, доброты, согласия и других христианских добродетелей». По мнению Ян Коменского, родители должны прилагать максимум старания для правильного воспитания своих творений. «Человек - высокое создание - должен быть приведен к самым высоким целям и добродетелям». Родители часто заблуждаются, видя исполнение родительского долга в обучении детей: есть, пить, ходить, говорить, украшаться одеждами. Коменский говорит, что о теле, здоровье нужно заботиться для того, чтобы оно стало достойным вместилищем для нравственности, развитого ума, и было освещено блеском истинной мудрости. В книге «Материнская школа» он фактически ставит перед родителями задачу - разностороннее воспитание детей. На своем жизненном пути дети могут сталкиваться «с различными случайностями», и родители должны учить детей «осторожно и разумно управлять самим собой и всеми внешними и внутренними своими действиями, касающимися настоящей жизни». Предназначение родителей - заботиться о детях, давать им возможность приобретать «изящные культурные навыки и обучаться всему, необходимому для жизни…». Ян Коменский выделяет «троякую» цель воспитания: вера и благочестие; добрые нравы; знание языков и наук. И все это в таком порядке, подчеркивает он, а не наоборот. «У кого в своем доме дети предаются трем упражнениям, у того - рай, где сеются, орошаются, зеленеют и цветут небесные растения; у того - храм святого духа, в котором он создает и совершенствует сосуды милосердия, орудия славы, чтобы в них все более и более блистали лучи мудрости и благости; как счастливы в таком раю родители! » В своей книге педагог-новатор подчеркивает необходимость обучения и воспитания детей в противовес теориям, которые говорят, что ребенок должен и может самостоятельно обучаться всему. Нельзя никому думать, говорит он, что юношество само по себе, без усилий и труда, может быть воспитано в благочестии, добродетели и науках. Если ребенок нуждался в том, чтобы его научили кушать, пить, бегать, разговаривать и др., то каким образом ему без труда, само по себе может «достаться обладание более высокими и более удаленными от внешних чувств качествами веры, добродетели, мудрости и знания»? Конечно, это «совершенно невозможно». Родители являются для детей первыми учителями-наставниками, на них возложена «обязанность с величайшей старательностью внедрять в самый нежный ум и искусно внушать ему относящиеся к познанию» знания «и говорить об этом детям, дома ли они или гуляют на дороге, ложатся ли спать или встают». «Но так как часто родители, - пишет Ян Коменский, - или не способны воспитывать детей, или вследствие занятий служебными или семейными делами не имеют времени на это, а другие даже относятся к этому с пренебрежением, то, по мудрому и спасительному решению, издревле было установлено, что в каждом государстве образование юношества вместе с правом наказания поручалось мужам мудрым, благочестивым, почтенным». Педагоги, наставники, учителя воспитывали и обучали детей в специальных местах, которые назывались коллегиями, школами, гимназиями, т.е. местах отдыха и литературных развлечений. Само название этих учреждений «указывало на то, что дело обучения и учения само по себе и по своей природе приятно и сладко и представляет собой чистую игру и забаву для духа». Однако, как пишет мыслитель-гуманист, со временем обучение детей «отклонилось безмерно далеко от первоначального своего приятного характера» и стало «местом тяжелой работы и мучения», особенно и некоторых случаях, когда «юношество вверялось людям глупым, совершенно чуждым благочестия и мудрости, от безделия ослабевшим, низким, подававшим самый дурной пример». Такие учителя, совершенно незнакомые с «настоящими» методами воспитания, желали все «вдолбить силою» и страшно мучили учеников. И хотя реформой удалось кое-что исправить, однако «нечто сохранилось и до нашего времени». Далее Коменский говорит о том, что ребенку гораздо легче привить хорошие манеры, нравственность в юные годы, чем потом его перевоспитывать, ведь «по природе обыкновенно бывает так, что каким что-либо стало образовываться с самого начала, таким остается и в старости приносит те же самые плоды, семена которых получило в молодости». С этим согласна и известная пословица: «Занятия молодости - наслаждение старости». И потому родители не должны откладывать воспитание и образование своих детей на более позднее время, на учителей, «так как невозможно уже выросшее кривое дерево сделать прямым». Они должны сами «изучить способы обращения со своими сокровищами., чтобы под их собственным руководством дети начинали возрастать в мудрости и любви к людям». По мнению Ян Коменского, в первые шесть лет жизни детей родители должны научить их следующему: - умеренности - дети должны есть и пить «сообразно с требованиями природы; не объедаться и не переполняться пищей и питьем сверх необходимости»; - опрятности - где бы ни находился ребенок, он должен «соблюдать приличия при еде, в одежде и в попечении о теле»; - почтительности - с уважением относиться к старшим, словам, действиям; - предупредительности - «чтобы они по знаку и слову старших готовы были немедленно выполнить все»; - говорить правду - «что есть-то есть, чего нет - того нет. Пусть же никогда не приучают лгать и говорить не то, что есть, серьезно или в шутку»; - справедливости - «чтобы они не касались ничего чужого, не трогали, не брали тайно, не прятали и не причиняли кому-либо вреда»; - благотворительности - чтобы дети были «приятными для других, чтобы они были щедрыми, а не скупыми и не завистливыми»; - трудолюбию - «чтобы они привыкли избегать ленивого досуга»; - молчанию - должны уметь не только говорить, но и молчать, «где это необходимо: когда говорят другие»; - терпению - «чтобы они не думали, что все должно являться к ним по их мановению; с раннего возраста постепенно они должны приучаться обуздывать страсти»; - деликатности (гуманности) и готовности служить старшим - такое воспитание «является особенным украшением юношества, то будет уместным, чтобы и к этому также приучались они с детства»; - изяществу манер - проявлять к каждому «деликатность, уметь приветствовать, подавать руку, благодарить за одолжение и прочее»; - держать себя с достоинством - «во всем вести себя сдержанно и скромно». Коменский провозглашал принцип умеренной и разумной дисциплины, предлагая воздействовать на детей личным примером, разумными наставлениями, увещеваниями, порицаниями. Физические наказания он считал возможным применять лишь в самых крайних случаях. С нравственным воспитанием у Коменского тесно связывалось трудовое, которое предусматривало не только формирование трудовых навыков, соответствующих данному возрасту, но и воспитание любви и привычки к труду. Коменский рассматривал дошкольное детство как период подготовки к дальнейшему систематическому обучению в школе. Он считал, что материнская школа призвана способствовать накоплению детьми конкретных представлений, и детально очертил весьма обширный круг элементарных знаний об окружающем мире, которыми должен овладеть ребенок дошкольного возраста. Так, в области естествознания к 7-му году ребенок должен знать, что такое огонь, воздух, вода и земля, дождь, снег, лед, свинец, железо и пр., различать солнце, луну, звезды, знать, когда дни длинные и когда короткие. В области математики ребенок должен научиться считать до 20. Должен разбератся что значит: «длинный», «короткий», «широкий», «узкий», знать основные фигуры - круг, квадрат, крест, основные меры длины и объема - шаг, локоть, четверть. Географические познания включали понимание того, что такое город, деревня, поле, сад, знание названия своего села или города. Кроме того, следовало знать времена года, понимать термины «час», «день», «неделя», «месяц», «год». Советуя матерям развивать память и мышление детей, Коменский рекомендовал в доступной форме знакомить их с началами истории, экономики, политики, общественными отношениями. Он советовал не только воздействовать на память ребенка, но и главным образом развивать у него осмысленное восприятие и понимание явлений окружающего мира. В своей книге выдающийся педагог впервые поднимает вопрос о безопасности ребенка. В первую очередь женщина должна начинать заботиться о здоровье своего ребенка, когда он находится в утробе матери. Он говорит о необходимости сосредоточенно-возвышенного и осторожного отношения беременной женщины к себе и своему будущему ребенку, отношения, призванного способствовать рождению здорового потомства. Заботясь о здоровье ребенка, женщина, носящая его в своем чреве, должна заботиться о себе, чтобы «как-нибудь не навредить ребенку». Женщина, по мнению Коменского, должна соблюдать воздержанность и умеренность, чтобы объеданием и опьянением или несвоевременным постом, очищениями, кровопусканиями, простудами и пр. не изнурять себя и не подрывать своих сил или чтобы не губить и не ослаблять своего ребенка. Женщина должна быть очень осторожной, чтобы не поскользнуться, не споткнуться, не натолкнуться на что-либо или удариться обо что-либо, или «даже неосторожно ступать, так как весьма легко всем этим повредить слабого и еще не окрепшего во чреве ребенка». Далее Коменский говорит о том, что беременная женщина должна строго воздерживаться от всяких волнений, «чтобы не предаваться внезапному страху, не слишком сердиться, не мучиться, не терзаться и прочему». На рождение здорового ребенка, пишет Коменский, влияют и внешние действия матери. Женщина не должна ослаблять себя излишним сном, валяясь в постели, «вялостью и бездельем», занимаясь делами и выполнением работ, она должна быть бодрой, по возможности быстрой и веселой, «ведь какою она бывает тогда сама, такого характера она родит ребенка». Большое внимание в книге Коменского уделено детскому питанию, вскармливанию ребенка. Он предлагает обратить особое внимание на то, чтобы мать вскармливала своего младенца сама, своим грудным молоком, «сама была его кормилицей» и подвергает порицанию тех матерей, которые «поручают это делать чужим женщинам». Он сожалеет, «что это жестокое отчуждение детей от их матерей и питание чужим молоком кормилиц (если только не вымывается это каким-нибудь неизбежным случаем или слабостью матери), прежде всего, противно… природе, во-вторых, вредно для детей, в-третьих, гибельно для самих матерей, в-четвертых, совершенно не заслуживает уважении и достойно сильнейшего порицания». Позже постепенно, вместе с молоком матери, ребенка можно приучать к другой пище, такой, которая ему более близка и естественна. «Эта пища должна быть мягкой, сладкой, легко перевариваемой». Обращаясь к родителям, Коменский говорит о том, чтобы они не давали без необходимости детям лекарства, а также «горячего и острого». Когда дети подрастут и их отнимут от груди, «их нужно питать подобною пищей, приготавливая ее, однако, в умеренном количестве, а именно - хлебом, кашами, какими-либо овощами, водою, легкими фруктовыми напитками; так они будут расти, как травка у текущей воды; нужно лишь доставлять им умеренный сон, частые игры, легкие движения». За здоровьем детей, как считает Коменский, нужно следить с величайшей тщательностью, так как их небольшое тело хрупко, кости мягкие, кровеносные сосуды слабы, ни один член еще не развился вполне и совершенно. Нужна разумная предусмотрительность в том, как ребенка взять на руки, приподнять, носить, положить, спеленать, качать в колыбели, чтобы по неосторожности не повредить ему, как бы он не упал из рук, не ушибся, а оттуда, как бы не лишился слуха, не стал хромым или увечным. Дети взрослеют, начинают сидеть, стоять, бегать, они подвижны и любознательны, но еще слабы и неустойчивы, и окружающий мир грозит им ссадинами, шишками, царапинами. Чтобы обезопасить детей от травм, чтобы они во время игр, забав «не ударялись обо что-либо, нужны маленькие кресла, повязки на коленях, колясочки». По мнению Коменского, в это время целесообразно повязывать голову детей шапочкой, наподобие подушки, набитой ватой, чтобы, упав, дети не так легко могли повредить голову. Эта предохранительная мера может быть применена и к другим частям тела. Далее он говорит о том, что детей всегда нужно одевать по сезону и соответственно погоде, «от холода и простуды их будет защищать соответствующая одежда и теплое жилище». Родители должны постоянно заботиться о том, чтобы слабое, нежное здоровье детей «не потерпело ущерба от ушибов или от чрезмерного жара и холода, от обилия пищи или питья или от голода и жажды», нужно во всем соблюдать умеренность. Говоря о том, что ребенок должен вести «упорядоченный образ жизни», педагог впервые пишет о соблюдении режима дня. Родители должны следить за тем, чтобы ребенок несколько раз в день ложился спать и снова вставал, нужно несколько раз в день кормить ребенка, развлекать игрой. Соблюдение режима «весьма полезно» и со временем станет основой порядка. Коменский пишет, что наша жизнь - огонь, а огонь требует воздуха и движения. Так и дети для полноценного развития требуют ежедневных упражнений и движения. Чем больше ребенок занят делами, чем больше ребенок что-либо делает, бегает, играет, тем быстрее он развивается, «тем лучше он спит, тем легче варит его желудок, тем быстрее он растет, тем он становится сильнее физически и духовно». Занимаясь с детьми разными физическими упражнениями, движениями и бегом, родители должны побеспокоиться о безопасности ребенка во время этих занятий. Нужно в первую очередь выбрать подходящее, безопасное место для детей и показать им «такой способ упражнения, который был бы безвредным». К охране жизни и здоровья детей Коменский предлагает привлекать кормилиц и нянек. Далее он говорит об эмоциональном здоровье ребенка и приводит народную пословицу «Веселое настроение - половина здоровья» и высказывания римского философа II в. Фаворина, о том, что «веселее сердца есть сама жизнь человека, все родители должны стремиться к тому, чтобы у детей не было недостатка в развлечениях». На первом году жизни детям нравится, когда их качают в колыбели, поют им, щелкают трещоткой, носят по двору или саду, им нравятся движения рук, поцелуи, объятия, «лишь бы все это происходило осмотрительно». Взрослеющему ребенку уже интересна «приятная» игра не только со взрослыми, но и со сверстниками, дети любят физические упражнения, беготню, преследования, любят слушать музыку, приятные зрелища, любят рисовать. Ребенка всецело нужно поощрять в его занятиях и ни в коем случае не отказывать в том, «что ему угодно и приятно; мало того, если к тому, что приятно для зрения, слуха и других чувств, будет замечен какой-либо интерес, то это будет укреплять тело и дух. Не следует допускать только того, что противно благочестию и добрым нравам». «Материнская школа» Яна Амоса Коменского должна быть настольной книгой не только для педагогов, воспитателей, но и для каждого родителя. Книга написана простым, понятным языком и дает ответы на все возможные вопросы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. коменский материнский питание здоровье 9.Какое образование по Локку предпочтительнее для мальчика: домашнее или школа? Почему? Локк хотел воспитывать не простого человека, а джентльмена, умеющего “вести свои дела толково и предусмотрительно”, для чего должен обладать качествами буржуазного дельца и отличаться “утонченностью в обращении”. Джентльмен должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание, но не в школе, ибо школа, считал Локк, — это учреждение, где собрана “пестрая толпа дурно воспитанных порочных мальчиков всякого состояния”. Настоящий джентльмен воспитывается дома, ибо “даже недостатки домашнего воспитания несравненно полезнее приобретаемых в школе знаний и умений”. Разработал систему воспитания джентльмена, построенную на прагматизме и рационализме. Главная особенность системы — утилитаризм: каждый предмет должен готовить к жизни. Локк не отделяет обучения от воспитания нравственного и физического. Воспитание должно состоять в том, чтобы у воспитываемого слагались привычки физические и нравственные, привычки разума и воли. Цель физического воспитания состоит в том, чтобы из тела образовать орудие насколько возможно послушное духу; цель духовного воспитания и обучения состоит в том, чтобы создать дух прямой, который поступал бы во всех случаях сообразно с достоинством разумного существа. Локк настаивает на том, чтобы дети приучали себя к самонаблюдению, к самовоздержанию и к победе над собой |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 667; Нарушение авторского права страницы