Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Что такое Дары Фребеля? Кто такие «детские садовницы»?
Теория развития ребёнка. Фребель, воспитанный в духе идеалистической немецкой философии, в своих взглядах на природу, общество, человека был идеалистом и считал, что педагогика должна основываться на идеалистической философии. По мнению Фребеля, ребёнок от природы наделен четырьмя инстинктами: деятельности, познания, художественным и религиозным. Инстинкт деятельности, или активности, — проявление в ребёнке единого творческого божественного начала; инстинкт познания — заложенное в человеке стремление познать внутреннюю сущность всех вещей, то есть опять-таки Бога. Фребель дал религиозно-мистическое обоснование мысли Песталоцци о роли воспитания и обучения в развитии ребёнка, истолковал представление швейцарского педагога-демократа о саморазвитии как о процессе выявления в ребёнке божественного.[1] В своих педагогических воззрениях исходил из всеобщности законов бытия: «Во всем присутствует, действует и царит вечный закон… и во внешнем мире, в природе, и во внутреннем мире, духе…» Назначение человека, по Фрёбелю, — включиться в осеняемый этим законом «божественный порядок», развивать «свою сущность» и «своё божественное начало». Внутренний мир человека в процессе воспитания диалектически переливается во внешний. Воспитание и обучение предлагалось организовать в виде единой системы педагогических учреждений для всех возрастов.[1] Педагогика и методика воспитания в детском саду Ф. Фребель считал целью воспитания развитие природных особенностей ребёнка, его самораскрытие.[2] Детский сад должен осуществлять всестороннее развитие детей, которое начинается с их физического развития. Уже в раннем возрасте уход за телом ребёнка Фребель связывал, вслед за Песталоцци, с развитием его психики. Ядром педагогики детского сада Фребель считал игру. Раскрывая её сущность, он доказывал, что игра для ребёнка — влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живёт, она — его собственная жизнь. В игре ребёнок выражает свой внутренний мир через изображение внешнего мира. Изображая жизнь семьи, уход матери за младенцем и др., ребёнок изображает нечто внешнее по отношению к себе, но это возможно только благодаря внутренним силам. Дары Фребеля[2] Для развития ребёнка в самом раннем возрасте Фребель предложил шесть «даров». Первым даром является мяч. Мячи должны быть небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета — красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый (то есть цвета радуги) и белый. Каждый мяч-шар — на ниточке. Мать показывает ребёнку мячи различного цвета, развивая таким образом его умение различать цвета. Раскачивая шарик в разные стороны и соответственно приговаривая «вперед-назад», «вверх-вниз», «вправо-влево», мать знакомит ребёнка с пространственными представлениями. Показывая шарик на ладони и пряча его, приговаривая при этом «Есть мячик — нет мячика», она знакомит ребёнка с утверждением и отрицанием. Вторым даром являются небольшие деревянные шар, кубик и цилиндр (диаметр шара, основание цилиндра и сторона кубика одинаковые). С помощью их ребёнок знакомится с разными формами предметов. Кубик своей формой и своей устойчивостью является противоположностью шара. Шар рассматривался Фребелем как символ движения, кубик же — как символ покоя и символ " единства в многообразии (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору: ребром, стороной, вершиной). Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства кубика: он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен, и т. д. Третий дар — куб, разделённый на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина — на четыре части). Посредством этого дара ребёнок, считал Фребель, получает представление о целом и составляющих его частях («сложное единство», «единство и многообразие»); с его помощью он имеет возможность развивать своё творчество, строить из кубиков, различно их комбинируя. Четвёртый дар — тех же размеров кубик, разделённый на восемь плиток (кубик делится пополам, а каждая половина — на четыре удлиненные плитки, длина каждой плитки равна стороне кубика, толщина равна одной четвёртой этой стороны). Пятый дар — кубик, разделённый на двадцать семь маленьких кубиков, причём девять из них разделены на более мелкие части. Шестой дар — кубик, разделённый тоже на двадцать семь кубиков, многие из которых разделены ещё на части: на плитки, по диагонали и пр. Фребель предлагал разнообразие видов детской деятельности и занятий: это работа с дарами — строительным материалом, подвижные игры, рисование, лепка, плетение из бумаги, вырезание из бумаги, вышивание, вкладывание из металлических колец, палочек, гороха, бус, выкалывание, конструирование из бумаги, из палочек и др. Многие из этих занятий, методически преобразованные с других методологических позиции, находят применение в современных детских садах.[3] Недостатки теории: 1) системой «даров» заменяется непосредственное ознакомление с окружающим миром; 2) жизнь ребёнка ограничивается дидактическим материалом; 3) деятельность ребёнка излишне регламентируется; 4) ограничивается свободное творчество ребёнка.[3] Вклад в развитие мировой педагогики. Детские сады заняли ведущее положение в системе дошкольного воспитания во многих странах. Ф. Фребель впервые в истории дошкольной педагогики дал целостную, методически детально разработанную, оснащённую практическими пособиями систему общественного дошкольного воспитания. Способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную область знания.[4] Возникновение детских садов связано с именем немецкого педагога Фридриха Фребеля (1782-1852). В 1837 году он организовал первое учебное и воспитательное заведение для детей дошкольного возраста, которое назвал детским садом (Kindergarten: Kinder – дети, Garten – сад). «Это последнее название имеет двоякое значение: во-первых, Ф[ребель] придерживался мнения, что сад, в котором дети могли бы играть и знакомиться с жизнью растений, составляет необходимую принадлежность такой школы; во-вторых, оно символически указывает на сходство детей с растениями, требующими умелого и тщательного ухода» (Энциклопедический словарь Брокгауза – Ефрона, 1902 г., т.36а, 690). Такие воспитательные учреждения для приходящих детей так и назывались детские сады Фребеля (П. Тимошенко «Очерки науки о воспитании», 1866, I, 34). В России с 1866 года издается педагогический журнал «Детский сад». Но для названия учебно-воспитательного учреждения для дошкольников использовалось и прямое заимствование из немецкого языка. Так, в письме Н.А. Герцен Н.А. Огаревой от 28 сентября 1873 года читаем: «Володя и Алеша ходят в киндергартен» (Архив Огаревых, с.94); Н.А.Огарева пишет дочери Лизе 28 марта 1875 года: «Послали ли вы книгу о киндергартене М-ме Gцtz? » (там же, с.167). Преподавательницами в таком детском саду стали Kindergдrtnerinnen, буквально - детские садовницы. Но как назвать их по-русски? С этой трудностью столкнулся известный русский агрохимик и публицист А.Н. Энгельгардт. Он пишет о семье многодетного скотника: «Мне ужасно нравится этот «детский сад», где все дети постоянно заняты, веселы, никогда не скучают, не капризничают, хотя в «саду» нет никакой «Gдrtnerin», которая выбивалась бы из сил, чтобы занять детей бесполезными работами…» (А.Н. Энгельгардт. Из деревни. Письмо первое. 1872 г. - 1987, 51-52). Буквальный перевод детская садовница (или просто садовница, если из контекста было ясно, что речь идет о детском саде) мы регулярно находим в педагогической литературе конца XIX - начала ХХ века. В 1880 году в Санкт-Петербурге выходит книга К.Р. Шильдбаха «Детская гимнастика. Руководство для родителей, учителей и детских садовниц». Профессия, о которой идет речь, с самого начала была женской, хотя в Энциклопедическом словаре Брокгауза – Ефрона упоминаются «заведения для обучения и подготовки детских садовников и садовниц» (т.36а, 691). Терминологическое словосочетание детская садовница существовало в русском языке более полувека. Мы находим его в 20-х годах ХХ века: «…работник, ведающий благоустройством рабочих: доктор, сестра милосердия, детская садовница, руководитель спортом, библиотекарь» (А.У. Зеленко «Современная Америка», 1923 г., 67); «Понадобились специалистки-дошкольницы, начали открываться колледжи для подготовки д/садовниц (так! –Н.А.), педагогические отделения при школах II ступени для подготовки садовниц < …> свыше 1000 детских садовниц» (Н.Н. Ильин. «Педагогическое образование за границей и у нас», 1927 г., с. 20). В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова (1940 г., т.4, с.22) у слова садовница есть и такое толкование: «3. Воспитательница, преподавательница в детском саду (педаг[огическое] арго)». Последняя помета имплицитно содержит указание на то, что в общелитературном и разговорном языке такие преподавательницы назывались как-то иначе. Да, для них существовало и другое название. Вс.В. Крестовский в романе «Торжество Ваала» (1891-1895 гг.) пишет: «Я < …> брал уроки в «детском саду» у фребеличек». В широко известных мемуарах И.Г. Эренбурга читаем: «…со мною работали поэтесса Ада Чумаченко и молодые фребелички» (И.Г. Эренбург. Люди, годы, жизнь. 1962, 1, 336). Это слово попало и в словари: «Фребеличка (дореволюц.). Воспитательница детей дошкольного возраста по методу немецкого педагога Фребеля. / Слушательница курсов, подготовляющих таких воспитательниц» (Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н.Ушакова. Т.4, 1940 г., с. 1116). Сейчас это слово совершенно вышло из употребления и мало кому известно. Место детской садовницы и фребелички заняло слово воспитательница. Это слово существует в русском языке с давних пор. В словарях оно отмечается с 1771 года. Это коррелят женского рода к существительному воспитатель, имеющий достаточно широкое значение. В Словаре русского языка XVIII века (т.4, с.85) на слово воспитательница даны примеры, из которых ясно, что речь идет о гувернантке: «И вся беда произошла от того, что воспитательница Евгении была француженка! » («Московский Меркурий», 1803 г.). В «Воспоминаниях» В.А. Соллогуба (1860-1880 гг.) княгиня Ливен названа воспитательницей великих княжон (1998, 49); она, разумеется, была не гувернанткой, а начальницей над всеми педагогами, обучавшими царских дочерей. В романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» (1879-1880 гг.) воспитательницей названа генеральша, к которой попала в качестве воспитанницы сиротка Софья, будущая мать Алеши и Ивана Карамазовых. Все перечисленные значения понятны современному читателю и не требуют пояснений. От них был вполне естественным переход к значению «дошкольный педагог». Старые значения не утратились языком окончательно. Поэтому официальное название педагога, работающего с дошкольниками, – воспитательница детского сада. Если детский сад - буквальный перевод немецкого Kindergarten, то слово ясли - семантическая калька французского слова crиche. 1. ясли, кормушка в хлеву; 2. детские ясли. В основу такого названия детского учреждения для самых маленьких положено евангельское свидетельство о рождении Иисуса Христа в укрытии для скота: новорожденного младенца положили на солому в ясли, то есть кормушку для животных - коров, овец, лошадей. В современном русском языке первоначальное значение слова ясли (кормушка для скота) почти полностью утрачено, основным с середины XIX века становится привычное нам значение «воспитательное учреждение для самых маленьких детей». Еще в «Гигиене» Ж. Беккереля 1852 года (с. 25) читаем: «В России существует только один Младенческий приют, основанный в 1847 году, именно Младенческий приют княгини Барятинской; но этот Приют (или «Ясли», как обыкновенно называют подобные приюты в буквальном переводе с французского Crкches)… может служить образцом…». |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 906; Нарушение авторского права страницы