Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»,Стр 1 из 2Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО», «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Предметная область ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА По учебному предмету ПО.02.УП.03. ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕОРИЯ МУЗЫКИ
Москва 2012 Разработчик: Л.Н.Лехина, преподаватель Детской школы искусств имени М.А.Балакирева города Москвы, кандидат педагогических наук
Главный редактор: И.Е.Домогацкая, генеральный директор Института развития образования в сфере культуры и искусства, кандидат педагогических наук
Технический редактор: О.И.Кожурина, преподаватель Колледжа имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных
Рецензент: Г.А.Жуковская, заведующая теоретическим отделом Детской музыкальной школы Академического музыкального колледжа при Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского, преподаватель, кандидат искусствоведения Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; - Срок реализации учебного предмета; - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; - Форма проведения учебных аудиторных занятий; - Цель и задачи учебного предмета; - Обоснование структуры программы учебного предмета; - Методы обучения; - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета; II. Содержание учебного предмета - Учебный план; - Учебно-тематический план; - Содержание тем; III. Требования к уровню подготовки обучающихся IV. Формы и методы контроля, система оценок - Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Критерии оценки; - Контрольные требования на различных этапах обучения; V. Методическое обеспечение учебного процесса - Методические рекомендации педагогическим работникам; - Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся; VI. Список рекомендуемой литературы - Список рекомендуемой учебной литературы - Список дополнительной литературы
I. Пояснительная записка 1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «Элементарная теория музыки» разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательных программам в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные смычковые инструменты», «Духовые инструменты», «Народные инструменты» и срокам обучения по этим программам при их реализации детскими школами искусств. Учебный предмет «Элементарная теория музыки» входит в обязательную часть предпрофессиональной программы в предметной области «Теория и история музыки», тесно связан с предметами «Сольфеджио» и «Музыкальная литература» и ориентирован на подготовку детей к поступлению в профессиональные учебные заведения. 2. Срок реализации учебного предмета «Элементарная теория музыки» - 1 год, в 6 (9) классе - при увеличении 5-летнего или 8-летнего срока обучения на 1 год для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства. 3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Элементарная теория музыки»: Таблица 1
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая от 4 до 10 человек, продолжительность урока – 45 минут. Цель и задачи предмета Цель: изучение и постижение музыкального искусства, достижение уровня развития знаний, умений и навыков в области теории музыки, достаточных для поступления в профессиональные учебные заведения. Задачи: · обобщение знаний по музыкальной грамоте; · понимание значения основных элементов музыкального языка; · умение осуществлять практические задания по основным темам учебного предмета; · систематизация полученных сведений для элементарного анализа нотного текста с объяснением роли выразительных средств; · формирование и развитие музыкального мышления. Программа «Элементарная теория музыки ориентирована также на: выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретение навыков творческой деятельности, умение планировать свою домашнюю работу, осуществление самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умение давать объективную оценку своему труду, формирование навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительное отношение к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, понимание причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определение наиболее эффективных способов достижения результата. 6. Обоснование структуры программы учебного предмета. Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы: · сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; · распределение учебного материала по годам обучения; · описание дидактических единиц учебного предмета; · требования к уровню подготовки обучающихся; · формы и методы контроля, система оценок; · методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы " Содержание учебного предмета". Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: - словесный (рассказ, беседа, объяснение); - наглядный (наблюдение, демонстрация); - практический (упражнения воспроизводящие и творческие). Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Материально- техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Средства обучения: фортепиано, интерактивная доска, музыкальный центр, DVD проигрыватель, компьютер. Наглядные пособия: таблицы, схемы, иллюстрации, клавиатуры. II. Содержание учебного предмета Учебный план Таблица 2
Учебно-тематический план Таблица 3
Содержание тем Введение Музыка как один из видов искусства. Специфика музыки — временная организация звуковысотных соотношений. Общая характеристика музыкальных выразительных средств (мелодия, лад, ритм, гармония, фактура). Курс элементарной теории музыки — основополагающий предмет в комплексе музыкально-теоретических предметов. Тема 1. Музыкальный звук Звук как физическое явление. Музыкальный звук. Свойства и качества звука. Натуральный звукоряд. Обертоны. Темперированный строй. Звукоряд. Основные ступени звукоряда. Слоговые и буквенные названия ступеней звукоряда. Октава. Диапазон. Регистр. Полутон и целый тон. Знаки альтерации (ключевые и случайные). Энгармонизм. Диатонические и хроматические полутоны и тоны. Ключи. Ключ «соль», «фа», система ключей «до». Тема 3. Лад. Тональность Общее понятие о ладе. Лад как система музыкального мышления. Смысловая дифференциация музыкальных звуков (главные и подчиненные, устойчивые и неустойчивые). Тяготение и разрешение. Лад как источник создания выразительных красочно-колористических возможностей, основа различных стилей и направлений. Мажор и минор. Три вида мажора и минора. Тональность. Квинтовый круг тональностей. Энгармонизм тональностей. Параллельные и одноименные тональности. Взаимодействие мажора и минора (краткие сведения о мажоро-миноре, переменности). Понятие о других ладовых структурах (дважды гармонические лады, увеличенный и уменьшенный лады). Тема 5. Интервал Интервал. Ступеневая и тоновая (количественная и качественная) величина интервалов. Обращение интервалов. Классификация интервалов: · по временному соотношению (мелодические и гармонические); · по отношению к октаве (простые и составные); · по положению в музыкальной системе (диатонические и хроматические); · по слуховому впечатлению (консонирующие и диссонирующие); · по положению в тональности (устойчивые и неустойчивые). Энгармонизм интервалов. Два вида энгармонизма (пассивный и активный). Построение всех видов интервалов от звука вверх и вниз. Интервалы на ступенях мажора (натурального и гармонического) и минора (натурального и гармонического). Разрешение неустойчивых интервалов. Характерные интервалы гармонического мажора и минора (ув.2, ум.7, ув.5, ум.4). Общие закономерности разрешения хроматических интервалов. Построение и разрешение интервалов от звука (диатонические, характерные). Значение интервалов в музыке. Роль интервалов в горизонтали (особенности мелодической линии, плавное движение и скачки, широкие и узкие интервалы, устойчивые и неустойчивые, увеличенные и уменьшенные). Роль интервалов в образовании вертикали (интервал как часть аккорда). Интервал как основа музыкальной интонации. Тема 6. Аккорд Созвучие. Аккорд. Виды аккордов: трезвучие, септаккорд, нонаккорд. Терция — основа построения аккордов. Классификация аккордов: по слуховому впечатлению (консонирующие и диссонирующие); по положению в музыкальной системе (диатонические и хроматические); по положению в тональности (устойчивые и неустойчивые); по положению основного тона (основной вид и обращения). Краткие сведения об альтерированных аккордах. Энгармонизм аккордов. Увеличенное трезвучие. Уменьшенный септаккорд. Деление октавы на равные части. Четыре вида трезвучий. Обращение трезвучий. Трезвучия на ступенях мажора и минора. Главные трезвучия лада. Побочные трезвучия. Разрешение побочных трезвучий (по тяготению ступеней). Разрешение увеличенного и уменьшенного трезвучий и их обращений. Семь видов септаккордов. Обращение септаккордов. Септаккорды на ступенях мажора и минора (натуральные и гармонические формы). Главные септаккорды (доминантсептаккорд, септаккорд второй ступени, вводные септаккорды) с обращениями и разрешениями. Автентическое разрешение (септима разрешается вниз). Внутрифункциональное разрешение. Плагальное разрешение (септима остается на месте). Побочные септаккорды с обращениями. Два способа их разрешения: а) по образцу разрешения вводного септаккорда в доминантовый квинтсекстаккорд или «круговая схема»; б) по образцу разрешения септаккорда второй ступени в доминантовый терцквартаккорд или «перекрестная схема». Значение аккордов в музыке. Роль аккордов в мелодии: развертывание аккордов по горизонтали. Аккорды и аккордовые тоны как основа мелодической линии. Аккорд — структурный элемент вертикали. Функциональная роль аккорда, преобладание устойчивости и неустойчивости, диатоники или хроматики. Фонизм аккордов (консонанс — диссонанс, мажорность — минорность, основной вид — обращения). Тема 7. Хроматизм Хроматизм.Внутриладовый хроматизм. Правила правописания хроматической мажорной и минорной гамм. Альтерация неустойчивых ступеней лада. Хроматические интервалы, пройденные ранее как характерные (три увеличенные кварты и уменьшенные квинты, тритоны, три увеличенных секунды и уменьшенных септимы). Новые хроматические интервалы (три увеличенных сексты и уменьшенных терции, дважды увеличенная прима и дважды уменьшенная октава). Общие принципы разрешения альтерированных интервалов. Модуляционный хроматизм. Общее понятие о модуляции. Виды модуляций: переход, отклонение, сопоставление. Родство тональностей. Тональности первой степени родства. Роль тонального плана в музыкальном произведении. Критерии оценки При проведении дифференцированного зачета в письменной и устной формах уровень знаний обучающихся оценивается следующим образом: Таблица 4
В соответствии с ФГТ разрабатываются критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля учащихся, а также создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Критерии и фонды оценочных средств должны соотноситься с содержанием программы учебного предмета «Элементарная теория музыки». Дифференцированный зачет по учебному предмету «Элементарная теория музыки» состоит из письменной и устной форм ответа и включает в себя следующие типы заданий. Примерный вариант письменной зачетной работы 1. Данную мелодию переписать с правильной группировкой в указанном размере и выполнить следующие задания: указать вид размера, определить тональность, отметить виды хроматизма, отклонения, модуляцию (при ее наличии), найти, выписать и разрешить хроматические интервалы, перевести термины. 2. Построить и (или) определить данные интервалы (диатонические, характерные) и разрешить в возможные тональности 2-3 из них. 3. Построить и (или) определить данные аккорды и разрешить 2-3 из них. Примерный вариант устного ответа 1. Данный звук представить как неустойчивую или альтерированную ступень и разрешить в тональности, прочитать хроматическую гамму. 2. В полученной тональности на любой неустойчивой ступени сыграть и разрешить интервалы (по группам на выбор преподавателя - малые, большие, увеличенные, уменьшенные). 3. В той же тональности сыграть аккорды на указанной ступени и разрешить их возможными способами. Одно из разрешений (из двух-трех аккордов) использовать как звено секвенции по родственным тональностям.
Контрольные требования на различных этапах обучения Тема «Интервал» Письменно 1. Определить количество тонов и полутонов, составляющих данные интервалы (в том числе составные); назвать интервалы, содержащие указанное количество тонов и полутонов. 2. Строить интервалы вверх и вниз по данным цифровкам. 3. Определить данные интервалы, отметить диатонические и хроматические, разрешить, сделать обращение данных интервалов. 4.Построить от звука вверх и вниз обозначенные интервалы (диатонические, характерные, тритоны), определить тональность и разрешить. 5. В данной тональности написать указанные интервалы и разрешить (диатонические, характерные, тритоны). 6. Сделать энгармоническую замену интервалов (пассивную или активную). Устно 1. Дать определения основным понятиям. 2. Играть последовательности интервалов по цифровкам, группы интервалов в тональности с разрешением (например, все большие терции, характерные интервалы, тритоны); данный интервал, группу интервалов (характерные, тритоны с разрешением). 3. Строить на фортепиано интервалы от звука с их последующим разрешением в различные тональности. 4. Проанализировать мелодию, выделив в ней наиболее важные в выразительном плане интервалы в произведениях по специальности. Тема «Аккорд» Письменно 1. Определить данные аккорды (все виды трезвучий и септаккордов с разрешениями). Разрешить их в возможные тональности. 2. Построить от звука вверх и вниз указанные аккорды, определить тональность, разрешить. 3. Определять в аккордах заданные тоны. 4. В данной тональности построить указанные аккорды и разрешить. 5. Сделать энгармоническую замену данных аккордов (увеличенное трезвучие, уменьшенный септаккорд), определить полученные аккорды. Разрешить. 6. Написать последовательность по цифровке. Устно 1. Дать определения основным понятиям. 2. Играть от звука вверх и вниз группы аккордов (например, все виды секстаккордов, секундаккордов). 3. Строить в данной тональности аккорды всех ступеней и их обращения с разрешениями. 4. Играть увеличенное трезвучие и уменьшенный септаккорд с энгармоническими заменами. 5. Привести примеры из произведений по специальности на разные виды аккордов. Тема «Хроматизм»
Письменно 1. Записать хроматические гаммы мажора и минора. 2. Определить данные хроматические интервалы и разрешить во всех возможных тональностях. 3. Определить данные интервалы (диатонические и хроматические) и разрешить во всех возможных тональностях. 4. Построить и разрешить в тональности все указанные интервалы (например, все увеличенные кварты, уменьшенные септимы и т.п.). 5. Построить и разрешить в тональности группы интервалов (например, уменьшенные интервалы, все интервалы, включающие вторую пониженную ступень и т.п.). Устно 1. Играть в тональности альтерированные ступени, группы интервалов с разрешением. 2. Читать хроматические гаммы мажора и минора. 3. Называть родственные тональности. 4. Играть секвенции по родственным тональностям на мотивы из нескольких интервалов или аккордов.
VI. Список рекомендуемой литературы МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО», «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Предметная область |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы