Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Соотношение религии и политической системы
Важнейшие проблемы возникали перед мировыми религиями в силу существования «свободно-парящих» культурных и религиозных ориентацией, не замкнутых рамками сложившихся аскриптивных единиц, что создавало потребность обеспечить место таких ориентации в культурном порядке, формировать, контролировать и направлять деятельность групп, придерживавшихся этих ориентации. Необходимо было регулировать соперничество за экономические и трудовые ресурсы, обеспечивать поддержку и сплоченность верующих, их социальные нужды, отношения с другими религиозными группами и другими социальными сферами, особенно с политической и экономической. священных книг, 2) развитие школ по интерпретации текстов, 3) создание специальной системы образования для распространения религиозных знаний и 4) выработка общих мировоззренческих учений и идеологий. литических ориентацией по отношению к религиозной сфере. Один тип заключался в содействии основанию религиозных институтов и оказании общей поддержки религиозной деятельности и организациям. Другой тип включал в себя различные способы строгого контроля за деятельностью религиозных институтов, попыток их включения в политические институты и даже их подавления. Политические цели и принципы деятельности религиозных организаций Первая цель религиозных организаций заключалась в том, чтобы добиться от государства полного официального признания и защиты в качестве утвержденной религии, если это возможно, а если нет, то в качестве вторичной, но признанной и пользующейся поддержкой религии. Вторая политическая цель религиозной элиты состояла в том, чтобы обеспечить свою независимость при выполнении основных функций, особенно в сфере самоуправления, организации религиозной деятельности и вовлечении новых членов. Это означало относительную самостоятельность в распространении веры и поддержании святилищ, храмов и учебных заведений, равно как и самостоятельность в определении и распространении основных религиозных ценностей и принципов. Требования самостоятельности были направлены в основном против правителей и бюрократии, которые зачастую стремились подчинить своему контролю деятельность религиозной элиты и инкорпорировать эту элиту в систему государственной администрации. охват населения позволял им действовать как на локально-провинциальном, так и на столичном уровне. В силу своих тесных связей со всеми слоями населения они были в состоянии оказывать на эти слои политическое влияние и мобилизовывать их на поддержку своих акций. С другой стороны, эти элиты имели доступ и к центральным сферам политической борьбы — двору и высшим эшелонам бюрократии. Комментарии В предшествующей главе были изложены основные положения концепции Ш. Эйзенштадта о роли религии в формировании духовного пространства цивилизации, об основных характеристиках и структуре этого пространства, а также его взгляды на институциональное оформление религии. В этой главе приведены некоторые существенные фрагменты, содержащие анализ структуры религии в рамках сложных политико-цивилизационных образований и соотношения религии с политической системой. Ш. Эйзенштадт раскрывает сложность и многовариантность такого соотношения в силу того, что религия, с одной стороны, отделена от политической системы и отнюдь не совпадает с обществом в целом, воплощая в себе особые ценностные ориентации и представляя собой особый институт, а с другой — тесно связана с другими сферами и институтами, прежде всего с государством. Как подчеркивает Ш. Эйзенштадт, религия, с одной стороны, содействовала легитимизации власти через вовлечение части активного населения, она могла и воздействовать на нее через свои институты и кадры, а с другой — религия служила важным средством отвлечения масс от политической деятельности и создания устойчивых сфер неполитической регуляции.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 493; Нарушение авторского права страницы