Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Международное сотрудничество в области здравоохранения



Общность задач в области здравоохранения, необходимость единства действий для их осуществления привели медиков различных стран мира к объединению. В наши дни ведущее место среди международных медицинских организаций и международных движений занимают: Международный Комитет Красного Креста, Лига Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Всемирная организация здравоохранения, а также общественное движение «Врачи мира за предотвращение ядерной войны».

Красный Крест ― всемирное движение.

Основная задача― оказывать помощь и защиту жертвам войн, конфликтов и катастроф через национальные и идейные границы. Швейцарец Анри Дюнана в северной Италии в 1859 году организовал добровольную помощь жертвам битвы при Сольферино. В 1863 году в Женеве был создан комитет, который позднее получил название «Международный комитет Красного Креста». После этого в Европе стали быстро возникать национальные общества Красного Креста.

Эмблемами организации являются красный крест, а в исламских странах ― красный полумесяц на белом фоне.

Главная цель Красного Креста― прочный мир.

Основополагающие принципы Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца

1. Гуманность.

2. Беспристрастность.

3. Нейтральность.

4. Независимость.

5. Добровольность.

6. Единство.

7. Универсальность.

Движение «врачи мира за предотвращение ядерной войны»

Из 5 тысяч лет письменной истории человечества только 292 года прошли на Земле без войн; остальные 47 веков сохранили память о 15 513 больших и малых войнах, которые унесли более 4 млрд. жизней. Из них, по меньшей мере, 50 млн. жизней оборвалось на полях второй мировой войны (1939—1945).

В 1946 г. Советский Союз внес в ООН проект международной конвенции о запрещении применения, производства, хранения и об уничтожении в трехмесячный срок всех запасов атом­ного оружия.

За год до изобретения атомной бомбы вопрос о направлении атомной энергии в мирных целях поднял Нильс Бор ― один из основоположников ядерной физики, лауреат Нобелевской премии. Более 30 лет тому назад А. Эйнштейн, Б. Рассел, Ф. Жолио-Кюри и другие ученые стремились привлечь внимание всего человечества к той опасности, которую несет оружие массового уничтожения. Однако только врачи, в силу своего профессионализма, в полной мере смогли оценить всю глубину медико-биологических последствий ядерной катастрофы и увидеть угрозу — всеобщего само- и взаимоуничтожения человечества.

В конце 1980 г. в Женеве состоялась встреча шести советских и американских ученых-медиков: профессоров Л. А. Ильина, М. И. Кузина, Е. И. Чазова (СССР), профессора Б. Лауна и докторов Д. Мюллера и Э. Чевиана (США), по инициативе которых зародилось международное движение «Врачи мира за предотвращение ядерной воины».

Первый международный Конгресс движения «Врачи мира за предотвращение ядерной войны» состоялся в марте 1981 г. в небольшом городке Арли (США).

В июле 1981 г. при Президиуме АМН СССР был организован Советский комитет «Врачи за предотвращение ядерной войны».

В 1985 г. Норвежский Нобелевский комитет присудил движению «Врачи мира за предотвращение ядерной войны» Нобелевскую премию мира — «за заслуги перед человечеством по распространению достоверной информации о катастрофических последствиях ядерной войны и доведение ее до сознания людей».

Всемирная организация здравоохранения была основана вскоре после окончания второй мировой войны, когда активизировались тенденции к расширению международного сотрудничества в различных областях экономической, социальной и культурной жизни. Днем официального учреждения ВОЗ считается 7 апреля 1948 года, когда Устав организации был ратифицирован 26 государствами членами ООН.

ВОЗ решает задачи, провозглашенные в ее Уставе и служит гуманной целью ― « достижению всеми народами возможно высшего уровня здоровья».

В программе ВОЗ нашли отражения вопросы социально-экономического характера ― защита человечества от опасности атомной радиации, роль врача в поддержании и укреплении мира, всеобщее и полное разоружение, запрещение в кратчайшие сроки химического и бактериологического (биологического) оружия и др.

Функции ВОЗ

В обязанности ВОЗ входят координация международной работы по здравоохранению и обеспечение сотрудничества в этой области; оказание помощи странам в укреплении служб здравоохранения и борьбе с болезнями; принятие конвенций, соглашений и правил, рекомендаций по вопросам международного здравоохранения, поощрения и проведения исследований в области здравоохранения; содействия о повышении стандартов подготовки кадров здравоохранения; установления и пересмотр международной классификации болезней, травм и причин смерти; стандартизация диагностических процедур, установление и распространение стандартов для пищевых, фармацевтических и аналогичных продуктов.

Республика Беларусь является членом ВОЗ.

С распадом Советского Союза членство Беларуси во Всемирной организации здравоохранения заметно активизировалось, о чем убедительно свидетельствуют международные проекты, которые успешно разрабатываются и внедряются в республике.

Биоэтика: история, основные проблемы (эвтаназия, использование научно-технического прогресса), перспективы.

БИОЭТИКА представляет собой важную точку философского знания. Формирование и развитие биоэтики связано с процессом трансформации традиционной этики вообще, медицинской и биологической этики в частности. Оно обусловлено, прежде всего, резко усиливающимся вниманием к правам человека (в медицине — это права пациента, испытуемого и т.д.) и созданием новых медицинских технологий, порождающих множество проблем, требующих решения, как с точки зрения права, так и морали. Кроме того, формирование биоэтики обусловлено грандиозными изменениями в технологическом оснащении современной медицины, огромными сдвигами в медико-клинической практике, которые стали возможными благодаря успехам генной инженерии, трансплантологии, появления оборудования для под­держания жизни пациента и накопления соответствующих практических и теоретических знаний. Все эти процессы обострили моральные проблемы, встающие перед врачом, перед родственниками больных, перед средним медперсоналом. Существуют ли пределы оказания медицинской помощи, и каковы они в поддержании жизни смертельно больного человека? Допустима ли эвтаназия? С какого момента следует отсчитывать наступление смерти? С какого момента зародыш можно считать живым существом? Допустимы ли аборты? Вот лишь некоторые из тех вопросов, которые встают перед врачом, а также перед широкой общественностью при современном уровне развития медицинской науки.

Биоэтика, возникшая около 20 лет назад явилась ответом на так называемые «проблемные ситуации» в современной клинической практике.

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНОЙ ЭТИКИ

Во все времена к врачам относились с почтением. Ведь люди этой профессии приходят на помощь в самые критические моменты жизни человека, начиная с появления на свет и до предсмертного часа.

С древних времен врач считался человеком, выполняющим высоко моральное дело. Например, надпись на храме Асклепия в Акрополе гласит: «…он, как Бог, должен быть одинаковым спасителем рабов, бедняков, богатых людей и наследников престола и быть для всех братом, вот какую помощь он должен оказывать». В свою очередь и к больным было также особое отношение. Ярким примером тому служит деятельность рыцарского ордена госпитальеров Святого Иоанна в Иерусалиме, основанного в конце XI века. При официальном посвящении в это братство каждый член ордена приносил древний обет: «Собратья Госпиталя должны служить нашим господам, больным, с усердием и преданностью, как если бы они были рабами своих господ».

Врачам приходится принимать решения, связанные с жизнью, здоровьем, достоинством и правами людей. Медицинская помощь не может быть полноценной, если самый высокопрофессиональный врач не обладает этическими качествами. Поэтому этика – принципы нравственности и основанные на их правила поведения, т.е. деонтология – занимает в медицине особое место.

Этика – учение о моральных нормах и правилах, определяющих взаимоотношения людей в семье, обществе, быту и трудовой деятельности. Слово «этика» произошло от греческого ethos ― обычай, нрав. Термин «этика» был предложен Аристотелем (384-322 гг. до н.э.).

Медицинская этика ― совокупность норм поведения и морали медицинских работников.

В профессиональной медицинской этике исходным сле­дует считать принцип гуманизма.

Гуманизм — это воззрение, рассматривающее человека как высшую цен­ность, защищающее его свободу и всестороннее развитие. Несмотря на то, что сам термин «гуманизм» возникает лишь в эпоху Возрождения, идея гуманности (человеко­любие как добродетель, как определенная нравственная ценность) формируется уже в середине первого тысяче­летия до н. э., встречается в Библии, у Гомера, в древ­неиндийских, древнекитайских, древнегреческих философ­ских источниках VI—IV вв. до н. э. В этот исторический период врачи Древней Греции давали этическое обязательство — «Клятву» Гиппократа (460—377 гг. до н. э.). Идея гуманности заложена уже в знаменитом «золотом правиле нравственности»: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.

У Гиппо­крата идея гуманизма имеет конкретные выражения: «В какой бы дом я ни во­шел, я войду туда для пользы больного... Я направлю режим больных к их выгоде... воздерживаясь от причине­ния всякого вреда и несправедливости...». К ярчайшим проявлениям гуманизма этики Гиппо­крата следует отнести заповеди о врачебной тайне и о без­условной ценности любой человеческой жизни.

Медицинский гуманизм в своем исходном значении утверждает человеческую жизнь в качестве высочайшей ценности, определяет ее защиту и помощь ей как основную социальную функцию медицины, которая должна выпол­нять эту свою задачу, руководствуясь научными знаниями и профессиональным мастерством.

Подтверждением этой истины явилась организация в 1981 г. движения «Врачи мира за предотвра­щение ядерной войны». В движении врачей планеты про­тив угрозы ядерной войны в широчайших исторических масштабах проявился нравственный принцип заповеди ме­дицины о ценности человеческой жизни, заповеди, являю­щейся подлинным началом профессиональной медицинской этики.

Медицинская этика требует уважать страдания чело­века, даже если речь идет о плененном враге, что отражено в Международной конвенции Красного Креста об отноше­нии к военнопленным (1929 г.).

Основа и содержание принципа медицинского гуманизма в современных условиях раскрывается через этическое от­ношение врача, каждого медицинского работника к боли, страданиям, болезням и здоровью человека, к открытости, незащищенности в условиях врачевания внутреннего мира, частной жизни пациента.

Из истории медицины известно, что еще в 3 веке до н.э. в сочинении индийского народного эпоса «Аюрведа» («Книга жизни») нашли отражение вопросы отношения врача к больному и взаимоотношений между врачами. О личности врача здесь сказано, что он должен быть скромным в жизни и в поведении, не выставлять на показ свои знания и не подчеркивать, что другие знают меньше тебя.

Медицинская этика требует конкретности в отношениях между всеми членами коллектива, невзирая на чины и звания. Почтительное обращение к коллегам, так же как и белый цвет медицинского халата, подчеркивает чистоту и высокий смысл профессии. Особенно строго этого принципа нужно придерживаться, если общение происходит в присутствии больного. Врач в глазах пациента не должен ставить под сомнение профессионализм коллеги. Ситуацию с коллегой необходимо обсудить очно и наедине.

Уважительно врачи должны относятся к среднему и младшему медицинскому персоналу. Современная медсестра – высококвалифицированный работник, знающий и умеющий очень много. Она первый помощник врача, без которого лечебный процесс невозможен. Уважительные отношения с медсестрами особенно молодому специалисту позволяют многому научиться и избежать массы ошибок.

Категории медицинской этики:

1. Равенство и справедливость.

2. Благо и добро.

3. Профессиональный долг.

4. Ответственность.

5. Честь, достоинство, совесть.

Принципы и категории этики — это ее теоретический аппарат.

Равенство и справед­ливость.

Медицинская эти­ка требует видеть в больном, прежде всего больного, уста­навливая известное равенство всех людей перед лицом болезни и смерти. Нравственное чувство людей особенно чутко реагирует на неравенство распределения «медицин­ских услуг» в обществе.

Никто из медиков не вправе забывать, что в стационаре и в поли­клинике (диспансере) они всегда имеют дело с массой больных, значительная часть работы с каждым из которых (лечение каждого) осуществляется на глазах у окружаю­щих. Первый этический экзамен перед своими пациентами каждый медик сдает по предмету «ра­венство». Прием кого-то из больных в обход очереди (без медицинских на то показаний) является многократным моральным злом: проявлением неуважения ко многим людям одновременно, пренебрежением к состоянию больных, циничной, вызы­вающей демонстрацией медиками аморального поведения.

В то же время медицинская этика не может оставить без внимания и вопросы, касающиеся «этики пациента». Этичной будет такая позиция пациента, когда он с пони­манием отнесется к любому случаю справедливого нерав­ного внимания, которое врач уделяет некоторым больным в силу естественных различий течения болезней у них.

Б лаго и добро.

Эти категории близки по смыслу, но не тождественны.

В медицинской практике, прежде всего, следует обра­тить внимание на такие проявления блага, как жизнь и здоровье. Улучшение состояния больно­го, случайное совпадение способствующих успеху лечения обстоятельств, неосведомленность значительной части больных относительно прогноза их заболе­вания — все это есть благо. Добро (как и зло) есть самое общее моральное понятие. Даже когда действия чело­века не увенчаются в силу каких-то внешних обстоятельств практическим успехом, сам по себе правильно сделанный им моральный выбор позволяет говорить о данном челове­ке, что он не изменил себе как человек, так как стремился сделать добро.

Благо больного — приоритетнейшая цель профессиональной деятельности врача. В медицинской практике больной в известном смысле олицетворяет категорию «бла­га», а врач (медик) — категорию «добра».

Категория «долг» наи­более непосредственно отражает единство общественного и личного в понятиях морали.

Категория «долг» во врачебной этике раскрывается как профессиональный долг медиков перед больным, как их долг перед своей профес­сией и перед обществом.

В представлении больного образцовый врач — это чело­век долга, для которого оказание помощи больному не только должностная обязанность, но подлинно моральное деяние. Истинный врач всегда преодолеет эгоистические или корыстные соблазны, которые могут затруднить выполнение им врачебного дол­га. Об этом свидетельствуют бессмертные строки «Клятвы Гиппократа»: «В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного...».

Верность профессио­нальному долгу требует и мудрости, и своего рода мораль­ной стойкости, моральной закаленности. В этом случае, говоря о мудрости, мы имеем в виду меру развития, зре­лости разума врача, осознания им коллективного нравственно-этического опыта коллег, а главное — способность делать разумные выводы не только из собственных успехов, но и из ошибок. Под моральной стойкостью следует понимать приобретение врачом своеобразного нравствен­но-этического опыта в преодолении различного рода иску­шений.

Категория «ответственность» . От­ветственность есть конкретная мера долга. Общепризнанным считается, что ответственность ме­диков в их деле огромна. У от­дельных людей порой складывается гипертрофированное представление об ответственности медицинских работников.

Ответственность — не­сомненно важнейшее моральное качество медика, именно сознание, чувство ответственности питает его профессиона­лизм в целом, это «гормон роста» самой его личности. Нравственная энергия профессиональной ответственности медицинского работника концентрируется затем во мно­жестве конкретных деонтологических императивов, напри­мер, таких: ни при каких обстоятельствах не нару­шать обещание, данное больному, в отношении с больными врачу запрещены антипатия, раздражения, обида, спешка, нетерпеливость, забывчивость.

Понятие профессиональ­ной ответственности в медицине имеет также юридический смысл.

Категории: честь, достоинство, совесть.

Понятие «чести» отражает оценку личности обществом, а также отношение самой личности к этой оценке. Не уронить себя в глазах других людей, прежде всего своей социальной группы, профессионального окружения — внутреннее зако­нодательство каждого человека. Белый халат и шапочка как бы символизируют незапятнанность чести медицинских работников. Чувство профессиональной чести должно быть у студента-медика уже на I курсе. В профессиональном чувстве чести меди­цинских работников, как в едином сплаве, заключается и гордость за медицинский гуманизм, и сознание огромной социальной значимости медицинского труда, и вера в силу научного медицинского звания.

Получающий право врачевания, должен работать с такой ответственностью, которой требуют законы и традиции ме­дицины. Несоответствие должному профессиональному уровню недопустимо с точки зрения профессиональной чести.

Как и всякому челове­ку, врачу дорого самоуважение. Сознание профессионального достоинства не вырабатывается у сту­дента-медика сразу, оно является плодом внутрен­ней духовной работы, нравственного самовоспитания.

Профессиональное достоинство врача собирательно характеризует его нравственные качества. Самостоятельность, независимость, сво­бода нравственных решений — слагаемые личного до­стоинства человека. Сознание и чувство личного досто­инства исключает малодушие, льстивость, самоунижение и неверие в себя.

Отношения медиков с больными требуют особого так­та, соблюдения своеобразного этикета. Ог­ромное воспитательное значение имеет пример старших коллег. Целью воспитания (и самовоспитания) является выработка сознания и чувства собственного до­стоинства, которые определяют в итоге правила профессио­нального этикета врачей, медицинских сестер.

Если достоинство есть стремление личности не вступать в разлад с собой, то совесть — это стремление личности не вступать в разлад с правдой жизни

Этическая категория совести призвана играть важнейшую роль в решении всех противоречивых проблем, порождаемых медицинской прак­тикой. Делом со­вести врача является постоянная самооценка своего отно­шения к медицине — к ее прошлому и будущему, к ее исторической судьбе.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 2374; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь