Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Армянская апостольская церковь святой Екатерины ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Церковь Святой Екатерины — храм Армянской апостольской церкви в Санкт-Петербурге. Расположен по адресу — Невский проспект, д. 40-42. Здание было построено архитектором Ю. М. Фельтеном в глубине участка, в створе им же спроектированных домов № 40 и 42, фасады которых вытянуты по линии Невского проспекта (строительство северного флигеля производилось на десятилетие позднее, возможно, помощником Фельтена арх. Егором Соколовым). Из-за этого и главный фасад церкви неизбежно должен был быть ориентирован на Невский, а главный вход в храм — находиться не с западной, как принято, а с южной стороны. При том что единственная апсида церкви ориентирована на восток, внутреннее пространство церкви приобретает достаточно сложный характер. В основу архитектурного решения фасада зодчий положил те же принципы, которыми он руководствовался и создавая чуть ранее лютеранскую церковь Св. Екатерины на Васильевском острове, но при этом заметно усилил его декоративное оформление, а сам портик получил более сильный вынос и дополнительные боковые стенки, с торцов оформленные пилястрами. Для того чтобы придать большее разнообразие поверхности стены, используются разные формы проемов: прямоугольные и арочные в первом ярусе и небольшие круглые окошки (сочетающиеся с квадратными филенками) — во втором. Вместо строгих капителей тосканского ордера здесь в колоннах портика и сдвоенных пилястрах, закрепляющих углы фасада, Фельтен использовал ионические капители «с висюльками», а на стенах между оконными проемами первого и второго яруса размещены барельефы, воспроизводящие типичный барочный мотив — головки путти в облаках. Ангелочки же водружают крест над входной дверью в храм. Поле фронтона заполняет многофигурная композиция: «Католикос Григор Просветитель свершает крещение царя Трдата III».
Первым архитектором Санкт-Петербурга был выходец из Швейцарии Д. Трезини. По приглашению Петра I осенью 1703 года он приехал в Россию, где нашел свою вторую родину. Архитектор творчески воспринял традиции и особенности русского национального зодчества. За те 30 лет, что прожил Трезини на берегах Невы, он участвовал в решении больших градостроительных проблем (по его проектам заложены Кронштадт и Александро-Невская лавра) и возвел ряд замечательных сооружений. Это Летний дворец Петра I (1710-1714), Петропавловская крепость (под руководством Трезини строились каменные бастионы и куртины), Петропавловский собор (1712-1733), Петровские ворота Петропавловской крепости (1717-1718), здание Двенадцати коллегий (1722-1742), Благовещенская церковь (1717-1735) и Духовской корпус Александро-Невской лавры (1717-1735; разобран в 1910-1914), а также большое количество ныне не сохранившихся зданий (Гостиный двор, второй Зимний дворец и др.). По заданию Петра I Трезини разработал серию ^образцовых» (типовых) домов для различных слоев населения — «именитых», «зажиточных», подлых» (людей податного сословия) и приго- эодных дач. Постройки зодчего были характер- -ы для раннего этапа русского барокко и отличались скромностью декоративного убранства.
Архитектурный ансамбль (от фр. ensemble — целостность, связность, единство) — по определению БСЭ, «гармоническое единство пространственной композиции зданий, инженерных сооружений (мосты, набережные и др.), произведений монументальнойживописи, скульптуры и садово-паркового искусства»[1]. Образ архитектурного ансамбля зависит от смены освещения, времени года, присутствия людей. Важным элементом ансамбля может служить ландшафт. При этом ключевую роль может игратьрельеф местности (например, церкви, которые строились на высоком берегу Волги). Очень часто архитектурные ансамбли включают водоёмы. Архитектурные ансамбли возникают при условии единого пространственного решения комплекса. Существуют архитектурные ансамбли, созданные единовременно, по единому плану и ансамбли, складывающиеся годами, усилиями многих зодчих, бережно дополняющих складывающуюся композицию так, что новые элементы органически сочетаются со старыми. Классическими примерами таких ансамблей могут служить Площадь святого Марка в Венеции и Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге. Часто в композицию архитектурного ансамбля включаются не только здания и элементы ландшафта, но и скульптуры, памятники. Примером таких ансамблей могут служить Сенатская площадь с фигурой Медного всадника и Исаакиевская площадь спамятником Николаю I (Санкт-Петербург). За три столетия Санкт-Петербург сложился как один из красивейших городов мира. Заслуженной славой пользуются замечательные архитектурные ансамбли, многочисленные произведения зодчества, садово-паркового искусства, мосты, гранитные набережные, выдающиеся инженерные сооружения, монументы и произведения скульптуры, которыми столь богаты Санкт-Петербург и его пригороды - Петродворец, Пушкин, Павловск, Гатчина, Ломоносов. В отличие от многих других выдающихся европейских городов, Санкт-Петербург представляет собой обширный комплекс связанных в определенную систему архитектурных ансамблей - площадей, улиц, набережных, парков. Строительство города осуществлялось в суровых природных условиях, на болотистой местности, с применением свай и большими осушительными работами. Почти одновременно на берегах Невы были заложены и построены важнейшие сооружения будущего общегородского центра: Петропавловская крепость, Адмиралтейство и другие. Эти сооружения придали городу его характерный облик, сохранившийся до настоящих дней. Вслед за ними ряд других замечательных зданий был возведен также у Невы; постепенно создавался тот центральный ансамбль, который является признанным образцом градостроительного искусства мирового значения. Дошедшая до наших дней и ныне получившая свое дальнейшее развитие исторически сформировавшаяся планировочная структура города является результатом умелого использования природных условий в планировке и строительстве. Так, уже в первой половине 18 века сложилась ограниченная Невой и Финским заливом, слитая воедино с развитым городским центром трех лучевая система проспектов Невского, Вознесенского и Гороховой улицы. Наиболее значительна по своим планировочным и архитектурно-художественным качествам центральная группа ансамблей города, созданных по берегам Невы в той ее части, где она разделяется на два рукава - Большую Неву и Малую Неву, - комплекс Петропавловской крепости, Биржевой стрелки Васильевского острова, Дворцовой, Адмиралтейской и Университетской набережных и связанных с ними площадей - Дворцовой, Декабристов и Исаакиевской, Марсова поля, Невского проспекта и других. На планировку Санкт-Петербурга и формирование его архитектуры большое влияние оказали природные и климатические условия, которые во многом определяют и современную застройку города.
В петровское время практиковалось и соединение разных домов одним фасадом, что придавало застройке в целом более монументальный облик. Такой архитектурный прием был предназначен для оформления, в первую очередь, набережных Невы и имел важное градостроительное значение. Въезд во двор мог осуществляться со стороны переулка, либо со стороны улицы: на уровне цокольного этажа устраивался сквозной проход. Участки, выделяемые под застройку, в основном имели форму вытянутого прямоугольника с короткой стороной в десять саженей по фасаду, на которой должен был быть построен дом, остальное пространство отводилось под двор, окруженный по периметру хозяйственными постройками.
Не только наводнения заботили строителей города. Многочисленные рукава Невы нуждались в укреплении. Многие из них нужно было выпрямить, отрегулировать уровень воды в них, заставить их воды работать на нужды города. Каналы для осушения территории города были Петербургу так же необходимы, как дороги, набережные и мосты. Прорытием каналов достигалось как понижением грунтовых вод, так и подсыпка местности за счет вынутой из каналов земли. Важнейшие сооружения, предприятия Петр первый стремился расположить поближе к воде, по его замыслам каналы могли стать дешевыми водными дорогами, по которым доставлялись в город строительные материалы, на лодках осуществлялась связь между отдельными частями города. Сеть каналов молодого города можно было бы сравнить с кровеносной системой, питающей организм человека.
Самый длинный мост на Неве - мост Александра Невского (909 м, с учетом пандусов) Самый широкий мост – через мойку - Синий
В 1718 году Петром I была создана так называемая «Невская флотилия» «для увеселения народа, наипаче же для лучшего обучения в искусстве по водам и смелости в плавании». Были у этой флотилии свой флаг и устав, собственноручно написанный ее основателем. Адмиралам, сановникам, архиереям и другим знатным петербуржцам было роздано 141 казенное судно: яхты, трешкоуты, гребные баржи, рябики и верейки. Командовать этой пестрой флотилией был назначен Иван Потемкин. В определённые дни и часы гребные и парусные суда отправлялись в походы вверх по Неве до Ладоги и по Невской губе до Кронштадта. При этом часто происходили гонки судов под парусами. Не раз командование походами брал на себя Петр. Суда флотилии должны были находиться в образцовом состоянии. Согласно петровской инструкции, «на тех судах ничего тяжелого, а именно: кирпичу, извести, дров и прочего, от чего может маратца, не возить и содержать от грязи и нечистоты, ибо оттого более чинят, нежели от воды. Также держать под кровлею судно, дабы не мокло и не драло солнцем, ибо сии суда даны, дабы их употреблять так, как на сухом пути кареты и коляски, а не навозные телеги». Основанную «Невскую флотилию» можно считать первым в России яхт-клубом. Но жизнь «Невской флотилии» была короткой. После смерти Петра она перестала существовать. Лишь в 1846 году в столице создается Санкт-Петербургский парусный яхт-клуб. Его почетными членами были выдающиеся мореплаватели и флотоводцы Ф. Ф. Беллинсгаузен, М. П. Лазарев, П. С. Нахимов, В. А. Корнилов, Ф. П. Литке и другие.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 766; Нарушение авторского права страницы