Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Чья это конура (норка, домик)



Цель. Учить осуществлять пробы тактильно-двигательно, с закрытыми глазами; продолжать учить детей находить правильное решение путем проб, фиксируя правильные и отбрасывая неверные варианты.

Оборудование. Три коробки разного размера с отверстиями («дверями») также разного размера, три игрушечные собачки разного размера, экран или ширма.

Ход игры (проводится индивидуально). Ребенок сидит за столом напротив педагога. Он показывает три конуры и говорит, что в них живут собаки. Сейчас они убежали гулять и скоро придут. Прячет домики за ширму. Появляются собаки. Они лаят, просят ребенка найти их домики и помочь туда залезть. Педагог объясняет, что каждой собаке надо найти конуру не глядя, за экраном, напоминает, что можно пробовать: самой большой собаке – большую конуру. Педагог помогает, взяв руки ребенка в свои, путем проб найти нужный домик и поместить в него собаку. Затем ребенок сам берет любую собаку из двух оставшихся и ищет ее конуру. Если он помещает маленькую собачку в средний по величине домик, его не останавливают, так как ошибка выяснится при поиске домика для второй собаки – в маленький домик она не влезет. После этого можно прийти ребенку на помощь и вместе исправить ошибку. Когда все собаки будут распределены по конурам, педагог снимает экран, вместе с ребенком рассматривает результаты. «Собаки выглядывают из домиков, – говорит педагог ребенку, – они благодарят тебя, что ты помог большой собаке найти большую конуру, собаке поменьше – конуру поменьше, а самой маленькой – самую маленькую конуру».

По этому же принципу проводятся игры с другими игрушками.

Почтовый ящик

Цель. Различать форму на ощупь, соотнося плоскостную и объемную формы; учить при тактильном восприятии пользоваться методом проб.

Оборудование. Почтовый ящик – коробка с разным количеством прорезей (3–5) различной конфигурации (круг, квадрат, прямоугольник; круг, овал, квадрат; полукруг, треугольник, прямоугольник, квадрат, шестигранник), объемные фигурки, которые проталкиваются в отверстия, ширма или экран.

Ход игры. Педагог предлагает ребенку протолкнуть геометрические формы в прорези коробки за экраном, не контролируя зрением (допускаются пробы). При первом проведении игры используются коробки с 2–3 прорезями и нужное количество фигур.

Холодно-тепло-горячо

Цель. Продолжать формировать тактильное различение свойств предметов; познакомить с тактильным различением температуры и значением слов «холодный», «теплый», «горячий» и «холодно», «тепло», «горячо».

Оборудование. Три одинаковые бутылки (с хорошо закрывающимися пробками) или небольшие одинаковые грелки с водой холодной, теплой и горячей, три чашки или миски, полотенце.

Ход игры. 1-й вариант (проводится индивидуально). Ребенок сидит на стуле перед столом педагога. На столе стоят две бутылки с теплой и холодной водой. Педагог просит ребенка закрыть глаза и дает ему в руки одну из бутылок. Потом ставит ее на место, предлагает ребенку открыть глаза, найти ту бутылку, которая только что была у него в руках. Ребенок ощупывает бутылки, находит нужную. Если он сомневается, педагог вновь предлагает закрыть глаза, быть внимательным и повторяет задание. Когда выбор сделан ребенком, педагог спрашивает: «Какая тут вода – холодная или теплая? » И помогает ребенку ответить.

При повторных проведениях игры вводится третья бутылка с горячей (но не обжигающей) водой.

2-й вариант (проводится с небольшой подгруппой из 2– 3 детей). На столе у педагога три бутылки с водой разной температуры и три пустые миски. Около стола трое детей. Педагог просит каждого взять в руки по одной бутылке, подержать ее и поставить на место. Для себя педагог фиксирует, у кого какая бутылка. Затем просит детей закрыть глаза, меняет бутылки местами, а из одной выливает воду в миску. Дети открывают глаза, пробуют воду в миске рукой и определяют, чья бутылка пустая. Педагог спрашивает детей, как они узнали, из чьей бутылки он вылил воду, и помогает детям правильно употребить определения «холодная», «теплая», «горячая».

Игра может быть проведена в присутствии всех детей, они наблюдают за действиями своих товарищей.

Формирование тактильно-двигательного выбора по образцу при восприятии формы, величины, пространственного расположения и предметной отнесенности

Тактильно-двигательный выбор по образцу тесно связан со зрительным восприятием, с тем, в какой форме будет дан образец. Только в одном случае ребенок опирается целиком на тактильно-двигательное восприятие, когда мы имеем тактильно-двигательный образец, т. е. ребенок действует без участия зрения. Но, как правило, образец дается либо зрительно, либо смешанным способом – зрительно-тактильно. В этих случаях в выборе предмета активно участвует зрение, а соприкосновение с предметом помогает ребенку получить образ в целом. Выбор по образцу на ощупь не следует предлагать детям раньше того, как они научатся осуществлять этот выбор зрительно.

Во всех играх нужно обязательно следить за формированием самого ощупывающего и обводящего движения, за правильным перемещением руки по предмету, за тем, чтобы во время этого ощупывания ребенок фиксировал как общие (величину, форму, предметную отнесенность), так и более частные (наличие основных деталей, их отношение к целому и др.) признаки данных объектов.

«Чудесный мешочек»

Цель. Учить выбирать предметы по образцу на ощупь, развивать внимание, формировать эмоционально-положительное отношение к игре.

Оборудование. Мешочек из непрозрачной ткани с завязкой, парные предметы.

Ход игры. 1-й вариант (образец дается зрительно). Перед педагогом на столе лежат два комплекта совершенно одинаковых игрушек – два мяча, две куклы, две игрушечные тарелки, два утенка и т. п. Педагог берет пару предметов, рассматривает их с детьми и называет, обращая внимание в основном на то, что предметы одинаковые. А потом опускает один из них в мешочек. Так же и с другой парой предметов. Остальные лежащие на столе предметы накрывает салфеткой или закрывает экраном. Дети по очереди подходят к педагогу. Он достает из-под салфетки один из предметов, предлагает ребенку на него посмотреть, не беря в руки, а затем найти такой же в мешочке. Ребенок на ощупь достает нужный предмет, сравнивает его с образцом. Если выбор сделан верно, педагог говорит: «Миша правильно угадал. На столе утенок, и он достал из мешочка утенка». При повторном проведении игры в мешочек можно опустить три, затем, четыре, пять предметов.

2-й вариант (изменяется способ подачи образца – дается не зрительно, а зрительно-тактильно). Ребенок не только рассматривает игрушку-образец, но и ощупывает ее под руководством педагога. Игра проводится так же, как и в первом варианте.

3-й вариант (образец ребенок не видит, а лишь ощупывает). Педагог опускает предметы в мешочек за экраном, т. е. дети не видят, какие предметы находятся в мешочке. Педагог достает из-под салфетки предмет-образец и дает ребенку его ощупать за экраном, потом найти такой же в мешочке. Когда предмет вынут из мешочка, педагог показывает всем детям образец и они сравнивают их. Если предмет найден верно, то действия ребенка поощряются. Если же он допустил ошибку, то предмет снова опускается в мешочек, ребенок ощупывает другой образец и отыскивает его пару в мешочке.

Во всех трех вариантах игра проводится с резко различными предметами, а потом по мере овладения тактильно-двигательным выбором используются более сходные по форме предметы.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (все три варианта) проводится также с целью научить детей определять на ощупь различные объемные геометрические формы (например, шар, куб, параллелепипед, пирамида и т. д.) и предметы по величине (большой, маленький, самый большой, самый маленький, высокий, низкий, широкий, узкий и т. п.). Вначале также дают объекты, резко различные по своим свойствам, а потом все более сходные. Выбор производится из двух, а затем из трех – пяти предметов.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь