Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Найди кукле (мишке, зайке) игрушку



Цель. Продолжать учить выбирать предметы на ощупь по образцу форм и величин, опираясь при этом на зрительный, зрительно-тактильный и чисто тактильный образец; закреплять названия предметов, форм, величин.

Оборудование. Кукольные туфельки разной величины, тарелки, блюдца, чашки и ложки из кукольного сервиза, шарики и кубики разной величины, бусы разной величины, элементы строителя и др., «чудесный мешочек» или ящик с крышкой.

Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом около стола педагога. В руках у него кукла без одной туфельки. Педагог говорит, что туфельки всех кукол сложили в мешочек (в ящик), наша кукла не может найти свою и просит детей помочь ей. По желанию кто-либо из ребят внимательно смотрит на туфельку куклы и находит такую же в «чудесном мешочке». Кукла благодарит ребенка и уходит. Приходит другая кукла и просит найти на ощупь посуду, чтобы принять гостей. Дети поочередно помогают кукле найти блюдце, ложку, чашку соответствующего размера (при этом они опознают предметы и находят их по двум признакам – по предметной отнесенности и по величине). В заключение кукла перечисляет все предметы, которые достали ей дети, и спрашивает, что еще есть в мешочке. Дети с помощью педагога вспоминают, что в мешочке есть еще чашка, блюдце, ложка и т. д., сравнивают их, оказывается, что они больше, чем те, что у куклы. Кукла удивляется знаниям детей, благодарит их и уходит.

При повторном проведении игры к детям приходят два зайчика: в лапах одного морковка, а у другого ее нет. Тот просит достать из мешочка и ему морковку. Один из детей выполняет просьбу. Потом приходят два ежа с одним яблоком. Дети достают из мешочка второе яблоко. Во время выбора в мешочке обязательно должно быть несколько (2–3 разных по форме) предметов, например шарик и кубик или яйцо, чтобы ребенок производил выбор из трех – пяти предметов.

Что лежит в мешочке

Цель. Продолжать осуществлять выбор по образцу, опираясь на тактильно-двигательный образ предмета, закреплять знание слов-названий предметов, их формы, величины.

Оборудование. Парные предметы – объемные геометрические формы (шар, кубик, овоид-яйцо, пирамида и др.), предметы разной величины (большой и маленький шары, кубики, овоиды, машинки, матрешки и др.), «чудесный мешочек», салфетка или ширма.

Ход игры. Дети сидят полукругом возле стола педагога. На столе под салфеткой или за ширмой несколько (два-три) предметов (например, сначала шар, кубик и яблоко). В мешочке находится всего один предмет (предположим, кубик). Педагог просит одного из детей определить на ощупь, что лежит в мешочке. Потом снимает салфетку с предметов, лежащих на столе, и ребенок находит такой же предмет, какой он ощупывал в мешочке. Педагог предлагает детям проверить выбор, достает из мешочка кубик и показывает. Дети называют предмет. Педагог хвалит ребенка и спрашивает, как он узнал, что там был кубик, помогает выделить грани у кубика, сравнивает его с яблоком, говорит, что оно круглое. В следующий раз задача усложняется: для выбора дают только округлые или только угловатые предметы (например, под салфеткой у педагога – матрешка, яблоко и шар, а в мешочке– шар). Ребенку нужно иметь уже более точное представление о предмете, а не только определить на ощупь, что этот предмет округлой формы.

Далее задача еще более усложняется: ребенку нужно установить различия не только по форме и предметной отнесенности, но и различия по величине (например, под салфетку кладут две матрешки: большую и маленькую – и деревянное яйцо). В остальном ход игры остается прежним.

Магазин

Цель. Различать на ощупь ткани разной фактуры и другие предметы, имеющие разную поверхность или сделанные из разного материала.

Оборудование. Несколько полиэтиленовых пакетов, в них упакованы «товары» (кукольная одежда, посуда и др.), образцы тканей и материалов.

Ход игры (проводится в нескольких вариантах: «Магазин одежды», «Хозяйственный магазин», «Магазин игрушки» и др.). 1-й вариант. «Магазин одежды». Участвует небольшая подгруппа детей. Местом игры может быть игровой уголок. На столе разложены образцы тканей, по которым можно выбрать «товар», например платочки для кукол. Сами платочки находятся в ящичке в полиэтиленовых пакетах. Один из детей – продавец, остальные – покупатели, они по очереди подходят к прилавку и по образцам выбирают, какой платочек купить кукле. Продавец ощупывает образец и так же на ощупь отыскивает в пакетиках нужный платочек. Покупатель надевает платочек кукле, благодарит продавца и уходит.

При повторном проведении игры по образцам можно выбирать платье или бант. Разумеется, роль продавца выполняет другой ребенок.

2-й вариант. «Хозяйственный магазин». В этом варианте различается материал, из которого сделана посуда, и сами предметы. Например, в магазине могут быть чашки, блюдца, тарелки из фаянса и пластмассы (разные кукольные сервизы), ложки и вилки металлические и пластмассовые. Кроме того, предметы могут быть разной величины. Таким образом, продавец должен произвести довольно-таки сложный выбор по образцу – по предметной отнесенности, материалу, величине. Результаты выбора во всех случаях должны быть закреплены в слове.

Обведи, покажи, назови (занятие)

Цель. Учить узнавать предмет по обводящему движению, благодаря чему осуществлять выбор по образцу; закреплять названия предметов, их форм.

Оборудование. Небольшой экран – достаточно высокий и неширокий, чтобы он хорошо заслонял от ребенка предмет и ребенок мог свободно охватить предмет руками, обвести его по контуру, разнообразные парные предметы (шар, кубик, мяч, домик, матрешка, неваляшка и др.).

Ход занятия (проводится индивидуально). Ребенок сидит за столом напротив педагога. Он выкладывает перед ребенком предметы: шар, кубик, яйцо. Ребенок рассматривает их и называет. После этого педагог ставит перед ребенком экран и незаметно кладет за ним предмет, парный одному из стоящих на столе. Вначале лучше взять кубик, так как он резко отличается от двух других. Педагог просит ребенка обвести предмет за экраном, первый раз помогает ему в этом: берет его руки в свои, учит одной рукой держать предмет, а другой (ведущей) вести по контуру, останавливает руку ребенка на углах, подчеркивает повороты. После обследования ребенок находит кубик среди лежащих на столе предметов, называет его. Педагог достает кубик из-за экрана и дает ребенку проверить правильность своего выбора.

По мере усвоения игры ребенку предлагают для выбора более сходные предметы.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРЕДМЕТАХ НА ОСНОВЕ ТАКТИЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Представления о предметах окружающего мира должны быть у ребенка разносторонними, но цельными. Впечатления, полученные на основе зрительного, тактильного, двигательного ощущений, должны сливаться в единый образ. А единство и разносторонность представлений о том или ином предмете способствуют более точному пониманию значения слова-названия этого предмета.

У умственно отсталого ребенка трудно формируется согласованность двигательной и чувственной сферы, так как недостаточно развит каждый орган чувств в отдельности. Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к нормальному, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу.

Отсутствие или неполноценность представлений сказывается на развитии речи. Слово, наполненное случайным, односторонним содержанием, понимается лишь в определенных условиях и по отношению к определенным предметам. В то же время отсутствие единства зрительного, тактильного, двигательного образов затрудняет приобретение трудовых умений, навыков по самообслуживанию.

Игры, предлагаемые в данном разделе, на доступном материале позволяют умственно отсталым детям производить действия, основанные на зрительном, тактильном и двигательном представлениях, на их единстве и соотнесении этих представлений со словом.

Угости зверюшек

Цель. Осуществлять выбор на ощупь по речевой инструкции, продолжать развивать внимание, желание действовать в игровой ситуации.

Оборудование. «Чудесный мешочек», предметы для выбора (игрушки и натуральные объекты).

Ход игры. 1-й вариант. В мешочек складывают 3–4 небольших предмета. Педагог приходит с куклой и просит детей помочь кукле приготовить угощенье для зверюшек, они тоже придут в гости. Один ребенок по просьбе куклы достает из мешочка морковку для зайки, другой – яблоко для ежика, третий – орешек для белки. Каждый раз в мешочке должно быть 3–4 предмета, так чтобы, кроме нужных, были дополнительные (например, маленький мячик, пластмассовое колечко и др.). Дети, доставшие предметы, держат их в руках. Педагог приносит игрушки зверят. Дети по очереди угощают их, выбирая при этом, кому дать морковку, орех, яблоко. Зверюшки радуются, благодарят детей.

Накроем стол для кукол

Цель. Та же.

Оборудование, «Чудесный мешочек», кукольная мебель, посуда, куклы.

Ход игры. Педагог ставит на своем столе кукольную мебель – стол и три стула и говорит, что к детям в гости придут куклы, надо накрыть стол и приготовить угощенье, а все, что нужно для этого, находится в мешочке. Один ребенок по просьбе педагога находит тарелки (в мешочке лежат три тарелочки и чашка). Если ребенок достанет не три, а две или одну тарелку, педагог спрашивает, всем ли он поставил тарелки, указывая на число стульев. Ребенок достает остальные. Другой ребенок так же по просьбе педагога находит вилки, которые незаметно вкладываются в мешочек. Третий находит и расставляет блюдца, а четвертый – чашки. Приходят куклы, дети их радостно встречают, усаживают за стол и кормят.

Ощупай и слепи

Цель. Учить изображать полученный путем тактильно-двигательного восприятия образ предмета, понимать, что правильное обследование предмета оказывается необходимым для последующей деятельности.

Оборудование. «Чудесный мешочек», предметы простой формы, хорошо знакомые детям и легко воспроизводимые в лепке (шарик, мяч, морковка, яблоко, бублик и др.), пластилин, клееночка, салфетки по числу детей.

Ход игры. 1-й вариант (проводится индивидуально). Педагог объясняет ребенку, что он должен ощупать в мешочке какой-либо предмет и, не называя, его вылепить. «Я посмотрю и угадаю, что лежит в мешочке», – говорит педагог. Ребенок выполняет задание. Когда лепка закончена, педагог называет игрушку (например, шар) и просит ребенка достать и показать игрушку, чтобы убедиться в правильности его выбора.

2-й вариант (проводится с подгруппой детей). Каждый получает маленький мешочек, ощупывает в нем предмет и лепит его, а затем дети угадывают, что у кого в мешочке, и сравнивают свою поделку с предметом.

По мере усвоения игры перед детьми ставятся более сложные задачи – обследование предметов, состоящих из нескольких частей, требующее не только восприятия формы, но и определения величины и пространственного расположения частей предмета (утенок, неваляшка, пирамидка из трех шаров и др.).

Найди картинку

Цель. Соотносить тактильно-двигательный образ предмета со зрительным; называть предмет, опознанный на ощупь, и его изображение.

Оборудование. Набор предметов-игрушек и их изображений, «чудесный мешочек».

Ход игры. Педагог размещает на доске наборное полотно и вставляет в него 3–4 картинки. Предлагает кому-либо ощупать предмет в мешочке и показать его на картинке. Ребенок показывает нужную картинку, не называя предмета, и педагог просит всех детей сказать, что в мешочке. Они называют предмет, а ребенок достает его из мешочка и показывает всем, проверяя таким образом правильность своего выбора.

Обведи и нарисуй (занятие)

Цель. Учить воспринимать предмет с помощью обводящего движения и использовать полученный образ в изобразительной деятельности (в рисунке); понимать, что обводящее движение очерчивает контур предмета; называть предмет и его изображение.

Оборудование. Экран или небольшая ширма, игрушки простой формы, листы бумаги по числу детей, фломастер (черный или коричневый).

Ход занятия (проводится индивидуально). Педагог помогает ребенку обвести за экраном предмет (например, мяч) и просит нарисовать его. Затем спрашивает ребенка, что он нарисовал и что находится за экраном. В заключение педагог снимает экран и ребенок проверяет, тот ли он предмет нарисовал.

Маленькая няня

Цель. Учить находить по словесной инструкции теплый, холодный, горячий предметы.

Оборудование. Четыре одинаковые маленькие бутылочки, три куклы в колясочках.

Ход игры. Педагог ставит на стол три бутылочки (одна – с холодной, другая–с теплой, третья–с горячей водой), чет: вертую бутылочку (с холодной или теплой водой) он прячет под салфетку. Ввозит в комнату коляску с куклой, она плачет. Педагог говорит, что кукла хочет есть и спать, ей нужна няня, и зовет на помощь одного из детей. Просит дать кукле теплого молока из бутылочки. Ребенок на ощупь выбирает бутылочку с теплой водой и дает кукле. Та успокаивается, и педагог просит ребенка отвезти колясочку в игровой уголок и там ее покачать. Подставляет еще одну бутылочку (с теплой водой) и ввозит вторую коляску с куклой, она просит холодного молока, затем третья кукла просит горячего (горячее не должно быть обжигающим! ). Если кто-либо из детей выберет бутылочку неверно, кукла плачет сильнее, отказываясь от молока. Это побуждает ребенка выбрать нужную бутылочку.

Большие и маленькие шары

Цель. Находить по словесной инструкции большие и маленькие предметы на ощупь.

Оборудование. Три пары мишек и кукол разной величины (большой мишка и большая кукла, мишка и кукла среднего размера, маленькие мишка и кукла), три шара (большой, средний, маленький) и другие игрушки (матрешки, утенок), «чудесный мешочек».

Ход игры (проводится с подгруппой из 6 детей). Дети сидят за столами парами по торцевым сторонам. Каждой паре педагог дает мишку и куклу (можно двух мишек или двух кукол) примерно одинакового размера: одной паре – больших, другой – средних, третьей – маленьких. Говорит, что кукла с мишкой хотят поиграть, покатать друг другу шарик (мячик), но шариков у них нет, их надо достать из мешочка: большим кукле и мишке – большой шарик, средним – шарик поменьше, а маленьким – самый маленький шарик. Один ребенок из каждой пары достает шарики. Когда дети получат шарики, они играют с ними – катают по столу от мишки к кукле и обратно.

Где я взял воду

Цель. Учить соотносить качества предметов.

Оборудование. Бутылочки или тазики с холодной и теплой водой, картинки (первая пара картинок: на одной изображен чайник, стоящий на плите, на другой – речка в осенний день; вторая пара картинок: на одной – речка зимой с прорубью, на другой ч– речка летом).

Ход игры. Педагог предлагает ребенку угадать, откуда он налил воду в тазик, раскладывает перед ним две картинки. Ребенок щупает воду и показывает или называет картинку, откуда взята вода. Педагог спрашивает ребенка, как он узнал, т. е. дает возможность самостоятельно сделать вывод: «Теплая вода взята из чайника, который нагрели на плите, а холодная – из речки».

В дальнейшем можно использовать другие картинки, сохраняя ту же дидактическую задачу.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь