Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
I. Пророк Мухаммад - основатель ислама.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Тема 2. Мировые религии Лекция 7. Ислам
Вопросы лекции: 1. Пророк Мухаммад – основатель ислама. 2. Вероучение ислама. 3. Особенности мусульманского культа 4. Шариат 5. Основные течения в исламе I. Пророк Мухаммад - основатель ислама. Имя Мухаммад означает «Прославляемый» («Достойный похвалы) Полное имя - Мухаммад Али бен Абдаллах. Он родился 12-го числа месяца раби аль-авуаль (третий месяц лунного календаря) около 570 г. Происходил из рода Хашим арабского племени курейшиты. Родной город - столица племени курейшитов Мекка, торговый и религиозный центр Аравии. В нем находится священный для арабов источник Земзем (ар. «не разбегайся»). Согласно преданию, изгнанные Авраамом (Ибрагимом) Агарь (Хаджар) с сыном Измаилом изнемогали от жажды в пустыне. Явившийся перед ними архангел Джибраил ударил ногой о землю и из образовавшегося углубления забил источник. Другая святыня Мекки – Кааба (куб) - здание из серого камня (высота – 15 м., длина и ширина 12 и 10 м.), находящееся близ Земзем. По преданию это был первый храм Аллаху, построенный Адамом после изгнания из рая. Во время потопа Кааба была разрушена. Бог через архангела Гавриила (Джибраила) повелел Аврааму восстановить здание на том же фундаменте. Помогал отцу Измаил. Во время работы Ибрагим стоял на камне, на котором отпечаталась его ступня. Этот камень (Макам Ибрахим) находится в нескольких метрах от Каабы. В северо-восточный угол здания на высоте 1, 5 метра вделана еще одна святыня – Черный камень ( Ал - хаджар ал – асвад». По преданию он был послан Аллахом Адаму и Еве. Первоначально был белого цвета, но почернел от грехов людей. Ко времени рождения Мухаммада в Мекке господствовало язычество, а Кааба стала святилищем 360 идолов. Отец пророка – Абдаллах («Раб Аллаха») умер до рождения Мухаммада, мать Амина («Верная»)- когда сыну было 6 лет. Ребенка стал воспитывать дед Абд аль Мутталиб, который умер, когда Мухаммаду было 8 лет. Заботу о мальчике взял на себя его дядя Абу Талиб. Как и положено арабу, подросший Мухаммад был передан на воспитание кочевникам. Арабское предание: Однажды, когда Мухаммаду минуло три года, он играл в поле со своим молочным братом Мафудом (Абдаллахом) и другими детьми. К ним приблизились два ангела в блестящих одеждах. Они положили мальчику на землю, и один из ангелов, (Джибраил), раскрыл его грудь, не причинив ни малейшей боли, вынул сердце, очистил его от всяких скверн, выжав из него те черные и горькие капли первородного греха, которые мы наследуем от нашего прародителя Адама и которые, таясь в сердце даже лучших из его потомков, наталкивают их на преступления. Омыв сердце в золотом тазу, наполненном священной водой источника Земзем, Джибраил, наполнил его верой, знанием и пророческим ясновидением и снова вложил в грудь ребенка. Шрам остался на груди Мухаммада до конца жизни. А.С. Пушкин. « Пророк» Духовной жаждою томим В пустыне мрачной я влачился И шестикрылый серафим На перепутье мне явился… И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул. Как труп в пустыне я лежал, И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и Земли, Глаголом жги сердца людей».
С юности Мухаммад пас скот в окрестностях Мекки. В 20 лет он нанялся к вдове Хадидже, занимавшейся караванной торговлей. Отличался красотой, умом и был удачлив в делах. Немудрено, что спустя пять лет Мухаммад получил предложение о браке от Хадиджи. В то время ему было 25, ей 40 лет. Брак длился 25 лет, до смерти Хадиджи в 619 году. У них родились несколько детей, в том числе дочь Фатима, покровительница арабов. Фатима – единственная из семи детей пророка, которая пережила отца Мухаммад ежегодно удалялся в пустыню для поста и молитвы. Часто это происходило в месяц рамадан, девятый месяц арабского лунного календаря. Около 610 года ночью, в пещере в горе Хира, в пустыне за пределами Мекки, где Мухаммад проводил время поста, он услышал голос, зовущий его. Приподняв голову, увидел в потоке света ангела в образе человека, который, приблизившись, развернул исписанный шелковый свиток. «Читай! » – сказал ему ангел. «Я не умею читать! » – ответил Магомет. «Читай, – повторил ангел (Архангел Джибраил), – во имя Бога, сотворившего Вселенную, создавшего человека из сгустка крови. Читай во имя Всевышнего, научившего человека пользоваться пером, озаряющего его душу лучом знания и открывающего ему то, чего он раньше не знал». Эта ночь получила название Лейла - ал-кадер – «Ночь Божественного повеления». Откровения продолжились. При этом они сопровождались болезненным состоянием – ознобом и сильной испариной. Мухаммад сравнивал это ощущение с тем, как будто из него «вынимали душу». Он какое-то колебался – кто является ему в откровении и поделился сомнениями с женой. Хадиджа отнеслась серьезно к услышанному Мухаммадом (сура 96 ). Пророк стал передавать услышанное им своей семье, друзьям и сторонникам. Число приверженцев Мухаммада росло. Вскоре начались гонения со стороны знатных курейшитов. Пророк вынужден был переселиться со своими сторонниками в соседний город Йасриб, родину своей матери. Это событие получило название Хиджра (ар. переселение, эмиграция). День въезда Мухаммеда в Медину положил начало мусульманскому летоисчисления. По лунному календарю это был первый день первого месяца мухаррама (этот день соответствует 16 июля 622 года по юлианскому календарю). Вскоре Йасриб получил новое название - Город Пророка (Мединат ал-Наби или Медина). Сюда начали прибывать все приверженцы новой религии, получившей название « ислам » - «покорность (Богу)». Ее сторонники стали носить имя « муслим » или мусульманин - «покорный», «предавшийся Единственному (Единому) Богу. В Мекке сложилась мусульманская община – умма (ар. - сообщество, нация), днем рождения которой считается 1 мухаррама. В Медине Мухаммед основал первый мусульманский храм – мечеть (араб. масджид от корня «саджада» – «падать ниц»). Он представлял из себя огражденный стенами дворик. Один из сподвижников пророка, бывший раб абиссинец Биляль ибн Рибах, обладавший сильным голосом, созывал мусульман на молитву. Он пел азан - призыв к молитве. Азан звучит только по-арабски: «Аллах Велик. Свидетельствую, что нет бога кроме Аллаха. Свидетельствую, что Мухаммад- посланник Аллаха. Спешите на молитву. Спешите к спасению. (Молитва лучше сна – сунниты). Аллах велик. Нет бога кроме Аллаха». Билял получил прозвание муэдзин – «созывающий на молитву». Впоследствии при мечетях стали строить специальные башни – минареты, (ар. маяк) с которых звучит азан. В 630 году Мухаммад возвращается в Мекку, уничтожает идолов Каабы и освящает древний религиозный центр как главное святилище ислама. Его власть признают все кочевые племена Аравии. Источники описывают его в это время как человека среднего роста, крепкого телосложения, с пронзительными черными глазами и с длинными до плеч волосами, в которых в год смерти не было ни одного седого волоса. В личной жизни пророк отличался удивительной простотой и скромностью. По свидетельству его жены Айше, месяцами в доме не было никакой еды, кроме фиников и воды. Мухаммад сам стирал свою скромную одежду, чинил обувь и доил козу. Получив подарки, раздавал без остатка неимущим. Когда к нему обратился мужчина, трепеща от уважения, пророк похлопал по плечу и сказал: «Расслабься брат. Я всего лишь сын женщины, которая ела засохший хлеб». Запретил восхвалять себя и поклоняться в будущем своей могиле. Умер пророк 12-го числа месяца раби аль-авуаль 622 года. Незадолго до смерти он произнес в Мекке свою прощальную проповедь - Хутбат уль-Вида. Увидев множество собравшихся людей, он понял, что его голос не будет услышан всеми. Тогда Мухаммад назначил нескольких человек с громкими голосами, которые, стоя в разных местах, повторяли слова его проповеди, чтобы все мусульмане могли их слышать. Воздав хвалу Аллаху и произнеся текст шахады, он вновь напомнил собравшимся основные повеления, которые Всевышний передал через него. В завершение своей проповеди Мухаммад произнес: «О люди! Воистину, у вас один Господь и у вас один отец. Все вы – потомки Адама, а Адам был сотворен из глины. И нет преимущества у араба перед неарабом, и нет преимущества у неараба – перед арабом. И нет преимущества у белого человека перед чернокожим, и у чернокожего – перед белым, разве что лишь в богобоязненности. Истинно, истинно говорю вам – благороднейший из вас тот, кто наиболее богобоязнен. И затем, посмотрев в небо, Пророк сказал: «Господи! Я передал послание и выполнил миссию». «Истинно так! », - воскликнули люди, собравшиеся вокруг него. «Господи! Я молю Тебя, будь свидетелем этого» - произнес пророк и обратившись к собравшимся сказал: «Ассаляму алейкум! Мир вам! ».
Религиозная и светская власть над уммой после смерти Мухаммада перешла к халифам (заместителям) - Абу Бакру (632-634), Умару (634-644), Усману (644-656), зятю Мухаммада Али ибн Аби Талиб (656-661). При Умаре был записан текст Корана. При Усмане он был отредактирован группой богословов под руководством Зияда Бен Табита. Книга состоит из 114 глав - сур. Порядок их - от более длинных к более коротких, кроме первой – аль-Фатиха («Открывающая»). Суры разбиты на стихи – аяты ( их 6200). Позже (к. VII - нач. VIII) была составлена Су́ нна («путь, дорога). Она содержит хадисы (ар. - слово, новость) - высказывания и действия Мухаммада с того момента, как он стал пророком. Каждый хадис имеет две части: - иснад – описание цепочки людей, передававших друг от друга то, что сказал (совершил, одобрил) пророк Мухаммад; - матн – то, что непосредственно сказал (совершил, одобрил) Пророк Мухаммад. II. Вероучение ислама В исламе важное место занимают религиозные воззрения человека – то, во что он должен верить. Существует шесть догматов, шесть «столпов веры» (Аркан аль-иман ), без признания которых ни один человек не может считаться мусульманином. Шесть столпов веры. Вера в Священные Книги. Аллах многократно ниспосылал человечеству священные Книги (ар. Ал Китаб ), вечные и несотворенные. В них говорилось о единобожии, знаниях о Всевышнем, о Его величии, качествах и именах, а также правильном образе жизни. Всего было ниспослано 104 Книги, которые посланники Аллаха довели до людей полностью, без искажений и дополнений. Каждая последующая Книга подтверждала истинность предыдущих Книг и содержала дополнительную информацию, к усвоению которой был готов данный народ или все человечество на данном этапе своего развития. Вначале, Аллахом были ниспосланы малые Книги - свитки ( сухуфы ), общее число которых – 100. Затем Всевышний Аллах ниспослал четыре большие Священные Книги – кодексы ). Адаму было ниспослано 10 свитков, Шису (Сиф) - 50, Идрису (Енох) - 30, Ибрахиму (Авраам) – 10. Мусе ( Моисей) была ниспослана Книга Таурат (Тора), Давуду ( Давид ) - Забур (Псалтырь), Исе (Иисус) - Инджиль (Евангелие), и, наконец, Пророку Мухаммаду – Коран (Благородный Коран – Ал-Коран уль-Карим). Из всех Книг, ниспосланных Аллахом, согласно мусульманскому вероучению только Коран дошел до наших дней без изменений и искажений, в том виде, в каком был ниспослан. Это – чудо, свершившееся благодаря личной заботе Аллаха. Он взял Коран под Свою защиту и сохранит его до конца человеческой истории. Остальные же Книги не сохранились в своем оригинале, и до нас дошли искаженные, измененные их варианты. Поэтому после послания Корана Аллах прекратил действие остальных Священных книг,
4. Вера в посланников и пророков – людей, избранных Аллахом для передачи Его Откровений людям. Посланники ( расул ) – избранные Аллахом люди, которые передавали людям новые законы (Книги) и повеления Аллаха. Пророки ( наби ) – избранные Аллахом люди, которые призывали людей соблюдать законы, переданные предыдущим посланником. Каждый посланник является одновременно и пророком. Для наставления людей на путь истины Аллах послал к человечеству 124 тысячи пророков, в том числе 313 посланников. Среди посланников пятеро - « улуль-‘азми » («обладатели твердой решимости») - Мухаммад, Ибрахим, Муса, Иса и Нух. Их значимость соответствует приведенному порядку перечисления. Мухаммед - последний посланник и пророк («печать пророков»).
Пять столпов ислама
1. Шахада - признание единобожия и пророческой миссии Мухаммеда: Ашхаду инна ля илляха Иль-ла Аллах, уа Мухаммадан расулу-ллахи (Свидетельствую что нет Бога кроме Аллаха, и свидетельствую что Мухаммед посланник его). Шахада провозглашается когда человек становится мусульманином. Она звучит пять раз в день для призыва на молитву. Шахада провозглашается при рождении ребёнка, при утреннем пробуждении, при отправлении ко сну, и, по возможности, она должна быть последними словами умирающего. 2. Молитва ( салят, намаз ). Каждый мусульманин должен молиться пять раз в день: Перед восходом солнца. После того, как солнце минует зенит. После полудня перед закатом. После заката солнца. После наступления полной темноты до полуночи. Время для молитв никогда не должно совпадать с восходом солнца, полуднем и закатом для того, чтобы избежать всяческих ассоциаций, связанных с языческим культом солнца.
К молитве следует подготовиться, соблюдая ряд условий: Ритуальная чистота - необходимо ритуальное омовение. Чистое место - необходимо выбрать чистое место для совершения молитвы. Кибла - необходимо стоять лицом по направлению к Каабе. Намерение - должно быть твердое желание молитву. Изар - концы одежды не должны свисать ниже щиколоток. Одежда - человек должен быть одет в чистую одежду. Сам ритуал молитвы состоит из нескольких циклов из слов и движений - ракатов. Некоторые слова намаза заранее предписаны, другие мусульманин волен по своему желанию выбирать из Корана. Число обязательных ракатов колеблется от двух до четырёх. По желанию мусульманин может совершать дополнительные ракаты. В пятницу мусульмане должны собраться в мечети для совместной полуденной молитвы - салят аль-джамаа ( салят ад-джума). Если человек отсутствует на пятничной молитве более трёх недель подряд, он считается покинувшим лоно ислама. 3. Милостыня (закят, саадака). Коран содержит требование оказания материальной помощи тем, кто в ней нуждается. Мусульмане считают, что все во Вселенной, включая и то, что люди обыкновенно полагают своей собственностью, принадлежит Аллаху и дана нам в долг. Поэтому все пожертвованное во имя Бога возвращается к своему истинному Владельцу. Только Аллах может определить, кому родиться богатым, а кому - бедным, поэтому все мусульмане имеют обязанности по отношению друг к другу. Помощь бедным - обязанность богатого. Существуют две формы милостыни: закят - обязательная милостыня, исчисляемая примерно 2, 5% годового дохода; саадака - добровольное подаяние нищим, дарение на богоугодные нужды.
Право на получение закята имеют строго определённые в Коране категории людей: Нищие — те, кто не имеет даже половины необходимого им для жизни. Нуждающиеся — те, кто имеет более половины необходимого для жизни, но все равно недостаточно. Сборщики закята, назначенные для сбора, хранения, учета и распределения закята, но не получающие жалованье за работу. Те, чьи сердца хотят завоевать, — это люди, веру которых хотят укрепить или же те, кого хотят обратить в ислам. На выкуп рабов и пленников. Должники а) которые взяли в долг для достижения целей, разрешенных шариатом, в том числе на личные расходы (одежда, лечение, строительство жилища и др.) б) которые взяли в долг в интересах другого человека. Сражающиеся за ислам — воины, ведущие джихад, а также те. кто способствует распространению Ислама и истинных знаний о нем и т. д. Сюда же относят нуждающихся паломников. Путники («дети дорог») люди, оставшиеся в чужой стране без средств к существованию. 4. Пост ( ураза ). Четвёртый столп ислама – пост в Рамадан наступает каждый год с началом 9-го лунного месяца Рамадан мусульманского календаря. Это время духовного и физического самоограничения. В дневные часы в это время мусульмане отказываются от еды, питья, курения и интимных отношений. Все это разрешено после захода солнца, вплоть до следующего утра, когда станет возможным отличить серую нить от белой. Смысл поста не только в воздержании от пищи. Если человек не может отрешиться от зла, насилия, жадности, похоти, раздражительности и коварных мыслей, то ему не следует воздерживаться от еды и питья. Таковое воздержание будет бессмысленным. «Много таких, которые постятся весь день и молятся всю ночь, однако уделом их бывает только лишь голод и бессонница» (хадис Абу Дауда). Большинство мусульман обязуются прочитать за время поста весь Коран. Многие отправляются в мечеть для совершения ночных молитв - известных как mapaвu. После обязательных ракатов совершаются восемь дополнительных. Некоторые мусульмане в последние десять дней полностью удаляются от повседневных дел и всю ночь проводят в мечети на совместной молитве. Дети обычно начинают поститься в очень раннем возрасте, пропуская вначале обед или ужин; с двенадцатилетнего возраста они постятся наравне со взрослыми, выполняя все предписанные установления. Считается невежливым есть, пить или курить в обществе человека, соблюдающего пост. В некоторых мусульманских странах за подобный проступок могут арестовать и продержать под замком вплоть до окончания месяца Рамадан. Об этом следует помнить туристам, посещающим исламские страны. Всякий человек, которому может повредить соблюдение поста, освобождается от этой обязанности. Среди них те, кто нуждается в пристальной опеке: младенцы и старики, беременные женщины и кормящие матери. Инвалиды и люди, чьё состояние может ухудшиться от соблюдения поста, также освобождаются от этой обязанности. От поста освобождаются солдаты, участвующие в боевых действиях, и душевнобольные, если они не могут осознать религиозной значимости соблюдения поста. Все вышеперечисленные категории обязаны соблюдать пост по исчезновении причин, препятствовавших исполнению этой обязанности. Если все-таки соблюдение поста невозможно, им следует раздавать милостыню каждый пропущенный день поста, если позволяют средства. 5. Паломничество ( хадж ). Пятый столп ислама хадж (по-арабски «путешествие с определённой целью») -паломничество в Мекку, колыбель ислама. Хадж совершается в строго определённое мусульманским календарём время - месяц зуль-хидджа, четвёртый после рамадана. Каждый взрослый, материально обеспеченный мусульманин обязан хотя бы раз в жизни совершить паломничество. Если мусульманин не в состоянии оплатить все расходы, связанные с паломничеством, или же обременён большим семейством, то он освобождается от обязанности совершения хаджа. Некоторые мусульмане совершают хадж несколько раз, однако в наши дни подобное рвение не поощряется, ибо огромное скопление паломников причиняет ощутимые трудности. Всем желающим ещё раз посетить Мекку рекомендуют сделать это в иное время. Таковое паломничество называется «малым», или умра. Любой мусульманин, не способный по тем или иным причинам совершить хадж, может послать вместо себя «заместителя», оплатив все расходы, связанные с паломничеством. Иной раз даже семья или община может предпринять совместные усилия по изысканию средств, необходимых для отправки в паломничество хотя бы одного своего представителя. Возможен и такой вариант. Если кто-то, вместо того чтобы отправиться в хадж, решил отдать накопленные для этого деньги тому, кто остро в них нуждается, то Бог воспримет это предполагаемое намерение ( ниййа ) совершить хадж как полноценное и действительно свершившееся паломничество. В настоящее время хадж совершают до двух миллионов мусульман одновременно. Поэтому перед властями Саудовской Аравии стоит очень трудная задача – принять и разместить это количество людей. Во время хаджа мусульманин обязан соблюсти четыре необходимых действия: Первое - он должен совершить особый ритуал, цель которого – приведение в особое духовное состояние - ихрам. Ритуал включает в себя полное омовение, облачение в особое одеяние(для мужчин два простых покрывала белого цвета – одно вокруг бёдер, другое на плечи, для женщин – просторные длинные одеяния), молитву: « « Вот я перед Тобой, Аллах! Нет у Тебя сотоварища! Вот я перед Тобой! Воистину, хвала Тебе, милость и могущество! Нет у Тебя сотоварища! ». соблюдаются правила ихрам. В состоянии ихрама запрещается заниматься торговлей и делами, относящимся к мирской жизни; вступать в сексуальный контакт, свататься или вступать в брак; гневаться и обижать кого-либо; причинять вред всему живому - убивать животных и насекомых, рвать траву и срывать листья и ветки с деревьев и т. п.); бриться, стричь волосы и ногти, использовать благовония, надевать украшения и курить. Только войдя в состояние ихрам паломники могут вступить на священную для мусульман территорию. Границу ее определяют специальные сооружения, называемые микат. Второе – необходимо совершить семикратный обход вокруг Каабы ( таваф ). Двигаются при этом в направлении против часовой стрелки (по мере сил и возможностей первые три круга стараются пробежать). Этот обход совершается в любое время дня и ночи, тотчас по прибытии. Если паломникам удаётся приблизиться к Чёрному камню (аль-Хаджар аль-Асвад), они могут коснуться его или поцеловать. Те же, кто не смог приблизиться, просто вздымают руки в приветственном жесте. Третье - совершить стояние в долине Арафат ( вукуф ). Четвертое - вновь обойти вокруг Каабы по возвращении из долины Арафат. Паломник, выполнивший все четыре действия, отныне назывался хаджи. Во время хаджа отмечаются три знаменательных события истории: прощение Адама и Евы (Хаввы), принесение в жертву пророком Ибрахимом своего сына Исмаила, жизнь Пророка Мухаммада. Согласно Корану, Адам и Хавва, уступив искушениям сатаны, были вынуждены покинуть Рай и скитались по земле в печали, трудах и горести. Они не только утратили общение с Богом, но и потеряли друг друга. Однако Аллах не оставил их. Когда Адам и Хавва искренне раскаялись, Он простил и они воссоединились на равнине Арафат, в центре которой возвышается небольшой холм - гора Арафат, называемая также Горой Милости (Джабал ар-Рахман). Вблизи от места воссоединения с Богом в знак благодарения Адам и Хавва воздвигли святыню, ныне известную как Кааба. В долину Арафат, находящуюся в 24 км к востоку от Мекки, паломники прибывают на девятый день хаджа. На Горе Милости они совершают Предстояние перед Богом. Оно должно совершиться между полуднем и наступлением сумерек. Паломники стоят с непокрытой головой (кроме женщин) под лучами жаркого солнца, непрестанно размышляя о Боге и моля Его о милости. Мусульмане верят, что, совершив этот обряд, они получат полное прощение всех прошлых прегрешений и дарование новой, чистой жизни. Библейская история Авраама (Ибрагима) и Измаила в исламе дополнена рядом деталей. В частности, преданием о том, что после Божественного повеления о принесении сына в жертву, Ибрагима посетил дьявол под видом странника, уверявшего хозяина, что совершить такое деяние мог требовать только сатана. Ибрагим противился, продолжая верить, что подобное требование может исходить только от Бога, будучи проявлением Его воли. Тогда дьявол принялся искушать жену Ибрагима, чтобы она не позволяла мужу исполнить задуманное. Но Сарра отказалась внимать искусителю. Наконец испытан был и сам Исмаил, которого странник стал склонять к бегству. Однако и тот, отвергнув все искушения, безропотно принял волю Бога. После этого все трое взяли камни и бросили их в искусителя. Утром десятого числа зуль-хидджа совершается обряд побивания сатаны камнями. Он происходит в долине Мина, где согласно преданию диавол искушал Ибрагима и его семейство. Злая сила представлена тремя столбами ( джамра ). Совершая ритуальное побивание сатаны, мусульмане мысленно посвящают себя Аллаху и обещают Ему приложить все возможные усилия в деле успешного изгнания бесов из своей жизни. После этого обряда обеспеченные паломники покупают жертвенных животных - барана, козу и молодого верблюда. Совершается праздничное жертвоприношение в память о готовности Ибрагима принести в жертву собственного сына, вместо которого по велению Аллаха в самый последний момент был заклан баран. Большинство паломников стараются воспользоваться предоставленной им благоприятной возможностью, чтобы посетить расположенные по соседству места, связанные с именем Пророка, включая Медину, где находятся могилы Пророка и халифов Абу Бакра и Омара, а также гору Джабал ал-Нур (Хира), чтобы увидеть пещеру, где Мухаммаду было ниспослано первое видение.
Часто к столпам веры прибавляют джихад. Джиха́ д (араб. усилие) - понятие в исламе, означающее Священную войну против куфра (неверие, духовный вакуум, приводящий человека и общество к саморазрушению). Исламские богословы делят джихад на большой (духовная борьба с собственными недостатками) и малый (газава́ т - силовая борьба с неверными-кафирами). Джихад ведётся жизнью, имуществом, словом - исходя из возможностей человека. Он продлится, согласно исламу, до конца дней. Участник джихада называется муджахидом (моджахед). Моджахид - не только воин, но и учитель, и священник и мать, воспитывающая своего ребёнка. Погибший моджахид считается шахидом, то есть засвидетельствовавшим свою веру перед Аллахом. Основные обряды Обряды, связанные с пятью столпами ислама: - намаз; - чтение Корана. - жертвоприношение; - милостыня - хадж Перед исполнением большинства обрядов, а также в других, предусмотренных правилами случаях, совершается омовение (частичное - ал-вуду и полное - ал-гусуль );
Обряды, связанные с важными событиями в жизни мусульманина: - обрезание (ар. хитан; тюрк. суннет ), которому подвергаются мальчики в возрасте от 7 до 15 лет (Измаил был обрезан в 13 лет); - брак ( никах ), который является обязанностью человека перед Богом. Многочисленность детей – знак Божьего благоволения. Позволяется иметь до четырех жен при условии равного их содержания. Развод ( талак ) допустим, но не желателен. - погребение ( джаназа )
Памятные дни. Пятница – Джума. Пятница является священным днем недели для мусульман. В Коране сказано: «О вы, которые уверовали! Когда вас зовут на соборную молитву в пятницу, стремитесь к поминанию Аллаха (к проповеди и намазу), оставив торговые дела, это лучше для вас, если только вы разумеете». (62, 9). В священном хадисе говорится: «Суббота дарована иудеям, воскресенье – христианам, а пятница – мусульманам. В этот день мусульманам ниспосылается обилие, всяческие блага, все доброе». Пятница начинается с заходом солнца накануне и продолжается до его захода в пятничный день, то есть священными являются пятничный день и ночь накануне. Согласно хадису Пророка, пятница является более благим днем, чем даже праздничные дни (Курбан- байрам, Ураза-байрам). Совершение греховного в пятницу является пренебрежением к этому священному дню. Поэтому в этот день многократно увеличивается не только воздаяние за добрые дела, но и наказание за грехи. В пятницу Всемогущий Аллах сотворил нашего праотца Адама, в пятницу переселил его на Землю, и умер Адам в пятницу. Конец света также произойдёт в пятницу. Попавшие в Рай будут лицезреть Аллаха - тоже по пятницам. В течение пятницы существует особый миг, когда Аллах принимает молитвы, но Он утаил его для того, чтобы мусульмане всю пятницу усердно занимались молились.
День рождения пророка - Маулюд ан наби (Маулид, Мавлид) Этот памятный день отмечается 12-го числа месяца раби аль-авваль. Рождество Мухаммеда стали отмечать лишь спустя 300 лет после возникновение ислама и, как считают исследователи, не без влияния христианской традиции. Поскольку точная дата рождения пророка неизвестна, Маулюд приурочен ко дню его смерти. Необходимо отметить, что в исламе дни рождения отмечаются весьма скромно, а иногда и вовсе не отмечаются, в то время как даты смерти, обычно трактуемые как рождение для вечной жизни, справляются более торжественно. По случаю Маулюда читаются проповеди в мечетях, происходит общая молитва в честь Мухаммеда, раздаётся милостыня. Праздник включает в себя декламацию стихов Корана, восхваляющих пророка (мавалид). В некоторых странах проходят торжественные процессии с зажжёнными фонарями и факелами, мусульмане несут изображение матери пророка - Амины.
IV. Шариат В исламе понятия «право» и «мораль» не разделены. Они охватываются одним понятием Шариат (ар. «правильный путь») - свод правовых и этических норм (правил) - Правила шариата содержатся в Коране и Сунне. Шариат дан человеку Аллахом раз и навсегда, а потому он совершенен, вечен и неизменен. Ни один человек не вправе что-либо разрешать или запрещать, поскольку такое право принадлежит одному лишь Аллаху. Разрешено все, кроме того, что единственный законодатель, сам Аллах, однозначно запретил. То, что запретно, запретно для всех, безотносительно пола, положения, богатства и прочего. Все, ведущее к запретному, также запретно. Следует избегать сомнительного и двусмысленного, чтобы не вовлечь себя в незаконное и не подвергнуться соблазну запретного. Однако запретное считается допустимым в случае острейшей необходимости и при соблюдении строго определенных правил. Например, употребление в пищу свинины строжайше запрещено, но если кто-либо лишен всякой другой пищи и ему угрожает голодная смерть, ему разрешено употребить в пищу свинину, но лишь в минимальном количестве, достаточном для удовлетворения его насущных потребностей, без жадности и стремления к запретному. Благие намерения не являются оправданием для незаконных деяний, и благоприятный исход не оправдывает дурных средств. Мусульманин обязан быть щедрым и помогать бедным; благородным; твердым в слове, обязательным делах и поступках; справедливым, воздавать добром на добро. Злом на зло? Добро и зло не могут быть равны, Так оттолкни же зло добром, И тот, кто ненависть к тебе питает, В родного друга обратится. ( Сура 41 «Разъяснены», аят 34)
Правила делятся на следующие категории: 1) обязательные ( фард ) - либо для всех мусульман (например, пятикратная молитва), либо только для тех, кто может это исполнить (обязанности предстоятеля на молитве, муэдзина в мечети и т. д.); 2) желательные ( мандуб ) - похвальные деяния, которые вознаграждаются в следующей жизни, но неисполнение которых не наказывается (добровольные молитвы сверх предписанных, дополнительные посты, гостеприимство, сдерживание гнева, прощение обидчиков, переписывание Корана и т. д.); 3) дозволенные ( джаиз ) - просто разрешенные, не влекущие за собой ни одобрения, ни порицания (деловое путешествие, еда, сон, женитьба и т. д.); 4) недостойные ( макрух ) - неприемлемые, но и ненаказуемые ни на этом, ни на том свете (небрежность в отправлении обязанностей веры, скупость или расточительность, пристрастие, жестокость, брак с иноверкой, употребление в пищу некоторых сортов рыб и т. д.); 5) запретные ( махзур ) - деяния и мысли, за которые мусульманин будет наказан в обеих жизнях (питие вина, ростовщичество и т. д.).
К числу наиболее тяжких грехов относят следующие, прямо запрещенные Кораном: Ширком является, например, мольба и взывание к кому бы то ни было кроме Аллаха. 3. Самоубийство: «…И не убивайте самих себя. Поистине, Аллах к вам милосерд! A кто делает это пo вражде и несправедливости, того Мы сожжём в огне. Это для Аллаха легко! » (4: 33, 34). 4. Колдовство: его изучение и применение. Колдовство считается неверием ( куфр ): «…и они последовали за тем, что читали шайтаны, в царство Сулеймана. Сулейман не был неверным, но шайтаны были неверными, обучая людей колдовству и тому, что было ниспослано обоим ангелам в Вавилоне, Харуту и Mapyтy. Ho они оба не обучали никого, пока не говорили: «Мы - искушение, не будь же неверным! ” И те научались от них, чем разлучать мужа от жены, - но они не вредили этим никому иначе, как c дозволения Аллаха. И обучались они тому, что им вредило и не приносило пользы, и они знали, что тот, кто приобретал это, - нет ему доли в будущей жизни. Плохо то, что они покупали за свои души, - если бы они это знали! » (2: 96). 5. Неуважительное отношение к родителям: «И решил твой Господь, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Heгo, и к родителям - благодеяние. Если достигнет y тебя старости один из них или оба, то не говори им - тьфу! и не кричи на них, a говори им слово благородное» (17: 24). 6. Прелюбодеяние: «И не приближайтесь к прелюбодеянию, ведь это - мерзость и плохая дорога! » (17: 34). 7. Гомосексуализм: «…Boт он сказал своему народу: «Heyжeли вы будете творить мерзость, в которой никто из миров вас не опередил? Beдь вы приходите пo страсти к мужчинам вместо женщин. Да, вы - люди, вышедшие за предел! » (7: 78, 79). 8. Обвешивание: «Горе обвешивающим, которые отмеривают себе у людей, берут полностью, а когда меряют им или вешают — сбавляют! » (83: 1–3). 9. Ростовщичество (отдача денег в долг под проценты): «Te, которые пожирают рост, восстанут только такими же, как восстанет тот, кого повергает сатана своим прикосновением. Это — за то, что они говорили: «Ведь торговля - то же, что рост». A Аллах разрешил торговлю и запретил рост» (2: 276). |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 1060; Нарушение авторского права страницы