Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Мирадж (Раджаб-байрам) - Праздник вознесения к небесному престолу Аллаха.



Праздник в ознаменование чудесного путешествия Мухаммеда из Мекки в Иерусалим и его вознесение (мирадж) к небесному престолу Аллаха стал одним из самых популярных сюжетов мусульманских преданий. Это событие произошло 27 раджаба (7 месяц) 621 года, оно отмечается во многих мусульманских странах. Ночь 27 раджаба мусульмане проводят в бдении, читают Коран, молятся и пересказывают предание о чудесном вознесении пророка.

Согласно преданию, Мухаммед, уснув в Мекке, чудесным молниеносным способом при помощи Архангела Джабраила на крылатом коне Бураке совершил путешествие в Иерусалим, а затем, оставив там Бурака, в сопровождении Джабраила прошел семь небес. На первом сам Адам открыл ему «небесные ворота», на втором - встретились ему пророки Яхья и Иса, на третьем - Иосиф, на четвертом - Идрис, на пятом - Харун (Аарон), на шестом Муса, на седьмом же небе восседал праотец - патриарх всех пророков Ибрахим. А когда с седьмого неба Мухаммед явился к престолу Аллаха, то беседовал с ним, сказав 99 тысяч слов...

Затем Мухаммед был возвращен на землю, обратно в Мекку. Вернувшись, Мухаммед убедился, что постель его еще не остыла, а из опрокинутого при отправлении в путь кувшина не успела вытечь вода.

Лейлят аль-кадр - ночь предопределения.

Ночь на 27 число месяца рамадан считается ночью предопределения, решения судьбы, могущества. Святость Лейлят аль - кадр заключается в том, что этой ночью началось ниспослание Корана Мухаммеду. Считается, что в эту ночь Аллах принимает решение о судьбе каждого человека, учитывая его благочестие и просьбы, высказанные в молитвах. Поэтому Лейлят аль-кадр принято проводить в мечети, читая Коран и вознося Аллаху и ангелам мольбы и просьбы.

IV. Шариат

В исламе понятия «право» и «мораль» не разделены. Они охватываются одним понятием

Шариат (ар. «правильный путь») - свод правовых и этических норм (правил) -

Правила шариата содержатся в Коране и Сунне.

Шариат дан человеку Аллахом раз и навсегда, а потому он совершенен, вечен и неизменен.

Ни один человек не вправе что-либо разрешать или запрещать, поскольку такое право принадлежит одному лишь Аллаху.

Разрешено все, кроме того, что единственный законодатель, сам Аллах, однозначно запретил.

То, что запретно, запретно для всех, безотносительно пола, положения, богатства и прочего. Все, ведущее к запретному, также запретно.

Следует избегать сомнительного и двусмысленного, чтобы не вовлечь себя в незаконное и не подвергнуться соблазну запретного.

Однако запретное считается допустимым в случае острейшей необходимости и при соблюдении строго определенных правил. Например, употребление в пищу свинины строжайше запрещено, но если кто-либо лишен всякой другой пищи и ему угрожает голодная смерть, ему разрешено употребить в пищу свинину, но лишь в минимальном количестве, достаточном для удовлетворения его насущных потребностей, без жадности и стремления к запретному.

Благие намерения не являются оправданием для незаконных деяний, и благоприятный исход не оправдывает дурных средств.

Мусульманин обязан быть щедрым и помогать бедным; благородным; твердым в слове, обязательным делах и поступках; справедливым, воздавать добром на добро. Злом на зло?

Добро и зло не могут быть равны,

Так оттолкни же зло добром,

И тот, кто ненависть к тебе питает,

В родного друга обратится.

( Сура 41 «Разъяснены», аят 34)

 

Правила делятся на следующие категории:

1) обязательные (фард) - либо для всех мусульман (например, пятикратная молитва), либо только для тех, кто может это исполнить (обязанности предстоятеля на молитве, муэдзина в мечети и т. д.);

2) желательные (мандуб) - похвальные деяния, которые вознаграждаются в следующей жизни, но неисполнение которых не наказывается (добровольные молитвы сверх предписанных, дополнительные посты, гостеприимство, сдерживание гнева, прощение обидчиков, переписывание Корана и т. д.);

3) дозволенные (джаиз) - просто разрешенные, не влекущие за собой ни одобрения, ни порицания (деловое путешествие, еда, сон, женитьба и т. д.);

4) недостойные (макрух) - неприемлемые, но и ненаказуемые ни на этом, ни на том свете (небрежность в отправлении обязанностей веры, скупость или расточительность, пристрастие, жестокость, брак с иноверкой, употребление в пищу некоторых сортов рыб и т. д.);

5) запретные (махзур) - деяния и мысли, за которые мусульманин будет наказан в обеих жизнях (питие вина, ростовщичество и т. д.).

 

К числу наиболее тяжких грехов относят следующие, прямо запрещенные Кораном:
1. Придание Аллаху равного (ширк): «Beдь, ктo придаёт Аллаху сотоварищей, тому Аллах запретил рай. Убежищем для него - огонь, и нет для неправедных помощников! » (5: 76).

Ширком является, например, мольба и взывание к кому бы то ни было кроме Аллаха.
2. Умышленное убийство человека (в т. ч. и аборты): «Пo этой причине предписали Мы сынам Иcpaилa: ктo убил душу не за душу или не за порчу на земле, тот как будто бы убил людей всех…» (5: 35).

3. Самоубийство: «…И не убивайте самих себя. Поистине, Аллах к вам милосерд! A кто делает это пo вражде и несправедливости, того Мы сожжём в огне. Это для Аллаха легко! » (4: 33, 34).

4. Колдовство: его изучение и применение. Колдовство считается неверием (куфр): «…и они последовали за тем, что читали шайтаны, в царство Сулеймана. Сулейман не был неверным, но шайтаны были неверными, обучая людей колдовству и тому, что было ниспослано обоим ангелам в Вавилоне, Харуту и Mapyтy. Ho они оба не обучали никого, пока не говорили: «Мы - искушение, не будь же неверным! ” И те научались от них, чем разлучать мужа от жены, - но они не вредили этим никому иначе, как c дозволения Аллаха. И обучались они тому, что им вредило и не приносило пользы, и они знали, что тот, кто приобретал это, - нет ему доли в будущей жизни. Плохо то, что они покупали за свои души, - если бы они это знали! » (2: 96).

5. Неуважительное отношение к родителям: «И решил твой Господь, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Heгo, и к родителям - благодеяние. Если достигнет y тебя старости один из них или оба, то не говори им - тьфу! и не кричи на них, a говори им слово благородное» (17: 24).

6. Прелюбодеяние: «И не приближайтесь к прелюбодеянию, ведь это - мерзость и плохая дорога! » (17: 34).

7. Гомосексуализм: «…Boт он сказал своему народу: «Heyжeли вы будете творить мерзость, в которой никто из миров вас не опередил? Beдь вы приходите пo страсти к мужчинам вместо женщин. Да, вы - люди, вышедшие за предел! » (7: 78, 79).

8. Обвешивание: «Горе обвешивающим, которые отмеривают себе у людей, берут полностью, а когда меряют им или вешают — сбавляют! » (83: 1–3).

9. Ростовщичество (отдача денег в долг под проценты): «Te, которые пожирают рост, восстанут только такими же, как восстанет тот, кого повергает сатана своим прикосновением. Это — за то, что они говорили: «Ведь торговля - то же, что рост». A Аллах разрешил торговлю и запретил рост» (2: 276).

10. Потреблениесвинины, мертвечины, крови, а также мяса животных, которые заколоты не во имя Аллаха: «Он ведь запретил вам только мертвечину, и кровь, и мясо свиньи, и то, что заколото не для Аллаха» (2: 168).

11. Потребление спиртных напитков и всего, что может вывести разум из нормального состояния, а также азартные игры: «O вы, которые уверовали! Вино, азартные игры, жертвенники, стрелы - мерзость из деяния сатаны. Сторонитесь же этого, - может быть, вы окажетесь счастливыми! » (5: 92).

12. Воровство и взяточничество: «И не поедайте ваших достояний меж собой попусту и не отдавайте его судьям, чтобы съесть часть достояния людей преступно, в то время как вы знаете» (2: 184).

13. Ложь и обман: «Горе всякому лжецу, грешнику! » (45: 6).

14. Несовершение намаза: «Поистине, молитва для верующих — предписанное в определённое время» (4: 103).

15. Отказ от выплаты закята: «A те, которые собирают золото и серебро и не расходуют его на пути Аллаха, — обрадуй их мучительным наказанием» (9: 34).

16. Несоблюдение поста в месяц Рамадан: «O те, которые уверовали! Предписан вам пост, так же как он предписан тем, кото был до вас, — может быть, вы будете богобоязненны! » (2: 179).

 

V. Основные течения в исламе

Пророку Мухаммаду приписываются такие слова: «Иудеи раскололись на семьдесят одну секту, назаряне (христиане. — ВК) раскололись на семьдесят две секты. Расколется и моя община — на семьдесят три секты».

17 июня 656 года заговорщиками был убит третий праведный халиф Осман. Новым халифом был избран Али - двоюродный брат Мухаммада, его воспитанник и зять, женатый его на дочери Фатиме. Али одним из первых принял ислам, прославился воинской доблестью во многих битвах. Избрание Али халифом поддержали многие мусульмане, но не все. Наместник Сирии, родственник Османа, Муавия обвинил Али в причастности к убийству третьего халифа.

Началась первая гражданская война между мусульманами. В июле 657 года при Сиффине на берегу Евфрата (на территории нынешней Сирии) произошло сражение между армиями Али и Муавии. Битва складывалась неудачно для последнего. Его войско терпело поражение, и тогда Муавия пошел на хитрость. Он приказал своим воинам прицепить к копьям свитки Корана, призывая, якобы, к божественному суду.

Али прекратил сражение и согласился на переговоры. Нерешительность Али, фактически отказавшегося от победы, вызвала возмущение среди его сторонников. 12 тысяч воинов покинули армию Али и выбрали своего халифа, рядового воина Абдаллаха ибн Вахба. Так произошел раскол среди сторонников Али. Воинов, покинувших Али после битвы при Сиффине стали называть хариджитами (от араб. хараджа - выходить).

В январе 661 года халиф Али был смертельно ранен хариджитом Ибн Мульджамом. Подавляющее большинство мусульман признали своим халифом Муавию, который принадлежал к знатному курейшитскому роду Омейядов. Они стали именоваться суннитами.

Но часть мусульман не согласилась с избранием Муавии. Они считали, что халифами могут быть только потомки Али. Сторонников этой точки зрения стали называть шиитами (ши’а Али - приверженцы, партия Али). Так в исламе произошел политический раскол. Суннизм стал доминирующим направлением в исламе, шииты и хариджиты представляют меньшинство мусульман.

Впоследствии и в этих направлениях произошли разделения.

Сунниты.

Все сунниты в качестве источников вероучения признают Коран и все, принимаемые в качестве достоверных, хадисы Сунны, которые включены в своды, составленные Бухари, Муслимом, ат-Тирмизи, Абу Даудом, ан-Насаи и Ибн Маджи. Сунниты. Они считают праведными всех четырех халифов, правивших после Мухаммада: Абу Бакра, Омара, Османа и Али.

В VIII- IX веках в суннизме сложилось четыре богословско-правовые школы, называемые «мазхабами»: маликитский, шафиитский, ханафитский и ханбалитский. Они получили название по именам основателей: Абу Ханифа (ок. 699-767), Малик ибн Анас (708/715-795), аш-Шафии (767-820) и Ибн Ханбаль (780-855)). Все четыре школы признают правомерность друг друга. Мусульманин может выбрать любую из этих школ и следовать той, с которой соглашается.

В середине XVIII века в Аравии на возникло новое течение в исламе. Его основателем стал Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб, призывавший вернуться к к начальной чистоте веры. Он требовал соблюдения строгое соблюдение принципа таухида (единобожия), отрицал все новшества в исламе, а также следование одному из мазхабов. Сторонники этого течения называют себя салафитами, но больше они известны как ваххабиты. Ваххабизм стал господствующим учением на Арависком полуострове. В 1932 году ваххабиты создали свое государство – Саудовская Аравия.

Шииты.

После гибели Али ибн Абу Талиба они не признали власть пятого халифа – Муавии I. Их халифами стали сыновья Али и Фатимы – Хасан и Хусейн, погибшие в религиозных войнах. День гибели Хусейна в битве при Кербеле 10 мухаррама 680 года отмечается как день траура – Шахсей – вахсей (от перс. Шах Хусейн, вах, Хусейн - Царь Хусейн, ах, Хусейн). По преданию Хусейну были нанесены 33 колотые и 34 рубленые раны. Религиозные церемонии, связанные с шахсей-вахсей, сопровождаются постом и молитвенными песнопениями; поощряется самоистязание с нанесением ран саблями и кинжалами.

Шииты в отличие от суннитов не считают Сунну столь же боговдохновенной, как Коран. При этом они признают подлинными не суннитские сборники хадисов, а свои. Шииты считают, что верховная власть имеет божественную природу: это некая «благодать», переданная пророком Мухаммадом своему ближайшему родственнику Али а через него потомкам – имамам («предводитель»), посредникам между Аллахом и людьми.

Господствующим в шиизме стало течение, признающее двенадцать законных имамов - потомков Али. Первых трех халифов они считают узурпаторами. Двенадцатый имам – Мухаммад в IX веке таинственно скрылся и пребывает невидимо в мире. Но в конце времен он должен объявиться как мессия – махди («ведомый»). Махдизм стал наиболее распространенным в шиизме течением. В начале XVI века он стал государственной религией Ирана.

В VII веке в шиизме возникла секта исмаилитов, названная по имени своего основателя. Она широко распространена ныне в горных районах Афганистана, Таджикистана и ряде других районов. Исмаилиты исповедуют переселение душ. Во главе секты стоят имамы, в которых последовательно воплощается некая «мировая душа». Имамы образуют наследственную династию Агаханов, которым платят налоги члены секты. От исмаилитов вскоре отделись другие секты. Две из них – карматы и ассасины (фр. «убийцы») впоследствии распались. Еще одна группа, отделившаяся в XI веке, продолжает в настоящее время существовать, главным образом на территории Сирии и Ливана. Их называют друзами по имени одного из основателей секты - Исмаила ад дарази.

3. Хариджиты. После ухода из армии Хуссейна обосновались в городе Басра, откуда совершали набеги на своих религиозных противников. Практиковали политические убийства и мятежи как способ достижения своих целей. Ими был убит Али и ранен Муавия. Хариджиты признают законными только двух первых халифов - Абу Бакра и Омара. Считают равными всех мусульман, независимо от происхождения. Согласно учению хариджитов, халиф должен избираться и обладать только исполнительной властью. Всей полнотой судебной и законодательной власти должен иметь совет - шура. У хариджитов существуют понятия о малом и большом грехе. Мусульманин, совершивший большой грех, выводится из ислама и приравнивается к неверному.

Большинство хариджитов проживает сейчас в государстве Оман.

4. Суфи́ зм (от ар. суф – «шерсть», возм. от греч. софия – «мудрость») - мистико-аскетическое течение, возникшее в VIII—IX веках. Оно появилось среди шиитов, но затем распространилось и в суннизме. Суфии проповедуют бедность (факр) и отказ от мирского, отшельничество (зухд),

Приверженцы суфизма – дервиши (перс. «нищий») Они объединяются в отдельные общины - братства (тарикат). Глава братства – шейх или ишан. Существуют суфийские монастыри – текие.

Признавая реальным лишь существование Бога (Аллаха), а окружающие вещи и явления - его эманацией, последователи суфизма объявляют высшей целью жизни мистическое соединение души человека с Богом. Оно происходит в состоянии экстаза, в которое можно прийти через специальные мистические практики. Среди последних важное место занимает «танец дервишей» - сама, во время которого произносится формула упоминания имени Аллаха – «зикр», а также безмолвная молитва (таффакур),

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь